search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Урок 4. Начало реформ. Избранная рада
29.01.2019, 21:55

Задачи урока: рассмотреть основные направления
внутренней политики на начальном этапе правления
Ивана  IV; охарактеризовать процесс утверждения самодержавной
власти.
План урока
1. Венчание Ивана IV на царство.
2. Восстание в Москве.
3. Избранная рада.
4. Земский собор.
ХОД УРОКА
 Проверка и актуализация знаний
Учитель проводит опрос по домашнему заданию, затем
предлагает учащимся кратко рассказать об итогах правления
Елены Глинской.
 Изучение нового материала
1.  Учитель обращает внимание учащихся на главный
вопрос урока, затем рассказывает о венчании Ивана  IV
на царство.
Опережающее задание: Попробуйте определить причины
решения Ивана IV венчаться на царство.
В подготовке и проведении обряда венчания на царство
принимал участие митрополит Макарий (см. иллюстрацию
в учебнике). Источники сообщают, что в 1546 г.
Иван велел собраться всему двору и сообщил две новости:
о своей женитьбе и о том, что он хочет венчаться на царство:
«По твоему, отца своего митрополита, благословению
и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы
поискать прародительских чинов, как наши прародители,
цари и великие князья, и сродник наш великий
князь Владимир Всеволодович Мономах на царство, на
великое княжение садились; и я также этот чин хочу исполнить
и на царство, великое княжение сесть». Обряд
был совершен по примеру венчания Дмитрия Иванови -
ча (внука Ивана  III). В 1498  г. венчание происходило в
Успенском соборе. Великий князь-дед возложил на великого
князя-внука шапку Мономаха, венец и оплечье (бармы)
— широкий отложной воротник. Венчание осуществлял
митрополит. По возможности учитель может показать
фрагмент из художественного фильма «Иван Грозный» со
сценой венчания.

Вопросы: 1) Какое значение имело для усиления власти
Ивана IV венчание на царство? 2) Летописец сообщает,
что бояре плакали от умиления, когда Иван сообщил им
решение о своей женитьбе, но не описывает их реакцию
на желание великого князя венчаться на царство. Как вы
думаете, почему?
Далее учитель рассказывает о Московском восстании
1547 г.
Задание: В ходе рассказа о восстании в Москве выделите
его причины и определите итоги.
2. Весна 1547 г. была очень тяжелой для москвичей. Как
пишет историк С. М. Соловьев, 12 апреля разгорелся первый
пожар, 20 апреля — другой, 3 июня упал большой колокол
— благовестник, 21 июня начался новый страшный
пожар, какого еще не бывало в Москве. Сгорели церковь
Воздвиженья на Арбате, сильный ветер распространил
быстро огонь на соседние здания и вплоть до Кремля.
Вспыхнули крыши на Успенском соборе и царском дворце,
загорелся Благовещенский собор, сгорела Оружейная
палата с оружием, Постельная палата с казной, двор митрополита,
сам митрополит чуть не погиб в огне. Сгорели
кремлевские монастыри — Чудов и Вознесенский, в Китайгороде
выгорели лавки с товарами и все дворы, за городом
— большой посад по Неглинной. Всего сгорело около
1700 человек. 26 июня 1547 г. вооруженные горожане ворвались
в Кремль и потребовали выдать им Глинских, которых
винили во всех своих бедах. Царю пришлось спасаться
бегством и укрыться в подмосковном селе Воробьево.
Вопросы: 1)  Можно ли считать, что именно большой
пожар стал причиной восстания? 2) Почему народ обратил
свой гнев против Глинских? 3) Только ли от Глинских
зависели порядки в Москве?
Обобщив ответы учащихся, учитель отмечает, что народные
восстания в Москве и других городах убедили
царя в необходимости реформ.
3—4.  Далее предлагаются два варианта изучения вопросов
плана.
Первый вариант — учащиеся вспоминают определение
централизованного государства, затем самостоятельно
читают текст учебника.
Вопросы: 1) С какой целью Иван IV создал Избранную
раду? 2) Если целью царя и ближайшего окружения стало
усиление личной и центральной власти, то зачем для решения государственных вопросов ему потребовалось созывать
Земский собор? 3) Какими полномочиями обладал
Земский собор?
Далее учитель может предложить учащимся познакомиться
с мнением историка.
Из «Курса русской истории» В. О. Ключевского
…В составе соборов можно различить четыре группы членов:
одна представляла собою высшее церковное управление, другая
— высшее управление государства, третья состояла из военно-служилых
людей, четвертая  — из людей торгово-промышленных.
<…>
Первые две группы были правительственные учреждения;
две последние состояли из лиц двух общественных классов.
Только лицам этих последних групп и можно придавать представительное
значение. Но эти лица не были представителями
своих классов в нашем смысле слова, выборными депутатами,
специально уполномоченными представлять их только на соборе.
Это были все должностные или служилые люди, поставленные
во главе местных обществ по назначению или выбору или
исполнявшие военно-административные либо финансовые поручения
правительства. Значит, основой представительства был
не общественный выбор по доверию, а правительственный
призыв по должности или званию… Иначе говоря, оба эти класса
имели тогда значение представителей земли только по своему
правительственному положению, а не по земскому полномочию:
это были верхушки местных обществ, снятые правительством,
пересаженные в столицу, чтобы служить добавочными
орудиями управления теми же обществами… Но по понятиям
того времени такое собрание было все-таки народное представительное
собрание, имеющее власть решать судьбы народа.
<…> В Москве XVI в. думали, что не народу подобает назначать
выразителей своей воли, что для этого есть готовые, волею
божией установленные извечные власти — правительство с его
подчиненными слугами, которое и есть настоящее государство;
говоря проще, народ не может иметь своей воли, а обязан хотеть
волею власти, его представляющей.
Вопрос: О каких группах в составе Земского собора пишет
историк В. О. Ключевский?
Земские соборы не укоренились в российском обществе,
в XVI—XVII  вв. они созывались обычно в условиях
экономических трудностей, войн или принятия ответственных
внутриполитических или внешнеполитических
решений, когда правительство нуждалось в поддержке
или одобрении своих действий со стороны широких слоев
населения.

В политической системе Московского царства в XV—
XVII  вв. выделялось учреждение социального контроля
власти  — Боярская дума. В XV  в. Боярская дума стала
высшим законосовещательным государственным органом
сначала при великих князьях, затем при царях. По
сути она была сословно-представительным органом аристократии
и осуществляла законодательные, судебные и
военно-административные функции. В Думу входили
представители четырех думных чинов: бояре, окольничии,
думные дворяне и думные дьяки. Число членов Боярской
думы постоянно менялось. Она была упразднена
при Петре I. Боярская дума входила в состав Земских соборов.
Современные исследователи сходятся на мысли,
что Боярская дума являлась скорее совещательным органом
при государе, своего рода советом, деятельность
которого выражалась известной формулой  — «государь
указал, и бояре приговорили».
При Иване IV сформировался круг людей, которые давно
замышляли реформы. В 1549 г. при царе начинает работать
Избранная рада, действовавшая вплоть до 1560 г.
Второй вариант — самостоятельная работа учащихся
с текстом учебника.
Вопросы: 1)  Когда начала работу Избранная рада?
2) С какой целью был созван Собор «примирения»?
 Закрепление материала
1. Какой смысл вкладывался в обряд венчания на царство?
2. О чем свидетельствовали события Московского
восстания 1547 г.?
3. Что подтолкнуло Ивана IV к началу реформ?
4. Каково значение первого Земского собора?
Домашнее задание: §  4, рубрика «Вопросы и задания».
Выполнить одно из заданий в рабочей тетради (на
выбор учителя или учащихся). Дополнительное задание:
подготовить сообщение о протопопе Сильвестре.

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar