search
menu
person

ГДЗ История 10 класс Левандовский


ГДЗ История России 10 класс Левандовский

ГДЗ История 10 класс


Специальным условием качественного обучения в школе, становится проявление активности на уроке, но не любой восьмиклассник на это способен. Причин может быть очень много, но в любом случае учиться важно и прежде всего делается это для себя. Одним из критериев оценки успеваемости школьника является самостоятельное выполнение домашнего задания. Во время выполнения домашки, ученик демонстрирует способности, которые он получил во время обучения. Бывают ситуации когда ученик сам не может написать домашку, так как на уроке он читал другую книгу, и тогда ему на помощь приходит ГДЗ История России 10 класс Левандовский, в данном пособии содержатся решения на все задачи. Любой девятиклассник без труда перепишет требуемое задание и получит дополнительные навыки, так как в книге подробно написана последовательность решения, что дает любому десятикласснику понять как было решено это задание. Для усвоения списанного, необходимо решить еще пару задач без использования ГДЗ, это обязательно поможет в будущем.

 

Раздел 1. Россия в эпоху Петра Великого
§1. Начало правления Петра I
1*. В чём состоит суть споров о Петре I? Выскажите собственную позицию. 2. Объясните, почему Софья сумела захватить власть. С какими трудностями столкнулась она, став правительницей России? 3. Дайте оценку внутренней и внешней политике царевны Софьи. Можно ли проследить преемственность внутри- и внешнеполитического курса в первые годы самостоятельного царствования Петра? Докажите свою точку зрения. 4. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на формирование Петра как будущего государственного деятеля? 5*. На печати, которой запечатывались письма Петра I из-за границы, были слова: «Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую». Найдите современный эквивалент высказыванию. Как, по вашему мнению, характеризует оно личность царя? 6*. Обратитесь к картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Дайте оценку действиям Петра на основании художественного произведения. В какой степени, по вашему мнению, эта картина может выполнять функцию исторического источника?
§2. Реформы Петра I
1. Определите, какие новые понятия в сфере экономики и государственного управления появились в России в начале XVIII в.
2. С XIX в. идёт спор о необходимости петровских преобразований. Выскажите своё мнение о том, почему Пётр I был вынужден приступить к преобразованиям. 3. Составьте таблицу «Реформы Петра I».

§3. Внешняя политика Петра I
1. Из курса истории России и всеобщей истории вам известны понятия: «вечный мир», «Священная лига», «испанское наследство», Северный союз. С какими событиями времён Петра I они связаны?
2. Покажите взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I. 3. Назовите направления внешней политики, цели России и результаты их достижения на каждом из этих направлений в первой четверти XVIII в. 4. Проследите судьбу Азова в конце XVII — начале XVIII в. В чём заключалось стратегическое значение этой крепости? 5. На победном пиру после Полтавской битвы Пётр I поднял тост за «учителей в военном искусстве — господ шведов». Как вы понимаете мотивы поступка Петра? Как характеризует этот эпизод личность царя? 6*. Используя дополнительную литературу, назовите сподвижников Петра I в Северной войне. Какой вклад внесли они в победоносный исход военных действий? Какими качествами обладали «птенцы гнезда Петрова»? 7*. Представьте, что вам предстоит снять фильм об одном из ключевых событий Северной войны. Составьте краткий сценарий: отберите факты, прокомментируйте их, покажите героев этого события. Почему это событие вы считаете одним из важнейших? 8. Каковы причины народных восстаний времён правления Петра I? В чём состояло сходство и отличие этих восстаний и народных выступлений в XVII в.? 9*. Используя дополнительную литературу, подготовьте краткие сообщения о 2—3 участниках восстаний петровского времени.

§4. «Культурная революция» в России в начале XVIII в.
1. Определите, почему преобразования Петра I в области культуры носили резкий, революционный характер. Как воспринимали их современники Петра? 2. Укажите особенности сферы образования при Петре I. 3. Какое государство поддерживала идеология Петра I? Аргументируйте свой ответ. 4. На основании мнения И. Т. Посошкова определите, что в политике самодержавия соответствовало интересам всего общества, а что препятствовало общественному развитию. 5. Объясните, как возник разрыв между образованным меньшинством общества и большинством населения России. 6*. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Санкт-Петербург времён Петра I», «Окрестности новой столицы», «Пётр I в живописных и скульптурных произведениях современников».
Раздел 2. Россия в середине и во второй половине XVIII в.
§5. Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов
1. Определите причины дворцовых переворотов. Какие социально-политические силы противостояли в борьбе за престол в эпоху дворцовых переворотов? 2. Составьте хронологическую таблицу «Правители России в эпоху дворцовых переворотов». Кто из правителей этой эпохи получил власть законным путём? 3. Сравните самодержавное и олигархическое правление. Выскажите свою точку зрения о возможности и последствиях утверждения олигархического правления в России в XVIII в. 4. Какие отрицательные явления эпохи дворцовых переворотов удалось преодолеть в царствование Елизаветы Петровны? Какие из них сохранились? 5. Проследите изменение функций Сената — Верховного тайного совета — Кабинета министров. О чём свидетельствовал этот процесс? 6. Проследите изменение прав и обязанностей дворянского сословия в 1725—1762 гг. О чём свидетельствовал этот процесс? 7*. А. С. Пушкин охарактеризовал преемников Петра I так: «Ничтожные наследники северного исполина». Обсудите мнение поэта.
§6. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II
1. Определите, какие новые понятия в сфере государственного управления появились в России при Екатерине И. 2. Сравните Екатерину II с одной из предшествующих ей императриц по отношению к государственным делам. Какие качества личности Екатерины II проявились в этом? 3*. На какие источники опиралась Екатерина II в идеологии «просвещённого абсолютизма»? Как взгляды «просвещённой монархини» выразились в «Правилах управления» (см. документ 2)? 4. Сравните Земские соборы XVI—XVII вв. и Уложенную комиссию. Критерии сравнения определите самостоятельно. 5. Почему «Наказ» Уложенной комиссии оказался противоречивым документом? 6. Объясните, почему деятельность Уложенной комиссии оказалась безрезультатной. 7. Составьте схему центрального и местного государственного управления, сложившихся в результате губернской реформы. Какие цели преследовала Екатерина II, проводя эти преобразования? Оцените результаты реформы. 8*. Г. Р. Державин в оде «Изображение Фелицы» писал:
Я вам даю свободу мыслить
И разуметь себя ценить,
Не в рабстве, а в подданстве числить,
И в ноги мне челом не бить.
Даю вам право без препоны
Мне ваши нужды представлять,
Читать и знать мои законы
И в них ошибки замечать.
Даю вам право собираться
И в думах золото копить,
Ко мне послами отправляться
И не всегда меня хвалить.
Даю вам право беспристрастно
В судьи друг друга выбирать,
Самим дела свои всевластно
И начинать, и окончать.
Прокомментируйте стихи, подтвердите или опровергните утверждения, вложенные поэтом в уста Фелицы, т.е. Екатерины II, фактами. Как, судя по стихам, представляла Екатерина II сущность самодержавия? Противоречит ли это представление тексту источника?

§7. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война
1. Определите, какие новые понятия в социальной сфере и сфере экономики появились в России при Екатерине II. 2. Проследите изменение прав и обязанностей дворянства в правление Екатерины II. Сделайте вывод. 3. Какие слои населения были выделены в России на основании Жалованной грамоты городам? Какое значение имел этот закон? 4. Составьте план по теме «Усиление крепостничества в царствование Екатерины II». 5. Дайте характеристику пугачёвщины. Определите причины и цели крестьянской войны, её социальную базу, особенности пугачёвщины по сравнению с другими крестьянскими войнами, основные сражения, результаты войны. Как повлияло это событие на деятельность Екатерины II? 6*. Объясните слова, приписываемые Е.И. Пугачёву: «Иду в Москву наказать жену и посадить на престол сына». Как характеризуют сознание участников крестьянской войны эти слова? 7*. А. С. Пушкин писал: «Состояние всего края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Сформулируйте проблему. Напишите мини-эссе по этой проблеме.
§8. Внешняя политика России в XVIII в.
1. Найдите на карте Северное Причерноморье, Речь Посполитую, Крымское ханство, Саксонию, Пруссию, Перекоп, Азов, Дунай, Днестр.
2. Проследите, как складывались отношения России с Крымским ханством, Османской империей, Речью Посполитой, ведущими европейскими странами. Результаты запишите в таблицу «Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в.».
3. О какой войне писал М. В. Ломоносов? Какие события «торжествовал народ»? Назовите полководцев, успешно сражавшихся в этой войне.
Видал ли кто из в свет рождённых,
Чтоб торжествующий народ
Отдался в руки побеждённых?
4. Проследите по карте территориальные изменения России в результате подписания Кючук-Кайнарджийского (1774) и Ясского (1791) мира. 5. Кому были выгодны разделы Речи Посполитой? Какую внутреннюю проблему создало России участие в этих разделах? 6*. В. О. Ключевский приводит характеристику, данную России Фридрихом II Великим (1712—1786), — «страшное могущество» и слова канцлера А. А. Безбородко (1747—1799): «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». О чём свидетельствуют эти высказывания? 7*. Подготовьте выступление об одном из выдающихся военных деятелей России XVIII в.

§9. Царствование Павла I
1. Какие события российской и европейской истории, семейные трагедии повлияли на формирование личности Павла I и его взглядов? Как вы думаете, почему именно Фридрих II стал для него образцом государя? 2. Проанализируйте политику Павла I по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой? Свою точку зрения аргументируйте. 3. Что изменилось в положении правящего сословия при Павле I? Какую роль сыграли эти изменения в судьбе императора? 4. Какие изменения претерпела внешняя политика в годы правления Павла I? Дайте её оценку с точки зрения российского дворянина начала XIX в. 5*. В. О. Ключевский писал: «Царствование Павла I было первым и неудачным приступом к решению задач, ставших на очередь с конца XVIII столетия». Обсудите в классе, какие задачи имел в виду историк. Почему «приступ» оказался неудачным?
§10. Культура России XVIII в.
1. Определите, какие новые понятия в сфере культуры появились в России в середине — второй половине XVIII в. 2. Какие изменения произошли в сфере образования при преемниках Петра? Докажите, что в середине XVIII в. образование, по сути, превратилось в привилегию дворянства. Что изменилось в правление Екатерины II? 3. Каково значение открытия Московского университета? 4. Дайте оценку роли М. В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры XVIII в.
5. Сравните взгляды Н. И. Новикова, М. М. Щербатова и А. Н. Радищева на российскую действительность. Кто из них, по вашему мнению, высказывает наиболее реалистическую оценку «пороков» России?
6. Дайте краткую характеристику литературных направлений второй половины XVIII в. Назовите самых известных авторов и их произведения. Какие из них прочитаны вами? Поделитесь своими впечатлениями. 7*. Подготовьте сообщение о выдающемся художнике или
скульпторе второй половины XVIII в. Покажите его творчество на фоне европейских достижений. 8. Опишите одно из архитектурных сооружений второй половины XVIII в. (см. вклейку). 9*. На основании результатов работы (задания 6 и 7) подготовьте коллективный проект-презентацию «Искусство второй половины XVIII в. глазами моих друзей».

Раздел 3. Россия в первой половине XIX в.
§11. Экономическое развитие в конце XVIII — первой половине XIX в.
2. Используя данные историка А. А. Корнилова (1862—1925), составьте таблицу и определите тенденции в развитии промышленности в первой четверти XIX в.: «В 1804 г. число фабрик было 2423, в 1825 г. — 5261, число рабочих в 1804 г. — 95 202, из них вольных... 45 625 (48%), в 1825 г. всех рабочих было 210 568, вольных из них — 114 515, т. е. 54%». 3*. О каких явлениях свидетельствует Н. А. Благовещенский (писатель середины XIX в.) в очерке «Ткацкая фабрика»: «Фабрика наша большая, прядильная и ткацкая вместе, так что материал к нам привозится в виде хлопка, а вывозится в кладовые уже в виде готовых кусков миткаля, которых, при благоприятных обстоятельствах, выделывается в месяц до десяти тысяч штук. Идёт наша фабрика днём и ночью; работающих в ней, считая женщин и детей, около восьмисот человек, которые разделяются на четыре смены: две дневных и две ночных, причём каждому рабочему приходится работать на фабрике 6 часов ночью, а всего 12 часов»? 4. Расскажите о развитии российской внутренней и внешней торговли в первой половине XIX в. 5. Какие факторы отрицательно сказывались на развитии промышленности и торговли России? Почему промышленное производство в России в 30—40-е гг. XIX в. начало заметно отставать от промышленного производства стран Запада? 6*. Обсудите высказывание «отца» отечественной статистики К. И. Арсеньева (1789—1865): «Истина непреложная, утверждённая опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надёжнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем гражданская личная свобода, единый источник величия и совершенства всех родов промышленности». Подтвердите или опровергните фактами мнение автора. 7. Объясните, почему стабильность крепостного хозяйства оборачивалась в начале XIX в. его застоем. 8. Сравните способы увеличения доходности помещичьих хозяйств и результаты этого процесса в чернозёмных и нечернозёмных районах. 9*. А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывает встречу с крестьянином в ночь с субботы на воскресенье: «— В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша... Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро. — Так ли ты работаешь на господина своего? — Нет, барин, грешно бы было так же работать». Какие проявления крепостнической системы хозяйства нашли отражение в этом отрывке? 10*. Придумайте и разыграйте один из диалогов, участниками которого являются крестьяне — выходцы из чернозёмной и нечернозёмной губерний. Могли ли в действительности встретиться ваши воображаемые персонажи?
§12. Реформы Александра I
1. Какие новые понятия появились в сфере государственного управления и социальной сфере в царствование Александра II? 2*. Как характеризуют личность будущего императора строки из письма к жене: «Но когда же придёт мой черёд, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы постепенно создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я... удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им»? 3. Какую роль в истории российского реформаторства сыграл Негласный комитет? 4. Нарисуйте схему центральных и местных органов управления после реформы государственного управления, проведённой Александром I. Укажите достоинства вновь созданных и реформированных органов. Было ли поколеблено этими нововведениями самодержавие? 5. Сравните план М. М. Сперанского, основные идеи «Записки о древней и новой России» Н. М. Карамзина, результаты реформы государственного управления. Сделайте вывод. 6. О каком указе современными историками было сказано: «Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил вековую монополию дворянства»? Оцените соответствие замыслов законодателя российской реальности. 7. Проанализируйте положения и дайте оценку указа о «вольных хлебопашцах». Почему по этому указу в царствование Александра I было заключено только 160 сделок? 8. В 1809 г. Александр I отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, в 1816 г. ликвидировал крепостное право в Эстляндской губернии, в 1817 г. — в Курляндии, в 1819 г. — в Лифляндии. В 1822 г. он же утвердил положение Сената, снова разрешавшее помещикам ссылать крестьян в Сибирь. О каких явлениях свидетельствуют приведённые факты? 9. Каково значение реформы образования Александра I? 10*. Сравните планы Александра I до восшествия на престол (см. задание 2) и его реформаторскую деятельность. Как вы думаете, почему последняя оказалась гораздо более ограниченной?
§13. Борьба с Наполеоном
1. Найдите на карте территории, вошедшие в состав России в правление Александра I. В результате каких войн были присоединены: а) Бессарабия (Бухарестский мир); б) Северный Азербайджан (Гюлистанский мир); в) Финляндия и Аландские острова (Фридрихсгамский мир)? 2. Вспомните состав I и II антифранцузских коалиций. Почему Александр I принял решение присоединиться к III антифранцузской коалиции? Каковы были военно-политические последствия этого решения для России? 3. Подтвердите фактами, что Тильзитский мир не был и не мог быть прочным. 4. Определите позиции и соотношение сил России и Франции накануне вторжения Наполеона в Россию. 5. Проанализируйте ход военных действий в 1812 г. Назовите причины военных успехов России. 6. Используя источник, объясните, почему продвижение войск Наполеона в глубь России не приносило преимуществ французской армии. 7. Объясните, почему война 1812 г. была названа Отечественной. 8. Какую роль сыграла Россия в военно-политических событиях 1813 — 1815 гг.? 9. Какие задачи ставила перед собой Россия в Восточном вопросе в первой четверти XIX в.? 10*. Вспомните, в каких литературных произведениях отражена борьба России с наполеоновской Францией. На примере одного из них покажите, как автор изображает героев войны.
§14. Период реакции. Декабристы
1. О каких событиях из истории России напоминают эпиграммы А. С. Пушкина? Какую роль в этих событиях играл Александр I? Какое отношение к личности императора объединяет обе эпиграммы? Какие действия императора вызывали подобную оценку современников? Выскажите своё мнение о достоверности этих произведений как исторических источников.
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин,
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
2. Дополните и завершите логическую цепочку: финансовые проблемы государства, создание сословия военных поселенцев, ... . 3. В чём заключались цели и деятельность Союза спасения и Союза благоденствия? Почему, по вашему мнению, участники этих обществ действовали тайно? 4. Сравните Русскую Правду П. Пестеля и Конституцию Н. Муравьёва: а) отношение к самодержавию; б) административно-территориальное устройство будущей России; в) отношение к крепостному праву; г) решение вопроса о земле. Сделайте вывод о перспективах развития будущей России в представлениях членов Южного и Северного обществ. Дайте оценку возможности претворения в жизнь декабристских проектов. 5. С чем связан кризис, возникший после смерти Александра I? 6*. Напишите покадровый сценарий фильма «День 14 декабря 1825 г. в истории России». 7*. В. О. Ключевский считал, что выступление на Сенатской площади — «случайность, обросшая литературой». А. И. Герцен воспринял выступление декабристов и расправу над ними как важнейший фактор своего духовного становления: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия». Дайте свою оценку восстанию декабристов и его роли в истории. 8*. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из участников движения декабристов.

§15. Внутренняя политика Николая I
1. Какие новые понятия в экономической и социальной сферах появились в России времён Николая I? 2. Как характеризуют Николая I слова, произнесённые в беседе с французским посланником: «Я начинаю царствование... под грустным предзнаменованием и со страшными обязанностями. Я сумею их исполнить. Проявлю милосердие, много милосердия... но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости, без пощады. Я буду непреклонен, я обязан дать этот урок России и Европе»? Как вы считаете, говорил ли Николай I правду? 3*. Первые месяцы царствования Николай I часто встречался с Н. М. Карамзиным. Предположите, какие идеи Карамзина (см. «Записку о старой и новой России») могли найти отклик в сердце императора. Как они проявились в государственном управлении? 4. Проанализируйте основные положения теории «официальной народности». Какова была её роль в николаевском государстве? 5. Какие органы государственного аппарата появились в царствование Николая I? Дайте оценку вклада Николая I в усовершенствование государственного управления. 6. Что изменилось в российской системе просвещения при Николае I? Каковы причины этих изменений? Каковы результаты? 7. Проанализируйте политику Николая I по крестьянскому вопросу. Сравните указ об обязанных крестьянах и указ о «вольных хлебопашцах». 8. Назовите основные мероприятия реформы П. Д. Киселёва. Какие типичные для царствования Николая I черты проявились в реформе? Как они сказались на результатах реформы? 9. Определите, почему происходило и в чём выражалось ужесточение внутриполитического курса с 1848 г. 10*. Русский историк А. А. Кизеветтер (1866—1933) оценил деятельность Николая I по государственному управлению так: «То был непрерывный бюрократический «бег на месте». Подтвердите или опровергните оценку учёного.
§16. Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война
1. Найдите на карте Бельгию, Царство Польское, Венгрию, Грецию (подумайте, что общего было в их положении во второй четверти XIX в.), Босфор, Дарданеллы, Севастополь, Грузию, Армению, Азербайджан, Северный Кавказ, Чечню, Дагестан, Калугу. 2. Покажите взаимосвязь основных задач внутренней и внешней политики, проводимой Николаем I. Можно ли утверждать, что николаевская Россия играла в Европе роль жандарма? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Проанализируйте внешнюю политику России в царствование Николая I. Заполните таблицу «Внешняя политика России во второй четверти XIX в.».
4. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о восстании в Царстве Польском. 5. Объясните, почему по отношению к событиям в Греции Николай I нарушил принципы Священного союза и выступил за её автономию. 6. Какие территориальные и военно-политические изменения произошли после подписания: а) Адрианопольского договора; б) Ункяр-Искелесийского договора; в) Лондонской конвенции 1841 г.; г) Парижского мира? 7. Сформулируйте противоречия, которые привели к началу Крымской войны. Что послужило поводом к началу военных действий? 8. Сравните подготовленность России и её основных противников к ведению военных действий. Какой итог царствованию Николая I подвела Крымская война? 9*. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Морские сражения Крымской войны», «Героические защитники Севастополя», «Причины поражения России в Крымской войне», «Судьба Парижского мирного договора». 10. С какими проблемами столкнулась Россия при присоединении Северного Кавказа? 11. Охарактеризуйте имамат Шамиля (30-е гг. XIX в.) по плану: 1) идеологические основы, 2) верховная власть, 3) законодательство, 3) вооружённые силы, 4) социальная опора. 12. Проследите по карте основные события борьбы с Шамилем. Какая тактика ведения войны российскими войсками оказалась результативной? Какие социальные последствия это имело? 13*. Обобщите материал по теме «Вхождение Кавказа и Закавказья в состав России». Определите: а) причины продвижения России на Кавказ и в Закавказье; б) методы присоединения новых территорий; в) положительные и г) отрицательные последствия этого процесса для России и присоединённых народов. 14*. Найдите дополнительную информацию о судьбах участников Кавказской войны — Шамиля и генерала Ермолова. Подготовьте выступление о них.
§17. Общественное движение в годы царствования Николая I
1. Каково значение толстых журналов, салонов, дружеских кружков в развитии общественного движения? 2*. Во второй половине 1850-х гг. А. И. Герцен писал: «Тридцать лет тому назад Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только что вышедшими из детства, а в них было наследие общечеловеческой науки и чисто народной Руси». Прокомментируйте высказывание мыслителя. Какое научное наследие он имеет в виду? К чему приводило его освоение? 3. Какие идеи «Философического письма» П. Я. Чаадаева являлись вызовом теории «официальной народности»? 4. Проанализируйте взгляды западников и славянофилов. Заполните таблицу. К какому направлению общественной мысли вы отнесёте эти идеи? Озаглавьте таблицу.
5. Сравните взгляды славянофилов и сторонников теории «официальной народности» на православие, самодержавие, народность. Сделайте выводы. 6. Какие идеи обсуждали члены кружка Петрашевского? Почему расправа с ними была столь жестокой? 7*. Напишите мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонника теории «официальной народности», западника или славянофила.
§18. Культура России первой половины XIX в.
1. Сравните развитие системы просвещения в царствование Александра I и Николая I: а) какие принципы остались неизменными; б) что изменилось к лучшему; в) какие негативные явления в сфере просвещения появились во второй четверти XIX в. 2. Объясните, почему во второй четверти XIX в. восторжествовала идея, «что вооружать нацию знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей» (А. А. Корнилов).
3. Какие новые явления возникли в отечественной науке и культуре в первой половине XIX в.? 4. Проанализируйте развитие отечественной науки в первой половине XIX в. Используя знания по всеобщей истории, определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания. 5*. Подберите литературные примеры, которые позволят показать особенности романтизма и реализма. Какие факторы влияли на утверждение реалистического направления в русской литературе? 6*. Прослушайте отрывки из музыкальных произведений М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Поделитесь своими впечатлениями. Как были связаны между собой музыка, литература и история? 7*. Подготовьте рассказ об одном из живописных, скульптурных или архитектурных произведений эпохи. 8*. Выберите литературное или иное художественное произведение, которое представляет для вас символ эпохи (первая половина XIX в.). Защитите свой выбор в дискуссии с одноклассниками.

Раздел 4. Россия во второй половине XIX в.
§19. Начало правления Александра II. Крестьянская реформа
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: рескрипт, временнообязанный крестьянин, норма надела, отрезок, капитализация оброка из 6% годовых, выкупные платежи, сельский и волостной сходы, староста, волостной старшина. 2. Приведите аргументы о необходимости отмены крепостного права с экономической, социальной, политической, духовной (культурной) точек зрения, которые высказывались накануне проведения Крестьянской реформы. 3. Что заставляло государственную власть медлить с отменой крепостного права? Какую роль в проведении реформы сыграла Крымская война? Объясните слова В. О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам». 4. Объясните, как согласно «Положению о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»: а) решался вопрос о личной свободе крестьян; б) решался вопрос о крестьянском земельном наделе; в) организовывалась выкупная сделка. Что в этих решениях не соответствовало интересам крестьян? 5. Как было организовано крестьянское самоуправление? Объясните, почему государство опиралось на общинные традиции. 6. Проанализируйте роль реформы в развитии России. Что означает характеристика «двойственность и непоследовательность реформы»? Заполните таблицу «Реформа 1861 г. и пережитки крепостничества в России».
7*. Александр II вошёл в историю как царь-освободитель. Вам предоставляется право подтвердить его заслуги перед Россией или опровергнуть их. Подготовьте краткую речь на эту тему. 8*. Используя дополнительную литературу, подберите информацию и подготовьте сообщение на тему «Отношение крестьян к отмене крепостного права (1861—1862)».
§20. Социально-экономическое развитие пореформенной России
1. Восполните недостающие звенья в логических цепочках: А) Малоземелье крестьян, выкупные платежи, ... . Отработки как форма полукрепостнической эксплуатации, ... . Б) Община, круговая порука, переделы земли, ... . В) Сохранение полукрепостнических способов ведения помещичьего хозяйства, ... . 2. Сравните пореформенное развитие лёгкой и тяжёлой промышленности. Когда и почему начался подъём производства в этих отраслях? 3. Какие новые явления в промышленности появились в пореформенный период? 4. Охарактеризуйте буржуазию и пролетариат. Заполните таблицу «Общественная сторона промышленного переворота».
5. Охарактеризуйте процесс урбанизации в России во второй половине XIX в. 6. О чём свидетельствовали изменения в развитии транспорта в России? 7. Составьте диаграмму «Развитие внутренней и внешней торговли в пореформенной России». 8. Как характеризует экономическое развитие России структура российского экспорта? 9*. Используя дополнительную литературу, подберите информацию и подготовьте сообщение на одну из тем: «Особенности формирования российской буржуазии в пореформенный период», «Выступления рабочих в пореформенный период», «Рабочее законодательство в России (конец XIX в.)».
§21. Реформы 60—70-Х гг. XIX в.
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: земское собрание, земская управа, курия, гласные, мировой суд, коронный суд, судебная палата, кассация, присяжный поверенный, присяжный заседатель, классические гимназии, реальные гимназии. 2. О чём свидетельствует многообразие и комплексность проводимых реформ? Какие стороны общественной жизни и почему не были затронуты преобразованиями? 3. Объясните, как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания. 4. Составьте схему местного управления после проведения земской и городской реформ. 5. Дайте оценку роли земства в обществе. Свою точку зрения аргументируйте. Почему губернская администрация всячески препятствовала земской активности? 6. Какие нововведения появились в российском суде? Дайте оценку этим нововведениям с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности. 7. Покажите различия мирового и коронного судов. 8. Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы 1864 г. 9. Назовите мероприятия военной реформы и дайте им оценку. 10. Какие изменения произошли в системе просвещения? 11*. Используя «Судебные уставы» 1864 г., проведите судебный процесс, в ходе которого подвергните разбирательству реформы 60—70-х гг. XIX в. — земскую, городскую, военную, финансовую, в области просвещения и цензуры. Предоставьте возможность присяжным заседателям оценить соответствие реформ принципам гражданского общества и правового государства.
§22. Общественное движение середины 50—60-х гг. XIX в.
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: разночинец, прокламация, нигилизм, артель, нечаевщина. 2. Короткий период 50-х гг. XIX в. вошёл в историю как «оттепель». Объясните смысл этого названия. 3. Определите причины, обусловившие раскол общественного движения в конце 1850-х — начале 1860-х гг. В чём выражалось идейное размежевание? 4. Какие социальные процессы привели к появлению разночинства? Дайте социально-психологическую характеристику разночинца. Существует ли связь между нигилизмом и разночинством? Используйте документ. Выскажите своё отношение к разночинцу как историческому деятелю. 5. Систематизируйте информацию о революционных кружках 60-х гг. XIX в. Начните заполнять таблицу «Революционные организации 60—70-х гг. XIX в.».
6. Почему Н. Г. Чернышевский был «властителем дум» молодёжи 1860-х гг.? В чём проявилось его влияние? 7*. Дайте свою оценку пропагандистским и террористическим методам деятельности революционных организаций в 1860-е гг. Примите во внимание их результативность и воздействие на общество и общественное мнение. 8*. В 60—70-е гг. XIX в. Российское государство проводило реформы, стремясь к эволюционному преобразованию общества. Почему в процессе проведения реформ активизировались радикальные слои общества? Является ли это явление закономерным? 9*. Подготовьте сообщение об одном из революционеров-шестидесятников.

§23. Противостояние власти и революционеров в 70-х — начале 80-х гг. XIX в.
1. Как и под влиянием каких событий изменились взгляды А. И. Герцена в 40—50-е гг. XIX в.? Почему Герцена называют «отцом народничества»? 2. Продолжите заполнение таблицы «Революционные организации 60—70-х гг. XIX в.». 3. Объясните, что объединяло и что отличало революционные организации 60-х гг. XIX в. и народническое движение 70-х гг. XIX в. 4. Сравните взгляды идеологов бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений. Чьи идеи кажутся вам наименее утопическими? Аргументируйте свою точку зрения. 5. Какие способы борьбы применяла власть против «революционного брожения»? Чем отличался от традиционных способов подавления революционного движения проект, предложенный М. Т. Лорис-Меликовым? Объясните, почему его деятельность во главе комиссии по охране государственного порядка называли «диктатурой сердца». 6. Проанализируйте деятельность «Народной воли». На её примере определите действенность революционного террора. 7. Можно ли утверждать, что убийство Александра II привёло народовольцев к цели? Используя источник, определите, как оценивает перспективы развития страны Исполнительный комитет «Народной воли». Дайте оценку его взглядам. 8*. Напишите эссе на тему «Крестьянская община в представлении крестьян, чиновников, революционеров-народников». 9*. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из народников XIX в.
§24. Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: контрреформы, земский начальник, циркуляр о «кухаркиных детях», марксизм, земский либерализм. 2. Как характеризуют политические взгляды Александра III манифест «О незыблемости самодержавия» и высказывание на заседании Совета министров 8 марта 1881 г. при обсуждении проекта М. Т. Лорис-Меликова: «Слава Богу, этот преступный шаг к конституции не был сделан»? 3. Проанализируйте действия Александра III по нейтрализации реформ 60—70-х гг. XIX в. Заполните таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.».
4*. А. А. Корнилов писал: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта, проведённая ими в русской жизни между дореформенной и пореформенной эпохой, стала непроходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к её прежнему, дореформенному положению». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Подтвердите её фактическими данными или опровергните. 5. Систематизируйте информацию по теме «Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.». Составьте схему, включив в неё различные группы и течения. 6. Какие изменения происходили в 1880-х — начале 1890-х гг. XIX в.: а) в либеральном движении; б) в народническом движении? 7*. Сравните идеи марксистов и революционных народников. Выскажите своё мнение о том, насколько точно оба направления отражали расстановку социально-политических сил и перспективы развития России. 8*. Подготовьте и разыграйте один из диалогов: между революционным народником 1870-х гг. и либеральным народником 1880-х гг.; между марксистом и революционным народником; между марксистом и деятелем земского либерального движения.
§25. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
1. Покажите на карте регионы, в которых внешнеполитические интересы Российской империи сталкивались с интересами других государств. 2. В каких международных вопросах Россия и Пруссия оказывали друг другу дипломатическую поддержку в 1860—1870-е гг.?
3. Охарактеризуйте восточный кризис середины 1870-х гг. Какую поддержку оказала Россия народам, восставшим против османского гнёта?
4. Какие качества проявили русские войска в войне 1877—1878 гг.?
5. Сравните Сан-Стефанский и Берлинский договоры. *Согласны ли вы с тем, что Россия потерпела дипломатическое поражение в Берлине? Своё мнение подтвердите самостоятельно найденными фактами.
6. С чем связано ухудшение отношений России и Германии в 1880-е гг.? Какие международные последствия имел этот процесс?
7. Назовите условия франко-российского военного союза. Каковы были перспективы этого соглашения? 8. Определите методы, с помощью которых Россия присоединила Среднюю Азию. Сравните действия России в Средней Азии и на Северном Кавказе. 9. Каковы положительные и отрицательные последствия присоединения Средней Азии для России и для среднеазиатских народов? 10*. Сравните политику России в Средней Азии с политикой западных стран в их колониях.

§26. Культура России второй половины XIX в.
1. В чём заключались успехи системы образования во второй половине XIX в.? Каковы были результаты образовательной политики? 2. Какую роль в развитии культуры сыграли российские меценаты? Почему благотворительность в России активно проявлялась и развивалась в конце XIX в.? 3. Какие выводы можно сделать на основании статистических данных о росте тиражей книг, издательств, библиотек? 4. Проанализируйте развитие отечественной науки во второй половине XIX в. *Используя знания по всеобщей истории, определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания. Какие изменения происходят в российской науке по сравнению с первой половиной XIX в.? 5. Какая точка зрения на роль литературы и искусства в жизни общества и почему утверждается во второй половине XIX в.? Дайте оценку этой теории с позиций нашего современника. 6. Какие общественные явления и процессы получили отражение в литературе второй половины XIX в.? Какую роль играла литература в жизни общества? Почему художники стремились решать социальные проблемы? 7. О чём свидетельствует тот факт, что композиторы Могучей кучки черпали сюжеты для своих произведений в истории России? Какие события и почему оказались в центре внимания музыкантов? 8. Какие новые явления возникли в изобразительном, театральном искусстве и архитектуре во второй половине XIX в.? 9*. Подберите дополнительную информацию и подготовьте сообщение о «бунте 14» в Академии художеств. 10*. Выберите литературное или иное художественное произведение, которое представляет для вас символ эпохи (второй половины XIX в.). Защитите свой выбор в дискуссии с одноклассниками.
 

14.09.2018, 17:28
Категория: История | Добавил: (14.09.2018) Просмотров: 1 | Теги: Левандовский | Рейтинг: 1.7/29
Всего комментариев: 0
Смотрите также:

решебник по истории 10 класс Левандовский


avatar