menu
person

Тема №7528

Ответы к тестам по русскому языку 5 класс 564956 (Часть 2)

Часть 1
1. Укажите предложение с однородными членами.
1) Звёзды тускнеют и тают в синем небе.
2) Отряд шёл бодро, и к вечеру все добрались до места.
3) В этом городе много мостов.
4) Деревья расступаются, на поляну выезжают королевские сани.
2. Укажите предложение, в котором нет однородных членов.
1) Солнце вышло из-за туч и осветило землю.
2) Распустилась сирень, её сладкий аромат окутал весь
сад.
3) Собаки грызутся между собой и тянут сани в разные
стороны.
4) Прибежал он на перрон, влез в отцепленный вагон.
3. Укажите предложение, которое соответствует схеме:
С2ЕИЭ и
1) Дождь только слегка смочил траву и листья в саду.
2) Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая.
3) Подошли ребята к дому и удивились.
4) Жаркое и душное утро сменило знойную ночь.
42
Предложения с однородными членами
4. В каком предложении есть однородные члены, которые
являются главными членами предложения?
1) Начинался солнечный и ясный день.
2) Поля были засеяны кукурузой и подсолнечником.
3) В лукошке лежали подосиновики, подберёзовики и сыроежки.
4) Все обрадовались приходу Димы и его брата.
t a n
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Тигры львы слоны живут в нашем зоопарке.
2) В нашем зоопарке живут разные звери львы слоны
тигры.
3) В нашем зоопарке живут львы слоны тигры.
4) Львы слоны тигры много разных зверей живёт в нашем зоопарке.
0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Мы пришли в отчаяние. (2)Мы не знали, как поймать
этого рыжего кота. (З)Звали его за глаза Ворюгой.
(4)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (5)Однаж-
ды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями.
(6)Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и
склевали весь наш запас червей.
(7)Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. (8)Мы
ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно
была сорвана.
(9)Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
(Ю)Деревенские мальчишки помогали нам в этом. (1 ^Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на
рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил
в зубах кукан с окунями. (12)Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана, на нём было десять крупных, жирных окуней, пойманных на Прорве.
43
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
(13)Это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня.
(14)Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские
проделки.
(15)Кот попался этим же вечером.
(К. Паустовский)
1. Объясните постановку знаков препинания в предложении 4.
gS 2. Выпишите однородные члены из предложения 11. Назовите также — какие это однородные члены.
3. Выпишите слово, к которому относятся однородные члены
в предложении 14.
ТЕСТ 16. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ И ДИАЛОГ
Часть 1
0
ига
1. Укажите предложение, в котором нет обращения (знаки
препинания не расставлены).
1) Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя назвать
матерью.
2) Наша Русь могучая держава.
3) Я люблю тебя родная Русь моя!
4) Сыпь ты черёмуха снегом...
44
2. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ты не пой (1) косарь (2) про широку степы
Косарь (3) ты не пой(4) про широку степы
Ты не пой (5) про широку степь (6) косарь.
Обращения. Прямая речь
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 1, 2, 3, 6
3) 2, 3, 5
4) 3, 4, 5, 6
3. Укажите верное утверждение.
1) Обращение — это член предложения.
2) Обращение не является членом предложения.
3) Обращение — это обобщающее слово.
4) Обращение входит в основу предложения.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Укачай меня, Волга, на своих волнах.
2) Ты царица, всех милее...
3) Олег, ты мой самый лучший друг.
4) Во всех ты, душечка, нарядах хороша!
5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.
1) Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?
2) Не шуми ты рожь спелым колосом!
3) Здравствуй солнце, да утро весёлое.
4) Не трещите, морозы в заповедном бору.
171
апЦП
0
И
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Кругом было совсем тихо. (2)Озеро словно застыло. (3)В
нём отражались низкие серые тучи. (4)Они плыли будто не в
небе, а вот здесь, по воде, среди жёлтых стеблей увядшего камыша.
(5)Вдруг в тишине раздался громкий, протяжный крик,
похожий на стон. (6)Ещё, ещё раз.
(7) — Папа, что это?
(8) — Лебеди.
(9) Неужели это кричит раненый лебедь, зовёт на помощь
своих дружков?
45
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
(10)Ещё крепче захолодало. (11)Лёд затянул уже почти
всю поверхность воды. (12)Только вдали от берега, у островов, где гулял на просторе ветер, ещё плескались холодные
серые волны.
(13)Возвращаясь как-то из школы, Петя увидел на свободной, незамёрзшей воде что-то белое, похожее на комочек
ваты. (14)«Лебедь!» — сразу догадался мальчик. (15)Немного
места осталось ему — поплавать и покормиться, скоро и этот
клочок воды затянется льдом.
(16) Вечером Петя спросил у отца, почему так долго не замерзает вода у острова.
(17) — Да там иной год до самого января не замерзает.
(18)Ключи, наверное, и течение промеж островов.
(19) — Может, лебедь там и перезимует?
(20) — Навряд, — покачал головой Иван Захарович. —
(21)Всё-таки под конец замёрзнет. (22)Холод да голод его
сразу добьют.
(23)Мальчик на это ничего не ответил.
(Г. Скребицкий)
& «=> 1. В каком из предложений 11-16 есть прямая речь? Запишите его номер.
«=> 2. Среди предложений 15-23 найдите те, которые передают
диалог. Запишите их номера.
■=> 3. Среди предложений 5-9 найдите предложение с обращением. Запишите его номер.
46
Простые и сложные предложения
ТЕСТ 17. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Часть 1
1. Какое из этих предложений сложное (знаки препинания
не расставлены)?
1) Он привязал лошадь взобрался на угол сруба.
2) Григорий поднялся пошёл прочь.
3) Дальше потянулись огни деревни в которой мы собирались остановиться.
4) Я проснулся и увидел море.
& 0
ЭП
2. Какое из этих предложений простое (знаки препинания не
расставлены)?
1) Снег под ногами совсем не скрипел и на нём оставались наши следы.
2) Он немного постоял и пошёл дальше.
3) Ночью ударил мороз и к утру цветы замёрзли.
4) Костёр догорал на улице становилось зябко.
s$ 0
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Звук постепенно начал слабеть ( ) и скоро превратился в далёкий шелест.
1) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не
нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И нужна запятая.
0
4. Укажите бессоюзное сложное предложение.
1) Когда наступил вечер, бабушка зажгла свечи.
2) Наступил вечер, и бабушка зажгла свечи.
3) Наступил вечер, бабушка зажгла свечи.
4) Вечером бабушка зажгла свечи.
sH 0
47
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
8$ 0
н о
S D
5. В каком варианте ответа правильно указаны главные члены данного сложного предложения?
В XV веке при европейских императорских дворцах существовали оркестровые и хоровые капеллы, для
руководства которыми приглашались выдающиеся музыканты.
1) при дворцах существовали приглашались музыканты
2) существовали капеллы выдающиеся музыканты
3) существовали капеллы приглашались музыканты
4) при европейских дворцах для руководства приглашались
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. (2)Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач, распрямлял
плечи и нехотя потряхивал землю. (З)Серая рябь пошла по
реке. (4)Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и
сильно били в луга далеко за Полянами уже горел стог сена,
зажжённый ими. (5)Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
(б)Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего
на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика.
(7)Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а
на третий день к Карлу Петровичу пришёл длинный юноша
в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты
и попросил дать беседу о зайце.
(8)3айца вылечили. (9)Ваня завернул его в ватное тряпьё
и понёс домой. (Ю)Вскоре историю о зайце забыли, и только
какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца.
48
(Я. Паустовский)
Простые и сложные предложения
1. Среди предложений 2-5 найдите сложные и запишите их
номера.
О &
2. Выпишите грамматические основы предложения 7. <=
3. Среди предложений 7-9 найдите простые предложения.
Запишите их номера.
Ф
49
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.
ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕСТ 18. ЗВУКИ И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ
В ПОТОКЕ РЕЧИ
& 0
0
^ 0
Часть 1
1. Выберите правильное продолжение фразы.
Звуки мы
1) слышим и видим
2) произносим и слышим
3) видим и пишем
4) пишем и произносим
2. Как называется наука, изучающая звуки речи?
1) фонетика
2) лексика
3) морфология
4) синтаксис
3. Какие бывают гласные звуки?
1) глухие и звонкие
2) мягкие и твёрдые
3) сонорные и шипящие
4) ударные и безударные
& 0
4. Какой звук обозначает последняя буква корня слова го-
родки?
1) [Д]
2) [Д]
3) [т]
4) [т ]
50
Звуки речи
5. Сколько звуков [о] в слове «озолотить»?
1) 1
2) 2
3) 3
4) ни одного
Насть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не
забудет охотничьи весенние ночлеги.
(2) Чудесно наступает предутренний час в лесу. (З)Кажется,
невидимый дирижёр поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. (4)Одна за другою
гаснут над лесом звёзды. (5)Нарастая и замирая в верхушках
деревьев, над головами охотников проносится предрассветный
ветер. (6)Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение
первой проснувшейся птички-зарянки. (7)Из тысячи лесных
звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что
не похожую песню глухаря...
(8)В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. (Э)Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на
бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые
музыканты-дрозды, с голых лесных полян поднимаются в
небо и поют жаворонки. (Ю)Множество радостных звуков
слышит охотник в этот весёлый, торжественный час на земле
и, забыв о своём ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра.
(И . Соколов-Микитов)
1. Выпишите из предложения 8 слово, в котором на 2 звука
больше, чем букв.
& 0
ф &
51
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
g 2. Из предложения 10 выпишите слова, в которых букв боль-
ше, чем звуков.
ж- е> ! 3. Из предложения 10 выпишите слово с непроизносимым
согласным.
ТЕСТ 19. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ,
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ
0
^ 0
£% 0
£$ 0
52
Часть 1

] 1. Выберите правильную характеристику второго звука в
слове вьюга.
!
! 1) гласный ударный
■ 2) гласный безударный
3) согласный твёрдый глухой
! 4) согласный мягкий звонкий
■ 2. В каком слове все согласные твёрдые?
1) брошь
2) клюшка
3) чаща
4) пальто
3. В каком слове все согласные глухие?
1) колокол
2) печка
3) клубника
4) колонна

4. С колько м я гк и х согласны х звуков в слове п р а з д н и ч н ы й ?
1) 8
2) 7
3) б
4) 4
Согласные звуки
5. В каком слове количество согласных звуков совпадает с
количеством букв, их обозначающих?
1) крестник
2) плотник
3) сверстник
4) лестница
0
E D
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Долгое время я работала в зоопарке со львами и тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник.
(2) Стою перед клеткой с обезьянами резусами их там целая стая бегает. (3)У того, которого звали Вовкой, голова
гладкая, словно причёсанная, не то что у Бобрика. (4)У Бобрика вихры во все стороны торчат, ну совсем как у Стёпки-
растрёпки.
(5)Но больше всех отличалась Малышка. (6)Из всех обезьян она была самая маленькая, оттого её так и прозвали.
(7)Мордочка у Малышки остренькая, а сама она ловкая, шустрая. (8)Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а
Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на моё
решето с фруктами...
(9)С каждым днём Малышка привыкала ко мне всё больше и больше. (10)Не убегала, когда я подходила, а однажды
так расхрабрилась, что чуть не вырвала у меня печенье, которое я хотела дать другой обезьяне. (И)Как-то даже пыталась залезть ко мне в карман. (12)Уже протянула руку, но
тут же сама испугалась своей храбрости и удрала. (13)С тех
пор я стала нарочно класть сладости в карман. (14)И делала
это так, чтобы Малышка видела. (15)Я уже знала, что она
большая сластёна.
(В. Чаплина)
53
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
1. Из предложений 3-4 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова при произношении.
■=> 2. Из предложения 10 выпишите слова, в которых все 4 согласных звука мягкие.
■=> 3. Из предложений 12-13 выпишите слово, в котором на месте непарного мягкого шипящего произносится непарный
твёрдый шипящий звук.

ТЕСТ 20. ПОВЕСТВОВАНИЕ
Часть 1
1. Какое из предложений повествовательное?
1) Приходите завтра в пять часов.
2) Вы хорошо отдохнули?
3) Мы замечательно отдохнули!
4) Как вы могли так поступить?!
2. Чему посвящён текст-повествование?
1) характеристика характера человека
2) размышление о проблеме
3) рассказ о событии
4) описание природы
3. Для текста-повествования характерна такая черта, как
1) смена событий, развитие сюжета
2) вопросно-ответная форма изложения
3) большое количество прилагательных и других определений
4) риторические вопросы и восклицания
54
нпппп
Повествование
Какой из заголовков может относиться к тексту-повествованию?
1) Зимний лес
2) Моя комната
3) Какие бывают дожди
4) Каникулы в деревне
Элементы какого(-их) из типов речи может включать в
себя текст-повествование?
1) только описания
2) только рассуждения
3) описания и рассуждения
4) не может включать элементы других типов речи
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
(1)Случилось это после того, как меня несколько дней не
было дома. (2)Я нарочно не приходила домой, чтобы узнать,
как отнесётся к моему отсутствию Куська. (3)0 том, что она
делала и как себя вела, мне докладывал Толя. (4)0н говорил,
что Куська ко времени моего прихода бегает встречать меня
к воротам территории, подолгу смотрит на улицу, выискивая меня среди прохожих, грустит и плохо ест. (5)Пришла
я днём, когда Куська не ждала. (6)0на лежала около дома,
но, увидев меня, бросилась навстречу. (7)Я протянула руку,
и Куська не отскочила, как раньше она ткнулась в мою ладонь носом и остановилась, неумело помахивая хвостом.
^Воспользовавшись доверием, я осторожно положила ей на
голову руку и стала гладить. (9)Сначала тихо, потом всё смелей, смелей, гладила её чёрную атласную голову, до которой
так долго мечтала дотронуться. (Ю)Куська стояла не шевелясь. (11)0на как будто замерла под моей рукой, потом вдруг
вывернулась и стала ласкаться. (12)Прыгала мне на грудь,
виляла хвостом, лизала руки, лицо. (13)Так из злого, недоверчивого зверя она стала собакой, верным другом человека.
(По В. Чаплиной)
0




55
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
& <=> 1. Докажите, что данный текст — это текст-повествование.
Рассказу о каком событии он посвящён?
 <=> 2. Какое из предложений 9-11 связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Запишите номер этого предложения.
& <=$ 3. В каком из предложений 7-10 содержится элемент описания? Запишите номер этого предложения.
ТЕСТ 21. ГРАФИКА. АЛФАВИТ
Часть 1
 0
ЕЮ1. Что изучает графика?
1) правильное написание слов
2) части речи
3) звуки речи и их характеристики
4) начертания букв и их виды
SX 0
2. Что такое алфавит?
1) группа звуков
2) группа слов с определённым значением
3) буквы, расположенные в определённом, обязательном
для всех порядке
4) наука о буквах
 0
ЕЮ3. В каком ряду названия городов расположены строго в ал- 
фавитном порядке? 1) Ростов, Орёл, Оренбург, Тамбов, Таганрог, Саратов 
2) Орёл, Оренбург, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов
3) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Тамбов, Таганрог
4) Оренбург, Орёл, Ростов, Саратов, Таганрог, Тамбов
56
Графика. Алфавит
4. В каком слове все буквы расположены в соответствии с
алфавитным порядком?
1) вепрь
2) крепость
3) трудность
4) скупость
5. В каком слове одна и та же буква обозначает два разных
согласных звука?
1) кукуруза
2) разгрузка
3) торт
4) разговор
MS 0

eS 0
[ЦП
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) ...О том, что бабочки совершают перелёты, люди знали давно. (2)Но о самих перелётах почти ничего не известно.
(З)Как бабочки выбирают путь, как ориентируются в пространстве, какова их скорость в полёте — чтобы узнать всё это, начали изучать перелёты бабочек всерьёз. (4)Конечно, это трудно —
на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. (5)Придумали
метить их особой краской разных цветов. (б)Поймают, мазнут
легонько кисточкой и отпускают. (7)Американские учёные метят бабочек иначе. (8)Одни приклеивают им на крылья крошечные этикетки, другие пробивают дыроколом крыло бабочки и в
образовавшееся отверстие вставляют бумажку с надписью. (9)А
так как для полёта важно, чтоб вес бабочки не увеличивался,
то вес бумажки рассчитан с предельной точностью: он равен
весу того кусочка крыла, который удалён дыроколом.
(Ю)Один немецкий учёный кормил гусениц каким-то веществом, от которого на крыльях выводившихся впоследствии бабочек появлялись хорошо видные светло-красные
пятна. (11)А недавно он выпустил шестьдесят тысяч бабочек-
капустниц, на крыльях которых рядом с миниатюрной этикеткой была приклеена крошечная алюминиевая пластинка.
57
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
(12) (Вместе с этикеткой пластинка весила три миллиграмма.)
(13) Учёный рассчитывал, что пластинка будет блестеть на
солнце и привлечёт внимание людей.
(Ю. Дмитриев)
я?, 1. Какие буквы используются для обозначения [й] в предложениях 7 и 12?
£$ с> 2. Какое слово в предложении 5 должно быть первым, если
все слова этого предложения расположить в алфавитном
порядке? Запишите это слово.
3. Из предложения 9 выпишите слово самостоятельной части
речи, буквы которого расположены в алфавитном порядке.
ТЕСТ 22. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА.
СПОСОБЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ
МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ
Часть 1
0
тпS D
1. Как обозначается мягкость согласного, который стоит перед другим согласным или на конце слова?
1) гласной буквой
2) мягким знаком
3) согласной буквой
4) твёрдым знаком
т п
т п
тп
2. Мягкость какого согласного звука, стоящего перед другим
согласным, всегда обозначается мягким знаком?
1) [Р']
2) [в']
3) [с']
4) [л']
58
Описание предмета
3. Выберите строку, в которой в обоих словах мягкий знак
на месте пропуска не пишется.
1) апел..син, кос..ба
2) гвоз..дик, кос..тёр
3) мос..тик, прос..ба
4) вос..мёрка, куз..ница
& 0
ши
на
4. В каком ряду во всех словах буква Е не обозначает мяг
кость предшествующего согласного звука?
1) тесто, лекарство, белка
2) партер, газета, коллекция
3) кашне, свитер, шоссе
4) модельер, ателье, тема
0
тп
5. В какой строке правильно названы все позиции, в которых буквы Е, Ю, Ё, Я обозначают два звука?
1) в начале слова, в конце слова, после гласного звука
2) в начале слова, после гласного звука, после согласного
звука
3) в начале слова, после согласного звука, после разделительного мягкого знака
4) в начале слова, после гласного звука, после разделительных твёрдого и мягкого знаков
g? 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(l)XV век — время расцвета мастерских Московского
Кремля, которые стали своеобразной школой художественного ремесла. (2)В Кремле работают такие талантливые мастера, как Гаврила Овдокимов, Юрий Фробос, Василий Терентьев, Василий Андреев и другие.
(З)Среди множества экспонатов, относящихся к XV веку,
особое внимание привлекают изделия, украшенные эмалями.
(4)Они поражают своей яркостью, красочностью, богатством,
59
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
нарядностью. (5)К шедеврам эмальерного искусства относится массивный золотой потир, зложэнный в 1664 году в
Чудов монастырь боярыней Морозовой. (6)Всё в нем проникнуто поэтическим ощущением красоты — чистота линий рисунка, радостные и смелые сочетания цветов композиция оживлена драгоценными камнями — изумрудами,
рубинами, сапфирами. (7)Эти же черты проявились и в
оформлении золотой чаши в форме полураспустившегося
цветка, подаренной патриархом Никоном в 1653 году царю
Алексею Михайловичу. (8)В украшении её сказалось исключительное мастерство художника-эмальера, тонко чувствовавшего красоту родной природы и стремившегося отразить её в своём произведении. (Э)Необыкновенно яркая
и глубокая по цвету эмаль соперничает с блеском драгоценных камней — чистых и прозрачных. (Ю)Подхваченные
золотыми кастами в обрамлении белых эмалевых лепестков
драгоценные камни оживают, напоминая диковинные цветы природы.
(«Русские золотые и серебряные изделия
X -X V  ев.»)
1. Из предложения 5 выпишите прилагательные, описывающие потир.
 =!> 2. Какое средство выразительности использовано в словосочетании «диковинные цветы» (предложение 10)?
3. Из предложений 3-4 выберите существительные, описывающие изделия с эмалями. Образуйте от них прилагательные и запишите их.
60
Орфоэпия
ТЕСТ 23. ОРФОЭПИЯ
Часть 1
1. Что такое орфоэпия?
1) наука о синтаксических единицах
2) наука о звуковой стороне языка
3) наука о правилах произношения звуков и постановки
ударений в словах
4) наука о знаках препинания и правилах их постановки
2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тортЫ
2) звОнит
3) досУг
4) смЯгчится
Ш
апЦП
& щ
3. Укажите слово с нарушением произносительной нормы.
1) каш[нэ]
2) [тэ]ннис
3) му[зэ]й
4) яй[шн]ица
4. В какой строке при произнесении обоих слов происходит
оглушение согласного звука?
1) бородка, болт
2) брод, колодка
3) порт, лодка
4) поворот, насадка
5. В какой строке во всех словах можно произносить [шн] на
месте буквосочетания чк?
1) булочная, конечно
2) коричневый, скучно
3) прачечная, приличный
4) сказочный, Ильинична
es 0
£$ 0
 0
61
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Под дерево, на котором токовал глухарь, мы подошли, \
когда в природе ещё продолжалось таинственное время ноч- 
ной темноты с рассветом и даже знакомые предметы казались 
неузнаваемыми. (2)Я смотрел на ёлку, на которую показывал :
Тит рукою, и, кроме чёрных, рисовавшихся на светлевшем ■
небе ветвей, не мог ничеГо разглядеть. (З)Тит долго пока- зывал на дерево, делал мне знаки и, возмущаясь моей бес- помощностью, по-видимому, начал не на шутку сердиТЬСя.
(4)С ружьём в руках я стоял растерянно, до слёз в глазах \
вглядываясь в чёрную вершину. (б)Невидимый глухарь рас- 
сыпал песню за песней. (б)Теперь я отчётливо слышал каж- :
дое колено, слышал особенный странный звук распускаемых 
перьев. (7)По направлению песни казалось, что птица скры- вается в самой вершине. :
(8)Раздражительность наставника меня смущала. (9)Что- 
бы не сердить Тита, я делал вид, что хорошо вижу птицу. 
(Ю)Наконец я увидел тёмное, как бы шевелившееся на кон- 
це сука пятно. (11)Я прицелился и выстрелил. (12)После вы- 
стрела, прогремевшего на всю округу, с ёлки дождём посы- <
палась хвоя, но птица не падала. (13)Мало того, стрелянный 
мною глухарь запел как ни в чём не бывало.
(И. Соколов-Mикитов) \
Выпишите выделенные слова, поставив в них ударение.
Какие звуки обозначают выделенные буквы в словах ни- \
чего, сердиться, чтобы (предложения 2, 3, 9)? >
Из предложения 2 выпишите слова, при произнесении ко- ■
торых происходит оглушение согласных звуков в середине ■
слова. '
с=>
 ■=>
62
Фонетический разбор слов
ТЕСТ 24. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
Часть 1
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) вьюга
2) скажешь
3) удивиться
4) читающий
2. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) солнце
2) звуковой
3) ёлка
4) мороз
££ 0
[ Ц П
я* 0
шп3. Укажите неверное утверждение.
1) в слове загадка — три слога.
2) в слове ель первая буква обозначает один звук.
3) в слове баловство — звук [ф] на письме обозначен буквой В.
4) в слове конь последняя буква не обозначает звука.
4. В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный?
1) поджог 3) щетина
2) почерк 4) шёлк
& 0
£$ 0
5. В характеристике какого звука есть ошибка?
1) [с] — согласный, глухой, твёрдый, непарный
2) [м’] — согласный, непарный, сонорный, мягкий
3) [й’] — согласный, сонорный, мягкий, непарный
4) tK] — согласный, глухой, твёрдый, парный
& 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Всю ночь скрипело в лесу дерево: скрип-скрип, скрип-
скрип... (2)И ветер с шипением накатывался на вершины,
63
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
& <=>
как тяжёлая волна. (3)И опять скрипело дерево о своей серой
древесной жизни.
(4)Сколько отшумело тысячелетий, пока в глухом лесу,
рядом с мёртвым скрипом деревьев, родился настоящий, живой голосок? (5)Сначала, наверное, и он был вот таким же
нудным, робким и слабым, как этот скрип.
(б)Волны накатывались и накатывались, а дерево всё
скрипело и скрипело. (7)И я уснул.
(8)Проснулся я не от шума, а от тишины. (9)Ветер утих,
замолчало дерево, и стало слышно, как падают с ёлки сухие
хвоинки.
(10)И вдруг дерево запело! (И)Сперва тихо и робко, а потом всё смелее и громче. (12)Запело живым голосом, и звуки
неслись не с ветвей, а изнутри ствола, из самой древесной
сердцевины. (13)Дерево верещало, стрекотало, что-то выкрикивало, — дерево пело!
(14)Это был не сон. (15)Было утро, и я видел, как ленивым колечком поднимался с лесной полянки туман.
(16) Росинки стреляли в солнце синими и красными стрелами.
(17) А на сучке зевал и потягивался дятел.
(18)Может, вот так когда-то и родился в лесу живой голос?..
(Н. Сладкое)
1. Из предложения 11 выпишите слова, в которых происходит оглушение согласных.
2. Какой звук обозначает последняя буква слова вдруг (предложение 10)?
£<> О 3. Из предложения 3 выпишите слова, в которых количество
звуков и букв не совпадает.
64
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕСТ 25. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ
ЗНАЧЕНИЕ (ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ).
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Часть 1
1. Какое из перечисленных слов является многозначным?
1) голенище
2) гамак
3) голова
4) газета
& 0
[ 2 ] П
2. В каком предложении вместо слова великий нужно употребить величественный?
1) Именно эта замечательная роль великого актёра принесла ему поистине всенародную любовь и славу.
2) Наступит великий час объединения наших народов.
3) Мы поселились в доме, расположенном неподалёку от
универсама, а такое соседство — великое дело, так как
позволяет экономить время на покупки.
4) Красивая женщина с великой осанкой царственным шагом вошла в комнату.
& 0
3. Какое из перечисленных слов является однозначным?
1) скальпель
2) сказка
3) словарь
4) свет
&S 0
4. Какое из перечисленных слов имеет значение «не проявляющий склонности, пристрастия, внимания, интереса к
чему-либо, равнодушный»?
1) бестолковый 3) беспристрастный
2) безучастный 4) безнравственный
S$ 0
65
Лексика. Культура речи
& и
шп 5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное упо
треблено в переносном значении.
1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
4) железный лом
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Совершая воздушное путешествие над тайгою, я слышал
от лётчиков много интересных рассказов о лесных и охотничьих приключениях. (2)Лётчики рассказывали, как доводилось им наблюдать зверей в тайге. (3)На лесном аэродроме мне
показали живого маленького медвежонка. (4)Доставленный из
тайги на самолёте, лохматый авиатор чувствовал себя с людьми прекрасно. (5)Он жил в клетке, устроенной на аэродроме.
(б)Иногда мишку выпускали гулять, и, смешно переваливаясь,
он гонялся за козами, забиравшимися на запрещённую для посторонних посетителей зону... (7)Кроме авиатора-мишки, жила
в штабе лесного отряда, пользуясь общим дружеским расположением, маленькая белочка Дуся, пойманная лётчиками в
реке во время кочёвки (белки во время своих кочёвок нередко
переплывают широкие реки). (8)Но самой большой любовью и
почтением пользовался в авиационном отряде ручной журавль
Василий Иванович. (9)Важно, точно распорядитель-диспетчер,
ходил он по аэродрому. (Ю)Казалось, он наблюдал за общим
порядком, и можно было подумать, что без Василия Ивановича не может отправиться ни один самолёт. (11)Денно и нощно
присутствовал он на аэродроме, и странно было видеть ночью
стоявшую на одной ноге его высокую сторожевую фигуру.
(12)Живя с лётчиками в лесном отряде, наблюдая и знакомясь с жизнью людей, запомнил я рассказ о журавле Василии Ивановиче, поразившем меня умом и привязанностью
к аэродрому.
66
(f. Соколов-Микитов)
Омонимы. Антонимы
1. Напишите значение фразеологизма денно и нощно (пред- ^
ложение 11). ____
2. Определите значение слова наблюдать (предложение 2) g$
с помощью близкого по значению слова.
3. В предложении 5 найдите однозначное существительное.
Запишите его в начальной форме.
<= 
ТЕСТ 26. ОМОНИМЫ. АНТОНИМЫ
Часть 1
1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому
значению, называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
& 0
Ц П
2. Укажите антоним к слову беспринципность.
1) законность
2) нравственность
3) принципиальность
4) ответственность
0
ЕЮ3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
s£ 0
67
Лексика. Культура речи
 0
т п
на
4. В какой строке выделенные слова являются антонимами?
1) поцелуй мамы — поцелуй дочку
2) громкий возглас — тихий голос
3) смотреть внимательно — глядеть вдаль
4) курносый нос — нос лодки
£$ 0
5. В каком варианте ответа указаны антонимы к слову лёгкий (учитывайте его многозначность).
A. светлый
Б. тяжёлый
B. трудный
Г. тяжеловесный
1) А, Б 3) А,В, Г
2) Б, В 4) Б, В, Г
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Увлёкшись охотой, Сергей Иванович и сам не заметил,
как по старой привычке, углубившись в лес, он свернул в
сторону Гнилого болота. (2)Там всегда в прошлые годы попадались белки, а то и куницы. (З)Слушая, не залает ли где
Пушок, охотник тихонько шёл по дорожке.
(4) «Кажется, взвизгнул. — Сергей Иванович приостановился. — Сейчас залает».
(5) Но вместо лая вновь послышался такой же визг. (6)Он
пронёсся по лесу отчаянным воплем, как бы мольбой о помощи.
(7)Не помня себя, Сергей Иванович бросился на выручку
Другу. (8)Вдруг Сергей Иванович зацепился ногой за корень
и со всего маху полетел лицом прямо в кусты. (9)Он упал и,
не чувствуя боли, опять вскочил, хотел бежать.
(10)Но голос Пушка умолк. (И)Значит, конец.
(12)Сергей Иванович дико оглядывался по сторонам.
(13)Кругом болото, кочки, чахлые, полумёртвые сосенки.
68
Омонимы. Синонимы
(14)И здесь, где-то уже совсем недалеко, в последний раз
взвизгнул Пушок.
(15)Что это? (16)Снова раздался визг и громкий забористый лай. (17)Сергей Иванович рванулся вперёд, но тут же
остановился. (18)«Постой, да ведь Пушок не только визжит,
он лает, и, кажется, на одном месте. (19)3начит, никто его
не преследует, не душит, значит, он сам за кем-то гнется с
визгом и лаем».
(20)Но кого же тогда преследовал пёс? (21)Конечно, лося.
(22)А на лосей охота запрещена. (23)Сколько Сергей Иванович потерял времени, сил и трудов, чтобы отучить Пушка за
ними гоняться, и вот непослушный пёс опять принялся за
своё. (24)Наверное, за лето забыл всю науку.
1. В каком из предложений 7-11 использованы антонимы? ^ ^
Напишите номер этого предложения.
2. Из предложения 17 выпишите антонимы.
3. Запиш ите антоним к вы деленному слову из предлож е- ф ^
ния 17.
(Г. Скребицкий)
ТЕСТ 27. ОМОНИМЫ. СИНОНИМЫ
Часть 1
1. Укажите синоним к слову уникальность. & 0
1) разноплановость
2) великолепие
3) неповторимость
4) таинственность
т п 69
Лексика. Культура речи
 0
0
& и
и
2. В какой строке выделенные слова являются омонимами?
1) косяк лошадей — косяк двери
2) красивый пейзаж — прекрасная картина
3) ручка ребёнка — ручной зверь
4) сухой климат — влажный воздух
3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно
и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются
1) синонимы
2) антонимы
3) омонимы
4) разные значения многозначного слова
4. В какой строке выделенные слова являются синонимами?
1) хвойный лес — лес рук
2) девичья коса — острая коса
3) сладкое яблоко — горькая полынь
4) большой дом и огромное здание
5. В каком варианте ответа указаны синонимы к слову зелёный (учитывайте его многозначность).
A. молодой
Б. неспелый
B. изумрудный
Г. синий
1) А, Б, В 3) Г
2) Б, Г 4) В, Г
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Как и все обезьяны, Малышка была очень жадная.
(2)Меня она совсем перестала бояться, и когда я входила в
клетку с кормом, она щипала мне руки, если я давала не
ей. (3)А щипалась Малышка очень больно, и у меня руки
часто были в синяках. (4)Она не боялась даже Гришки.
70
Омонимы. Синонимы
(5)Гришка — это тоже обезьяна. (6)Но он был вожак.
(7)На воле многие обезьяны живут стаями из них самая большая и сильная обезьяна бывает вожаком. (8)Она охраняет от
опасности всю стаю, защищает её. (9)Своего вожака обезьяны
слушаются и боятся. (10)Так и тут, в клетке, Гришку тоже
слушались и боялись. (11)Когда обезьян кормили, ни одна не
смела раньше его взять корм. (12)Все ждали, пока наестся
Гришка. (13)А Гришка неторопливо выбирал самое вкусное
и, наевшись, медленно и важно взбирался на свою любимую
полочку. (14)Тогда, осторожно оглядываясь на него, слезали
остальные обезьяны. (15)Они торопливо совали себе за щёки
всё, что попадало под руки, и спешили разбежаться по местам. (16)Держал всех Гришка в страхе. (17)Он мог безнаказанно бить и кусать обезьян, но другим драться не позволял.
(18)Горе тому, кто попытался бы обидеть обезьяну из его
стаи! (19)Тут уж Гришка не разбирал, какой враг был перед
ним, и первый бросался на защиту. (20)3ато когда Гришке
было холодно, он собирал обезьян в кучу, заставлял их себя
греть или искать у него блох.
(В. Чаплина)
1. В каком из предложений 4-8 использованы синонимы.
Запишите номер этого предложения.
2. Из предложения 11 выпишите выделенное слово, поставьте в нём ударение, учитывая его значение. Рядом
запишите омоним к этому слову, выделите в нём ударную гласную.
3. К слову холодно (предложение 20) подберите синоним и
запишите его. Какое ещё значение имеет слово холодно?
Запишите синоним к этому значению.
<=> eS
71
Морфемика. Орфография. Культура речи
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
& 0
^ 0
 0
& 0
ТЕСТ 28. ИЗМЕНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ.
РАССУЖДЕНИЕ
Часть 1
1. Выберите правильный вариант ответа: дом и домишко — ЭТО 
1) формы одного слова
2) неродственные слова одной части речи
3) родственные слова одной части речи
4) неродственные слова разных частей речи
2. При образовании однокоренных слов получаются
1) родственные слова с различным лексическим значением 2) формы одного слова :
3) неродственные слова с одинаковым лексическим значе- :
нием 
4) новые слова, которых раньше не было :
3. При изменении слова получаются
1) новые слова с другим лексическим значением :
2) формы этого же слова с тем же лексическим значени- 
ем, но другим окончанием
3) слова других частей речи 4) формы этого же слова с другим лексическим значением =
4. Выберите правильный вариант ответа: рассуждение — это 
1) обязательно самостоятельный тип текста, который по- :
свящён характеристике свойств предмета 
2) тип текста, который обязательно входит как часть в 
другие типы текстов (описание или повествование), ко- 
торый посвящён рассказу о событии 72
Изменение и образование слов. Рассуждение
3) самостоятельный тип текста или тип текста, который
входит как часть в другие типы текстов (описание или
повествование) и в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов
4) вид устного высказывания
5. Выберите правильный вариант ответа: крыло и крылья —
это
1) неродственные слова разных частей речи
2) родственные слова разных частей речи
3) родственные слова одной части речи
4) формы одного слова
SZ 0
ипЧасть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Теперь он самостоятельный, большой, мужественный! (3)И поначалу эта
самостоятельность кажется очень серьёзной. (4)Но потом становится грустно.
(5)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь
он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства. (б)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (7)Он даже больше видит, чем в детстве, но краски
бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(8)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (^Расцветало море одуванчиков. (Ю)Расстроился из-за чего-то,
огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут,
пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё
вспоминать, что это тебя так расстроило: одуванчики ярким
цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (11)А когда они
отцветут? (12)Праздник на душе: несутся по небу тучи, белые, летучие. (13)А от земли к тучам взлетают миллиарды
парашютиков — настоящая метель. (14)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй.
(15)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (16)Кому дано волшебное право сравнивать дет-
73
Морфемика. Орфография. Культура речи
ства? (17)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь,
чтобы сравнить два начала? (18)Нет таких.
(По А. Лиханову)
 1. Из предложений 1—4 выпишите однокоренные слова.
£$ => 2. Из предложения 5 выпишите существительное, у которого
форма множественного числа имеет другой корень.
3. Какой элемент текста-рассуждения содержится в предложениях 16-18?
 Ш
& и
74
ТЕСТ 29. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА СЛОВА
Часть 1
1. Приставка, корень, суффикс, окончание называются
1) морфемами
2) основой слова
3) главной частью слова
4) частями речи
2. Значимая часть слова, которая образует формы слова, называется
1) окончанием
2) приставкой
3) суффиксом
4) корнем
3. Часть изменяемого слова без окончания называется
1) корнем
2) основой
3) суффиксом
4) приставкой
Окончание и основа слова
4. Укажите слово, в котором неверно выделена основа.
1) ,стоды
2) ,стод
3) .столик
4) .столешница
5. Укажите слово, в котором неверно выделено окончание
1) подводникД
2) подводникй]
3) подводБшк!
4) подводник^]
0
 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Весь день мы шли сосновыми лесами. (2)Шли без дорог,
перебирались через сухие болота — мшары, где нога тонула
по колено в коричневых мхах.
(З)Жара густо настаивалась в хвое. (4)Кричали медведки.
(5)На сухих полянках из-под ног дождём сыпались кузнечики. (б)Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и
земляникой. (7)В небе над верхушками сосен неподвижно висели ястребы.
(8)Жара измучила нас. (9)Лес был накалён, казалось, что,
он тихо тлеет от солнечного зноя. (Ю)Даже как будто попахивало гарью. (11)Мы 

 

 
Категория: Русский язык | Просмотров: 1 | Рейтинг: 3.0/1