search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Уроки 5—6. Строительство царства
29.01.2019, 21:56

Задачи уроков: охарактеризовать реформы Ивана IV
и Избранной рады, определить их значение для развития
государства.

План уроков
1. Царский Судебник.
2. Реформа местного управления.
3. Реформа центрального управления.
4. Военная реформа.
5. Перемены в церкви.
ХОД УРОКОВ
 Проверка и актуализация знаний
Учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания. Далее
учитель организует беседу по изученному материалу.
Вопросы: 1) Почему бояре в годы малолетства Ивана IV
не приняли решение, которое бы ограничивало царскую
власть или совсем лишало царя власти? 2) Можно ли считать,
что процесс утверждения самодержавной власти был
связан только с личностью Ивана IV? 3) Почему Иван IV,
стремившийся к самодержавной власти, создал Избранную
раду? 4) Можно ли считать, что причинами Московского
восстания 1547  г. были слухи о боярах Глинских,
родственниках царя? 5)  С какой целью Иван  IV созвал
Земский собор, ведь уже действовал сословно-представительный
орган — Боярская дума, которая в полном составе
вошла в Земский собор?
 Изучение нового материала
1—4. В период существования Избранной рады были
подготовлены и осуществлены важные государственные
реформы. Учащимся предлагается заполнить таблицу по
ходу рассказа учителя. Заполненная таблица может иметь
следующий вид.

5. Учитель организует работу с текстом учебника.
Вопросы: 1)  Какие перемены произошли в церкви?
2)  Как складывались взаимоотношения между царем и
церковью?
Обобщив ответы, учитель может предложить учащимся
познакомиться с мнением историка и определить характер
политики правительства по отношению к церкви.
Окончание табл.

Из «Курса русской истории» В. О. Ключевского
При всех полемических усилиях и успехах нестяжателей московское
правительство после собора 1503  г. покинуло наступательные
планы против монастырских вотчин и ограничилось
обороной, особенно после того, как попытка царя Ивана около
1550 г. воспользоваться ближайшими к Москве землями митрополичьей
кафедры для хозяйственного устройства служилых
людей встретила решительный отпор со стороны митрополита.
Длинный ряд указов и пространные рассуждения на Стоглавом
соборе о монастырских непорядках, не решая вопроса по существу,
пробовали различные меры с целью остановить дальнейшее
земельное обогащение монастырей за счет служилого класса,
«чтоб в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила»;
усиливался и правительственный надзор за монастырскими
доходами и расходами. Все отдельные меры завершились приговором
церковного собора с участием бояр 15 января 1580 г. Было
постановлено: архиереям и монастырям вотчин у служилых людей
не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами
своих владений не увеличивать; вотчины, купленные и взятые
в заклад у служилых людей архиереями и монастырями до
этого приговора, отобрать на государя, который за них заплатит
или нет — его воля. Вот все, чего могло или умело добиться от духовенства
московское правительство XVI  в. в деле о церковных
вотчинах.
Задание: На основании анализа мнения историка
В. О. Ключевского охарактеризуйте политику правительства
по отношению к церкви.
 Закрепление материала
1. Почему статьи Судебника 1550  г. стали правовой
базой для централизующегося государства?
2. Каково значение реформы местного управления?
3. В чем суть и значение военной реформы?
4. Какие решения принял Стоглавый собор?
Домашнее задание: § 5—6, рубрика «Вопросы и задания».
Выполнить одно из заданий в рабочей тетради (на
выбор учителя или учащихся). Дополнительное задание:
подготовить сообщение об А. Ф. Адашеве.

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar