menu
person

Тема №11491

Ответы к тестам по биологии 7 класс 21 тема (Часть 1)

Тема: «Надкласс Рыбы»
А1. Из перечисленных рыб к пресноводным относится:
1) треска; 
2) пикша; 
3) форель;
4) скат  
А2. Чешуя карася – это образование:
1) эктодермы; 
2) энтодермы; 
3) мезодермы; 
4) мезоглеи  
А3. Направление течения и давление воды рыбы определяют:
1) органами зрения и слуха; 
2) осязательными клетками; 
3) органами боковой линии; 
4) всей поверхностью кожи  
А4. Количество отделов головного мозга рыб равно:
1) четырем; 
2) трем; 
3) пяти;
4) шести  
А5. Центральную нервную систему рыб образуют такие отделы мозга, как:
1) головной и спинной мозг; 
2) средний и продолговатый мозг;
3) передний мозг и мозжечок;
4) мозжечок и спинной мозг  
А6. К условным рефлексам рыб относится:
1) строительство гнезда; 
2) реакция на вкус пищи; 
3) брачные игры;
4) бегство от приближающегося известного хищника  
А7. Важным систематическим отличием щуки от черноморской акулы катрана является:
1) хищничество;
2) количество отделов головного мозга;
3) костный скелет;
4) количество зубов  
А8. У рыб кровь становится артериальной в:
1) сердце;
2) брюшной аорте;
3) жаберных артериях;
4) спинной аорте  
А9. Окончательное окисление органических веществ происходит у рыб в:
1) кишечнике; 
2) печени; 
3) жабрах; 
4) клетках тела  
А10. Множество рыб, поселенных в аквариум:
1) не влияют на температуру воды;
2) могут незначительно охлаждать воду;
3) незначительно нагревают воду;
4) значительно изменяют температуру воды  
А11. Какой из признаков, имеющийся у рыб, НЕ свидетельствует о более высоком уровне их организации по сравнению с ланцетником?
1) двухкамерное сердце;
2) головной мозг;
3) замкнутая кровеносная система;
4) почки  
А12. Продукты обмена веществ у рыб удаляются наружу через:
1) кровь;
2) межклеточную жидкость;
3) почки; 
4) мочевой пузырь  
А13. К одному классу относятся:
1) окунь и скат;
2) треска и акула;
3) рыба-пила и скат манта;
4) стерлядь и хвостокол  
А14*. Неоцерадот, протоптерус, лепидоспорен (по учебнику В.Константинова) – это представители рыб:
1) хрящевых;
2) костнохрящевых;
3) кистеперых;
4) двоякодышащих  
А15. Латимерия считается близким родственником предков:
1) хрящевых рыб;
2) двоякодышащих рыб;
3) древних амфибий;
4) всех рыб и амфибий  
А16. Желчь вырабатывается:
1) поджелудочной железой; 
2) желудком;
3) печенью; 
4) тонким кишечником  
А17. Всасывание питательных веществ происходит в:
1) желудке;
2) тонком кишечнике; 
3) задней кишке; 
4) глотке  
А18. В сердце рыб течет кровь, насыщенная в основном:
1) углекислым газом;
2) кислородом;
3) двумя указанными газами;
4) азотом  
А19. Окончательными продуктами распада питательных веществ в обмене веществ хрящевых рыб являются:
1) белки, жиры, углеводы;
2) вода и соли;
3) вода, углекислый газ и мочевина; 
4) углекислый газ и кислород  
А20. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:
1) нет пищи;
2) есть запасы жира;
3) кишечник сжат созревшей икрой;
4) много конкурентов за пищу Часть В
В1. Выберите правильные утверждения:
А) рыбы видят близко расположенные предметы;
Б) у акул хорошо развиты органы обоняния;
В) переход головного отдела в туловищный у рыб хорошо заметен; 
Г) в органах боковой линии есть нервные окончания;
Д) у некоторых рыб хорда сохраняется всю жизнь;
Е) нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки;
Ж) спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале;
З) рыбы не способны к образованию условных рефлексов;
 
В2. Выберите правильные утверждения:
А) рыбы – раздельнополые животные; 
Б) половые железы рыб – непарные семенники и яичники;
В) среди рыб встречаются живородящие виды;
Г) плодовитость рыб связана с высокой смертностью икринок и мальков;
Д) трехиглая колюшка заботится о своем потомстве;
Е) оплодотворение у рыб всегда внутреннее;
Ж) самцы и самки рыб внешне не отличаются друг от друга;
З) акулы и скаты – яйцеживородящие рыбы Продолжение следует
Рабочая тетрадь для 7-го класса
В3. Соотнесите признаки костных и хрящевых рыб с их обладателями:
Признаки рыб
1) скелет хрящевой;
2) жабры прикрыты жаберными крышками; 
3) оплодотворение наружное;
4) живородящая рыба;
5) скелет костный;
6) очень плодовита;
7) рождает одного детеныша; 
8) жаберных крышек нет Представители
А) треска;
Б) китовая акула  
В4. Выстройте последовательность расположения отделов головного мозга рыб, начиная с продолговатого:
А) продолговатый мозг;
Б) передний мозг;
В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг;
Д) средний мозг Часть С
С1. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?

 
С2. Чем можно объяснить различия между разными видами рыб по таким признакам, как сроки наступления половозрелости (от 1,5 мес. до 20 лет), плодовитость (от 15 до 300 млн икринок), сроки развития зародыша?

 
С3. Какими способами рыбы привлекают друг друга для спаривания и размножения?

 
С4. Аристотель писал про угрей: «У речных угрей нет пола, нет икры, молок, их порождают недра моря» Объясните, почему так заблуждался Аристотель
Тема: «Класс Земноводные»

А1. К основным эволюционным «приобретениям» земноводных по сравнению с рыбами относятся:
1) легкие, два круга кровообращения и пятипалые конечности; 
2) два круга кровообращения, развитие в воде и парные конечности; 
3) разделение крови на венозную и артериальную, жизнь на суше, холоднокровность;
4) легкие, четырехкамерное сердце, теплокровность  
А2. Земноводные обитают:
1) в морях;
2) в морях и пресных водах; 
3) только в пресных водах;
4) на суше и в пресных водах  
А3. К бесхвостым амфибиям относится:
1) тритон гребенчатый;
2) саламандра пятнистая;
3) червяга;
4) жаба серая  
А4. У бесхвостых амфибий в скелете нет:
1) хрящей;
2) хвостовой кости;
3) шейного отдела;
4) ребер  
А5. Зимует на суше:
1) суринамская пипа; 
2) тритон;
3) озёрная лягушка;
4) прудовая лягушка  
А6. Из названных костей НЕ относится к плечевому поясу:
1) воронья кость; 
2) лопатка; 
3) ключица;
4) плечевая кость  
А7. Кожа земноводных, в основном, является органом:
1) выделения;
2) терморегуляции;
3) газообмена и дыхания;
4) защиты, газообмена, дыхания  
А8. У взрослых лягушек нет органов:
1) обоняния;
2) боковой линии; 
3) слуха;
4) зрения  
А9. У наземных амфибий количество пар конечностей равно:
1) одной;
2) четырем; 
3) двум;
4) трем  
А10. Конечный расширенный отдел кишечника у земноводных называется:
1) клоака;
2) прямая кишка;
3) толстая кишка; 
4) двенадцатиперстная кишка  
А11*. Большой круг кровообращения у жаб заканчивается в:
1) правом предсердии;
2) левом предсердии;
3) желудочке;
4) легких  
А12. Кровь в правом предсердии сердца земноводных:
1) артериальная;
2) венозная;
3) смешанная;
4) по составу аналогична гемолимфе насекомых  
А13. Холоднокровность земноводных связана с:
1) жизнью в воде;
2) уровнем обмена веществ; 
3) необходимостью кожного дыхания; 
4) областью распространения на Земле  
А14. Продукты, выделяемые почками, удаляются из организма через:
1) клоаку;
2) кишечник;
3) мочевой пузырь;
4) легкие  
А15. Икринки земноводных лучше развиваются:
1) на суше;
2) на глубине до 15 см;
3) на глубине 2–3 м;
4) на больших глубинах  
А16. Земноводные наиболее распространены в:
1) хвойных лесах;
2) степях;
3) тропиках;
4) смешанных лесах умеренного пояса  
А17. Лучше всего к жизни в сухих условиях приспособлены:
1) тритоны;
2) прудовые лягушки;
3) жерлянки;
4) жабы  
А18. Гаметой является:
1) клетка кожи бегемота;
2) яйцеклетка кошки;
3) зигота слона;
4) хромосома петуха;
5) ядро мышечной клетки собаки  
А19. Процесс слияния гамет у земноводных называется:
1) размножением;
2) спорообразованием;
3) делением;
4) оплодотворением;
5) развитием  
А20. Процесс превращения головастика земноводных во взрослую форму в науке называется:
1) развитием;
2) ростом; 
3) метаморфозом;
4) размножением;
5) прогрессом  
А21. Противоположностью понятию «раздельнополый» будет понятие:
1) бесполый;
2) гермафродит;
3) самец;
4) самка;
5) неоплодотворенный  
А22. Из приведенных ниже понятий лишним является:
1) предсердие;
2) желудочек;
3) аорта;
4) артерия;
5) кровь В каждом следующем задании даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных в списке понятий существует такая же связь. Найдите это понятие и впишите на место пропуска цифру, которой оно обозначено А23. Тонкий кишечник : всасывание = почки :
1) переваривание; 2) дыхание; 3) выделение; 4) газообмен; 5) размножение  
А24. Легкие : дыхание = спинной мозг :
1) условные рефлексы; 2) координация движений; 3) безусловные рефлексы; 4) терморегуляция  
А25. Тепло : жизнедеятельность = кислород :
1) углекислый газ; 2) молекула; 3) развитие; 4) окисление; 5) питание  
А26. Сердце : кровообращение = : выделение желчи
1) печень; 2) поджелудочная железа; 3) желудок; 4) глотка; 5) почки  
А27. Личинка : жабры = лягушка :
1) хвост; 2) ноздри; 3) кожа; 4) легкие; 5) обмен веществ Часть В
В1. Выберите правильные утверждения:
А) сидящая лягушка не видит неподвижных предметов;
Б) глаза земноводных защищены веками; 
В) самое крупное животное среди земноводных – слоновая черепаха;
Г) на пальцах задних конечностей у бесхвостых земноводных есть плавательные перепонки; 
Д) у лягушек есть гортань и голосовые связки; 
Е) у земноводных нет органов слуха;
Ж) в коже саламандры есть ядовитые железы  
В2. Выберите особенности строения, отличающие земноводных от рыб:
А) органы дыхания представлены легкими;
Б) есть внутреннее и среднее ухо;
В) есть сердце и кровеносные сосуды;
Г) головной мозг разделен на 5 отделов;
Д) сердце трехкамерное;
Е) два круга кровообращения  
В3. Соотнесите особенности размножения амфибий с их представителями:
Особенности размножения
1) оплодотворение внутреннее;
2) способны к живорождению;
3) оплодотворение наружное;
4) могут размножаться на личиночной стадии;
5) проходят в развитии стадию головастика;
6) у некоторых развита охрана потомства Представители
А) хвостатые;
Б) бесхвостые  
В4. Выстройте путь прохождения пищи у лягушки в правильной последовательности:
А) глотка;
Б) желудок;
В) ротовая полость;
Г) двенадцатиперстная кишка;
Д) толстая кишка;
Е) клоака;
Ж) тонкая кишка;
З) пищевод Часть С
С1. Каким образом может подаваться сигнал о начале метаморфоза?
 

 
С2. В учебнике написано, что икринки имеют толстые оболочки. А как же слабая личинка
выходит из яйца?
 

 
С3. Некоторые тропические и древесные виды земноводных вынашивают икринки у себя на спине, в сумках, голосовых мешках, специально построенных гнездах. Какой в этом смысл?
 

 
С4. Если жаба встретится с дождевым червем, то за какой конец она его схватит?
 

 
С5. Язык лягушек сравнивают со стрелковым оружием. Почему?
 

 
С6. Каково место жабы в пищевой цепи, включающей ужа, травянистые растения, слизня, коршуна?
 

 
С7. Жабы не едят червяков, испачканных в почве. Как же они их очищают?
 

Зоология
Рабочая тетрадь для 7-го класса
Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

А1. Исключите лишнее понятие из ряда предложенных:
1) веретеница;
2) геккон;
3) жерлянка;
4) гадюка;
5) варан  
А2. Внутренний слой кожи пресмыкающихся животных называется:
1) энтодерма;
2) дерма;
3) эктодерма;
4) эпидермис  
А3. К неядовитым змеям относится:
1) гюрза;
2) эфа;
3) уж обыкновенный;
4) медянка  
А4. Роговой покров пресмыкающихся выполняет в основном функцию:
1) дыхания;
2) защиты от потерь воды;
3) выделения;
4) все указанные функции  
А5. Одним из общих признаков пресмыкающихся и земноводных является:
1) развитие на суше;
2) развитие в воде;
3) кожное дыхание;
4) холоднокровность  
А6. В шейном отделе позвоночника пресмыкающихся позвонков:
1) 4;
2) 6;
3) 8;
4) больше 12  
А7. Ребра не соединены с грудиной у:
1) ящериц;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) змей  
А8. Полная перегородка между желудочками сердца появляется у:
1) змей;
2) крокодилов;
3) черепах;
4) ящериц  
А9. Хорошая координация движений связана с развитием:
1) переднего мозга и мозжечка;
2) продолговатого и среднего мозга;
3) спинного мозга и мозжечка; 
4) промежуточного и продолговатого мозга  
А10. Обезвоживанию организма рептилии препятствует:
1) легочное дыхание;
2) два круга кровообращения;
3) обратное всасывание воды почками;
4) постоянная температура тела  
А11. К живородящим пресмыкающимся относится:
1) крокодил;
2) слоновая черепаха;
3) обыкновенная гадюка;
4) уж  
А12. Признак, который в наибольшей степени способствовал превращению земноводных в класс пресмыкающихся:
1) пятипалые конечности;
2) лёгочное дыхание;
3) развитие яиц на суше;
4) наличие костного скелета  
А13. Видовое разнообразие и численность рептилий выше в:
1) Западной Европе;
2) Индонезии;
3) Канаде; 
4) Европейской части России  
А14. К отряду чешуйчатых принадлежит:
1) серый варан;
2) матамата;
3) гавиал; 
4) каретта  
А15. Древесный образ жизни ведет:
1) агама;
2) хамелеон;
3) варан;
4) зеленая ящерица  
А16. Яйцеживорождение – это приспособление к развитию эмбриона:
1) на суше;
2) в холодном климате;
3) в засушливом климате;
4) в воде   Часть В
В1. Выберите правильные утверждения:
А) дыхательная поверхность легких у ящерицы больше, чем у тритона;
Б) у всех пресмыкающихся трехкамерное сердце;
В) все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше; 
Г) у пресмыкающихся северных районов чаще встречается живорождение; 
Д) в головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг;
Е) в сердце ящерицы имеется полная межжелудочковая перегородка;
Ж) обыкновенная гадюка не откладывает яйца  
В2. Соотнесите перечисленные ниже особенности животных с классами земноводных и пресмыкающихся Особенности животных
1) Кожа покрыта костными пластинами или роговыми чешуями 2) Кожа голая, у некоторых ороговевшая 3) Развитие на суше 4) Развитие с метаморфозом 5) Дыхание кожно-легочное 6) Дыхание легочное Классы животных
А) Земноводные Б) Пресмыкающиеся Часть С
С1. Назовите основные приспособления пресмыкающихся к жизни на суше
 
С2. У кого поверхность лёгких больше – у пресмыкающихся или у амфибий? Почему?

 
С3. Почему змеи могут питаться крупной добычей, заглатывая ее целиком?

 
С4. Некоторые змеи обнаруживают теплокровных животных на расстоянии. Что им в этом помогает?

 
С5. В чем заключаются различия между яйцеклетками лягушки и ящерицы?

 
С6. Крокодилы и морские черепахи могут очень долго находиться под водой. Каким образом они к этому приспособлены?

 
С7*. У ящериц – трехкамерное, а у крокодилов – четырехкамерное сердце. Почему же крокодилы остались холоднокровными, если все остальные животные с четырехкамерным сердцем – теплокровные (определенное исключение составляют утконосы и ехидны)?

 
С8*. Предложите свою гипотезу вымирания крупных пресмыкающихся
Тема: «Класс Птицы»


А1. Признак, сближающий птиц с рептилиями в наибольшей мере:
1) строение кровеносной системы;
2) перьевой покров; 
3) строение яйца;
4) строение скелета  
А2. Из перечисленных ниже птиц к хищным относится:
1) ястреб;
2) тетерев;
3) рябчик;
4) глухарь
 
А3. Часть пера, погруженная в кожу, называется:
1) ствол;
2) опахало;
3) очин;
4) бородка  
А4. В коже у птиц есть железы:
1) потовые;
2) сальные;
3) копчиковая;
4) все перечисленные типы желез  
А5. Цевка – это часть:
1) верхней конечности;
2) грудной клетки;
3) клюва;
4) нижней конечности  
А6. Одним из приспособлений скелета птиц к полету считается:
1) наличие в костях полостей;
2) большой объем мозговой части черепа;
3) наличие рёбер;
4) соединение рёбер с грудиной  
А7. Количество отделов в позвоночнике птиц равно:
1) шести;
2) пяти;
3) четырем; 
4) трем  
А8. Из перечисленных костей к поясу передних конечностей НЕ относится:
1) плечевая кость;
2) лопатка;
3) ключица;
4) воронья кость  
А9. Вороньи кости, или коракоиды, укрепляют:
1) хвостовой отдел;
2) пояс передних конечностей;
3) череп;
4) пояс нижних конечностей  
А10. Подвижное соединение рёбер с грудиной:
1) обеспечивает прочность скелета;
2) придает легкость скелету; 
3) влияет на механизм дыхания;
4) влияет на гибкость позвоночника  
А11. Исключите лишнее понятие:
1) бедро;
2) голень;
3) стопа;
4) ключица  
А12. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. 
Найдите аналогичную связь между третьим и одним из пяти предложенных понятий Локтевая кость : предплечье = цевка :
1) голень;
2) кисть;
3) стопа;
4) бедро;
5) плечо  
А13. Одинаковыми по смыслу являются понятия «атлант» и
1) шейный отдел;
2) первый шейный позвонок;
3) второй шейный позвонок;
4) крестец  
А14. Наука о птицах называется:
1) птицеводство;
2) орнитология;
3) кинология;
4) зоология  
А15. Частичное переваривание пищи начинается:
1) во рту;
2) в железистом желудке;
3) в мускульном желудке;
4) в зобе  
А16. Наиболее хорошо мускульный желудок должен быть развит у птиц, питающихся:
1) насекомыми;
2) мелкими животными;
3) зерном;
4) молодыми побегами, хвоей, почками  
А17. У птиц два отдела желудка. Это связано с:
1) полетом;
2) отсутствием зубов;
3) образом жизни;
4) характером пищи  
А18. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
1) характеру пищи;
2) вскармливанию детенышей;
3) полету;
4) необходимости все время запасать пищу  
А19. Приспособлением кровеносной системы птиц к полету в наибольшей степени является:
1) строение сердца;
2) увеличение количества крови в организме;
3) высокая скорость течения крови;
4) невысокая скорость течения крови  
А20. Скорлупа яйца и его белок образованы выделениями желез:
1) яичника;
2) семенника;
3) яйцевода;
4) клоаки  
А21. Зародыш от заражения бактериями защищен:
1) белком;
2) надскорлуповой оболочкой;
3) скорлупой;
4) желтком  
А22. К выводковым птицам относится:
1) жаворонок;
2) гусь;
3) синица;
4) голубь Часть В
В1. Выберите правильные утверждения:
А) все птицы – теплокровные животные;
Б) на Земле около 9000 видов птиц; 
В) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг и особенно мозжечок;
Г) у всех птиц пища удерживается зубами; 
Д) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных; 
Е) скорость полёта птицы зависит от массы ее тела  
В2. Существенными эволюционными прогрессивными приобретениями птиц являются:
А) легкость и прочность скелета;
Б) интенсивный обмен веществ;
В) смешанная кровь в сердце;
Г) костный череп;
Д) клюв без зубов;
Е) головной мозг из пяти отделов  
В3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
А) видоизмененные конечности;
Б) «двойное дыхание»;
В) два круга кровообращения и легочное дыхание;
Г) образование сложного крестца в скелете;
Д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок;
Е) отсутствие мочевого пузыря  
В4. В пищевой цепи коршун является вторичным потребителем потому, что он:
А) гетеротроф;
Б) хищник;
В) использует энергию солнца;
Г) регулирует численность особей в популяциях животных;
Д) минерализует органические остатки;
Е) питается слабыми и больными животными Часть С
С1. Какие признаки птиц являются более прогрессивными по сравнению с пресмыкающимися?
 

 
С2. Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?

 
С3. О каких особенностях птицы можно узнать по форме клюва?

 
С4. Какие органы чувств у птиц развиты особенно хорошо? Как это проявляется?


 
С5. Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% собственного веса. Почему он так много ест?

 
С6. Происходит ли газообмен в воздушных мешках?


Тема: «Класс Млекопитающие»

А1. Из предложенных ниже понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два между собой Пресмыкающиеся : яйцекладущие = настоящие звери :
1) икрометание;
2) яйцеживорождение; 
3) живорождение; 
4) гермафодитизм  
А2. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите его:
1) рога;
2) волосы;
3) когти; 
4) хитин; 
5) ногти  
А3. Основным способом защиты от перегрева у млекопитающих является:
1) шерсть;
2) голая кожа; 
3) роговые образования на теле; 
4) испарение  
А4. Вибриссы – это:
1) шерсть;
2) подшерсток; 
3) усы; 
4) нервные окончания на подушечках пальцев  
А5. К млекопитающим степей относится:
1) бурундук;
2) соболь; 
3) лось;
4) тушканчик  
А6. Число позвонков в шейном отделе позвоночника:
1) одинаково у жирафа и слона;
2) у жирафа больше, чем у слона;
3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного;
4) у жирафа и слона изменяется вместе с ростом  
А7. Отдел головного мозга, наиболее развитый у млекопитающих:
1) продолговатый мозг;
2) мозжечок; 
3) передний мозг;
4) средний мозг  
А8. Самый изменяющийся отдел в скелете млекопитающих разных видов – это:
1) череп;
2) хвостовой;
3) шейный;
4) грудной  
А9. Еж свертывается в клубок благодаря мускулатуре:
1) мимической;
2) подкожной; 
3) глубокой туловищной; 
4) конечностей  
А10. К голени относится кость:
1) лучевая;
2) бедренная;
3) большая берцовая;
4) локтевая  
А11. Какой из органов НЕ расположен в брюшной полости?
1) Легкие;
2) печень;
3) желудок;
4) кишечник;
5) почки  
А12. Диафрагма – это:
1) складка кожи;
2) наружный покров легких;
3) мышечно-сухожильная преграда между грудной и брюшной полостями;
4) отверстие между грудной и брюшной полостями  
А13. Ферменты слюны расщепляют:
1) белки;
2) жиры;
3) углеводы;
4) все указанные вещества  
А14. Кровь из левого желудочка у птиц поступает в:
1) левое предсердие;
2) правый желудочек;
3) аорту;
4) легочные артерии  
А15. Большой круг кровообращения начинается в:
1) правом предсердии;
2) левом предсердии;
3) правом желудочке;
4) левом желудочке  
А16. Кровь из правого желудочка поступает в:
1) легкие;
2) правое предсердие;
3) левый желудочек;
4) органы туловища  
А17. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
1) гамета;
2) зигота;
3) сперматозоид;
4) плод  
А18. Развитие эмбриона происходит в:
1) матке;
2) плаценте;
3) яйцеводах;
4) пуповине  
А19. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему:
1) пищеварения;
2) кровообращения; 
3) дыхания;
4) выделения  
А20. Насекомоядных легко узнать по:
1) характеру их пищи;
2) мордочке-хоботку;
3) наличию игл вместо шерсти;
4) плавательным перепонкам на ногах  
А21. Особенность скелета, помогающая волку охотиться, – это:
1) отсутствие лопаток;
2) незамкнутая грудная клетка;
3) увеличение мозгового отдела черепа;
4) отсутствие ключиц  
А22. Общим для выдры, выхухоли и бобра является:
1) полуводный образ жизни;
2) принадлежность к одному отряду;
3) внешний вид;
4) места обитания  
А23. У лошадей лучше всего развиты пальцы:
1) третий и четвертый;
2) все;
3) третий;
4) первый и второй  
А24. К нежвачным животным относится:
1) кабан;
2) олень; 
3) корова; 
4) баран  
А25. К основным распространителям инфекционных заболеваний относится:
1) домовая мышь; 
2) лисица; 
3) ондатра; 
4) корова  
А26. Наиболее редким из перечисленных видов животных является:
1) северный олень;
2) ирбис;
3) белка;
4) соболь  
А27. У южных видов животных ушные раковины обычно больше, чем у их северных родственников. Это, скорее всего, связано с тем, что:
1) в степях и пустынях необходим хороший слух;
2) в этих районах жарко, и уши помогают регулировать температуру тела; 
3) положение ушных раковин является сигналом для других животных  
А28. Ехидны:
1) насиживают яйца;
2) вынашивают яйца в сумке;
3) рождают живых детенышей и помещают их в сумку для донашивания;
4) рождают живых детенышей и вскармливают их молоком

Часть В
В1. Выберите правильные утверждения:
А) теплокровность характерна не только для млекопитающих;
Б) у всех млекопитающих одна пара млечных желез;
В) никто, кроме млекопитающих животных, не вскармливает своих детенышей молоком; 
Г) скелеты пресмыкающихся и млекопитающих имеют общее происхождение, что является признаком родства этих классов; 
Д) наиболее высокоорганизованные млекопитающие животные – плацентарные; 
Е) у всех млекопитающих хорошо развито зрение  
В2. Заполните таблицу «Сравнение первозверей с пресмыкающимися», поставив знак «+» или «–» там, где это необходимо, или записав нужные данные Признак
Пресмыкающиеся
Первозвери (утконос и ехидна)
Наличие роговых покровов
Наличие шерсти
Наличие вороньей кости и клоаки

Температура тела
Откладывание, насиживание или вынашивание яиц

Вскармливание детенышей
В3. Выберите правильные утверждения:
А) к плацентарным млекопитающим относятся утконос, ехидна и кенгуру;
Б) кенгуру относится к низшим зверям;
В) у утконоса органом осязания является клюв;
Г) первозвери вскармливают детенышей молоком;
Д) развитие плода начинается только после откладки яиц;
Е) исполинский кенгуру рождает детеныша размером в 3 см;
Ж) ехидна – водное, а утконос – сухопутное животное;
З) первозвери населяют только Южную Америку;
И) сумчатые обитают в Австралии, на Тасмании и в Южной Америке;
К) опоссум относится к сумчатым животным Часть С
С1. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на поставленный вопрос Животные
Масса тела, в граммах
Частота пульса, в минуту
Крот
25
600
Собака
40 000
120
Буйвол
600 000
43
Что можно сказать об уровне обмена веществ у перечисленных животных на основании данных таблицы? 
С2. Какая связь существует между обменом веществ и коровьим молоком?
С3. Какова роль ферментов в пищеварении?
С4. Чем объясняются микроскопические размеры яйцеклеток млекопитающих по сравнению с размерами этих клеток у изученных ранее классов животных? 
С5. Что общего имеют зародыши рыб и млекопитающих?
С6. Какую роль играют животные в круговороте веществ? 
С7. Какие факторы мешают неограниченному размножению видов?


ОТВЕТЫ
Тема: «Надкласс Рыбы»
Часть А
А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 1, А6 – 4, А7 – 3, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 4,А13 – 3, А14 – 4, А15 – 3, А16 – 3, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 3, А20 – 3 Часть В
В1. А, Б, Г, Д, Ж В2. А, В, Г, Д, З В3. А – 1, 3, 5, 6; Б – 2, 4, 7, 8 В4. А, В, Д, Г, Б Часть С
С1. Кислород у костных рыб запасается в плавательном пузыре. На глубине кислорода мало, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому и необходим такой способ накопления резерва этого газа С2. Это объясняется степенью развития заботы о потомстве. Чем она выше, тем меньше плодовитость, позже наступает половозрелость и дольше сроки развития зародыша С3. Светящимися органами или яркой окраской самцов, брачными танцами С4. Это связано с тем, что до ХХ в. не знали, как и где размножается угорь. Только в начале ХХ в. дат-
ский биолог Иоганнес Шмидт раскрыл эту тайну и выяснил, что угри размножаются в Саргассовом мо-ре в Атлантическом океане. Там речные угри откладывают икру, из которой выводятся личинки. Через три года подросшие личинки возвращаются в реки Тема: «Класс Земноводные»
Часть А
А1 – 1, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 4, А5 – 2, А6 – 4, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 3, А10 – 1, А11 – 2, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 3, А17 – 4, А18 – 2, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 5, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 4, А26 – 1, А27 – 4 Часть В
В1. А, Б, Г, Д, Ж В2. А, Б, Д, Е В3. А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6 В4. В, А, З, Б, Г, Ж, Д, Е Часть С
С1. Сигнал о начале метаморфоза подается гормонами щитовидной железы, которые обеспечива-
ют перестройку организма. Это генетически запрограммированное событие. При удалении щитовидной железы метаморфоз не происходит, и головастик вырастает до очень больших размеров С2. Личинка перед выходом начинает выделять вещества, растворяющие оболочку яйца С3. В тропиках климатические условия непостоянны – то засуха, то дожди, поэтому у многих видов возникли различные механизмы охраны потомства. Животные тратят меньше энергии на откладывание яиц и больше – на защиту потомства С4. За движущийся, т.к. жабы и лягушки хватают только движущуюся добычу, меньшую по размерам, чем они сами С5. Язык лягушек и жаб липкий и вывернут задом наперед, т.е. прикреплен к нёбу передним концом. Задний конец свободен. Длина языка у крупных жаб – около 10 см. Язык «выстреливает» изо рта, и жертва прилипает к нему. Жаба как бы завертывает добычу в заднюю часть языка С6. Жаба – потребитель второго порядка, т.е. питается слизнями С7. Жаба пропускает червяка между пальцами, «смывая» с него грязь. Перепачканные губы она вытирает лапами Тема: «Класс Пресмыкающиеся»
Часть А
А1 – 3, А2 – 2, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 1, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 2 Часть В
В1. А, В, Г, Ж В2. А – 2, 4, 5; Б – 1, 3, 6 Часть С
С1. Роговые покровы, сухая кожа, легочное дыхание, появление коры головного мозга, откладывание яиц на суше, защитные оболочки у яйца, внутреннее оплодотворение, прямое развитие
С2. У пресмыкающихся, т.к. у них кожа не выполняет функций дыхания, как у амфибий С3. У змей кости правой и левой челюстей соединены подвижно, поэтому змея может свободно заглатывать добычу, как бы наползая на нее. Пища обильно смачивается слюной. Кроме того, ребра грудной клетки не замкнуты, что обеспечивает свободное продвижение пищи по пищеварительному тракту С4. У многих змей (питонов, африканских гадюк и др.) существует термолокатор, или, как его еще называют, «третий глаз». Это датчик температуры С5. Лягушки – анамнии. Их яйца не имеют плотной оболочки и воздушной камеры. Продукты обмена веществ зародыша выделяются непосредственно в воду. Пресмыкающиеся – амниоты, их яйцо имеет скорлупу и воздушную камеру, в которую выделяются продукты газообмена С6. При нахождении под водой большинство кровеносных сосудов животного сужается и основная масса артериальной крови поступает к сердцу и мозгу. Поэтому кислорода хватает на длительный срок С7*. Это объясняется относительно пассивным образом жизни, привязанностью к водной среде, частичным смешением крови, общим низким уровнем обмена веществ Тема: «Класс Птицы»
Часть А
А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 4, А12 – 3, А13 – 2, А14 – 2, А15 – 4, А16 – 4, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 3, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 2 Часть В
В1. А, Б, В, Е В2. А, Б, Д В3. А, Б, Г, Е В4. Б, Г, Е Часть С
С1. Перьевой покров, развитие органов зрения, слуха, координация движений. Развитие коры мозга, мозжечка; усиление обмена веществ, облегчение скелета, двойное дыхание, четырехкамерное серд-це, полное разделение кругов кровообращения, теплокровность; обтекаемая форма тела, клюв без зубов, крылья С2. У птиц развиты: насиживание яиц, охрана потомства, строительство защищенных гнезд, часто групповая защита птенцов, выкармливание, обучение выводка и т.д С3. О характере пищи, способах ее добывания и обработки – например вылущивание, долбление (дятлы), просеивание (кулики), косьба (фламинго). Длинный изогнутый вниз клюв говорит о питании червями, почвенными насекомыми; плоский (утиный) клюв – о питании водной растительностью, рыбой и т.д С4. У птиц хорошо развиты слух, зрение, у некоторых (киви) обоняние. Зрение цветное, очень острое благодаря способности изменять форму хрусталика и расстояние между хрусталиком и сетчаткой С5. Воробьи – птицы мелкие. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест С6. Нет. Воздух дважды проходит через легкие птиц, где и происходит газообмен. Воздушные мешки – это резервуары воздуха С7. Скорость работы ферментов зависит от температуры тела, количества фермента и количества расщепляемого вещества. Нормальная температура для теплокровных – 36,5–38 °C (у млекопитающих) и 42 °C (у птиц)
С8. Кровеносная система обеспечивает клетки питательными веществами, которые поставляет пищеварительная система. В клетках питательные вещества окисляются кислородом воздуха, поступающим через органы дыхания Тема: «Класс Млекопитающие»
Часть А
А1 – 3, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 3, А8 – 2, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 1, А12 – 3, А13 – 3, А14 – 3, А15 – 4, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 2, А20 – 2, А21 – 4, А22 – 1, А23 – 3, А24 – 1, А25 – 1, А26 – 2, А27 – 2, А28 – 2 Часть В
В1. А, В, Д

В2. Заполненная таблица, выглядит следующим образом Таблица. Сравнение первозверей с пресмыкающимися

Признак
Пресмыкающиеся
Первозвери (утконос и ехидна)
Наличие роговых покровов
Наличие шерсти
Наличие вороньей кости и клоаки
Температура тела
Откладывание, насиживание или вынашивание яиц
Вскармливание детенышей
+

+
непостоянная
откладывают



+ (у ехидны – иглы)

непостоянная (26–36 °C)
откладывают, насиживают, вынашивают
вскармливают
В3. Б, В, Г, Е, И, К Часть С
С1. Чем меньше масса животного, тем выше скорость обмена веществ, тем больше пищи ему необходимо для получения достаточного количества энергии С2. Качество коровьего молока определяется его жирностью. Чем выше жирность молока, тем выше его качество. Вместе с тем очень жирное молоко может вести к нарушению обмена веществ, например у человека С3. Без ферментов вещества, поступающие с пищей, расщеплялись бы в организме крайне медленно, иногда сотнями лет. Понятно, что при такой скорости расщепления питательных веществ жизнь ни возникнуть, ни существовать не могла бы С4. Яйцеклетки млекопитающих защищены телом матери и снабжаются ее питательными веществами. Им не нужен дополнительный запас этих веществ, как зародышам птиц или пресмыкающихся. Родившийся плод вскармливается материнским молоком С5. Жаберные щели, хорду, нервную трубку и кишку С6. Животные являются потребителями органических веществ. В процессе жизнедеятельности они также потребляют кислород и минеральные вещест-ва, а выделяют в окружающую среду углекислый газ, воду, органические остатки. Почвенные животные включают химические элементы в круговорот веществ. Останки умерших животных минерализуются редуцентами. Минеральные вещества усваиваются растениями, а растения снова потребляются животными С7. Неограниченному размножению видов мешают следующие факторы: конкуренция, ограниченность территории, хищничество, паразитизм, недостаток пищи, климат, деятельность человека, половой отбор, эпидемии, стихийные бедствия и другие факторы Тема: «Эволюция органического мира»
Часть А
А1 – 2, А2 – 1, А3 – 4, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 1, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 3, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 4 Часть В
В1. А, В, Д В2. А, Б, Д, Е, З, И В3. А – 4, 5; Б – 1, 2, 3, 6 В4. Б, А, Г, В, Д Часть С
С1. У лягушек может высыхать кожа при перегреве. Лягушки тесно связаны с водой: размножение, развитие зародыша происходят в воде С2. Высокий рост и копыта могли возникнуть в связи с жизнью на открытых пространствах. Необходимость далеко видеть и быстро убегать привели к таким приспособлениям, как развитие третьего пальца, хорошего слуха и зрения С3. Как правило, индивидуальные различия между особями одного вида определяются наследственной изменчивостью. Так, даже две собаки одной породы отличаются друг от друга. Бывают и отличия, вызванные только влиянием внешней среды. Однако они встречаются и у однояйцовых близнецов и вызваны, например, содержанием в разных условиях С4. Да, можно. Клетки простейших обладают всеми свойствами, присущими целостному организму, – обменом веществ, способностью к росту, размножению, развитию, приспособленностью к условиям среды С5. Высокой скоростью размножения, стабильностью условий среды, в которой они обитают, хорошей приспособленностью к этим условиям, микроскопическими размерами С6. Появление многоклеточности способствовало возникновению разнообразия органического мира, появлению растений и животных разных классов, их расселению в разных средах обитания, влиянию на формирование облика Земли С7. Сегментация тела, хорошее развитие органов чувств, наличие личиночной стадии, развивающейся в воде С8. Появление третьего зародышевого листка – мезодермы обеспечило развитие опорно-двигательной системы – сначала мышц, а затем и скелета у хордовых животных. Это позволило животным занять различные среды обитания и достичь высокого уровня организации С9. Органы дыхания изменялись в направлении от жабр с жаберными щелями, затем жабр, прикрытых жаберными крышками, к легким. У земноводных легкие были с небольшой рабочей поверхностью, почти гладкие, а затем появились ячеистые легкие с большой рабочей поверхностью у остальных хордовых С10. Сердце в своем развитии прошло стадии двухкамерного, трехкамерного, трехкамерного с неполной перегородкой и четырехкамерного С11. Кровеносная система всех хордовых замкнутая. Однако у рыб – один круг кровообращения, у остальных классов – два круга кровообращения. В кровеносной системе изменялся и уровень смешанности крови. Так, например, у пресмыкающихся кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных, а у птиц и млекопитающих произошло полное разделение крови на венозную и артериальную С12. Нервная система изменялась в направлении развития передних отделов головного мозга и мозжечка. У пресмыкающихся появилась кора головного мозга, которая наибольшее развитие получила у млекопитающих. Мозжечок лучше всего развит у птиц. Большие полушария мозга наибольшего развития достигли у приматов С13. Эволюционная теория, единственная из со-временных научных теорий, логично объясняющая причины и механизм появления приспособленности организмов к условиям окружающей среды. Эта теория также объясняет причины разнообразия органического мира С14. Нет, неверно. Совсем не самые сильные бактерии и простейшие выживают в самых сложных условиях. Воробей не сильнее вороны, но он вполне может опередить ее в добывании хлебных крошек. Выживает всегда наиболее приспособленный – незаметный, быстрый, умный, сильный, хитрый, т.е. тот, кто способен победить в конкурентной борьбе за существование, тот, кто что-то способен делать лучше других С15. Хвосты у этих собак купируют сразу после рождения. Отсутствие хвоста у этих пород – признак ненаследственный. А наличие хвоста – признак наследственный. Так же, как у прыгуна в высоту, совсем не обязательно рождаются прыгуны в высоту С16. В результате естественного отбора появля-ются особи с новыми, относительно полезными в определенных условиях среды, приспособлениями. Кроме того, отбор постепенно приводит к образованию новых видов Ответы к итоговой контрольной работе
Часть А
А1 – 3, А2 – 2, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 3, А6 – 1, А7 – 1, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 1, А13 – 1, А14 – 4, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 3, А18 – 4, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 1, А22 – 3, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 2, А26 – 1, А27 – 2, А28 – 1, А29 – 3, А30 – 2, А31 – 3, А32 – 4, А33 – 4, А34 – 2, А35 – 3, А36 – 3, А37 – 4, А38 – 4, А39 – 2, А40 – 1, А41 – 2, А42 – 2, А43 – 3, А44 – 1, А45 – 2, А46 – 3, А47 – 1, А48 – 4, А49 – 4, А50 – 3, А51 – 3, А52 – 4, А53 – 3, А54 – 1, А55 – 3, А56 – 3, А57 – 4, А58 – 2, А59 – 3 Часть В
В1. Б, В, Д В2. В, Г, Е В3. Б, В, Г В4. А – 1, 2, 6; Б – 3, 4, 5 В5. А – 1, 4, 6; Б – 2, 3, 5 В6. А – 2, 3, 6; Б – 1, 4, 5 В7. В, Г, А, Б, Ж, Е, Д Часть С
С1. Пищеварительные и сократительные С2. 1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы С3. Плацентарное развитие обеспечивает следующие преимущества: защиту и вынашивание плода в теле матери, эффективное поступление питательных веществ через плаценту, относительно длительное развитие плода и последующее вскармливание детенышей молоком. Таким образом плацентарное развитие обеспечило более надежную защиту плода как во время беременности, так и в послеродовой период

Категория: Биология | Просмотров: 1 | Рейтинг: 3.0/2