menu
person

Тема №5996

Задачи по математике 1-4 класс для самостоятельного решения 4234 (Част

35. Для устройства хозяйства фермер закупил на од­
ной ферме 24 курицы, а на другой — на 8 кур
меньше. Всех кур он рассадил в клетки по
4 штуки в каждую. Сколько понадобилось клеток?
Рассмотри таблицу к задаче:
В 1 клетке Общее
количество кур
Общее
количество
клеток
4 к.
см

? ! ? 4 к. ? — на 8 к. меньше ? J
Запиши ответы на вопросы:
Какие данные известны в первой строке таблицы?
Что можно узнать из этих данных? Запиши дей­
ствие:
Какие данные неизвестны во второй строке таб­
лицы?__________________________________________
Что сказано о количестве кур со второй фермы?
Можно найти это количество? Запиши действие:
142
Зная, что 24 курицы рассадили в клетки по
4 штуки в каждую, как найти количество клеток?
Запиши действие:
Можно теперь ответить на главный вопрос зада­
чи? Запиши действие:
Рассмотри рисунок к этой же задаче:
?
клеток с 4 к.
в каждой
Запиши более рациональный способ решения в
соответствии с пояснениями:
со второй фермы
с двух ферм
всего клеток
143
36. В зоомагазин привезли 60 разноцветных волни­
стых попугайчиков. Их рассадили так: в три
большие клетки по 8 попугайчиков, а осталь­
ных — выпустили в три вольера поровну. Сколь­
ко попугайчиков в каждом вольере?
Рассмотри рисунок к задаче:
Я п Я п Я п 9 9 9
60 П.
Запиши решение задачи в три действия с пояс­
нениями:
1)
2)
3)
Эту задачу можно решить и в два действия. На­
пиши пояснения к каждому действию:
1) 60 : 3 = 20 _______________________________
2) 20 - 8 = 1 2 ______________________________
Ответ:
37. Машина старшая сестра готовилась к экзамену
по английскому языку. Она выучила наизусть
6 текстов в воскресенье, за вторник, среду
и четверг она выучила текстов в 3 раза больше,
а за пятницу и субботу она выучила на 9 текстов
меньше, чем за все предыдущие дни. Сколько
текстов Машина сестра выучила к экзамену?
144
Рассмотри рисунок к задаче и подпиши данные:

? ■■■
Запиши решение задачи с пояснениями:
Ответ:
38. Когда Оля отдала Кате 4 булочки, то у них ста­
ло булочек поровну. На сколько булочек было
больше у Оли, чем у Кати?
Рассмотри рисунок к задаче:
4 бул. дала Оля
Катя
Оля
Запиши ответ на вопрос:
145
39. В школе собирали гуманитарную помощь для по­
страдавших от наводнения. 94 одеяла разложили
в три коробки. В первую положили столько же
одеял, сколько во вторую, а в третью на 4 одеяла
больше, чем в первую. Сколько одеял в третьей
коробке?
Рассмотри рисунок к задаче и обозначь на нём
данные:
» >
»
Напиши пояснение к первому действию:
1) 94 - 4 = 9 0 _____________________
Закончи решение задачи:
2)
3)
Ответ:
146
40. Масса трёх ротвейлеров 180 кг. Масса пони на
40 кг больше, чем масса одного ротвейлера. Ка­
кова масса пони?
Обозначим массу одного ротвейлера отрезком и
сделаем рисунок:
»
» > 180 кг
•-------------------------------•
40 кг
?
Запиши решение задачи выражением:
Проверь,
как ты умеешь решать задачи
на разные действия
Вариант 1
1. Из одного улья достали 15 кг мёда, из другого
на 4 кг больше. Сколько мёда собрали из двух
ульев?
Запиши решение задачи:
2. В клетке зоомагазина сидели 6 белых хомячков и
5 серых хомячков. К вечеру купили трёх хомячков.
Сколько хомячков осталось в клетке?
Запиши решение задачи:
148
3. Для засолки папа купил 3 кочана капусты общей
массой 17 кг. Масса одного кочана 4 кг, масса
другого кочана 6 кг. Какова масса третьего коча­
на капусты?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Запиши решение выражением:
Ответ:
4. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по
цене 110 рублей и банку шпаклёвки по цене
134 рубля. Сколько заплатили за покупку?
Запиши решение задачи:
149
Вариант 2
1. Чему равна длина стороны квадрата, если его пе­
риметр равен периметру прямоугольника со сторо­
нами 6 см и 8 см?
Сделай рисунок к задаче. Обозначь на нём данные
и запиши решение:
О твет: ________________________________________
2. В школьную столовую привезли 28 литров молока,
а кефира в 7 раз меньше. На сколько литров
меньше привезли кефира?
Запиши решение задачи по плану:
1) Найди, сколько литров привезли кефира:
2) Найди разницу в количестве молока и кефира:
Ответ:
150
3. На Ванин день рождения мама испекла 4 большие
ватрушки с творогом, ягодами и яблоками. А пи­
рожков с вишней она испекла в 5 раз больше.
Сколько всего ватрушек и пирожков испекла мама?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Запиши решение:
4. На двух полках 68 книг. Если с одной полки
снять 14 книг, то на обеих полках книг станет
поровну. Сколько книг будет на каждой полке?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
>
Запиши решение:
Задачи
на пропорциональную зависимость
1. Упаковщица разложила 24 кг картофеля в 8 паке­
тов. Сколько таких же пакетов ей понадобится,
чтобы разложить 36 кг килограммов картофеля?
Реши задачу по плану:
1) Узнай, сколько кг картофеля в одном пакете:
2) Узнай, сколько пакетов понадобится для 36 кг
картофеля:
О твет: ________________________________________
2. В шести одинаковых банках 42 килограмма краски.
Сколько краски в двух таких банках?
Дополни рисунок к задаче данными и вопросом:
Запиши решение:
152
3. За день на почте приняли несколько посылок с кни­
гами, по 8 кг каждая, и столько же посылок с фрук­
тами, по 6 кг каждая. Масса всех посылок с кни­
гами 32 кг. Какова масса посылок с фруктами?
Рассмотри таблицу к задаче:
Масса Общая Количество
1 посылки масса посылок
8 кг
|_
со
СЧ1
?
6 кг ? ? — столько же
Запиши ответы на вопросы:
Какие данные известны в первой строке таблицы?
Что можно узнать из этих данных?
Запиши действие:
Какие данные известны во второй строке таблицы?
Что можно сказать о количестве этих посылок?
Что можно узнать, зная эти данные?
Запиши действие:
Ответ:
153
4. У торговца на рынке 5 ящиков помидоров по
12 кг в каждом. Огурцов у него столько же, но
они разложены в 3 большие коробки. Сколько ки­
лограммов огурцов в каждой коробке?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Запиши решение:
5. Из куска ткани можно сшить 12 чехлов на кресла,
расходуя по 2 м на каждый. Сколько чехлов для
дивана выйдет из этого куска, если расходовать
по 4 м ткани на каждый?
Рассмотри таблицу к задаче:
Расход ткани
на 1 изделие Всего ткани Всего
изделий
2 м ? 12 шт.
4 м ? — столько же ?
154
Реши задачу по плану:
Найди количество ткани в куске:
Найди количество чехлов для дивана, которые по­
лучатся из этого куска ткани:
Запиши о т в е т :_________________________________
Используя это же условие, узнай, сколько можно
сшить комплектов, состоящих из чехла для кресла
и для дивана, из этого куска ткани. Напиши пояс­
нение к каждому действию:
1)
2)
Ответ:
6. В 8 коробках 48 карандашей. Сколько карандашей
в 5 таких же коробках? Во сколько таких коробок
можно разложить 60 карандашей?
Подумай и напиши заголовок третьего столбика
таблицы. Занеси данные задачи в таблицу и ответь
на вопросы, записывая решения в клетки таблицы:
Всего
коробок
Всего
карандашей
Ответ:
155
7. При переезде мама складывала книги и посуду в
коробки. Получилось несколько коробок с книгами
массой по 9 кг и столько же коробок с посудой
массой по 7 кг каждая. Масса всех коробок с
посудой 42 кг. Какова масса всех коробок с кни­
гами?
Напиши заголовок третьего столбика таблицы. Вне­
си данные задачи в таблицу.
Масса
1 коробки
Масса
всех коробок
Книги
Посуда
Реши задачу, выполняя записи прямо в таблице.
Запиши ответ з а д а ч и :__________________________
8. Если в каждую клетку фермер посадит по 3 кро­
лика, то во всех клетках будет 30 кроликов. По
сколько кроликов нужно посадить в каждую клетку,
чтобы рассадить 90 кроликов?
Запиши решение по действиям с пояснениями:
Проверь,
как ты умеешь решать задачи
на пропорциональную зависимость
Вариант 1
1. 21 литр сока разлили в 7 одинаковых банок.
Сколько таких же банок понадобится для 36 лит­
ров сока?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение:
157
2. 6 пачек книг имеют массу 30 кг. Какова масса
2 таких же пачек?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение:
Вариант 2
1. Масса трёх одинаковых ящиков с яблоками 48 кг.
Какова масса 5 таких же ящиков?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение задачи:
158
2. В 7 мотках верёвки 105 метров. Сколько метров
верёвки в 9 таких же мотках?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение задачи:
4 К Л А С С
Задачи на сложение и вычитание
в несколько действий
1. В июле было 6 дождливых дней, в июне — на
8 больше, чем в июле, а в августе — на 9 дней
меньше, чем в июле и в июне вместе. Сколько
дождливых дней было в течение лета?
Закончи рисунок к задаче в соответствии с её
данными:
Июль
Июнь
Август *

Запиши ответы на вопросы по тексту задачи:
Что сказано о количестве дождливых дней в июле?
Что сказано о количестве дождливых дней в июне?
Что сказано в задаче о количестве дождливых
дней в а вгусте ? ________________________________
160
Что нужно найти в задаче?
Запиши решение задачи:
Сможешь ли ты ответить на вопрос: Сколько дней
лета прошли без д о ж д я ? _______________________ .
Подсказка. Для ответа на этот вопрос нужно
вспомнить или посмотреть в календаре, сколько
дней в каждом из летних месяцев.
2. Из села в город в 5 ч утра выехал грузовик
с овощами. Через 40 мин. фургон остановился на
заправку, которая длилась 10 мин., далее до го­
рода он ехал 50 мин. В какое время грузовик
приехал в город?
Дополни запись: 1 час минут
Выполни вычисления и проверь по часам ответ за­
дачи:
Запиши ответ на вопрос: успеет ли грузовик к от­
крытию рынка в 7 часов утр а ? _________________ .
161
3. В магазин привезли помидоры. За день было
продано 176 кг помидоров, и после этого в мага­
зине осталось на 145 кг помидоров меньше, чем
продали. Сколько килограммов помидоров привезли?
Рассмотри рисунок к задаче:
176 кг
Закончи вычисления, дополни записи решения и
напиши пояснения к каждому действию:
1) 1 7 6 —1 4 5
2) 1 7 6 + =
Ответ:
4. В первом вагоне поезда 45 пассажиров. Сколько
пассажиров в трёх вагонах, если во втором на
5 человек больше, чем в первом, а в третьем на
6 человек больше, чем во втором?
Нарисуй схему к задаче и обозначь на ней дан­
ные и вопрос:
162
Запиши решение задачи по действиям с поясне­
ниями:
Ответ:
5. Один участок имеет форму квадрата со стороной
6 м, а другой — форму прямоугольника со сторо­
нами 10 м и 4 м. Найди длину забора каждого
участка и узнай, у какого участка забор длиннее
и на сколько?
Обозначь на рисунке данные:
Найди периметр квадратного участка:
163
6. На одной аллее парка 36 деревьев, на второй —
на 18 деревьев больше, а на третьей — на 12
меньше, чем на второй. Сколько деревьев на
третьей аллее?
Закончи рисунок к задаче и обозначь на нём дан­
ные и искомое:
36 д.
Запиши ответ задачи:
7. Совхоз собрал 35 800 кг картофеля. На базу от­
правили 18 700 кг, а оставшийся картофель про­
дали поровну за 3 дня на рынке. Сколько кило­
граммов картофеля ежедневно продавали на рынке?
Запиши решение задачи:
В соответствии с этим же условием составь зада­
чу, которая будет решаться так: 18 700 + 17 100
Запиши эту з а д а ч у :____________________________
164
Запиши ответ на вопрос:
Как называют задачи, в которых искомые данные
меняются местами?
8. За три дня выставку посетили 870 человек. В пер­
вый день 320 человек, во второй — на 90 чело­
век больше, чем в первый. Сколько человек посе­
тило выставку в третий день?
I
320 чел.
Ill
90 чел.
► 870 чел.
?
Реши задачу по плану:
Найди количество посетителей во 2-й день:
Найди количество посетителей за два первых дня:
Найди количество посетителей в третий день:
Ответ:
Проверь,
как ты умеешь решать задачи
на сложение и вычитание
в несколько действий
1. Длина трёх кусков тесьмы 26 м. Найди длину
третьего куска тесьмы, если длина первого —
7 м, а длина второго — на 2 м больше, чем
первого.
Сделай рисунок к задаче:
Запиши ответ:
166
2. Длина прямоугольника 15 см, а ширина — на
3 см меньше. Найди периметр прямоугольника.
Обозначь данные задачи на рисунке:
Запиши ответ задачи:
3. Сосна на 3 метра выше ели, но на 6 метров
ниже дуба. Какова высота ели, если высота дуба
47 метров?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение с пояснением:
Задачи
на пропорциональную зависимость
1. С одной грядки собрали 4 мешка картофеля, а с
другой — 6 таких же мешков. Масса всего соб­
ранного картофеля 480 кг. Найди массу картофе­
ля, собранного с каждой грядки.
Рассмотри рисунок к задаче:
? кг
Запиши решение с пояснениями:
Ответ: _____________________________________
Рассмотри рисунок к задаче, обратной данной:
? кг
168
Запиши текст обратной задачи:
Запиши решение обратной задачи:
2. За 7 м ткани для штор заплатили на 2400 р.
больше, чем за 2 м такой же ткани. По какой
цене продавалась ткань? Сколько денег нужно за­
платить за 12 метров такой же ткани?
Рассмотри рисунок к задаче и обозначь на нём
данные:
00^0009
о о
Запиши решение задачи:
169
3. В одну палатку привезли 15 ящиков с фруктами,
в другую — 10 таких ящиков. В первую палатку
привезено фруктов на 60 кг больше, чем во вто­
рую. Сколько килограммов фруктов привезено во
вторую палатку?
Рассмотри рисунок к задаче:
15 ящ.
? кг
Перед решением задачи запиши ответы на вопросы:
Что сказано о размерах всех этих ящиков? _____
Что можно узнать, если 5 одинаковых ящиков ве­
сят 60 кг?
Рассмотри таблицу к этой же задаче:
Количество
ящиков
Масса
одного ящика
Масса фруктов
15 ящ.
10 кг
? одинаковая
?
? на 60 кг больше
?
Сравни её с другой таблицей и напиши, как будет
называться эта задача по отношению к первой: _
170
Количество
ящиков
Масса
одного ящика
Масса фруктов
?
10 ящ.
? одинаково ? на 60 кг больше
120 кг
Реши обратную задачу двумя способами, продол­
жая уже начатое решение:
1-й способ: 2-й способ:
1) 1 2 0 • 1 0 1 2 (кг) 1) 1 2 0 • 1 0 1 2 (кг)
2) 1 2 0 + 6 0 2) 6 0 • 1 2 =
3) 3)
Запиши ответ обратной задачи:
4. За 3 ч работы бульдозер разровнял 234 м* 12 дороги.
Сколько квадратных метров дороги разровняет буль­
дозер за 10 ч, если будет работать с такой же
производительностью?
Запиши решение задачи, отвечая на вопросы:
1) Какова производительность работы бульдозера?
(Какую площадь он разровняет за 1 час?)
2) Сколько квадратных метров дороги разровняет
бульдозер за 10 ч, если будет работать с такой
же производительностью?
Запиши ответ:
171
5. В мастерской сшили 120 рюкзаков за 6 дней. За
сколько дней сошьют 100 рюкзаков, если в день
будут шить на 5 рюкзаков больше?
Рассмотри таблицу к задаче:
Количество
рюкзаков
Норма выработки
в 1 день
Количество
дней
120 р. ? 6 дней
100 р. ? — на 5 р. больше ?
Реши задачу по плану:
1) Используя данные первой строки таблицы, най­
ди норму выработки. Запиши действие:
2) Найди новую норму выработки. Запиши действие:
3) Ответь на главный вопрос задачи. Запиши действие:
Запиши ответ:__________________________________.
6. В автомастерской должны были отремонтировать
72 машины за 6 дней, а отремонтировали за
4 дня. На сколько перевыполняли задание в мас­
терской ежедневно, если каждый день ремонтиро­
валось одинаковое количество машин?
Рассмотри таблицу и заполни её данными:
Количество Ежедневная Количество
машин выработка дней
? ? на сколько
? больше
172
Запиши решение в соответствии с пояснениями.
— планируемая выработка
— реальная выработка
— на столько больше
7. Один рабочий каждый час обрабатывает 8 дета­
лей, а другой — 7 деталей. За сколько часов они
обработают вместе 90 деталей, если выработка
в час у них не изменится?
Рассмотри краткую запись к задаче:
Всего — 90 деталей
1- й рабочий — 8 деталей в час
2- й рабочий — 7 деталей в час
Сколько часов — вместе?
Запиши ответы на вопросы:
Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Сколько было деталей?
Сколько деталей в час обрабатывают два рабочих?
Как найти это количество? Запиши действие:
Можно теперь ответить на главный
Запиши действие:
вопрос задачи?
Запиши ответ:
Проверь,
как ты умеешь решать задачи
на пропорциональную зависимость
1. Для палаток куплено два куска ткани длиной 40 м
и 25 м. Заплачено за них 15 600 руб. Сколько
стоил каждый кусок ткани?
Дополни рисунок к задаче данными и вопросом:
■т
Запиши решение задачи с пояснениями:
Ответ:
174
2. В трёх коробках 12 кг масла. Сколько килограм­
мов масла в 7 таких же коробках?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение:
3. В восьми коробках 48 карандашей. Сколько каран­
дашей в 10 таких же коробках?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши решение:
Задачи
на разные действия
1. В двух бидонах было 60 кг мёда. Когда из одно­
го бидона взяли 12 кг, то в бидонах осталось
мёда поровну. Сколько мёда было в каждом би­
доне первоначально?
Рассмотри рисунок к задаче:
? кг
? кг — столько же 12 кг
Запиши решение в соответствии с пояснениями:
1) — осталось в двух бидонах
2) — в 1-м бидоне
3) — во 2-м бидоне
Ответ:
176
2. В магазин привезли 15 ящиков с яблоками по
8 кг в каждом. До обеденного перерыва было
продано 7 ящиков. Сколько килограммов яблок
осталось продать после обеденного перерыва?
Рассмотри рисунок к задаче:
15 ящ. по 8 кг
7 ящ. по 8 кг ? кг
По рисунку легко увидеть различные способы ре­
шения. Запиши эти способы решения в соответ­
ствии с пояснениями:
1-й способ:
масса привезённых яблок.
масса проданных яблок.
масса яблок, которые осталось
2-й способ:
1) количество ящиков с яблоками,
которые осталось продать.
2) масса яблок, которые осталось
продать.
Отметь более рациональный способ решения.
177
3. Когда израсходовали 600 г масла из банки, в ней
осталось масла в два раза меньше, чем израсхо­
довали. Сколько граммов масла было в банке
сначала?
Рассмотри рисунок к задаче:
600 г
Запиши решение задачи, отвечая на вопросы:
1) Сколько граммов масла осталось в банке? За­
пиши действие:
2) Сколько граммов масла было в банке сначала?
Ответ:
4. Магазин продал за 3 дня 550 кг картофеля. В пер­
вый день продали 180 кг, а остальной картофель
продали поровну во второй и третий дни. Сколько
килограммов картофеля продали за 2 первых дня?
Рассмотри рисунок к задаче:
9 кг
/ ^ 8 0 КГ ? К Г ^ Х ? кг
Х.1-Й день 2-й день 3-й день /
поровну
550 кг
178
Реши задачу, отвечая на вопросы:
1. Сколько кг картофеля продали во 2-й и 3-й дни?
2. Сколько кг продали во 2-й день?
3. Сколько кг продали за 1-й и 2-й день?
Ответ:
5. В магазин привезли 5 мешков риса по 40 кг в ка­
ждом, и 7 мешков пшена по 35 кг в каждом.
В первый день продали 130 кг риса и 140 кг пше­
на. Сколько килограммов крупы осталось продать?
Рассмотри краткую запись к задаче:
Привезли — 5 мешков по 40 кг и 7 мешков по
35 кг
Продали — 130 кг и 140 кг
Осталось — ?
Запиши решение в соответствии с планом:
1) Узнай, сколько крупы привезли в магазин. За­
пиши выражение:
179
6. Один картофелеуборочный комбайн работал 60 ч,
второй — 53 ч. Второй комбайн собрал на 350 кг
меньше картофеля, чем первый. Сколько кило­
граммов картофеля собрал каждый комбайн при
условии их одинаковой производительности?
Заполни таблицу к задаче: напиши заголовки стол­
биков, внеси данные и вопрос.
О т в е т : 7
7. Швея-надомница планирует сшить 56 простыней в
соответствии с заказом. После двух дней работы
ей осталось сшить 40 простыней. За сколько дней
она сошьёт остальные простыни, если будет рабо­
тать с той же выработкой в день?
180
Рассмотри рисунок к задаче и обозначь на нём
данные и вопрос:
Запиши ответы на вопросы:
Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Сколько простыней осталось с ш и ть ? ____________ .
Знаем ли мы выработку в д ень?________________.
Покажи на рисунке отрезок, соответствующий вы­
работке в день: обведи его красным цветом.
Сколько простыней шила швея за эти 2 дня? ___
Запиши действие, как найти это количество:
Как теперь найти
ствие:
выработку в день? Запиши дей-
Можно теперь ответить на главный вопрос задачи?
Запиши действие:
Запиши ответ:
181
8. В мастерской в первый день сшили 19 одинако­
вых комплектов пожарной формы, а во второй
день — 23 таких же комплекта. На все эти ком­
плекты пошло 126 метров ткани. Сколько метров
ткани расходовали каждый день?
Рассмотри таблицу к задаче:
Количество
комплектов
Расход ткани
на 1 комплект Количество ткани
19 р.
23 р.

?
? — такой же
?
?
126 м
Запиши ответы на вопросы:
Что можно узнать, зная, что в 1-й день сшили
19 комплектов, а во 2-й день — 23 комплекта?
Запиши действие:
Что известно о количестве ткани, израсходованной
на эти комплекты за 2 д н я ? ____________________
Что можно узнать, зная, что из 126 м сшили
42 комплекта ф орм ы ?__________________________
Запиши действие:
Прочитай главный вопрос задачи. Что надо знать,
чтобы на него ответить?
Знаем мы это?
182
Ответь на вопрос задачи. Запиши действия:
9. Для отделки дома привезли 950 штук красных
кирпичей и 850 штук белых кирпичей, одинаковых
по массе. Масса всех кирпичей 7 200 кг. Найди
массу красных и белых кирпичей в отдельности.
Заполни таблицу к задаче:
Количество Масса Масса
кирпичей 1 кирпича всех кирпичей
Кр.
Бел.
Запиши решение по действиям с пояснениями:
Ответ:
183
10. В один киоск привезли 5 одинаковых ящиков
огурцов, а в другой — 2 таких же ящика.
В первый киоск привезли на 24 кг огурцов боль­
ше, чем во второй. Сколько килограммов огурцов
привезли в каждый киоск?
Рассмотри таблицу к задаче:
Количество Масса Масса
ящиков одного ящика всех ящиков
5 ящ. ? ? — на 24 кг больше
2 ящ. ? — такая же ?
Реши задачу по плану:
1) Найди разницу количеств ящиков с огурцами.
Запиши действие:
2) Найди массу одного ящика. Запиши действие:
3) Найди массу огурцов, привезённых в первый
киоск. Запиши действие:
4) Найди массу огурцов, привезённых во второй
киоск. Запиши действие:
Для проверки найди разницу масс огурцов, при­
везённых в каждый киоск. Если получилось 24 кг,
значит, задача решена верно. Запиши проверку:
Ответ:
184
11. В одном альбоме 600 марок наклеено на
15 страницах поровну. В другом альбоме накле­
ено 448 марок и на каждой странице на 8 ма­
рок меньше, чем в первом альбоме. Сколько
страниц занято марками во втором альбоме?
Закончи заполнять таблицу к задаче:
Всего
марок
Всего
страниц
Марок
на 1 странице
? (поровну)
? на 8 шт. меньше
Запиши вопрос, на который будешь отвечать сна­
чала:
Запиши действие:
Можно ли узнать, сколько марок на одной стра­
нице второго альбома, если мы знаем, сколько
их на 1 странице в первом? Запиши ответ: ____
Запиши действие:
Запиши главный вопрос задачи:
Запиши действие:
Ответ:
185
12. После обеда Ваня вымыл 6 глубоких тарелок,
мелких в 3 раза больше, чем глубоких, а блюдец
в 2 раза меньше, чем мелких тарелок. Сколько
блюдец вымыл Ваня?
Рассмотри рисунок к задаче и обозначь на нём
данные и вопрос:
Запиши решение задачи выражением:
Запиши ответ:__________________________________
13. В зоомагазине было 16 хомячков и 24 белые
мыши. Их поместили в клетки, одинаковое коли­
чество зверьков в каждую. Белые мыши заняли
на 2 клетки больше, чем хомячки. Сколько клеток
было занято белыми мышами?
Дополни рисунок к задаче данными и вопросом:
186
Запиши решение и ответ:
Ответ:
14. Рассмотри рисунок и составь по нему задачу.
Запиши её текст:
12 шт.
Запиши решение этой задачи:
187
15. Одна бригада рабочих может посадить 600 пло­
довых деревьев за 10 дней, а другая — за
15 дней. За сколько дней могут посадить эти
деревья две бригады, работая вместе?
Запиши ответы на вопросы по тексту задачи:
Если две бригады будут работать вместе, повлия­
ет ли это на сроки выполнения работы? Как по­
влияет?
В условии известно, что одна бригада может по­
садить деревья за 10 дней, а вторая — за 15 дней.
Если они будут работать вместе, количество дней
увеличится или уменьшится?___________________
Реши задачу, отвечая на вопросы:
Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Что мы уже знаем из условия и что не знаем?
Что надо знать, чтобы вычислить, сколько деревь­
ев две бригады сажали в д е н ь ? ________________
Как найти производительность каждой бригады в
день? Запиши действия:
- сажала в день одна бригада
— сажала в день другая бригада
188
Как узнать, сколько они посадят в день вместе?
Запиши действие:
— сажали две бригады в день
вместе
Можно теперь ответить на главный вопрос задачи?
Запиши действие:
— работали две бригады
Ответ:
16. Грейпфруты раскладывали в корзины по 70 штук
в каждую. Сколько было грейпфрутов, если за­
полнили 15 корзин, и ещё 20 грейпфрутов оста­
лось?
Рассмотри рисунок к задаче:
15 корзин
Запиши решение с пояснениями:
1)
2)
Ответ:
189
17. В магазин привезли 48 коробок с зелёным и
чёрным виноградом. В 16 коробках был чёрный
виноград, по 9 кг в каждой, а в остальных —
зелёный, по 8 кг в каждой. Сколько всего кило­
граммов винограда привезли в магазин?
Рассмотри рисунок к задаче:
48 кор.
•С ___
16 кор. ? кор.
по 9 кг в каждой по 8 кг в каждой
Запиши ответы на вопросы:
Массу какого винограда можно узнать сразу?
Запиши действие:
Можно ли узнать массу зелёного винограда?______
Как найти количество коробок зелёного виногра­
да? Запиши действие:
Теперь можно найти массу зелёного винограда?
Запиши действие:
Запиши действие для ответа на главный вопрос
задачи:
Ответ:
190
18. В четырёх ящиках всего 86 кг яблок: в первых
двух поровну, в третьем 20 кг, а в четвёртом
18 кг. Узнай, сколько килограммов яблок было в
первом ящике.
Рассмотри рисунок к задаче:
? кг
20 кг > 86 кг
18 кг
Запиши решение двумя способами с пояснениями:
1 -й способ:
1)
2)
3)
2-й способ:
1)
2)
3)
Ответ:
191
19. В питомнике вырастили саженцы деревьев: голу­
бых елей было 360, а на каждые 8 голубых елей
приходилось 18 клёнов и 16 лип. Сколько всего
голубых елей, клёнов и лип вырастили в питом­
нике?
Рассмотри схему к тексту задачи:
8 елей 8 елей ...
18 клёнов и 16 лип 18 клёнов и 16 лип
Эта группа: (8 + 18 + 16) — повторяется столько
раз, сколько раз по 8 содержится в 360.
Закончи решение задачи:
1) 360 : 8 = содержится в 360 по 8
— дерева в одной группе
вырастили деревьев
Проверь,
как ты умеешь решать задачи
на разные действия
1. Цена 1 кг яблок — 60 р., 1 кг черешни —
140 р., 1 кг винограда стоит в 2 раза дороже,
чем 1 кг яблок. Сколько потребуется денег, чтобы
купить для банкета 5 кг яблок, 3 кг черешни и
2 кг винограда?
Заполни таблицу к задаче:
Товар Цена Количество Стоимость
Яблоки
Черешня
Виноград
Найди стоимость 5 кг яблок:
193
Найди стоимость 2 кг винограда:
Найди общую стоимость покупки:
2. В магазин привезли три одинаковых коробки с
бананами массой 45 кг. Коробка с яблоками на
4 кг легче коробки бананов. Чему равна масса
6 таких коробок с яблоками?
Запиши ответы на вопросы по тексту задачи:
Какие фрукты были в коробках?_______________ .
Какова общая масса бананов?_________________ .
Какова общая масса я б л о к ? ____________________
Закончи заполнять таблицу к задаче:
бананы ю
|_
яблоки 6 кор.
Запиши решение задачи по действиям:
Запиши ответ:
194
3. Семья сдаёт багаж при регистрации рейса. Рюк­
зак дочки массой 8 кг, дорожную сумку папы,
масса которой в два раза больше, чем масса
рюкзака, и чемодан на колёсах, масса которого
равна массе рюкзака и сумки. Какова общая мас­
са багажа? Нужно ли доплачивать за багаж, если
по одному билету можно провозить 20 кг багажа
бесплатно?
Обозначь данные задачи на рисунке:
Запиши ответ задачи:
Задачи на движение
1. Расстояние между двумя автобусными остановками
1 км. От этих остановок отошли два автобуса.
Один из них прошёл 140 м, а другой — 160 м.
Каким стало расстояние между автобусами?
Обозначь на рисунке данные задачи, если автобу­
сы двигались навстречу друг другу:
Обозначь вопрос и запиши решение:
Запиши ответ:
Обозначь на рисунке данные этой же задачи, если
автобусы двигались в противоположном направлении:
Обозначь вопрос и запиши решение:
Запиши ответ:
196
2. Из двух посёлков навстречу друг другу вышли две
машины. Одна из них прошла до встречи 128 км,
а другая — на 56 км меньше.
Рассмотри рисунок к задаче и узнай расстояние
между двумя посёлками.
? на 56 км меньше
◄------------------------------------------------- 1
128 км
?
Запиши решение:
3. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг
другу. Через 4 часа они встретились. Скорость
первого пешехода — 5 км/час, скорость второ­
го — 6 км/час. На каком расстоянии первоначаль­
но находились пешеходы друг от друга?
Сделай рисунок к задаче:
Запиши, какое расстояние прошёл до встречи пер­
вый пешеход:
197
Запиши, какое расстояние прошёл до встречи вто­
рой пешеход:
Запиши, как найти первоначальное расстояние:
Ответ:
4. Мотоциклист ехал 3 ч со средней скоростью
70 км/ч и 2 часа со средней скоростью 80 км/ч.
Какое расстояние он проехал за это время? Узнай
среднюю скорость его движения.
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Для решения задачи используй зависимость: рас­
стояние — это скорость, умноженная на время.
Запиши решение и ответ на первый вопрос:
Запиши решение и ответ на второй вопрос:
Ответ:
198
5. От одной пристани одновременно отошли две мо­
торные лодки в противоположных направлениях.
Одна шла со средней скоростью 250 м/мин, а дру­
гая — 200 м/мин. На каком расстоянии друг от
друга будут лодки через 40 мин?
Рассмотри рисунок к задаче:
Помни, что скорость удаления — это сумма
скоростей двух объектов при одновременном
движении в противоположные стороны.
Реши задачу по плану:
1) Найди скорость удаления: 2
2) Найди расстояние, на которое моторные лодки
удалились друг от друга за 40 минут:
Ответ: _________________________________________
6. Расстояние между городом и дачным посёлком
150 км. Из города к посёлку выехал мотоциклист
со средней скоростью 60 км/ч. В это же время
навстречу ему из посёлка по той же дороге вы­
ехала телега, запряжённая лошадью, со средней
скоростью 15 км/ч. На каком расстоянии от по­
сёлка они встретятся?
199
Рассмотри рисунок к задаче:
Посёлок
150 км
Город
Помнишь ли ты, что скорость сближения — это
сумма скоростей двух объектов при одновре­
менном движении навстречу друг другу?
Запиши ответы на вопросы:
Что можно узнать, зная, что мотоциклист и телега
двигались навстречу друг другу со скоростью
15 км/ч и 60 к м /ч ? ____________________________
Найди расстояние, на которое они сближались за
1 час:
Как найти время, через которое они встретятся?
Запиши действие:
Какое расстояние проедет за это время телега?
Запиши действие:
Ответ:
200
7. Васин брат провёл два дня в конном походе.
В первый день туристы были в пути 6 ч, а во
второй — 4 часа. Всего они проехали 230 км.
Какое расстояние проезжали туристы каждый день,
если они ехали примерно с одинаковой скоростью?
Рассмотри рисунок к задаче: 8
? км
Дополни записи решения и напиши пояснение к
каждому действию:
1) 4 + 6 =
2) 2 3 0 :
3) ф 6 (км)
4) ф 4 = (км)
Ответ:
8. Из двух городов, расстояние между которыми
1200 км, вышли одновременно навстречу друг
другу два поезда. Один из них проходит это рас­
стояние за 20 ч, другой — за 30 ч. Через сколь­
ко часов поезда встретятся?
Запиши ответы на вопросы:
Что можно узнать, зная, что первый поезд прохо­
дит 1200 км за 20 ч? __________________________
201
Найди скорость первого поезда:
Что можно узнать, зная, ч_
дит 1200 км за 30 часов?
го второй поезд прохо-
Найди скорость второго поезда:
Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Какие из этих величин мы знаем?
Как найти скорость сближения?
Найди скорость сближения:
Как найти время встречи?
Найди, через какое время поезда встретятся:
Ответ: ________________________________________
9. Коля и Таня вышли в школу одновременно каж­
дый из своего дома. Через 10 минут они встре­
тились в школе. Сколько минут был в пути Коля?
Сколько минут была в пути Таня?
Запиши ответы на в о п р о с ы :____________________
202
10. Междугородний автобус сначала проехал 160 км
до первой остановки, потом до второй остановки
ещё половину такого расстояния. После этого до
пункта назначения осталось пройти в 2 раза
меньше того, что пройдено. Найди весь путь.
Рассмотри краткую запись к задаче:
Проехал — 160 км <
Проехал — ? половину ?<
Осталось пройти — ? в 2 раза меньше, чем-1
Запиши ответы на вопросы:
Сколько км проехал автобус сначала?
А з а т е м ? __________________________
Как найти половину этого расстояния?
Запиши действие:
Что сказано о том, сколько осталось пройти?
Известно, сколько км пройдено всего?
Как найти это расстояние? _________
Запиши действие:
Как найти путь, который осталось пройти? Прочи­
тай ещё раз, что о нём сказано.
Запиши ответ на в о п р о с :______________________
203
Запиши действие:
Как найти весь путь?
Запиши действие:
Ответ: ________________________________________
11. Туристы прошли по реке на плотах половину на­
меченного пути и ещё 9 км. Оставшийся путь
они могут пройти на плотах за 3 ч со скоростью
6 км/ч. Узнай весь путь, который должны были
пройти туристы на плотах.
Рассмотри рисунок к задаче:
6 км/ч
Половина пути g Км 3 часа
?
Запиши решение задачи выражением:
Запиши ответ:__________________________________
12. Два автомобиля выехали одновременно навстречу
друг другу и встретились через 7 часов. Сколько
времени находился в пути каждый автомобиль?
Запиши ответ на в о п р о с :______________________
204
13. Два пассажирских самолёта летели с одинаковой
скоростью. Один самолёт был в воздухе 4 часа,
другой — 6 часов. Первый самолёт пролетел
меньше второго на 1800 км. Какое расстояние
пролетел каждый самолёт?
Заполни таблицу к задаче:
Время в пути Скорость Расстояние
Реши задачу по плану:
1) Найди разницу времени в пути. Запиши дей­
ствие:
2) Найди скорость самолёта. Запиши действие:
3) Найди расстояние, которое пролетел первый
самолёт. Запиши действие:
4) Найди расстояние, которое пролетел второй
самолет. Запиши действие:
Для проверки найди разницу этих расстояний.
Если получилось 1800 км, значит, задача решена
верно. Запиши проверку:
Ответ:
Проверь, как ты умеешь решать
Задачи на движение
1. Расстояние между двумя городами 1600 км. На
каком расстоянии друг от друга окажутся два по­
езда, если они одновременно вышли навстречу
друг другу и первый прошёл 236 км, а второй —
580 км?
Обозначь на схеме данные и вопрос задачи:
Запиши решение задачи в соответствии с
ниями:
1) расстояние, на
поясне-
которое
поезда сблизились
2) оставшееся расстояние
между поездами
Ответ:
206
2. Скорость движения всадника в 5 раз больше, чем
скорость движения пешехода, причём скорость
движения пешехода на 20 км/ч меньше, чем ско­
рость движения всадника. Найди скорость движе­
ния всадника.
Дополни рисунок к задаче данными и вопросом:
П *------ Т
В •-------------------- 1---------- 1---------- 1----------•
Запиши решение задачи:
3. Первые два часа лыжник шёл со скоростью 18 км/ч,
потом 2 ч со скоростью 15 км/ч и ещё 2 ч со
скоростью 12 км/ч. Какое расстояние прошёл лыж­
ник? С какой скоростью должен двигаться лыжник,
чтобы пройти это расстояние за 5 часов?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Запиши решение задачи выражением:
Найди среднюю скорость движения:
Ответ:
Задачи с дробями
1. Длина ленты 9 дм. Отрезали одну треть этой
ленты. Сколько дециметров ленты отрезали?
Начерти отрезок длиной 9 сантиметров.
Раздели отрезок на три равные части.
Запиши соответствующее действие:
Проверь свой ответ.
О т в е т : _________________________________________ 2
2. Длина одной третьей части отрезка равна 4 см.
Узнай длину всего отрезка.
Нарисуй произвольный отрезок. Его длину мы не
знаем. Обозначь её знаком вопроса:
208
Раздели этот отрезок на три равные части (при­
близительно) и подпиши над одной частью её
длину, данную в условии.
Поскольку все три части отрезка равные, значит,
каждая из них должна иметь длину 4 см.
Найди длину всего отрезка:
Ответ: _________________________________________
3. В начальных классах школы учится 210 человек.
Одну третью часть всех учеников составляют
третьеклассники. Сколько детей учится в первых и
вторых классах этой школы?
Рассмотри рисунок к задаче:
Рассуждай так: чтобы найти одну третью часть от
всего количества детей, разделим его на 3.
Запиши действие:
Дальше рассуждай так: На всех остальных детей
приходится две части.
Запиши действие:
Ответ:
9 9
209
4. Квадратный лист бумаги со стороной 2 дм разре­
зали на пять равных частей прямоугольной фор­
мы. Найди площадь одной части.
Реши задачу по плану:
1) Найди площадь листа:
2) Найди площадь одной пятой части листа:
Ответ:
5. 6 листов составляют половину тетради. Сколько
всего листов в тетради?
Закончи рассуждение: половин в тетради может
быть только две. Если в каждой по 6 листов, то *6
О т в е т : _________________________________________
6. За полгода в районную библиотеку поступило
200 книг для детей. Это составляет четвёртую
часть всех поступивших книг. Сколько всего книг
поступило в библиотеку за эти полгода?
Рассуждай так: обозначим произвольным отрезком
все поступившие книги — мы не знаем сколько их.
Нарисуй этот отрезок:
210
Дальше рассуждай так: известна четвёртая часть
всех книг — разделим отрезок на 4 равные части
(приблизительно) и обозначим известную часть.
Обозначь её на рисунке выше.
Для ответа на вопрос рассуждай так:
Поскольку все четыре части равны, значит, на ка­
ждую из них должно приходиться по 200 книг.
7. Длина ленты 10 м. Её разрезали на 5 равных
частей. Сколько метров в четырёх пятых долях
этой ленты?
Рассмотри рисунок к задаче:
?
10 м
Реши задачу по плану:
1) Найди, сколько метров в одной пятой доле
ленты: 2
2) Найди, сколько метров в четырёх пятых долях
ленты:
Ответ:
211
8. Маленькая перемена длится 5 минут, что состав­
ляет четвёртую часть большой перемены. Сколько
минут длится большая перемена?
Закончи рассуждение: четвёртых частей может быть
только 4. Если в каждой из них по 5 минут, то
Ответ:
9. На субботнике 20 школьников убирали классы. Это
одна третья часть тех школьников, которые убира­
ли пришкольный участок. Сколько детей убирали
пришкольный участок?
Рассмотри рисунок к задаче:
20 чел.
?
Запиши ответы на вопросы:
Что можно сказать о количестве всех школьников
на участке? ____________________________________
Каким действием можно найти это количество?
Запиши действие:
Запиши ответ:
212
10. Вася начертил отрезок, длина которого 48 мм.
Чему равна длина третьей части этого отрезка?
Закончи рассуждение: третьих частей в отрезке
может быть только три, з н а ч и т _________________
Ответ: ________________________________________
11. Туристическое агентство за день продало 360 пу­
тёвок в санатории, дома отдыха и на турбазы.
Одна третья часть этих путёвок — в санатории,
140 путёвок — в дома отдыха. Сколько продали
путёвок на турбазы?
Рассмотри рисунок к задаче:
Одна
третья часть 140 п. ?
360 п.
Запиши решение по плану:
1) Найди, сколько путёвок продано в санатории:
2) Найди,
дома
сколько путёвок
отдыха вместе:
продано в санатории и
Найди, сколько путёвок продано на турбазы:
Ответ:
213
12. Лёле нужно начертить отрезок, пятая часть кото­
рого равна 17 мм. Чему равна длина всего от­
резка?
Закончи рассуждение: пятых частей в отрезке мо­
жет быть только 5. Если каждая из них равна
17 мм, то весь о тр е зо к_______________________ .
Ответ: ________________________________________
13. Начерти отрезок длиной 60 мм. Раздели его на
6 равных частей.
Определи, сколько миллиметров в пяти шестых
долях этого отрезка?
Запиши ответ:
Проверь,
как ты умеешь решать
Задачи с дробями
1. В первый день Ваня прочитал 18 страниц книги,
во второй — 1/ 3 этого количества, а в третий
день — в два раза больше, чем во второй.
Сколько страниц прочитал Ваня за три дня?
Обозначь на рисунке данные и вопрос задачи:
Ответ:
215
2. В грузовой фуре 600 ящиков корма для кошек
в банках. До обеда выгрузили 2/ 3 ящиков. Сколько
ящиков осталось в фуре?
Дополни рисунок к задаче данными и вопросом:
Запиши решение:
3. Найди площадь прямоугольника, если известно, что
1/ 4 часть прямоугольника равна 6 см2.
Обозначь на рисунке 1/4 часть прямоугольника и
закрась её:
Запиши решение задачи:
Запиши ответ:
Задачи
на сообразительность
1. Из города X в одном направлении ехали два мо­
тоциклиста. Один ехал со скоростью 60 км/ч, а
другой — 90 км/ч. На сколько километров второй
мотоциклист обгонит первого за 3 часа?
Рассмотри рисунок к задаче:


Рассмотри два способа решения и напиши поясне­
ния к каждому действию.
1-й способ:
2-й способ:
1) 9 0 —6 0 = 3 0 (км)
2) 3 0 » 3 = 9 0 (км)
Ответ:
217
2. Аэросани проехали 180 км. Какое расстояние мо­
жет проехать за это же время лыжник, если его
скорость в 4 раза меньше? Какова скорость аэро­
саней, если скорость лыжника 15 км/ч?
Дополни данные в таблице:
Расстояние Скорость Время
аэросани ?
лыжник
15 км/ч,
в 4 раза
меньше
? одинаковое
Замечаешь ли ты, что, если скорость лыжника
в 4 раза меньше, значит, скорость аэросаней
в 4 раза больше?
Внесём эту поправку в таблицу:
Расстояние Скорость Время
аэросани 180 км ? в 4 раза
больше
?
лыжник 15 км/ч ? одинаковое
Реши задачу, отвечая на вопросы:
Какова скорость аэросаней?
За какое время аэросани проехали 180 км?
Какое расстояние проехал лыжник за 3 часа?
Ответ:
218
3. В 6 ч 20 мин. утра из деревни выехал всадник.
В 10 ч 20 мин. в этом же направлении выехал
автомобиль. Сможет ли автомобиль догнать всад­
ника, скорость которого 15 км/ч, а скорость авто­
мобиля по просёлочной дороге 45 км/ч?
Реши задачу, используя вопросы-подсказки:
Сколько времени уже был в пути всадник, когда
выехала машина? Найди это время:
На какое расстояние он успел уехать? Найди это
расстояние:
Дополни рисунок найденными данными:
машина всадник
45 км/ч 15 км/ч
Определи, на какое расстояние они сближаются за
1 час? Найди скорость сближения:
Сколько времени понадобится, чтобы сократить
расстояние 60 км? Найди это время:
Ответ:

Категория: Математика | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0