menu
person

Тема №7502

Ответы к тестам по истории 7 класс 7864 (Часть 4)

A) Стюарты

Б) Оранские

B) Ганноверы

Г) Тюдоры

Ответ:

JBS

9Темы 16-17. Революция в Англии. Путь к парламентской монархи8. Прочтите извлечение из исторического источника. На ос-

нове анализа текста установите, к какому политическому

------- движению принадлежали полковник Ренсборо и офицер-

------- агитатор Сексби. Ответ запишите.

Из прений на армейской конференции в Петн(октябрь-ноябрь 1647 г.)

Обсуждение вопроса об избирательном праве

«Полковник Ренсборо: Я не услышал здесь ничего

такого, что могло бы убедить меня, почему человек, рожденный в Англии, не должен иметь избирательного голоса... Я считаю, что все англичане должны подчиняться

английским законам, и искренне верю в то, что здесь нет

ни одного человека, кто бы не сказал, что основание всякого закона лежит в народе...

Сексби: Мы были призваны служить королевству рисковали нашими жизнями, и все это ради того, чтобы

восстановить наши прирожденные права и привилегикак англичан, а здесь стараются доказать, что это не так.

Много тысяч нас, воинов, жертвовали своей жизнью. Что

касается наших имений, то мы располагаем в королевстве

незначительной собственностью, но мы все же обладаем

правом рождения. Теперь же оказывается, что, кроме людей, имеющих собственность в королевстве, никто в нем

не имеет прав. Меня удивляет, что мы так обманулись.

Если мы не имеем прав в королевстве, то мы лишь простые наемники-солдаты».

Ответ:___________________________________________

jg$ 9. Прочтите текст и напишите фамилию военного и полити-

------- ческого деятеля, о котором идет речь.

Придя в Ирландию, он провозгласил: «С помощью

Божьей мы пришли сюда, чтобы поддержать блеск и славу

английской свободы, в которой народ Ирландии... может

9Задания с кратким ответом

равным образом участвовать во всех выгодах, пользоваться свободой и достоянием наравне с англичанами».

Сообщая о штурме одного из городов, он писал: «...Я

запретил щадить всякого, кто попадался с оружием в городе, и я предполагаю, что в ту ночь наши солдаты убилоколо 2000 человек».

После подавления восстания многие офицеры и генералы, в том числе и он сам, стали собственниками огромных поместий. Лишенные земли, ирландские крестьяне

были обречены на вымирание. Погибла третья часть населения. «Массы бедняков, — рассказывал современник, —

кишат во всех частях этой страны... некоторые нередко

питаются кониной и травой, а другие умирают с голода...

Много раз бедные дети, которые теряли родителей, оставались на произвол судьбы, некоторые из них становились

добычей волков...»

Ответ: ___

10. Прочтите извлечение из Навигационного акта (9 октября

1651 г.) и напишите фамилию и титул главы английского

государства, с чьей деятельностью связано принятие этого

документа. Укажите цель, которую Англия стремилась

достигнуть принятием Навигационного акта.

«Для увеличения торгового флота и поощрения мореплавания нации, благодаря благому провидению и покровительству Божию, являясь столь важным средством благополучия и безопасности этого государства, настоящим

парламентом и его властью должно быть постановлено, что

с 1 декабря 1651 г. и впредь от этой даты никакие продукты

и товары, произрастающие или производимые в Азии, Африке и Америке или же в их частях, или же на относящихся к ним островах.., не должны ввозиться или доставляться

в Английскую республику, или Ирландию, или же какие-

либо земли, на острова, в колонии или на территории, при-

9Темы 16-17, Революция в Англии. Путь к парламентской монархи( надлежащие этой республике или находящиеся в ее владе-

! нии, на каком-либо ином корабле или кораблях, судне илсудах, кроме тех, которые действительно и без обмана принадлежат только гражданам этой республики или ее колоний... и капитан и матросы которых также будут гражданами этой республики, под страхом конфискации и потервсех товаров, которые будут ввозиться вопреки этому акту,

а также под страхом конфискации корабля со всем его снаряжением, пушками и принадлежностями, на которых бу-

| дут доставлены или ввезены названные товары или продукты; половина конфискованного будет идти в пользу

республики, а другая — в пользу всякого лица или лиц, которые захватят товары... и будут отстаивать свои права в

каком-либо... суде республики».

Ответ:___________________________________________

& | 11. Прочтите извлечение из сочинения английского историка

j и политического деятеля Маколея «Мильтон» (1825). Ои-

- j ределите и запишите главную мысль автора.

ч ...П(жа люди не будут несколько времени свободными, они не знают, как пользоваться своею свободою.

...Против зол, порождаемых новоприобретенною свободою, имеется одно лишь средство, и это средство — сама свобода. Узник, покидая тюрьму, на первых норах не может

выносить дневного света... но лекарство состоит не в том,

чтобы снова отослать его в темницу, а в том, чтобы приучить

его к солнечным лучам. Блеск истины и свободы может сначала отуманить и помрачить нации, полуослеишие во мраке

рабства. Но дайте срок, и они скоро будут в состоянии выносить этот блеск. Люди в несколько лет научаются правильно

мыслить, крайнее буйство мнений стихает... и наконец из

хаоса возникает система справедливости и порядка».

Ответ:

Задания с развернутым ответом

Задания с развернутым ответом

ш

Прочтите извлечения из исторических источников и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Из книги русского историка А.Н. Савина (1873-1923)

«Лекции по истории Английской революции»

«Джентльмены XVII в. не желают довольствоваться земельной рентой1. Они не обнаруживают дворянской брезгливости к торговле и ремеслу. Вследствие распространения единонаследия... в дворянских семьях родовые земли переходят к

старшему сыну. Младшие устраиваются при дворе, при суде,

во флоте, в армии, часто иноземной. Но в скромных семьях

они нередко поступают в подмастерья к денежному купцу:

знаменитый Джон Лильберн был из хорошей северной дворянской семьи, его подростком отдали в ученье к одному лондонскому торговцу. В парламент 1604 г. поступает петиция об

отмене монополии, предоставленной торговым компаниям.

Жалобщики указывают, что скоро должна кончиться война с

Испанией, младшие сыновья останутся без дела, пожелают

торговать, а монополии будут стоять у них на дороге».

Из прений палаты общин в 1604 г.

«...На короля и на государство набрасывается тень из-за

ограничений торговли, тень, называемая монополиями... Поскольку существует большая свобода для тех, кто торгует за

границей, необходимо иметь большую свободу, чтобы торговать дома... Пример в этом дают большинство наций мира,

которые аннулировали монополии в торговле, а мы ими поль-

1 Рента — доход, не связанный с предпринимательской дея тельностью и регулярно получаемый с имущества, земли, акций

И т.д.

9Темы 16-17. Революция в Англии. Путь к парламентской монархизуемся... В условиях такой свободы [т.е. без монополий] торговля процветает, как, например, в Нидерландах, значительно больше, чем у нас. Компания купцов-авантюристов насчитывает не более 220 человек, а управляет 2/3 суконного

производства в королевстве. Это является большим ущербом

для страны, в чем можно убедиться на различных примерах:

посмотрим свидетельства и жалобы суконщиков Англии: полное разорение бедных людей, которые жили производством

сукон».

1. О каком периоде в истории Англии говорится в приведенных отрывках?

2. Какое явление в экономической жизни страны вызывает

беспокойство в английском обществе в целом, а также средчленов палаты общин в частности? Выскажите свое суждение

о причинах этого беспокойства.

3. Можно ли считать, что на данном этапе развития истории Англии в стране наблюдается процесс разложения традиционного общества и отказ части дворянства от старых традиций? Если вы согласны с данным суждением, то приведите

факты для его аргументации.

Прочтите извлечения из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Военный устав кромвелевской армиМоральные обязанност«IV. Воровство или грабеж, если вещь стоит дороже 1пенсов, караются смертью...

VII. Убийство искупляется смертью убийцы...

Обязанности относительно хранения оружия

III. Если кавалерист потеряет свою лошадь, потеряет какую-нибудь часть своего оружия по своей небрежности... ил9Задания с развернутым ответом

проиграет их в кости или карты, то он или они должны быть

использованы для работы в качестве саперов или уборщиков

пока не будут снабжены за их счет тем снаряжением, которые

они утеряли.

IV. Ни один солдат не смеет отдать, заложить или продать

свое оружие под страхом тюремного заключения или другого

наказания по усмотрению начальника; всякое заложенное

или проданное оружие, если оно обнаружено, должно быть

возвращено в армию.

Обязанности во время похода

I. При прохождении через графства запрещается опустошать и грабить местности или вымогать у кого-либо продукты, деньги... под страхом наказания смертью.

II. Ни один солдат да не посмеет взять лошадь от плуга илнанести какое-либо другое насилие кому-либо из крестьян в

отношении их личности, скота или какого-либо другого имущества под страхом наказания смертью.

Обязанности лагерной и гарнизонной службы

I. Никто не может без разрешения отлучаться от лагеря

более чем на 1 милю под страхом наказания смертью.

IX. Если часовой или дозорный будут найдены спящимили пьяными, он или они будут беспощадно наказаны за свой

проступок смертью...

XVIII. Никто не смеет пускать своих лошадей на засеянное

поле или каким-либо другим образом наносить ущерб крестьянину под страхом самого сурового наказания.

XIX. Если кто из солдат, расквартированных во владеникрупного землевладельца, будет злоупотреблять своим положением, бить, пугать его или кого-либо другого из его семьи,

или станет вымогать деньги и продукты, то он будет рассматриваться как бунтовщик и враг дисциплины.

Обязанности во время битвы

II. Всякий покинувший свое знамя или бежавший во время боя наказывается смертью.

9Темы 16-17. Революция в Англии. Путь к парламентской монархиIII. Если копейщик бросил в битве свое копье, а мушкетер

свой мушкет и заряды, он или они будут наказаны смертью.

IV. Никто из солдат не смеет сжигать дом или житницу,

принадлежит ли это дружественной стороне или противнику,

захватывать без разрешения зерно, сено, солому или скирды

на полях, или какое-либо судно, лодку, телегу и прочее, что

может служить для снабжения армии, под страхом наказания

смертью.

V. Никто не смеет убивать врага, когда он сдается или бросает оружие».

1. Когда и кем была создана армия, получившая название

армии «нового образца»?

2. В связи с чем этой армии было присвоено такое название?

3. Согласны ли вы с тем, что армия, о которой идет речь,

могла так называться? Изложите свои суждения по этому вопросу.

зТ

Прочтите извлечения из исторических источников и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

Из «Постановления палаты общин об объявлении себя

верховной властью английского государства» 4 января

1649 г.

«Постановлено, что общины Англии, заседающие в парламенте:

1. объявляют, что народ, ходящий под Богом, является источником всякой законной власти;

2. и также объявляют, что общины Англии, заседающие в

парламенте, будучи избраны и представляя народ, являются

высшей властью государства;

3. и также объявляют, что то, что постановлено или объявлено как закон общинами, заседающими в парламенте,

9Задания с развернутым ответом

имеет силу закона и обязательно для народа, хотя бы король

или пэры не дали на это своего согласия».

Из «Акта об отмене королевского звания» 17 марта 1649 г.

«Принимая во внимание, что, как это установлено и доказано опытом, королевское звание в этой стране и в Ирландии принадлежность полномочий его какому-либо одному лицу

бесполезно, тягостно и опасно для свободы, общественной

безопасности и публичного интереса народа, ... постановляется и объявляется настоящим парламентом и его властью что

звание короля английской нации отныне не должно принадлежать или осуществляться каким-либо одним лицом...»

Из «Акта об отмене палаты лордов 19 марта 1649 года»

«Общины Англии, заседающие в парламенте, убедившись

на слишком длительном опыте, что продолжение существования палаты лордов бесполезно и опасно для английского народа, признали удобным постановить и издать в качестве закона.., что отныне палата лордов в парламенте должна быть настоящим полностью уничтожается и упраздняется...»

1. О каком периоде Английской революции говорится в

приведенных отрывках? Какой орган власти стал выразителем интересов английского народа и прежде всего английской

буржуазии и нового дворянства?

2. Каким преобразованиям подверглась система высших

органов государства в Англии? Можно ли считать эти преобразования демократическими? Свою точку зрения аргументируйте.

3. Существует ли связь между приведенными выше актами политического характера и укреплением гарантий личной

свободы? Свои суждения по этому вопросу обоснуйте.

Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний

по курсу истории соответствующего периода и умений.

9Темы 16-17. Революция в Англии. Путь к парламентской монархиИз книги Маколея «Мильтон» (1825)

«Если бы народ, взросший под игом нетерпимости и произвола, мог свергнуть это иго без помощи жестокостей и безумств, половина возражений против деспотической властустранилась бы сама собою. В таком случае мы были бы вынуждены признать, что деспотизм по крайней мере не имеет

пагубного влияния на умственный и нравственный характер

нации. Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа; а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению унижению, под гнетом которых привык он проводить свою

жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыкцеркви и государства пожали только то, что посеяли. Правительство запрещало свободные прения; оно употребляло все

средства к тому, чтобы народ не знал ни прав своих, ни обязанностей... Если наши правители пострадали от народного

невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ

знания. Если народ нападал на их со слепой яростью, то это

потому, что они требовали от него столь же слепой покорности...»

1. О каком историческом периоде говорится в приведенном

отрывке?

2. Какие суждения о причинах насилий, сопровождающих

революции, можно сформулировать на основе убеждений автора?

3. Как вы охарактеризуете отношение автора к участникам революции? К «владыкам церкви и государства»?

10Тема 1 8 -1 9 . Международные отношения

в XVI—XVIII вв.

Задания с выбором ответа

1. «Первая общеевропейская война» — это

1) испано-нидерландская война

2) Северная война

3) Тридцатилетняя война

4) война за испанское наследство

2. Какие из перечисленных ниже государств принималучастие в Тридцатилетней войне?

A) Швеция Г) Австрия

Б) Англия Д) Россия

B) Германия Е) Португалия

^ —

ш

в

в

Укажите верный ответ.

1) АБЕ 2) БВЕ 3) АВГ 4) ВДЕ

3. Какое событие нашло отражение в стихотворении немецкого поэта Георга Рудольфа Векерлина1 (1584-1653)?

К ГерманиПроснись, Германия! Разбей свои оковы

И мужество былое в сердце воскреси!

От страшной кабалы сама себя спаси,

Перебори свой страх! Услышь свободы зовы!

Тиранов побороть твои сыны готовы!

Не снисхождения у недругов проси,

^ 1 Рудольф Векерлин (1584-1653) — поэт, протестант. Во время

Английской революции уехал в Англию, работал с английским поэтом Мильтоном, сторонником Кромвеля.

10Тема 18-19. Международные отношения в XVI—XVIII вв.

А подлой кровью их пожары загасИ справедливости восстанови основы!

На бога положись и слушай тех князей,

Которых он послал для высочайшей цели:

Отмстить виновникам погибели твоей,

Заступникам твоим помочь в их правом деле!

Не медли! Поднимись! Зловещий мрак развей,

Чтоб разум и добро безумье одолели!

1) Крестьянская война в Германи2) Тридцатилетняя война

3) религиозные войны германских князей против императора Карла V

4) Семилетняя война

гпп

ш4. Укажите тип войска, где служат солдаты, о которых пишет немецкий поэт Пауль Флеминг (1609-1640).

«Похвальба пехотинца»

(извлечение)

...Когда же, побросав оружье и коней,

Противник побежит с оставленных позиций,

Геройская душа взовьется вольной птицей.

Тогда гуляй и пей, приятель дорогой!

Карманы набивай добычей даровой!

Смотри, как воинство отважно атакует

Спасенных жителей! Отечество ликует:

Освободили мы любезных земляков

Сначала от врага, затем от кошельков.

На то ведь и война. Не трогает солдата

Вопрос: кому служить? Была б повыше плата!

1) княжеское ополчение

2) армия наемников

3) регулярная королевская армия

4) крестьянское войско

10Задания с кратким ответом

5. Какие из перечисленных ниже положений составляли условия Вестфальского мирного договора?

A) Швеция получила обширные земли на Балтике и контрибуцию, в ее руках оказались важнейшие торговые

пути ГерманиБ) Франция присоединила к себе Южную Германию

B) по Вестфальскому миру была признана независимость

ЧехиГ) Вестфальский мир закрепил победу германских князей

над императором, что надолго сохранило в Германиполитическую раздробленность

Д) были признаны равными Католическая и Протестантская церкви и закреплен принцип «чья земля, того вера»

Е) разрешались захваты церковного имущества

& Укажите верный ответ.

1) БГД 2) АГД 3) ВБЕ 4) АБД 66. В годы Тридцатилетней войны тактику пехотного боя усовершенствовал

1) император Фердинанд II 3) король Густав II Адольф

2) Альбрехт Валленштейн 4) полководец Тиллы 7. Процесс распада Османской империи начался

1) в XV в.

2) в XVI в.

3) в XVII в.

4) в XVIII в.

ап

Задания с кратким ответом

1. Прочтите стихотворение немецкого поэта Пауля Флеминга (1609-1640), посвященное Германии. Назовите историческое событие, о котором идет речь.

J&

10Тема 18-19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Новогодняя ода (1633)

Край мой! Взгляд куда ни кинь —

Ты пустыннее пустынь.

Милый Мейсен! Злобный рок

На позор тебя обрек.

Жмут нас полчища врага.

Затопили берега

Реки, вспухшие от слез.

Кто нам пагубу принес?

Наши села сожжены.

Наши рати сражены.

Наши души гложет страх

Города разбиты в прах.

Если хлеба кто припас,

То давно проел припас.

Голод пир справляет свой

В опустевшей кладовой.

Так зачем и почему

Сеют войны и чуму?

Слушай, вражеская рать!

Может хватит враждовать?

Жить в согласье — не зазор,

А война — для всех разор

Разве стольких страшных бед

Стоят несколько побед?

А кольчуги и клинкВам сгодятся, мужики!

Из клинков да из кольчуг

Будет лемех вам и плуг.

Ответ:___________________________________________ 2. Прочтите извлечение из статьи современного историка

Ю.В. Ивонина об одном из полководцев и политических дея-

телей периода Тридцатилетней войны. Напишите его имя.

10Задания с кратким ответом

«...известен как полководец и политик, создатель имперской и австрийской армий. Способность... создать огромную армию буквально из ничего делала его поистине

демонической фигурой. Стратегия и тактика... делали его

военачальником, близким по своему таланту и размаху

крупнейшему полководцу того времени шведскому королю Густаву II Адольфу. Мало того, он был первым, кто

стал масштабно осуществлять лозунг римского сенатора

Катона «bellum se ipsum aleat» (война сама себя кормит),

обеспечивая армию за счет контрибуций с населения. Но

был он знаменит и беспримерной жестокостью, которую

применяли его армии, занимавшиеся поборами с населения для своего обеспечения... Он был замкнутым и недоверчивым и одновременно доверчивым до наивности... Он

доверял астрологам, но это было то время, когда астрологией увлекались многие. В его образе мышления и поведения отразились многие черты его времени, прежде всего

своекорыстие и необычайная алчность».

Ответ:_____________

3. Установите соответствие между событиями Тридцатилетней войны и их датами. Запишите в таблицу выбранные

цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

A) начало Тридцатилетней войны

Б) поражение армии Валленштейна в битве у Лютцена

B) заключение Вестфальского мира

Г) разгром чешского войска у Белой горы А Б В Г

ДАТЫ

1) 1620 г.

2) 1648 г.

3) 1632 г.

4) 1618 г.

5) 1624 г.

4. Прочтите извлечение из «Новой истории» О. Егера и напишите, о каком историческом событии идет речь.

«После подписания мира «гонцы были разосланы с

этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным

10Тема 18-19. Международные отношения b XVI-XVIII вв.

отрядам, а особые печатные объявления распространилповсюду весть об этом великом событии. Многие в Германии не хотели верить этому известию и даже утратилсознательное понимание самого слова «мир». Все успелпочти одичать от нескончаемой и повсеместной войны.

Множество людей и свет-то Божий увидели впервые в какой-нибудь лесной трущобе, в какой-нибудь неведомой

глуши пустыря, куда укрылось население их деревни вместе с семьями и имуществом, избегая неистовства грабежей того полчища разнузданной сволочи, которая тащилась вслед за войском.

Для большинства населения Германии мирное течение

жизни представлялось уже чем-то сказочным, и совершенно несбыточным казался такой обыденный быт, пркотором скот мог в полной безопасности стоять в хлеву,

гуси, утки и куры — спокойно бродить по двору, путник— беспрепятственно двигаться по большим дорогам, а добрые люди — веселиться под мирным кровом местных

гостиниц и харчевен... И вот, наконец, меч возвращался в

свои ножны и обильный поток крови и слез должен был

иссякнуть!»

Ответ: __ ___________________________

Задания с развернутым ответом

Прочтите извлечения из исторических источников и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических

знаний по курсу истории соответствующего периода и умений.

а ) И з донесения думы г. П рен ц лау от 9 ф ев р аля 1639 г.

«Так как война уже много лет не дает земледельцу работать, то жизнь до того вздорожала, что теперь повсюду слышны стоны, крики и вой голодающих. Люди питаются самым10Задания с развернутым ответом

неподобными вещами: едят собак, кошек... Голод свирепствует с такой жестокостью, что в деревнях и даже в самом городе

люди бросаются друг на друга; более сильные убивают тех,

кто слабее...»

б) Из донесения Берлинской городской думы 1642 г.

«Дел нет! Нечем жить! Бывает, что на расстоянии целых миль пути не встретишь ни человека, ни скотины, ни собаки,

ни кошки.

Ни пастухам, ни школьным учителям больше не платят.

Многие утопились, удавились или зарезались. Другие с женами и детьми погибают в нищете!»

Разорение Германской импери«Так, в Геттингене и Госларе, около 100 железных, медных и латунных копей, в Вернингероде, в Гейлигенроде, Гарце; также все металлические заводы в Мейсенских горах... Все

металлические заводы и ремесленные предприятия разрушены и сожжены в Верхнелужицких горах.., в Силезских горах

около Богемии... Люди, особенно из богемских Медных и Серебряных гор, в бесчисленном множестве перевезены в Швецию, так что если бы их собрать вместе, они оказались бы в

таком чрезмерном количестве, что будь все шведские горы из

чистой меди и то этих бедных людей для работы в них было

бы более чем достаточно.

Но если они [шведы] нанесли таким образом дорогой Германии непоправимый вред, то тем самым они значительно

улучшили состояние своего государства...»

1. О каком историческом периоде говорится в приведенных документах?

2. Какое суждение о причинах бедствий мирного населения и разорения промышленности в германских государствах

можно сформулировать на основе приведенных документов?

3. Как, по вашему мнению, должно отразиться заключение Вестфальского мира на процессе экономического развития Германии?

10Тема 20. Эпоха Просвещения.

Время преобразований

Задания с выбором ответа

^ □

1. Какие из названных мыслителей относятся к французским просветителям XVIII столетия?

A) Джон Локк

Б) Вольтер

B) Ренэ Декарт

Г) Шарль Монтескье

Д) Жан Жак Руссо

Е) Фрэнсис Бэкон

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) ВДЕ 3) АВГ 4) БГД

шп

ш

т

2. Какие из перечисленных ниже положений составлялвзгляды французских просветителей?

A) идеал государственной власти — конституционная монархия или республика

Б) лучшей формой государственной власти считали абсолютную монархию

B) верили в силу и способность народа изменить существующий мир

Г) критиковали церковь и провозгласили культ разума,

которым хотели заменить веру в Бога

Д) считали церковь главной своей опорой, а религию —

непременным атрибутом государства

Е) выдвинули лозунг «У подданных прав нет, есть однобязанности»

10Укажите верный ответ.

1) АВЕ 2) БДГ 3) АВГ 4) ВДЕ

Задания с выбором ответа

3. Прочтите отрывок из сочинения одного из деятелей французского Просвещения и укажите его имя.

«...Когда в одном и том же правительственном органе

законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот

же самый монарх или тот же самый сенат, который может

издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.

Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная

власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной,

то судья превращается в притеснителя...»

шп

1) Вольтер 3) Шарль Луи Монтескье

2) Жан Жак Руссо 4) Дени Дидро

4. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите

его название.

«Барщина. Император во время своей поездки по стране... принимал петиции от своих подданных...

Среди петиций он обнаружил и следующую, составленную в таких словах: «Всемилостивейший и вседоб-

рейший государь, четыре дня барщины в неделю, пятый — рыбная ловля, а шестой — охота с сеньором,

седьмой посвящен Богу. Посуди сам, твое Императорское

Величество, можем ли мы платить налоги?...»

гп

1) Акт о низложении Филиппа II

2) Великая ремонстрация

3) «Энциклопедия наук, искусств и ремесел»

4) Воззвание Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 5. Прочтите отрывок из «Энциклопедии наук, искусств ремесел» и укажите, о каком монашеском ордене в нем

идет речь.

10Тема 20. Эпоха Просвещения. Время преобразований

«... в этом ордене разум соседствовал с фанатизмом,

добродетель с пороком, набожность с безбожием, суровость нравов с распущенностью, наука с невежеством, дух

постоялого двора с духом заговора и интриги... У этих людей трудно отыскать только смирение...»

1) о Тевтонском ордене 3) об Ордене иезуитов

2) об Ордене тамплиеров 4) об Ордене госпитальеров

Задания с кратким ответом

1. Установите соответствие между именами деятелей Просвещения и их высказываниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМЕНА

A) «.. .Самый нелепый из всех дес- 1) Адам Смит

потизмов, самый унизитель- 2) Жан Жак Руссо

ный для человеческой приро- 3) Вольтер

ды, самый несообразный и 4) Шарль Монтескье

самый зловредный — это дес- 5) Дени Дидро

потизм священников...»

Б) «Человек рождается свободным, а между тем везде он в

оковах»

B) «.. .Самая большая опасность для

монархии или республики — ее

превращение в деспотию...»

Г) «...Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей

ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги терпимость в управлении; все

остальное сделает естественный

ход вещей »

Ответ:

А Б В Г

11Задания с развернутым ответом

2. Прочтите извлечение из обвинения генерального королевского прокурора (Франция, XVIII в.) в адрес одного

книжного издания и напишите название этого издания.

«Эта книга, которая должна быть книгой всех знаний,

стала собранием всех заблуждений; труд, который нам не

переставали хвалить, как памятник, делающий честь гению науки, стал ее бесчестьем. Не должно ли правосудие,

наконец, взять в свои руки меч и поразить всех безбожных

писателей, которых осуждает религия и стыдится отечество? »

Ответ:________________ ________________________

Задания с развернутым ответом

ш

Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний

по курсу истории соответствующего периода и умений.

Из произведения Шарля Луи Монтескье (1689-1755)

«Персидские письма»

Письмо 2«...Французский король1 — самый могущественный монарх в Европе. У него нет золотых россыпей, как у его соседа,

короля Испании, и все же у него больше богатств, чем у последнего, ибо он извлекает их из тщеславия своих подданных,

а оно куда доходнее золотых россыпей. Он затевал большие

войны или принимал в них участие, не имея других источников дохода, кроме продажи титулов, и благодаря чуду человеческой гордыни его войска всегда были оплачены, крепостукреплены и флот оснащен.

1 Имеется в виду Людовик XIV.

11Тема 20. Эпоха Просвещения. Время преобразований

Впрочем, этот король — великий волшебник: он простирает свою власть даже на умы своих подданных; он заставляет

их мыслить так, как ему угодно. Если у него в казне лишь

один миллион экю, а ему нужно два, то стоит ему только сказать, что одно экю равно двум, и подданные верят. Если ему

приходится вести трудную войну, а денег у него вовсе нет, ему

достаточно внушить им, что клочок бумаги — деньги, и оннемедленно с этим соглашаются. Больше того, он внушает им,

что его прикосновение излечивает их от всех болезней1: вот

как сила и могущество его над умами!»

1. О какой форме правления во Франции говорится в приведенном отрывке?

2. Какие суждения об отношении Шарля Монтескье к данной форме власти можно сделать на основании приведенного

текста?

3. Как вы охарактеризуете идеологию, представителем которой являлся Шарль Монтескье?

2L

Прочтите извлечение из трактата Джона Локка и ответьте

на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний

по курсу истории соответствующего периода и умений.

«Основной целью вступления людей в общество является

стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление

законодательной власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и (в той

мере, в которой это будет совпадать с общественным благом)

1 Суеверные люди во Франции считали, что прикосновение рук

королей приносит исцеление больным.

11Задания с развернутым ответом

каждого члена общества. Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее

доверило...

Но так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала

власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять».

1. Какие виды власти должны, по мнению автора, существовать в государстве?

2. Какие причины диктуют необходимость разделения

властей?

3. Чьи интересы выражало учение Локка о разделенивластей?

11jg*

i

Тема 21. Художественная культура эпохПросвещения

Задания с выбором ответа

1. Просветителями называл1) придворных Короля-Солнце

2) сторонников общественного движения, боровшихся с

феодальными пережиткам3) служителей церкви, освящавших новые постройк4) ремесленников, изготавливавших свечи для жили2. Одной из главных черт философии просветителей было

стремление

1) крепить силу и влияние Церкв2) упрочить власть первого и второго сословий в политической, экономической, общественной жизни государства

3) избавить людей от предрассудков путем просвещения

умов

4) сохранить абсолютную монархию 33. В каком веке движение просветителей достигает своего

наивысшего расцвета?

4. Основоположником просветительской идеологии называл1) Кромвеля

2) Вольтера

3) Ришелье

4) Герцога Альбу

1) в XV в.

2) в XVI в.

3) в XVIII в.

4) в XIX в.

Задания с выбором ответа

5. Кто из перечисленных ниже деятелей являлся активным

участником движения просветителей?

A) Дени Дидро

Б) Людовик XV

B) Вольфганг Амадей Моцарт

Г) Джонатан Свифт

Д) Елизавета Тюдор

Е) Альбрехт Валленштейн

Укажите верный ответ.

1) АДЕ 2) ВГД 3) АВГ 4) ГДЕ

6. Кто из знаменитых писателей эпохи Просвещения удостоился в годы Великой французской революции звания

почетного гражданина Франции?

1) Фридрих Шиллер 3) Джонатан Свифт

2) Бомарше 4) Иоганн Вольфганг Гете

7. Автор грандиозного музыкального произведения «Страсти по Матфею»

1) Даниэль Дефо 3) Жан Антуан Гуд он

2) Иоганн Себастьян Бах 4) Людвиг ван Бетховен

шп

в

в

[4 J U

8. Какого героя знаменитого литературного произведения

века Просвещения современники окрестили «самым

смышленым человеком нации»?

1) Робинзона Крузо 3) Лэмюэля Гулливера

2) Фердинанда фон Вальтера 4) Фигаро гл

В

в

9. «Натюрморт с атрибутами искусства» Шардена был написан художником для

1) королевского дворца в Версале

2) Петербургской академии художеств

3) частной коллекции богатого испанского аристократа

4) здания английского парламента

ГЛ

а п

11И Тема 21. Художественная культура эпохи Просвещения

j& B I

ГПП

10. Серия работ «Брак a la mode» Уильяма Хогарта выполнена в технике

ш1) живопис2) гобелена

3) график4) витража

Задания с кратким ответом

& 1. Кому из современников-музыкантов В.А. Моцарт пред-

сказал блестящее будущее: «Придет время, и о нем заго-

— ворит весь мир » ?

Ответ:___________________________________________

2. Прочтите извлечение из литературного произведения

— XVIII в. и напишите имя автора и название романа.

«Как-то раз, когда я был занят всеми этими делами по

устройству моего хозяйства, я шарил у себя в складе, отыскивая какую-то нужную вещь, и мне попался небольшой

мешок с ячменем... Все зерно, которое еще оставалось в

мешке, было изъедено крысами; по крайней мере, когда я

глянул в него, мне показалось, что там одна труха. Так

как мешок был мне нужен для пороха, я вынес его во дворик и вытряхнул на землю невдалеке от пещеры.

Это было незадолго до того, как начались проливные

дожди, о которых я уже упоминал в своем дневнике. Я

давно забыл про этот случай, не помнил даже, на каком

месте я вытряхнул мешок.

Но вот прошло около месяца, и я увидел под горой, у

самой пещеры, несколько зеленых ростков, только что выбившихся из земли. Сначала я думал, что это какая-то туземная травка, которой я раньше не приметил. Но прошло

несколько дней, и я с удивлением увидел, что зеленые стебельки (их было штук десять-двенадцать, не больше) заколосились и вскоре оказались колосьями обыкновенного

ячменя, который растет у нас в Англии. Невозможно пере-

11Задания с развернутым ответом

дать, до чего меня взволновало это открытие. От радости у

меня помутился рассудок, и я в первую минуту подумал,

что произошло чудо: ячмень вырос сам собой, чтобы поддержать мою жизнь в ужасной пустыне!

Ответ:________________________________ ___________

3. Установите соответствие между именами творцов художественной культуры и названиями произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующимбуквами.

ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) Джонатан Свифт 1) «Женитьба Фигаро»

Б) Вольфганг Амадей Моцарт 2) «Путешествие Гулливера»

B) Жак Луи Давид 3) «Свадьба Фигаро»

Г) Пьер Бомарше 4) «Клятва Горациев»

5) «Лунная соната»

А Б В Г

4. Напишите имя автора и название произведения, о котором Людовик XVI сказал: «Нужно разрушить Бастилию,

чтобы допустить это на сцену».

Ответ:_____________ ______________________________

Задания с развернутым ответом

ш

Прочтите извлечение из поэмы Дж. Свифта и ответьте на

вопросы. Ответы предполагают использование информацииз источника, а также применение исторических знаний по

курсу истории соответствующего периода.

О, как ты мне нужен, насмешник..................

Я слышал, что ты большой весельчак.

11Тема 21. Художественная культура эпохи Просвещения

И хотя мы с тобой не знакомы,

Тебе бы стоило попробовать свой резец

На этой отвратительной компании дураков;

Рисуй своих скотов, как я их описываю;

Рисуй их черты, а я их буду высмеивать.

Делай их похожими; уверяю тебя,

К карикатуре незачем будет прибегать.

Изобрази их так, чтобы каждый из нас

Мог понять их душу по портретам.

1. Напишите имя художника, к которому обращается автор, считая его своим единомышленником.

2. Почему именно к этому художнику обращается Свифт?

3. Выскажите свое суждение по вопросу о том, в чем видел

Свифт одну из важнейших задач искусства?

~2.

Прочтите два высказывания об искусстве деятелей художественной культуры эпохи Просвещения и кратко ответьте

на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний

по курсу истории соответствующего периода.

«Искусство должно поучать» (Дидро).

«Забавлять поучая» (Бомарше).

1. Можно ли на основании приведенных цитат говорить об

общности взглядов Дидро и Бомарше?

2. Какое суждение о роли искусства в общественной жизнможно сформулировать на основе этих высказываний?

3. Выскажите и обоснуйте свое суждение о взглядах просветителей на искусство.

Прочтите фрагмент романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из

источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

11Задания с развернутым ответом

«Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял

взор к небу, возблагодарил бога за спасение моей жизни, на

 
 

 














Категория: История | Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.0/2