search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Урок 10. Русская культура в XVI в
29.01.2019, 21:59

Задачи урока: познакомить учащихся с развитием
культуры в XVI  в.; охарактеризовать влияние политических
процессов, происходивших в России XVI в., на развитие
культуры.
План урока
1. Век публицистики.
2. Первопечатник Иван Федоров.
3. Библиотека Ивана Грозного.
4. Культурное развитие в XVI в.

ХОД УРОКА
 Проверка и актуализация знаний 
Учитель проводит исторический диктант.
Вопросы и задания: 1)  Назовите дату венчания Ивана
IV на царство. (1547) 2) Назовите не менее трех членов
Избранной рады. (Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский)
3) Напишите имя митрополита, который венчал Ивана IV
на царство и поддерживал его. (Макарий) 4)  Напишите
имена митрополитов, которые поддержали боярство и осудили
опричнину. (Афанасий, Филипп Колычев) 5) Как называлась
часть территории государства, которая управлялась
боярами? (Земщина) 6)  Назовите хронологические
рамки опричнины. (1565—1572) 7) Назовите дату погрома в
Новгороде. (1569—1570) 8) Назовите год падения Избранной
рады. (1560) 9) Дайте определение термина «самодержавие».
10) Дайте определение термина «террор».
 Изучение нового материала
1—2.  Учащимся предлагается вспомнить о влиянии
политических процессов во второй половине XVI  в. на
развитие общественной мысли. Обобщив ответы семиклассников,
учитель отмечает особенности развития русской
культуры в XVI в.:
— завершение процессов образования единого государства
приводит к единообразию в развитии земель
(бывших ранее самостоятельными княжествами);
— усиливается власть великого князя, а затем и царя;
— Москва становится общерусским центром культуры;
— огромную роль на развитие культуры оказывает Русская
церковь (например, решения Стоглавого собора
1551  г. регламентировали деятельность иконописцев, архитекторов);
— развивается процесс формирования общенациональной
культуры.
Учитель характеризует быт и обычаи населения в XVI в.
и отмечает, что модель верховной самодержавной власти
нашла отражение и в семье. Идеологию монархии протопоп
Сильвестр применил к частной жизни в известном
произведении «Домострой». Учащиеся могут поработать
с текстом исторического источника.
Из «Домостроя»
Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться
им. Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого,
благоразумного, рассудительного, строгого, трезвого,
несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и

повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки,
откровенно, наставления его исполнять. Должно его приглашать
к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления
его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. <…>
Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в
юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не
будь скуп на удары дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет,
а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти. Не
улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись,
в большом пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши
ему ребра, пока он растет, чтобы, возмужав, не перестал повиноваться
тебе, ибо в таком случае будет больно и досадно твоей
душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему,
укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь
разные неприятности.
Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему,
как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие
всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать
жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей
своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они
должны им во всем покоряться… Хозяйка сама должна знать,
как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи валяются
хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она должна
знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое
для этого, сколько чего можно сделать из четверти,
осьмины… меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна
уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и
блины, всякие каши и кисели, всякие пирожки. Умея сама,
пусть она и слуг научит этому. <…> Такова должна быть хорошая
хозяйка. Она должна знать все, что касается до пива, меда,
вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если она все
это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство
пойдет хорошо и всего будет много. <…>
Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть,
вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и
всякие сосуды… Все сосуды и принадлежности должны быть
всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору,
хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи,
пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты,
выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним
крыльцом сена положить для вытирания ног… Но если муж
увидит, что у жены и слуг нет порядка и делается не так, как
здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает
все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же
она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей
и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и
постращает ее наедине, а, наказав, пожалует и скажет доброе

слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться
на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности.
Со слугами и детьми поступать так же: наказать по
вине и побить, потом пожаловать.
Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают,
не боятся, не делают того, что муж, отец или мать повелевают,
то их плетью постегать, смотря по вине; а бить их наедине,
не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по уху, по
лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем
железным и деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет,
может большой вред причинить: слепоту, глухоту, повреждение
руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и больно,
и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или
небрежение было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько
побить, за руки держа, да побив, чтобы гнева не было,
сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели и не
слышали.
Вопросы и задание: 1) Опираясь на текст «Домостроя»,
расскажите, каким образом следовало вести хозяйство.
2) Каковы были обязанности жены и мужа в семье? 3) Как
следовало воспитывать детей? 4) Как вы думаете, почему
наказывать предлагалось «не при людях» и «не в сердцах»?
5) Каково назначение этого произведения?
Церковь играла большую роль в жизни людей. Митрополитом
Макарием были составлены «Четьи-Минеи»  —
сборники для каждодневного чтения. Каждый из 12 томов
соответствует определенному месяцу (отсюда название
«Четьи-Минеи»  — «ежемесячные чтения») и разбит по
дням.
Летописание вступает в новую фазу: исчезновение
многих летописных центров привело к сосредоточению
летописного дела в Москве. Главной целью летописцев
стало обоснование преемственности власти московских
властителей. Так, например, в XVI в. были составлены общерусские
своды: Воскресенская летопись (один из списков
хранился в Новоиерусалимском (Воскресенском)
монастыре) и Никоновская летопись (один из списков
принадлежал патриарху Никону).
Задание: Вспомните, когда был составлен первый общерусский
летописный свод.
Другим крупным сочинением стала «Степенная книга
царского родословия». В отличие от летописей, где изложение
ведется по годам, в «Степенной книге...» повествование
идет по «степеням», каждой из которых (а их всего 17) соответствует правление князя, царя (от Владимира
до Ивана IV) и митрополита. Тем самым подчеркивалась
идея единства царской и церковной власти.
В начале XVI в. оформляется теоретическая концепция
«Москва — Третий Рим». Идеи об особой миссии и ответственности
России и Русской церкви перед православным
миром выдвинули митрополит Зосима и псковский
старец Филофей, который был автором ряда посланий к
великому князю Василию  III и царю Ивану  IV. Главной
мыслью теории «Москва — Третий Рим» была идея преемственности
ведущей роли Москвы, Русского государства
в христианском мире после утраты ее Константинополем.
«Первый Рим, — писал Филофей, — пал от нечестия,
второй (Константинополь) — от засилия агарянского (мусульманского),
Третий Рим  — Москва, а четвертому  —
не бывать».
Эти идеи были подкреплены материальными свидетельствами
— царским троном Ивана Грозного и шапкой
Мономаха. О шапке Мономаха впервые упоминается в
духовной грамоте Ивана Калиты 1328 г. Есть версия, что
она была подарена Калите одним из татарских ханов. Под
именем Мономаховой шапка известна с 1498 г., с момента
венчания на великое княжение Дмитрия Ивановича дедом,
великим князем Иваном III.
В конце XV — начале XVI в. было написано «Сказание
о князьях владимирских». Исследователи не пришли к
единому мнению о том, кто был его автором. В основе
«Сказания» лежат две легенды. Согласно первой, русские
великие князья восходили через своего предка Пруса
к римскому императору Августу. Вторая легенда рассказывала
о получении киевским князем Владимиром
Всеволодовичем даров (среди них знаки царской власти
— венец, скипетр и держава) от византийского императора
Константина Мономаха. Эта легенда сыграла
важную роль в обосновании принятия царского титула
Иваном IV. Учащимся может быть предложено познакомиться
с историческим источником.
Из «Сказания о князьях владимирских»
Из истории Ханаанской и Афраксада, первого потомка Ноя,
родившегося после потопа. По благословлению отца Ноя вся вселенная
была разделена на три части между тремя сыновьями его —
Симом, Хамом и Иафетом… Ной благословил Симова сына
Афраксада, чтобы поселился он в земле Ханаанской, и родились

у Афраксада два сына-близнеца: имя одного — Мерсем, другого
Хус, они были основателями Египта. И пошли от них многочисленные
потомки по родам их. …От Александра Македонского до
Птолемея Прокаженного насчитывается двадцать два Птолемея.
У Птолемея Прокаженного была дочь премудрая, по имени
Клеопатра. <…>
В год 51 до н. э. …И бог вручил власть Августу. Август же начал
собирать дань со всей вселенной. Брата своего Патрикия
поставил царем Египта; Августалия, другого брата своего, поставил
властелином Александрии… Илирика же, брата своего,
поставил правителем в верховьях Истра; а Пруса, родича своего,
послал на берега Вислы-реки в города Мальборк, и Торунь,
и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой
Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много
лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен
зовется это место Прусской землей.
И вот в то время некий воевода новгородский по имени
Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей
Новгорода и сказал им: «О мужи новгородские, советую вам,
чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призва -
ли бы к себе из тамошних родов правителя». Попали они в
Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик,
который был из римского рода Августа-царя. …А четвертое колено
от великого Рюрика — великий князь Владимир, который
просветил Русскую землю святым крещением в году 988.
<…> С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал
греческий царь Константин Мономах, венчаются великие
князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское.
<…>
Вопросы: 1) Как вы думаете, с какой целью было написано
«Сказание о князьях владимирских»? 2)  Соот ветствовало
ли повествование фактической истории?
Одним из центральных вопросов публицистики того
времени был вопрос о взаимоотношении общества и
власти. В конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в. пишет свои
челобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно,
вымышленная личность), в которых он изложил
свои взгляды на государственное устройство и порядки.
Образцом для него выступал сильный правитель, но не
самовластец, ибо кроме прав у него должны быть обязанности
перед его воинами, которые являются опорой правителя.
Таким образом, Пересветов обращал внимание на
дворянство как государственную опору, а боярство обвинял
в трусости и недостатке служебного рвения.

Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в
знаменитой переписке Ивана Грозного с князем Андреем
Курбским. Внимание учащихся обращается к историческим
источникам.
Из послания князя Андрея Курбского,
написанного Ивану Грозному
Царю пресветлому, в православии богом прославленному,
ныне же из-за грехов наших против бога и православия обратившемуся.
Умный поймет, что совесть у него прокаженная и
что такого не сыщешь и среди безбожных народов. <…>
За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом
данных тебе, различным смертям предал? За что победоносную
и святую кровь их в церквах божьих, во владыческих торжествах
пролил и их мученическою кровью обагрил церковные пороги?
И на доброжелателей твоих, душу за тебя полагающих, неслыханные
мучения, и гонения, и смерть замыслил, и, обвинив без
вины православных в измене, чародействе и в ином неподобном,
тщетно пытался белое за черное и сладкое за горькое выдать!
В чем провинились перед тобою, о царь, чем прогневали
тебя, христианский заступник? <…>
То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или думаешь,
что ты бессмертен, царь? Или скверной ересью увлечен так, что
не хочешь уже предстать перед неподкупным судьей, богоначальным
Иисусом, который будет судить мир по правде, и являешься
прегордым мучителем и истязаешь людей, не доказав их
вины? <…>
Какого только зла и гонения от тебя не претерпел! Каких бед,
напастей не навлек на меня, каких поклепов не возвел на меня!..
Впереди войска твоего не один раз ходил и никакого бесчестья
тебе не приносил, но радостные победы с помощью ангела-заступника
во славу тебе добывал и никогда войска твои спиной к
чужим не поворачивал, но лишь победы преславные добывал во
славу тебе. И это не год, не два, а много лет трудился с терпением,
в поте лица и всегда отечество мое защищал; родительницу
мою и жену мою мало видел, всегда в походах против врагов
твоих в дальних городах, терпя нужду и болезни — тому господь
мой, Иисус Христос, свидетель. Изранен во многих битвах
с  врагами, и тело мое изъязвлено многими ранами. Но тебе,
о царь, все это ни во что, непримиримую ярость и жгучую ненависть,
как печь пышущую, являешь нам...
Не думай, царь, не представляй мысленно, что мы, убитые,
заточенные и изгнанные тобою без вины, уже погибли. Не радуйся
этому, мнимой силой хвалясь: убитые тобою, стоя у престола
господня, просят отмщения; заточенные же и несправедливо
изгнанные в другие края, взываем мы к богу день и ночь. …
Послание это, слезами омытое, велю положить с собою в гроб,
идя на суд с тобою бога моего Иисуса Христа. Аминь. Писано
в Вольмере, граде государя моего, короля Августа Сигизмунда...

Из послания Ивана Грозного князю Андрею Курбскому
…Мы же хвалим бога за премногую милость к нам, что не допустил
он деснице нашей обагриться единоплеменной кровью,
ибо мы не отняли ни у кого царства, но по божию изволению и
по благословению своих прародителей и родителей как родились
на царстве, так и были воспитаны и выросли, и божиим
повелением воцарились и взяли все родительским благословением,
а не похитили чужое. Да будет известно повеление этой
истинно православной христианской самодержавной власти,
владеющей многими землями, и да примет наш христианский
смиренный ответ бывший истинно православный христианин
и наш боярин, советник и воевода, ныне же отступник…
Ты же ради тела погубил душу, презрел вечную славу ради мимотекущей
и, на человека разъярившись, на бога восстал. Пойми,
бедный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и
телом!.. Могут и там понять твое злодейство те, кто поумнее: ты
бежал не от смерти, а желая мимотекущей славы и богатства.
Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестен, зачем ты
боялся мученической смерти, которая не есть смерть, но приобретение?
В конце концов, все равно умрешь... Зачем ты презрел
апостола Павла, говорящего: «Всякая душа да повинуется властям;
нет власти не от бога; тот, кто противится власти, противится
божьему повелению»?.. А ведь это сказано о всякой власти,
даже о власти, приобретенной кровью и войной. Вспомни же
сказанное выше, что мы ни у кого не похитили престола, — кто
противится такой власти, тем более противится богу!..
Писание твое принято и прочитано внимательно. Змеиный
яд у тебя под языком, и поэтому, хоть письмо твое и наполнено
медом и сотами, но на вкус оно горше полыни… Мы не предавали
своих воевод различным смертям, — с божьей помощью мы
имеем у себя много воевод и кроме вас, изменников. Мы же
вольны награждать своих холопов, вольны и казнить...
Мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумываем,
если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так
ведь таких собак везде казнят. <…>
Когда же мы достигли 15 лет, то взялись сами управлять своим
царством, и, слава богу, управление наше началось благополучно.
Но так как человеческие грехи всегда раздражают бога,
то случился за наши грехи по божьему гневу в Москве пожар,
и наши изменники — бояре, те, которых ты называешь мучениками
(я назову их имена, когда найду нужным), как бы улучив
благоприятное время для своей измены, убедили скудоумных
людей, что будто наша бабка, княгиня Анна Глинская, со своими
детьми и слугами вынимала человеческие сердца и колдовала
и таким образом спалила Москву и что будто мы знали об
этом их замысле. И по наущению наших изменников народ...
захватил нашего боярина, князя Юрия Васильевича Глинского;

его бесчеловечно убили в Успенском соборе... Это убийство в
святой церкви всем известно, а не то, о котором, ты, собака,
лжешь! <…>
Ты пишешь, что ждешь воздаяния от бога, — поистине, время
справедливо воздает за всякие дела  — добрые и злые, но
только следует каждому человеку рассудить: кто какого воздаяния
заслуживает за свои дела? Пишешь, что мы не увидим твоего
лица до дня Страшного суда,  — видно, ты дорого ценишь
свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо видеть?..
А если ты свое писание хочешь с собою в гроб положить, значит,
ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не
противиться злу, ты же и перед смертью не хочешь простить
врагам, как делают по обычаю даже невежды, — поэтому над тобой
не должно будет совершать и последнего отпевания. <…>
Вопросы и задание: 1)  Опираясь на текст посланий,
определите, в чем состояла суть противоречий между царем
и знатным боярином. 2) В чем обвиняют они друг друга?
3) Чьи аргументы вы находите более доказательными?
Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с
мнением филолога.
Из работы Д. С. Лихачева «Великое наследие.
Классические произведения литературы Древней Руси»
…Как у многих эмоциональных писателей, стиль Грозного
сохранял следы устного мышления. Он писал  — как говорил.
Возможно, он диктовал свои послания. Отсюда не только следы
устной речи в его писаниях, но и характерное для устной речи
многословие, частые повторения мыслей и выражений, отступления
и неожиданные переходы от одной темы к другой, вопросы
и восклицания, постоянные обращения к читателю как к
слушателю. Грозный ведет себя в своих посланиях совершенно
так, как в жизни. В нем не столько сказывается манера писать,
сколько манера себя держать с собеседником. За его писаниями
всегда стоит реальность: реальная власть, реальная жестокость,
реальная насмешка. Он не только пишет, но действует: способен
привести в исполнение свои угрозы, сменить гнев на милость
или милость на гнев.
Вопрос: О каких чертах характера Ивана Грозного,
по  мнению современного ученого-филолога, академика
Д. С. Лихачева, свидетельствует переписка царя с А. Курбским?
В XVI  в. поднимался и вопрос о крепостном праве.
Стремясь к усилению военной мощи, Пересветов выступал
против института холопства, так как рабы, по его
мнению, воины плохие.
К публицистике тематически и идейно примыкает
историческая литература, проникнутая идеей укрепления

самодержавия, усиления его союза с церковью. Так, Никоновская
летопись показывала историю Московского
царства как историю мировой державы.
Видным церковным деятелем был Максим Грек. Он родился
в знатной семье, 1505 г. стал православным монахом
афонского монастыря. В 1516 г. он по приглашению Василия
III приехал в Москву и занялся переводами богослужебных
книг. Вскоре Максим Грек оказался втянутым в борьбу
«иосифлян» и «нестяжателей», сочувствуя «нестяжателям».
Победа сторонников Иосифа Волоцкого предопределила
преследование Грека. Он писал, что задачей правителя является
следование христианским заповедям. Взгляды Грека
и его связь с оппозицией были осуждены церковными соборами.
Он был заточен в тюрьму. После освобождения Максим
Грек до конца своих дней проживал в Троице-Сергиевой
лавре. В конце XVI в. были открыты его мощи. Русская
православная церковь канонизировала его в 1988 г.
Вопросы: 1)  С какой целью была создана теория
«Москва — Третий Рим»? 2) Какова была главная мысль
«Степенной книги...»? 3)  В чем состоял предмет спора
между Иваном Грозным и Андреем Курбским? 4)  Чью
сторону поддерживал Иван Пересветов? 5) Каковы были
идеи Максима Грека?
3. Первый вариант изучения вопроса — учащимся
предлагается вспомнить и назвать материал, который использовали
для писания книг. Далее следует рассказ учителя.
Важной вехой в развитии русской культуры стало
начало книгопечатания. В середине XVI в. Иван Федоров
организовал типографию. К этому времени книгопечатание
было уже широко распространено в большинстве европейских
стран.
В 1564 г. вышла в свет первая печатная книга «Апостол»
(см. иллюстрацию в учебнике). Печатники старались сохранить
в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил
рукописное письмо, первая буква каждой главы
выделена красной краской. Начало главы украшали заставки
— орнаменты. Печатный двор в октябре 1565 г. выпустил
вторую книгу — «Часослов» (сборник молитв). Однако
вскоре Печатный двор прекратил свою работу. В последующие
годы печатники жили в Литве. Иван Федоров
объяснил свой отъезд из столицы «озлоблением… от многих
начальник и священноначальник и учитель, которые на
нас зависти ради многие ереси умыслили, хотели благое
дело в зло превратить». После отъезда Ивана Федорова

и Петра Мстиславца книгопечатание в Москве продолжили
их ученики и последователи  — Невежа Тимофеев,
Никифор Тарасиев. Федоров до самой смерти продолжал
печатать книги на русском языке: «Учительное Евангелие»,
«Псалтырь с Часословцем», «Азбуку» и др.
Второй вариант изучения вопроса — самостоятельная
работа учащихся с текстом параграфа.
Вопросы и задание: 1) Когда и при каких обстоятельствах
была издана первая книга в России? 2) Назовите первые
печатные книги. 3) Какое влияние на развитие культуры
в России оказало книгопечатание?
4. Учащимся предлагается вспомнить и охарактеризовать
особенности архитектуры, сложившиеся в период
правления Ивана III. Обобщая ответы учащихся, учитель
отмечает, что с конца XV в. в развитии русского зодчества
наступает новый этап.
Превращение Москвы в столицу Российского государства
активизировало строительство в городе. Совершенствование
городского ремесла, увеличение финансовых
средств государства способствовали расширению масштабов
каменного строительства как в храмовом строительстве,
так и в гражданском. Рост производства кирпича
открыл новые технические и художественные возможности
для зодчих. Поиски новых архитектурных форм
привели к возникновению шатрового стиля.
В нем ярко выразилось национальное своеобразие
русского зодчества, так как новый стиль порывал с традиционным,
принятым в Византии крестово-купольным
типом храма. Однако шатровое зодчество противоречило
церковным канонам, избравшим в качестве образца пятиглавый
Успенский собор в Москве.
Опираясь на иллюстрацию, учитель отмечает архитектурные
особенности церкви Вознесения в Коломенском
(1530—1532). Площадь храма небольшая (8,5 × 8,5 м), высота,
напротив, была более значительна (около 62  м).
Устремленность ввысь подчеркивают кокошники, стрельчатые
обрамления окон, грани шатра, ромбовидный узор.
Летописец пишет, что «церковь та велми чудна высотою и
красотою и светлостью, такова не бывша прежде сего на
Руси». Шатровые храмы строились не только в Москве,
но и в других городах, например в Коломне, Ярославле,
Новгороде.
К числу самых значительных памятников средневековой
русской культуры относится храм Покрова Богородицы на Рву, выстроенный при Иване IV в честь взятия Казани
(см. иллюстрацию в учебнике). «На Рву» означало, что
храм находился по соседству со рвом, окружавшим Кремль.
Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм
во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый
чтимый на Руси юродивый — Василий Блаженный. Легенда
гласит, что он сам собирал деньги на храм, поэтому второе
название собор получил по его имени.
Покровский храм возводили в 1555—1561 гг. русские зодчие
Барма и Постник Яковлев (а возможно, это был один
мастер  — Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что,
увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы
они не смогли больше нигде построить такое чудо. Освятил
храм митрополит Макарий в июле 1557 г. в присутствии
царя, однако строительство продолжалось и в последующие
годы. В правление сына Ивана Грозного Федора Ивановича
были обретены мощи святого Василия Блаженного.
По замыслу создателей, храм должен был олицетворять
красоту, силу и славу Руси. Храм снаружи выглядит мощным
и сильным. Внутреннее убранство уже не настолько
грандиозно. По свидетельству летописца, царь приказал соорудить
храм с семью приделами в честь тех святых, чьи
праздники пришлись на дни Казанского похода. Однако
зодчие выстроили восемь приделов вокруг главного.
Задание: Найдите сходство и различия между церковью
Вознесения в Коломенском и храмом Василия Блаженного.
По сторонам света от огромного шатрового храма (высота
65 м) были поставлены четыре самых высоких и массивных
придела. Между ними по диагонали размещены
четыре других, уступающие первым как по высоте, так и
по объему. Первоначально Покровский собор венчали
25  глав: 9  основных и 16  маленьких, расположенных вокруг
центрального шатра, приделов и колокольни. При
всей своей многосоставности собор производит впечатление
единого цельного сооружения. Покровский собор
стал символическим воплощением московской национальной
идеи Третьего Рима.
В XVI в. собор назывался Троицким, и по нему же была
тогда названа Троицкой прилегающая торговая площадь,
позднее получившая название Красной. В XVIII  в. храм
горел, был отреставрирован и реконструирован: были
снесены 16 маленьких глав вокруг башен, шатровую колокольню
соединили со зданием собора. Тогда же собор
приобрел современную разноцветную окраску.

В течение всего XVI  столетия велось строительство
каменных городских кремлей, которые были призваны
решать не только военно-оборонительные задачи, но и
играли большую роль в формировании облика городов,
определяя их общую планировку. Для руководства разраставшимся
каменным строительством был создан Приказ
каменных дел.
Задание: Вспомните шедевры иконописи XV в. и охарактеризуйте
особенности живописи Андрея Рублева и
Дионисия.
Учитель знакомит учащихся с особенностями живописи
в правление Ивана Грозного. Центром развития иконописи
в XVI  в. стала Москва, именно сюда по приказу
Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Различия
между иконописными школами, сложившимися в период
раздробленности, постепенно сглаживались. На основе
традиции и новых тенденций формировалась общерусская
национальная иконописная школа. Стоглавый собор
1551  г. потребовал от иконописцев следовать творческой
манере Андрея Рублева. Особое значение в иконописи
XVI в. сохраняли традиционные сюжеты, цвета, символы.
Однако изменилось духовное содержание древнерусской
иконописи. В 1553—1554 гг. церковь разрешила писать на
иконах изображения царей, князей, святителей и т. д., что
в прежнее время не соответствовало канону. Появились
сложные символические изображения, аллегорические
сюжеты, многофигурная композиция.
Ярким образцом произведения нового типа является
икона «Благословенно воинство небесного царя» (или
«Церковь воинствующая»). Она была создана после взятия
Казани. Учитель может заранее найти изображение
иконы в дополнительных источниках и вывести его на
доску или экран.
На иконе во главе движущегося православного воинства
— архангел Михаил. Вслед за ним следуют три вереницы
воинов. В рядах воинства — знаменитые русские князья.
В среднем ряду во главе всего русского воинства с
огромным красным стягом, вероятно, Иван Грозный.
В  центре композиции в царском венце и с крестом в
руках  — либо император Константин, либо Владимир
Мономах, за ним следуют Владимир Святой с сыновьями
Борисом и Глебом. Во главе верхней колонны воинов —
Дмитрий Донской со своим небесным покровителем
Дмитрием Солунским, нижнюю колонну возглавляют
Александр Невский и Георгий Победоносец.
Православное воинство движется от горящей крепости
(по мнению искусствоведов, Казани) к Небесному Иерусалиму.
По мнению исследователей, это означает, что
Русь окончательно осознала духовный смысл своего земного
существования и цель своего исторического развития
— устроение Царствия Небесного, спасение и вечную
жизнь в Небесном Иерусалиме.
В 1552 г. была расписана Золотая царицына палата Кремлевского
дворца на тему «Сказания о князьях владимирских».
Здесь нашли воплощение исторические сюжеты,
получившие распространение в XVI  в., когда для России
становится характерным осознание исторической роли Русского
государства, унаследовавшего великие традиции
прошлого. Стенопись безвозвратно погибла во время разбора
сооружения в 1752 г. О том, что и как было изображено в
палате, можно узнать из описи фресок, сделанных художником
XVII в. Симоном Ушаковым. Главное место отводилось
сюжету принятия христианства — сцене выбора веры великим
князем Владимиром в 988 г., получению из рук византийского
императора Константина Мономаха атрибутов
царской власти (венца, скипетра и державы).
 Закрепление материала
1. Как исторические события, произошедшие в XIV—
XVI  вв., нашли отражение в летописании и литературе?
Свой ответ подтвердите примерами.
2. Что нового появилось в русской культуре по сравнению
с предшествующим периодом?
3. Составьте таблицу «Русская культура в XVI в.»

Домашнее задание: §  10, рубрика «Вопросы и задания».
Выполнить одно из заданий в рабочей тетради (на
выбор учителя или учащихся). Дополнительное задание:
подготовить сообщение об одном из памятников архитектуры
XVI в.

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar