search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Урок 19. Внутренняя политика царя Алексея Михайловича
29.01.2019, 22:08

Задачи урока: охарактеризовать внутреннюю политику
Алексея Михайловича, сравнить ее с политикой Михаила
Федоровича, выявить сходство и отличия.
План урока
1. Начало правления Алексея Михайловича.
2. Московское восстание.
3. Накануне Земского собора.
4. Псковское восстание 1650 г.
ХОД УРОКА
 Проверка и актуализация знаний 
Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания.
Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что тенденции
укрепления самодержавной власти, расширения влияния
государства на жизнь всего общества в целом и формирования
крепостнической системы получили дальнейшее
развитие в XVII в. Внимание учащихся обращается на
главный вопрос урока.
 Изучение нового материала
1—2. Учитель знакомит учащихся с родословной первых
Романовых, опираясь на схему. Учащиеся заслушивают
сообщения о царях. Далее учащиеся работают с текстом
учебника самостоятельно.
Вопросы: 1)  Василий Шуйский, вступая на престол,
целовал грамоту, которая определяла правила его правления,
но бояре свергли его. Михаил Романов тоже клялся
держать совет с боярами, но в годы его правления царская
власть окрепла. Как вы думаете, почему? 2) За что Алексей
Михайлович был прозван Тишайшим?
Далее учитель рассказывает о причинах и событиях
Соляного бунта — Московского восстания 1648 г. (см. иллюстрации
в учебнике). Учащиеся по ходу рассказа выделяют
причины бунта и записывают их в тетрадь. Учащимся
предлагается проанализировать исторический источник
и ответить на вопросы.
О Московском восстании 1648 г. (по летописному рассказу)
1648  г. июня в 2  день праздновали Сретение чудотворной
иконы Владимирской… И на праздник Сретения чудотворной
иконы было смятение в миру, били челом всею землею государю
на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от
него в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных
делах по его Левонтьеву научению от воровских людей
напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле его
Левонтия не выдал.
И того ж дня возмутились миром на его Левонтия заступников,
на боярина… Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего
Петра Тихонова сына Траханиотова… и иных многих
единомысленников их, и домы их миром разбили и разграбили.
И июня в 3  день, видя государь царь такое в миру великое
смятенье, велел его, земского судью Левонтия Плещеева, всей
земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной
площади) прибили. И начали миром просить и заступников
его, Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь
выслал на Лобное место с образом чудотворной иконы Владимирской
патриарха Иосифа Московского и всея Руси, и с
ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ
Серапион Суздальский, и архимандриты, и игумены,
и  весь чин священный, да с ними государь послал и бояр
своих… Указал государь впредь Борису Морозову и Петру
Траханиотову до смерти в Москве не бывать и не владеть и на
городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать. И на
том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром
и всею землею положились на его государьскую волю.
И того же дня… Борис Морозов и Петр Траханиотов наученьем
дьявольским… велели людям своим всю Москву выжечь.
И они, люди их, большую половину Московского государства
выжгли: от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены
каменного Белого города, и Житной ряд, и Мучной, и Соляной,
и от того миру стал всякий хлеб дорог… И многих людей зажигальщиков
переимали и к государю царю для их изменничья
обличения приводили, а иных до смерти побивали…
Государь велел Петра Траханиотова казнить на Красной площади.
А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил,
чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро,
а за то его не казнить, что он вскормил государя.
Вопросы: 1) В чем автор рассказа видит причины восстания
в Москве? 2) Какой в рассказе летописца предстает
царская власть? 3) Как вы думаете, почему в летописи
нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова и
Траханиотова? 4)  Какую роль играла православная церковь
в «бунташных» событиях?
2170100о1.indd 101 08.10.2015 14:51:38
102
3.  Несмотря на выбор, сделанный Земским собором
в 1613 г. в сторону дальнейшего развития самодержавной
власти, попытки влияния на царя со стороны, прежде
всего, представительных органов в лице Боярской думы и
Земского собора с избранием Михаила Федоровича Романова
на престол сохраняются. Григорий Котошихин,
подьячий Посольского приказа, в общей форме рассказывает,
что после жестокостей Грозного бояре брали
письменное обязательство с претендентов на престол в
том, чтобы «быть не жестоким и не палчивым (не подвергать
опалам), без суда и без вины никого не казнити ни за
что и мыслити о всяких делах с боярами и с думными
людьми сообща, а без ведомости их тайно и явно никаких
дел не делати». О Михаиле Романове Котошихин сообщает,
что он «хотя самодержцем писался, однако без боярского
совета не мог делати ничего». В этом он противопоставляет
Михаила его сыну Алексею Михайловичу,
располагавшему уже всей полнотой самодержавной власти
— «в его воле что хочет, то учинити может». Уча щимся
предлага ется определить причины сложившейся ситуации.
Вни мание учащихся обращается на иллюстрацию в
учеб нике.
4.  Учащимся предлагается прочитать текст п.  4 параграфа
и заполнить в тетради таблицу

 Закрепление материала
Докажите, что власть Алексея Михайловича из сословно-представительной
постепенно превращалась в абсолютную.
Домашнее задание: §  19, рубрика «Вопросы и задания»,
выполнить задание в рабочей тетради (по выбору
учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить
проект на тему «Земские соборы в истории России
XVII в.».

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar