menu
person

Тема №7529

Ответы к тестам по русскому языку 5 класс 564956 (Часть 3)

боялись, что от первой же спички
лес вспыхнет и затрещит, как сухой можжевельник, и белый
дым лениво поползёт к солнцу.
(12) Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз, пробирались через заросли на сырые места и дышали грибным прелым запахом травы и корней.
(13) Мы долго лежали на привалах и слушали, как шумят
океанским прибоем вершины сосен, — высоко над головой
дул медленный ветер. (14)Он был, должно быть, очень горяч.
(15)Только к закату мы вышли на берег озера. (16)Безмолв-
ная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой.
(К. Паустовский)
75
Морфемика. Орфография. Культура речи
1. Из предложения 13 выпишите слова, у которых основа
равна целому слову.
 ■=> 2. Из предложения 16 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
 о 3. Из предложений 3-6 выпишите слово с нулевым окончанием.
ТЕСТ 30. КОРЕНЬ СЛОВА
Часть 1
& 0
ЭП
1. Корнем называется
1) часть изменяемого слова без окончания
2) главная значимая часть слова, в которой заключено
общее лексическое значение всех однокоренных слов
3) часть слова после приставки
4) словообразовательная морфема
& и 2. Укажите слово, в котором неверно выделен корень.
1) дача
2) проводник
3) дворик
4) поляна
gS 0
3. Какое из данных слов не является родственным для
о стал ьн ы х ?
1) белка
2) побелка
3) белизна
4) белить
76
Корень слова
4. В словах смена, сменить, сменщик выделяется корень
1) смен-
2) -ен-
3) -мен-
4) -ме-
& 171
5. Чтобы правильно выделить корень в слове, надо
1) образовать формы слова и сравнить их друг с другом
2) определить число слова
3) определить часть речи слова
4) образовать однокоренные слова и сравнить их друг с
другом
gZ 171
ши
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Был сентябрь. (2)Ветер сбрасывал с берега мокрые и пахучие листья. (3)Я сидел у костра, и мне казалось, что кто-
то стоит за спиной и тяжело смотрит в затылок. (4)Потом в
глубине зарослей я услышал явственный треск человеческих
шагов по валежнику,
(5)Я встал и, повинуясь необъяснимому и внезапному
страху, залил костёр, хотя и знал, что на десятки километров вокруг не было ни души. (6)Я был совсем один в ночных лесах.
(7)Я просидел до рассвета у потухшего костра. (8)В тумане, в осенней сырости над чёрной водой поднялась кровавая
луна, и свет её казался мне зловещим и мёртвым.
(К. Паустовский)
1. Из предложения 4 выпишите слово, в котором есть чередования гласных О — А в корне.
2. В слове затылок (предложение 3) выделите корень. <=> 
77
Морфемика. Орфография. Культура речи
& => 3. К слову явственный (предложение 4) подберите однокоренное существительное, состоящее из корня и окончания.
8S 0
[ Ц П
&S 0
s$ 0
& и
ТЕСТ 31. СУФФИКС И ПРИСТАВКА
Часть 1
1. Значимая часть слова, которая находится после корня и
обычно служит для образования слов, называется
1) корнем
2) основой
3) суффиксом
4) приставкой
2. Приставкой называется
1) значимая часть слова, которая находится перед корнем
и служит для образования слов
2) значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов
3) главная значимая часть слова, в которой заключено
общее лексическое значение всех однокоренных слов
4) часть изменяемого слова без окончания
3. Укажите слово, в котором неверно выделена приставка.
1) подосиновик
2) объезд
3) убежать
4) возглас
4. Укажите слово, в котором неверно выделен суффикс.
1) паркетный
2) дружок
3) холодный
А\ /х 4) сверток
78
Суффикс и приставка
! 5. В каком слове нет суффикса -К-?
 1) албанка
 2) стружка
 3) гонка
■ 4) банка
& 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)На закате колхозных лошадей гнали через брод и луга в
ночное. (2)В лугах они паслись, а поздней ночью подходили к
тёплым стогам и спали около них стоя, всхрапывая и потряхивая ушами. (З)Лошади просыпались от каждого шороха, от крика перепела, от гудка буксирного парохода, тащившего по Оке
баржи. (4)Пароходы всегда гудели около переката, где был виден белый сигнальный огонь. (5)До огня было не меньше пяти
километров, но казалось, что он горит за соседними ивами.
(6) Каждый раз, когда мы проходили мимо согнанных в
ночное лошадей, Рувим спрашивал меня, о чём думают лошади ночью.
(7) Мне казалось, что лошади ни о чём не думают. (8)Они
слишком уставали за день. (9)Им было не до размышлений.
(10)0ни жевали мокрую от росы траву и вдыхали, раздув ноздри, свежие запахи ночи. (11)С берега Прорвы доносился тонкий запах шиповника и листьев ивы. (12)Из лугов за бродом
тянуло ромашкой, — её запах был похож на сладкий запах
пыли. (13)Из лощин пахло укропом, из озёр — глубокой водой,
а из деревни изредка доносился запах только что испечённого
чёрного хлеба. (14)Тогда лошади подымали головы и ржали.
1. И з предлож ений 1—2 вы п иш ите сущ ествительное с п р и ставкой.
2. Из предложений 6-9 выпишите существительное с приставкой.
(К. Паустовский)
79
Морфемика. Орфография. Культура речи
& => 3. Из предложений 3-4 выпишите прилагательные, образованные с помощью одного и того же суффикса.
ТЕСТ 32. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ.
ВАРИАНТЫ МОРФЕМ.
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ
& 171
[ Ц П
£$ 0
 0
& и
Часть 1
1. Укажите слово, в котором неверно выделена приставка.
1) проводник
2) просветлен
3) здоровье
4) укрытие
2. Укажите слово, в котором неверно выделен суффикс.
1) паромщик
2) шерстяной
3) баянист
А\ 4) сварка
3. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием гласных в корне.
1) заберу — забирает
2) снег — снежок
3) грабли — грабитель
4) сон — Соня
4. В какой строке названы однокоренные слова с чередованием согласных в корне.
1) влезет — лазить
2) друг — подружка
3) спор — споры
4) слон — прислониться
80
Чередование звуков
5. В словах жать — жму, сон — сновидение, день — дня
встречается
1) изменение ударения
2) изменение значения
3) чередование гласного с нулём звука, т.е. беглые гласные
4) переход в другую часть речи
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Несколько дней лил холодный дождь. (2)В саду шумел
мокрый ветер. (3)В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось
навсегда и земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.
(4)Был конец ноября — самое грустное время в деревне.
(5)Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда тёмная дождевая вода хлестала в окна.
(б)Лучше всего было по вечерам. (7)Мы затапливали печи.
(8)Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых
стенах и на старой гравюре — портрете художника Брюллова.
(Э)Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, так
же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.
(Ю)Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую
песню медный самовар-инвалид. (11)Как только его вносили
в комнату, в ней сразу становилось уютно — может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.
{К. Паустовский)
1. Из предложений 1—2 выпишите слова с беглой гласной.
2. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором есть чередование гласных.
 0
0 П
eS
<=> 
81
Морфемика. Орфография. Культура речи
=> 3. Из предложений 3 и 11 выпишите два однокоренных
слова.
ТЕСТ 33. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ
В ПРИСТАВКАХ
& 0
 0
0
& И
Часть 1
1. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) разговор, бессовестный, и..ход, возгорание
2) распухнуть, в..ходы, ра..дать, не..говорчивый
3) бе..дарный, ра..делать, ра..говориться, Избежать
4) бесстрашный, бе..шумный, бе..ошибочный, во..делывать
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) над..рвать, п..ехать, пр..водить, д..бежать
2) ..беречь, ра..дуть, расчувствоваться, во..гордиться
3) ра..будить, ра..писание, безболезненный, ра..творить
4) о..дать, о..таять, на..строить, по..резать
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) поз..вчера, нед..варить, п..казной
2) И с х о д я щ и е , ра-.черченный, и . .раненный
3) Псводок, пр..дедушка, п..казать
4) П с з о л о т и т ь , с..единение, п..дружиться
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) П с Д б е ж а л , д . .сушить, пр..бабушка
2) Искушать, ВзЗдержаться, пр..внучка
3) о..дать, по..дать, на..треснутый
4) не..добровать, и..ход, в..кипеть
82
Гласные и согласные в приставках
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) надпиливать, о..дыхать, подзадорить
2) и..порченный, бесперспективный, бе..жалостный
3) во..гордиться, раздать, в..дрогнуть
4) ра..сказать, ра..бирать, растворить
es И
0 П
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
() В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера.
(2)Леса стояли сухие, как порох. (З)Деду попался зайчонок с
рваным левым ухом. (4) Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. (5)3аяц удрал...
