menu
person

Тема №11975

Ответы к тестам по философии 18 тем (Часть 1)

1.​ 

Какое из перечисленных определений мировоззрения правомерно?

а) система взглядов на мир в целом

б) комплекс представлений человека о мире и себе в нём

в) совокупность взглядов, определяющих направление деятельности человека по преобразованию мира

г) верны все определения

2.​ 

Система обобщенных взглядов на окружающую действительность – это:

а) философия

б) мировоззрение

в) наука

3.​ 

Что такое «понимание» в философии?

а) это истолкование, интерпретирование информации

б) это процедура осмысления, выявление смысла, значения

в) это результат и процесс применения герменевтики

г) это все вместе взятое

4.​ 

Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

а) чувственно-образная форма освоения действительности

б) абстрактно-понятийная форма освоения действительности

в) теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью

г) все ответы верны

5.​ 

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы философии?

а) философия себя скоро исчерпает

б) роль философии будет неуклонно возрастать в жизни людей

в) философия станет уделом только одиночек-фанатиков

г) философия сохранится только как мировоззрение

6.​ 

Объектом философского исследования является

а) человек и его место в мире

б) социальные структуры

в) закономерности природного бытия

г) мир как целостность

7.​ 

Диалектика – это:

а) наука о человеческом мышлении

б) всеобщий метод познания мира

в) учение о противоречиях

г) все вместе взятое

8.​ 

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира были:

а) религия

б) философия

в) мифология

9.​ 

Материализм – это

а) принцип философского исследования

б) учение о материальности мира

в) философское направление, утверждающее первичность материи

г) провозглашение приоритета чувственных удовольствий

10.​ 

Выберите в предложенных суждениях идеализм:

а) сознание неразрывно связано с материей

б) сознание есть продукт материи

в) сознание может существовать до и независимо от материи

г) сознание не всегда адекватно отражает материю.

11.​ 

Каково соотношение философии и идеологии?

а) философия и идеология совпадают по содержанию

б) философия и идеология независимы друг от друга

в) в философии всегда есть идеологический аспект

12.​ 

Предметом философии является

а) человек

б) общество

в) мир

г) все названное

13.​ 

Кто из мыслителей античности ввел в обиход слово «философия»?

а) Гераклит

б) Демокрит

в) Пифагор

г) Сократ

14.​ 

Предметом философского исследования являются

а) всеобщие законы и принципы

б) благо

в) общественно-исторический процесс

г) законы мышления

15.​ 

Мир – это комплекс ощущений, считают

а) материалисты

б) объективные идеалисты

в) субъективные идеалисты

г) все названные

16.​ 

Представителем объективного идеализма является

а) Дидро

б) Платон

в) Беркли

г) Кант

17.​ 

Представления о мире и месте в нем человека называют:

а) идеологией

б) философией

в) мировоззрением

г) наукой

18.​ 

Существовало несколько сменявших друг друга исторических типов мировоззрения. Поставьте в верной хронологической последовательности:

а) религиозное мировоззрение 3

б) философское мировоззрение 4

в) жизненно-практическое 1

г) мифологическое 2

19.​ 

Учение о единой субстанции в основе мира – это

а) плюрализм

б) материализм

в) монизм

г) дуализм

20.​ 

Подберите понятие к определению: «Древнейшая форма общественного сознания, зародившаяся в первобытном обществе, как социально-духовный институт саморегулирования отношений между людьми»

а) религия

б) мораль

в) политика

г) все вышеперечисленное

21.​ 

Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

а) это учение о ценностях

б) это теория о мотивации поведения

в) это учение об общезначимых ценностях

г) это нормативная дисциплина

22.​ 

Что входит в понятие «философия медицины»?

а) теоретическая основа современной медицины

б) логико-гносеологическая база теории

в) умственное познание теории здоровья и болезни

г) объемлет сущность, причину и следствие развития

23.​ 

Какую роль играет диалектика как метод познания в научной деятельности ученых-медиков?

а) никакой

б) определяющую: служит творческим ориентиром

в) мешает в научно-исследовательской деятельности

г) помогает видеть ошибки

24.​ 

Что означает философская концепция «агностицизм»?

а) познавательная специфическая практика

б) познание, не имеющее осмысленного решения

в) теория, отрицающая познаваемость мира

г) все вместе взятое

25.​ 

Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

а) душа культуры

б) учение о мудрости

в) любовь к мудрости

г) форма теоретического мировоззрения

26.​ 

Раздел философии – гносеология:

а) учение о познании

б) учение о ценностях

в) искусство

27.​ 

Самой ранней мировой религией является:

а) христианство

б) ислам

в) буддизм

28.​ 

Раздел философии – онтология:

а) учение о бытии

б) учение о методах познания

в) логика

29.​ 

Существенной чертой мифологического миропонимания является

а) вера в сверхъестественные силы ,

б) убеждение в особом предназначении человека

в) благоговейное отношение к природе

г) представление о тождестве субъекта и объекта

30.​ 

Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

а) чувственно-образная форма освоения действительностью

б) абстрактно-понятийная форма освоения действительностью

в) теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью

г) все ответы верны

31.​ 

Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет

а) формируется на бессознательном уровне

б) существует исключительно в сфере рационального

в) является синонимом только ценностных ориентации

г) связан единственно с убеждениями

32.​ 

В чем заключается мировоззренческая функция философии?

а) теоретическое познание объективной реальности

б) смыслопорождение

в) формулировка возможных научных проблем

г) исследование конкретных объектов

33.​ 

Сущность второй стороны основного вопроса философии:

а) может ли человечество знать обо всем?

б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира?

в) можно ли в процессе познания получить точное знание обо всем мире?

34.​ 

По отношению к другим наукам философия выступает как:

а) универсальный заменитель узкоспециализированных наук

б) одна из узкоспециализированных наук

в) интернирующее методологическое и мировоззренческое ядро

человеческого знания и культуры, не отменяющее важности других наук

35.​ 

Какие мифологические системы лежат в основе предфилософии древней Греции?

а) Гомера

б) Гесиода

в) орфиков

г) все перечисленные выше ответы верны

д) верны первые два ответа

36.​ 

Мифологема Хаоса, которую рассматривает Гесиод, приводит к идее

а) самозарождения мира

б) верховного творца сущего

в) судьбы как упорядочивающей силы

г) материального единства мира

II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1.

Укажите социальную структуру, которая является основой азиатского способа производства:

а) феодальное поместье

б) скотоводческая община

в) город-государство (полис)

г) земледельческая община

2.

Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил классическое воплощение?

а) в Китае

б) в Индии

в) в Вавилоне

г) в Двуречье

3.

Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению:

а) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие

б) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

в) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять

г) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты

4.

Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте жизни и законе воздояния – это…»:

а) йога

б) дао

в) карма

5.

Понятие «сансара» означает

а) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего

б) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

в) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида

г) колесо как символ формы Вселенной

6.

В какой из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии?

а) Самаведа

б) Атхарваведа

в) Яджурведа

г) Ригведа

7.

Что такое Веды?

а) одно из главных философских понятий древней Индии

б) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии

в) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

г) древнейшие письменные (кон.II – нач.1 тыс. до н.э.) памятники индийской культуры

8.

Расположите в хронологическом порядке следующие религиозно-философские тексты древней Индии:

а) Араньяки (3)

б) Веды (1)

в) Сутры (5)

г) Брахманы (2)

д) Упанишады (4)

9.

Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в

Упанишадах свидетельствует о

а) усложнении ритуальной практики

б) зарождении философского осмысления мира

в) разложении родового строя

г) влиянии чужеродных культурных ценностей

10.

В каком религиозно-философском направлении древнего Востока родилась клятва: «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было»?

а) буддизм

б) даосизм

в) йога

г) конфуцианство

д) веданта

11.

В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в

а) строгом соблюдении обрядов

б) осознании иллюзорности своего «я»

в) ежедневном чтении мантр

г) смирении плоти

12.

Буддийскую нирвану следует понимать как

а) состояние вечного блаженства

б) овладение божественными возможностями

г) загробное местопребывание душ

д) истинную реальность, где исчезают противоположности

13.

Понятие «Нирвана» характерно для следующей древнеиндийской

философской школы:

а) чарвака-локаята

б) джайнизм

в) буддизм

14.

Понятие «мокша» означает:

а) закон воздаяния за любое действие

б) необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны

в) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни

г) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека

15.

Чарвака – локаята – это:

а) религиозная система

б) материалистическая неортодоксальная школа

в) идеалистическая ортодоксальная школа

г) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия

16.

Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма:

а) Конфуций

б) Мо-цзы

в) Лао-дзы

17.

В представлениях древних китайцев человек:

а) занимает срединное положение в мире

б) должен следовать естественному ходу вещей

в) тесно связан с природой

г) все перечисленное выше

18.

Основными этическими принципами даосизма являются:

а) принципы недеяния и спонтанности

б) принципы морального анархизма и бездействия

в) принципы ненасилия и всепрощения

г) принципы индивидуализма и гедонизма

19.

Роль человеческой деятельности в конфуцианстве определяется следующей задачей:

а) обеспечение космического равновесия

б) подчинение природных сил

в) культурный и технический прогресс

г) создание общества равных возможностей

20.

Конфуций полагал, что благодаря свой деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что:

а) способен изменять сущность вещей

б) разделяет враждебные начала – Небо и Землю

в) поддерживает равновесие мировых основ

г) создан, чтобы покорять Природу

21.

Какая идея в даосизме стимулировала развитие китайской фармацевтики?

А) идея Великого Предела

б) идея равновесия космических сил

в) идея обретения бессмертия

г) идея достижения долголетия

22.

Назовите положения, которые характерны для конфуцианства?

А) высшей ценностью считался индивид

б) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет

в) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»

23.

Какие философские законы нашли выражение в следующем положении: «Когда он достигает своего предела, оно превращается в инь; когда инь достигает своего предела, оно становится он»?

а) релятивистические

б) метафизические

в) закон исключенного третьего

г) диалектические

24.

В «Дао-дэ цзин» Дао рассматривается как

а) первоэлемент

б) мировая субстанция и одновременно закон бытия

в) космический разум

г) верховное божество

25.

Причиной динамической неустойчивости универсума в китайской философии является:

а) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян

б) воля Неба (тянь)

в) человеческая деятельность

г) сгущение и разрежение ци

26.

В основе трех «правильных отношений» конфуцианства лежит представление об отношениях:

а) инь и ян

б) Дао и дэ

в) Неба и Земли

г) государя и подданных

д) тела и духа

27.

Понятие «жень» означает:

а) эгоизм;

б) безразличие

в) человеколюбие

г) мизантропия

28.

Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал:

а) Лао-цзы;

б) Мэн-цзы;

в) Конфуций;

г) Шень Бухай.

29.

Конфуцианство – это:

а) религиозно-мистическая система

б) материалистическая философия

в) этико-политическая философия

г) учение о загробном мире

30.

Форма государственного устройства Древнего Китая:

а) демократия

б) охлократия

в) восточная деспотия

г) олигархия

III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.

В чем прослеживается связь с мифологией у первых греческих философов?

а) они принимали традиционные формы знания, но давали им рациональное истолкование

б) они опирались в понимании мира на представление о судьбе

в) они ставили развитие мира в зависимость от воли богов

г) они обожествляли мировое первоначал

2.

В чем состоит отличие первых теоретических построений древней Греции от знаний Древнего Востока?

а) в разных предметах исследования

б) в древней Греции впервые появляется систематическая связь доказательств

в) в мифологических корнях изысканий Древнего Востока

3.

Как называют первых греческих философов?

а) «математиками»

б) «филологами»

в) «физиками»

г) «политиками»

4.

Первой философской школой Древней Греции считается

а) элейская

б) пифагорейская

в) аристотелевская

г) милетская

5.

Натурфилософия – это

а) философия природы

б) синоним материализма

в) одна из философских категорий

г) способ познания объективного мира

6.

Каким образом первые философы понимали природное первоначало?

а) как физическое вещество

б) как определенную стихию

в) как тело первожертвы

г) как овеществление первоначальной идеи

7.

Какой тезис принадлежит философу Фалесу?

а) «Познай себя»

б) «Все – из воды»

в) «Все течет»

8.

Анаксимен считал первоосновой всего сущего

а) число

б) огонь

в) воду

г) воздух

9.

Первоначалом всего сущего в мире философ Гераклит признавал:

а) огонь

б) воду

в) число

10.

Кому из мыслителей принадлежит утверждение, что «все сущее есть число»?

а) 3енон

б) Пифагор

в) Гераклит

11.

Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира?

а) Гераклит

б) Сократ

в) Анаксимандр

12.

Какой философ рассматривал бытие как сочетание атомов и пустоты?

а) Сократ

б) Аристотель

в) Демокрит

13.

В чем сущностная специфика понимания числа Пифагором?

а) Пифагор видел в числе средство для математических построений

б) Пифагор употребил число для исследования музыкальной гармонии

в) Пифагор опирался на эзотерические восточные источники

г) Пифагор сделал число целью исследования

14.

Что лежит в основе бытия по Демокриту?

а) вода

б) воздух

в) атомы

г) апейрон

15.

Каков главный критерий добродетели согласно греческим мыслителям?

а) истина

б) правда

в) мера

г) неограниченность

16.

Какие характеристики отвечают пониманию бытия у греческого философа Демокрита

а) бытие познается чувствами, а не разумом

б) бытие – это бытие атомов

в) бытие – познается в понятиях

г) бытие есть единое

17.

С именами Левкиппа и Демокрита связано учение:

а) о душе

б) о вечности мира

в) об атомах

18.

Древнегреческий полис – это…

а) столица Древней Греции

б) объединение метрополии и ее колонии

в) город – государство, гражданская община

19.

Основное умение, которое преподавали софисты – это

а) грамматика и литературоведение

б) навыки построений абстракций

в) умение мыслить по логическим правилам

г) риторическая подготовка к гражданской деятельности

20.

Какова основная заслуга софистов?

а) софисты выдвинули на первый план проблему «физиса»

б) софисты выдвинули на первый план проблему – материи

в) в принципе никаких проблем у них не было

г) софисты выдвинули на первый план проблему человека

21.

«Человек – мера всех вещей», так считал

а) Аристотель

б) Сократ

в) Протагор

г) Эпикур

22.

Из каких исторических источников мы знаем о Сократе?

а) из мифов

б) из произведений Платона и Ксенофонта

в) из письменного наследия Сократа

23.

«Я знаю, что ничего не знаю» … Автор афоризма?

а) Пифагор

б) Фалес

в) Сократ

24.

Как Сократ отвечает на вопрос: «Что такое человек?»

а) это результат эволюции живого мира

б) это тело

в) это – политическое животное

г) это – разумная душа

25.

Какая проблема была в центре внимания у Сократа?

а) проблема первоначала

б) что такое «физиc»?

в) какова природа (сущность) человека?

г) проблема бытия и небытия

26.

По своей сути метод Сократа является

а) диалектическим

б) метафизически

в) идиографическим

г) дескриптивным

27.

В чем заключалась деструктивная часть метода Сократа?

а) Сократ показывал невозможность достижения истины

б) Сократ демонстрировал относительность истины как ее единственное свойство

в) Сократ приводил собеседника к противоречию

г) Сократ доказывал возможность невозможного

28.

Метод Сократа называется

а) майевтика

б) майтрейя

в) мантика

г) майолика

29.

Кто впервые разработал диалектический способ ведения спора, рассуждения?

а) Пифагор

б) Сократ

в) Платон

30.

Философ, ученик Сократа:

а) Платон

б) Аристотель

в) Эпикур

31.

Философия Платона – это:

а) скептицизм

б) субъективный идеализм

в) материализм

г) объективный идеализм

32.

Какова природа платоновской идеи?

а) идея нематериальна и неумопостигаема

б) идея материальна, но неумопостигаема

в) идея материальна и умопостигаема

г) идея нематериальна, но умопостигаема

33.

С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере

а) человеческого

б) многообразного

в) умопостигаемого

г) изменчивого

34.

Какой вклад в появление и развитие науки внес Платон?

а) Платон полагал необходимым познание неизменных законов бытия

б) Платон доказал невозможность познания чувственного мира

в) Платон разработал систему методов фундаментальных наук

г) Платон создал теорию временных модальностей

35.

Кто из античных мыслителей считал высшей идеей идею «Блага»:

а) Аристотель

б) Горгий

в) Платон

г) Сократ

36.

Как Платон обосновывает бессмертие души?

а) исходя из ложных знаний своего времени, о которых он не знал, что они ложны

б) иначе душа не могла бы знать вечных идей

в) исходя из знаний древних мудрецов

г) исходя из веры в Бога

37.

Кто из философов характеризует бытие как бестелесные идеи?

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Сократ

г) Платон

38.

Платон считал, что познание мира – это:

а) воспоминания бессмертной души

б) познание чисел

в) познание себя

39.

Идея – «эйдос» стала центральной категорией учения этого философа:

а) Гераклит

б) Сократ

в) Платон

40.

Кто признавал переселение душ?

а) Протагор

б) Платон

в) Аристотель

41.

Кто первым определил философию как учение о первопричине?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

42.

Какому философу принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»?

а) Аристотель

б) Эпикур

в) Цицерон

43.

Автор «Трактата о душе» выделил три «уровня» души – растительный, животный и разумный:

а) Платон

б) Аристотель

в) Фалес

44.

Какой философ рассматривал логику как главное орудие познания?

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

45.

Аристотель разработал основные законы:

а) атомистического материализма

б) логики

в) теологии

46.

Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о

а) умопостигаемом бытии

б) природе

в) государстве

г) душе

47.

Всей полнотой актуального бытия у Аристотеля обладает

а) пространство

б) материя

в) перводвигатель

г) стихия огня

48.

С точки зрения Аристотеля, человек является «политийным животным», поскольку

а) люди могут добиться блага только сообща

б) человек реализует свой потенциал в политической борьбе

в) вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных

г) политика определяет ход истории

49.

Найдите правильное определение материи, по Аристотелю:

а) это начало, носящее потенциальный характер и образующее чувственно воспринимаемую реальность

б) то же самое, что и небытие

в) это видимость, иллюзия наших органов чувств

г) это сущность, субстанция

50.

Основной темой афоризмов семи античных мудрецов было

а) представление о мере

б) понятие бытия

в) попытка решить проблему рока

г) отрицание возможности познания

51.

Характерные черты философии античности:

а) примат веры над знанием

б) эстетическое мировоззрение

в) логика

52.

Эпоха эллинизма началась после:

а) массового переселения граждан греческих полисов в области Италии в VIII-VII вв до н.э.

б) Пелопоннесской войны 431-404 г до н.э.

в) завоевательных походов Александра Македонского

53.

Наставление «Познай самого себя» записано

а) на колонне храма в Дельфах

б) на ступеньке Александрийской библиотеки

в) в Евангелии от Луки

г) у Сократа в записной книжке

54.

Концепцию «Идеального полиса» как прообраз тоталитарного общества предложил:

а) Цицерон;

б) Платон

в) Левклипп.

55.

Досократики были согласны относительно таких характеристик чувственного мира, как

а) конечность и замкнутость

б) иллюзорность и бессистемность

в) неизменность и покой

г) движение и множественность

56.

В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания

а) государство

б) бытие

в) человека

г) науку

57.

Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

а) Сократ видел в мышлении и деятельности проявление человеческих страстей

б) Сократ утверждал, что работа сознания всегда зависит от образа жизни человека

в) Сократ считал детерминанты сознания основой человеческих поступков

г) Сократ полагал, что мысли и дела человека определяются богами

58.

В отличие от софистов, Сократ настаивал на

а) необходимости возвращения к традиционным ценностям

б) общезначимом и рациональном характере ценностей

в) индивидуальной природе ценностей

59.

Каким, согласно Платону, был механизм обнаружению истины?

а) эвдемонизм

б) калокагатия

в) автаркия

г) анамнесис

60.

Главное отличие Аристотеля от натурфилософов заключается в том, что он

а) выделил новые виды природных стихий

б) основное внимание сконцентрировал на проблеме сознания

в) заменил натурфилософию метафизикой

г) объединил натурфилософию с логической рефлексией

IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

1.

Что означает понятие «догматизм»?

а) слепую веру в авторитеты

б) схематически - окостеневший способ мышления

в) доктрину или отдельные ее положения

г) доказательство бытия бога

2.

Схоластика (школьная философия) возникла как:

а) теологическая разработка идеалов и символов веры

б) рациональное упорядочение христианской догматики

в) бесплодное умствование, оторванное от жизни

г) все названное

3.

Какие положения характеризуют такое направление средневековой философии, как номинализм?

а) универсалии существуют вне и до всяких вещей

б) подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия

в) общие понятия суть только имена и образуются нашим умом

г) подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии

4.

Кто автор книги «О граде Божьем»?

а) Августин

б) Арнобий

в) Фома Аквинский

г) Киприан

5.

Укажите науку, считавшуюся наиболее важной в Средневековье.

а) гносеология

б) логика

в) теология

г) онтология

6.

В творчестве какого философа произошел синтез античной философии и христианской традиции?

а) Платон

б) Августин

в) Аристотель

г) Эпикур

7.

Начальным этапом средневековой религиозной философии является

а) томизм

б) схоластика

в) рационализм

г) патристика

8.

Вплоть до IX века средневековая философия испытывает преимущественное влияние

а) Платона

б) Аристотеля

в) Пиррона

г) Демокрита

д) все ответы верны

9.

Основой методологического парадоксализма Тертуллиана является следующая идея:

а) вера должна основываться на свидетельствах разума

б) разум должен остановиться там, где начинается вера

в) характеристикой истинной реальности является противоречивость

г) реальность непознаваема ни при каких условиях

10.

В рамках ранней патристики апологетика выступает как

а) философский жанр, защищающий Писание от языческой критики

б) система парадоксальных текстов, провоцирующих теологическую мысль

в) попытка переосмыслить Священное Писание

г) апокрифическая литература

11.

Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего средневековья?

а) учение об Эросе

б) учение об идеях

в) учение о душе

г) учение о государстве

12.

Работа Августина, посвященная соотношению власти светской и духовной, а также исторической телеологии, называется

а) «Сумма теологии»

б) «Утешение философией»

в) «О граде божьем»

г) «О свободном решении»

13.

Что такое теология?

а) учение о Боге

б) родословная богов

в) учение о Логосе

14.

Проблема универсалий отражает конфликт между познавательными установками

а) Платона и Аристотеля

б) Сократа и софистов

в) Парменида и Гераклита

г) Платона и Демокрита

15.

Проблема универсалий имеет научное значение, поскольку

а) определяет права и пределы мышления

б) способствует развитию логики

в) развивает лингвистическое знание

г) ставит вопрос о статусе всеобщего

16.

Назовите имя выдающегося медика-мыслителя прошлого, прославившегося своим «Каноном врачебной науки»– «медицинской библией». В Европе этим руководством пользовались 700 лет.

а) Гиппократ

б) Гален

в) Авиценна

г) Низами

17.

Основным медицинским трудом Ибн-Сины является

а) «О древней медицине»

б) «Царская книга»

в) «Всеобъмлющая книга по медицине»

г) «Канон врачебной науки»

18.

В средневековой культуре Западной Европы «царицей всех наук» считалась:

а) математика

б) алхимия

в) теология

19.

В гносеологическом отношении Аверроэс является автором концепции

а) двойственной истины

б) анамнезиса

в) верификации

г) интенциональности сознания

20.

Античным авторитетом схоластики, как философского направления средних веков становится

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Сенека

21.

Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви?

а) 325 г.

б) 431 г.

в) 1054 г.

г) 1543 г.

22.

Пять доказательств бытия Божия разработал:

а) Фома Аквинский

б) Ибн-Сина

в) Августин Блаженный

г) Аверроэс

23.

Основное отличие апологетики и зрелой патристики заключается в

а) использовании методологических схем разных античных философов

б) тесной связи апологетики с античной философией

в) отказе апологетов от систематического философствования

г) разных представлениях о природе всеобщего

24.

Кто из апологетов дал следующую оценку философии: «Философы – умы спорливые и презрительные. Они еще ищут - стало быть, не нашли»?

а) Тертуллиан

б) Ириней

в) Татиан

г)    Юстин

25.

Проблема отношения ипостасей Бога имеет философский смысл, поскольку связана с пониманием

а) отношения церкви и государства

б) судьбы земного мира

в) цели человеческого существования

г) отношения высшей истины и чувственной реальности

26.

Решение проблемы универсалий породило следующие позиции:

а) номинализм

б) реализм

в) концептуализм

г) все ответы верны

д) верны первые два ответа

27.

Какое научное следствие имеет правило, получившее название «бритвы

Оккама»?

а) научной признается теория, которую можно опровергнуть

б) преимущество получает теория, которая опирается на минимальное число

допущений

в) положения теории должны быть логически взаимосвязаны

г) научной является теория, которая охватывает максимально широкий класс

объектов

28.

Третья книга фундаментального труда Ибн-Сины посвящается

а) фармакопее

б)хирургии

в) патологии

г) ядам и противоядиям

29.

Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн-Сина в своей фундаментальной работе?

а) бессистемность изложения

б) смешение наблюдений и вымыслов

в) мистические интерпретации

г)    сложное изложение

д) все ответы верны

е) верны первые два ответа

30.

Теоцентризм – это:

а) принцип, согласно которому Бог – центр мироздания, активное и творящее его начало;

б) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог;

в) философское учение о первичности материи;

г) всеобщий метод познания мира.

31.

Креационизм – это:

а) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил мир;

б) учение о материальности мира;

в) номинализм;

г) реализм.

32.

Автор выражения «Верю, потому что нелепо»

а) Иоан Скот Эриугена;

б) Квинт Септимий Тертулиан;

в) Георг Вильгельм Фридрих Гегель;

г) Авиценна.

V. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.

Откуда происходит название эпохи «Возрождения»?

а) термин «Возрождение» – это ошибка культурологов.

б) поскольку эта эпоха осознает себя как возрождение античной культуры.

в) поскольку в эту эпоху действительно возрождается античное представление o человеке.

г) поскольку происходит возрождение демократических форм государственной власти в Италии.

2.

Какой город называют столицей итальянского Возрождения?

а) Неаполь

б) Рим

в) Флоренцию

3.

Эпоха Возрождения датируется:

а)XIV – XV вв.

б) XV – XVI вв.

в) XIV – XVI вв.

4.

Мировоззрением Возрождения является:

а) гуманизм

б) индивидуализм

в) антропоцентризм

г) теология

5.

Гуманизм – это:

а) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности

б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее

в) сентиментальность

г) все вышеперечисленное

6.

Что такое пантеизм?

а) признание первичности материи по отношению к сознанию

б) признание того, что разум - главное орудие познания

в) Всебожие - признание присутствия Бога во всей природе

7.

Приведите в соответствие названия работ и их авторов:

а) Т. Кампанелла – 3 1) «Государь»

б) Н. Макиавелли – 1 2) «Утопия»

в) Т. Мор – 2 3) «Город Солнца»

8.

Приведите в соответствие имена деятелей эпохи Возрождения и сферу их деятельности:

а) наука б) литература в) живопись, скульптура, архитектура

1. Дж.Боккаччо – б

2. Данте Алигьери – б

3. Дж.Бруно – а

4. Г.Галилей – а

5. Леонардо да Винчи – а,в

6. Н.Коперник – а

7. Рафаэль Санти – в

9.

Гуманисты подвергли критике:

а) труды «отцов церкви»

б) христианское вероучение в целом

в) учение томизма

10.

Кого из творцов эпохи Возрождения называют «последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени»?

а) Данте Алигьери

б) Л.Б. Альберти

в) Н. Макиавелли

г) Дж. Боккачо

11.

Кого называли «королем гуманистов»?

а) Т. Мора

б) Марселио Фичино

в) Эразма Роттердамского

г) Лоренцо Вала

12.

Какое название дал своему учению Э. Роттердамский?

а) «Философия Христа»

б) «Апология наслаждения»

в) «Всеобщая религия»

13.

Укажите на специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения (Ренессанса):

а) атеизм

б) дуализм

в) пантеизм

г) плюрализм

14.

Т. Мор назвал книгу об идеальном государственном устройстве:

а) «Город Солнца»

б) «О духе Законов»

в) «Утопия»

15.

Какое высказывание принадлежит Н.Макиавелли?

а) в основе человеческой деятельности лежит «интерес»

б) «Я мыслю, значит, я существую»

в) «Человек - величайшее чудо»

16.

Какая основная идея философии Возрождения в первую очередь ставила акцент на человека как центра мироздания?

а) эстетическое понимание действительности

б) антропоцентризм

в) гуманизм

г) антисхоластика

17.

Никколо Макиавелли был автором сочинения под названием:

а). «Похвала глупости»

б) «Государь»

в) «Опыты»

18.

Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что

а) «чудо великое есть человек»

б) «верь, чтобы разуметь»

в) «бытие Божие может быть доказано»

г) «теология может взять нечто от философии»

19.

Мишель де Монтень утверждал:

а) «Лучше быть смелым, чем осторожным»

б) «Чем как не магией занимался тот, кто первый поклонился Христу?

в) «Жизнь – вот мое занятие и мое искусство»

20.

Идею упразднения частной собственности выдвинул:

а) Мишель Монтень

б) Томас Мор

в) Марсилио Фичино

г) Никколо Макиавелли

 
Категория: Философия | Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.2/12