(6)Дед пошёл дальше. (7)Но вдруг затревожился: с юга, со
стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (8)Поднялся ветер.
(9)Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. (Ю)Стало трудно дышать.
() Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт
прямо на него. (12)Ветер перешёл в ураган. (13)Огонь разбегался по земле с неслыханной скоростью. (14)По словам деда,
даже поезд не мог бы уйти от такого огня. (15)Дед был прав:
во время урагана огонь шёл со скоростью тридцать километров в час.
(16) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск
пламени.
(17) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это
время из-под ног у деда выскочил заяц. (18)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (19)Потом только дед заметил,
что они у зайца обгорели.
(20)Дед обрадовался зайцу, будто родному. (21)Как старый
лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека
чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. (22)Гибнут они
только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
(По К. Паустовскому)
83
Морфемика. Орфография. Культура речи
& =>
& ■=>
& И
т в
0
1. Из предложений 8—11 выпишите слова с приставками,
гласные в которых пишутся одинаково независимо от произношения.
Из предложений 11—15 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках
на -З(-С) перед звонкими согласными пишется -3».
. Выделите приставку в слове окружает (предложение 22).
ТЕСТ 34. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
С ЧЕРЕДОВАНИЯМИ:
-ЛАГ-/-ЛОЖ-, -РАСТ-/-РОС-
Часть 1
1. Укажите верное объяснение написания пропущенной буквы в слове положение.
1) на месте пропуска пишется О, так как это словарное
слово
2) на месте пропуска пишется А, так как это словарное
слово
3) на месте пропуска пишется О, т.к. за корнем нет суффикса А.
4) на месте пропуска пишется О, т.к. эту орфограмму
можно проверить
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) приложение, предположить, сл..гаемое
2) пол..жить, ул..жить, изл..жение
3) прил..гательное, сл..жение, предложение
4) подложить, изл..гать, пол..жить
84
Правописание корней с чередованиями: -ЛАГ-/-ЛОЖ-, -РАСТ-/-РОС-
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) р..сток, прор..сти, р..стовщик
2) выросли, водор..сли, отрасль
3) прир..стание, вырасти, выращенный
4) Р..стов, пор..ель, нар..стание
й$ 0
4. Укажите верное объяснение написания слова растение
1) пишется А, так как эта буква стоит перед СТ
2) пишется О, так как это слово-исключение
3) пишется А, так как это безударная гласная
4) пишется О, так как можно проверить словом рост
& 0
5. Укажите неверное утверждение
1) при написании слов с чередованием гласных в корне
нужно правильно подобрать проверочное слово
2) росток, отрасль — слова-исключения
3) в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- в безударном положении пишется буква А, если за корнем стоит суффикс А.
4) в корне -РАСТ- — -РОС- безударная А пишется перед
СТ, щ .
 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Птицеловы перешли через мост, прошли немного вдоль
берега по песчаной отмели, поросшей серо-зелёными ростками мать-и-мачехи. (2)Песок на отмели за ночь сверху весь
отсырел. (3)Он был влажный, тёмно-рыжего цвета. (4)А вот
когда идёшь по нему, рыжая корочка распадается, и под нпесок совсем сухой — серый, блестящий.
(5) Володя нарочно шмыгал ногами, разгребая, будто в снегу,
неглубокую тропку, выложенную мелкими кристалликами.
(6) Миновали отмель, пролезли через густые, мокрые от росы
заросли ивняка и вышли в заречный луг. (7)Перед ними зелёный простор набирающих силу ростков травы. (8)А сколько
85
Морфемика. Орфография. Культура речи
=>
 >=>
 >=>
 0
т п
ип
среди неё цветов! (9)Издали их и не различить, только видно
— что-то пестреет, лиловое, белое, нежно-розовое. (10)И на небе
теперь те же цвета, только все они огнисто-яркие, даже больно
на них глядеть. (И)Только стихи слагать о такой красоте!
(12)Но некогда любоваться на небо. (13)Сергей Иванович
идёт впереди, идёт быстро, торопится, как бы не опоздать.
(14)Ведь лучшее время для ловли — это заря.
(По Г. Скребицкому)
1. Из предложений 5-11 выпишите два слова с орфограммой «Буквы О — А в корне -ЛАГ------ ЛОЖ-». Обозначьте
условие выбора гласной буквы в этих корнях.
2. Из предложений 5-6 выпишите слово с орфограммой
«Буквы О — А в корне -РАСТ- — -РОС-». Обозначьте
условие выбора гласной буквы корне.
3. Из предложений 7-9 выпишите слово-исключение из правила о правописании О — А в корне -РАСТ------ РОС-.
ТЕСТ 35. БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ,
И — Ы ПОСЛЕ Ц
Часть 1
1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и
та же буква.
1) нотация, ц..фра, ц..ган
2) операция, у гостиниц.., падчериц..н
3) традиция, ц..новка, ц..кл
4) ц..рковой, ц..ц, ц..стерна
86
Ё — О после шипящих, И — Ы после Ц
2. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и
та же буква.
1) ц..фра, ц..плячий, цыганский
2) ц..ркуль, ц..трус, по лиц., я
3) станц..я, иллюминац..я, ц..кнуть
4) на ц..почках, коммуникац..я, ц..нк
S$ 0
3. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.
1) ш..фер, крыж..вник
2) жонглировать, ш..потом
3) ж..рдочка, черточка
4) ш..пот, ш..рох
 0
4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква
Ё (Е).
1) ч..рный, ж..лудь, заж..гся
2) Шовчик, оч..ртания, припк.л
3) заж..г, щ..тка, крыж..вник
4) ш..тландец, ш..в, ж..кей
SH 0
5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и
та же буква.
1) делегация, лисиц..н, лекц..я
2) молодц.., у ящериц.., ц..ганский
3) овац..я, ц..нковый, ц..почка
4) вакц..на, ц..тата, ц..ганята
& 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Шипящий детектив
(1)Краснощёкий весельчак — лейтенант милиции Чернышов пользовался почётом и уважением в своём подразделении не зря. (2)Точный расчёт неоднократно помогал ему
справиться с задачами по предотвращению дорожных происшествий. (3)А на этот раз было так.
87
Морфемика. Орфография. Культура речи
(4)Чернышов заканчивал ночное дежурство. (5)Вдруг раздался телефонный звонок. (б)Лейтенант быстро подошёл к
аппарату, снял трубку и услышал: «Всем постам ГАИ! (7)По
направлению к границе движутся жёлтые «Жигули» с особо
опасными преступниками. (8)3адерживать каждую жёлтую
машину!»
(9)Тут Чернышов заметил: на большой скорости движутся по шоссе «Жигули». Лейтенант поднял жезл, но машина
промчалась мимо. (Ю)Чернышов сел на мотоцикл и помчался за преступниками. (11)Они ушли далеко вперёд. (12)Нуж-
но было что-то придумать.
(13)Дорога круто заворачивала вправо, и Чернышов воспользовался этим: он поехал по просёлку наперерез преступникам. (14)На шоссе он выскочил первым. (15)Расстелив
ленту с шипами на дороге, лейтенант спрятался в кустарнике. (16)На большой скорости машина с преступниками
наехала на шипы. (17)Послышался шум сдувающихся шин,
машина остановилась. (18)Бандиты выскочили на шоссе.
(19)«Сдавайтесь! Руки вверх!» — крикнул Чернышов.
(20)Бандиты Шов, Шорох, Капюшон, Крыжовник, Шофёр, Шоссе, Шоколад, Шотландец, Жокей и Жонглёр были
пойманы и признаны исключениями.
(Из «Детского журнала»)
Из предложений 1-2 выпишите слова с орфограммой
«О-Ё после шипящих в корне».
Из предложений первого абзаца выпишите слово с орфограммой «Ы-И после Ц». Запишите это слово в начальной
форме.
Почему слова с орфограммой «О-Ё после шипящих» в
предложении 20 написаны с заглавной буквы?
MS
ms с=>
MS ■=>
1,
2.
3.
88
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕСТ 36. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ
ЧАСТИ РЕЧИ
Часть 1
1. Что присуще самостоятельным частям речи (ответов может быть несколько)?
1) отвечают на вопросы
2) образуются только от служебных частей речи
3) обязательно пишутся с большой буквы
4) являются членами предложения
SZ 0
ШП Ю
2. В какой строке перечислены только самостоятельные части речи?
1) наречие, предлог, существительное
2) существительное, прилагательное, глагол
3) глагол, союз, прилагательное
4) наречие, глагол, предлог
3. В какой строке перечислены слова только служебных частей речи?
1) иду, далеко, молоко
2) не, книги, яркий
3) из-за, если, ни
4) глубоко, смотреть, в
 0
eS 0
4. Какова функция союзов?
1) привносят дополнительные оттенки значения
2) выражают подлежащее
3) определяют интонацию предложения
4) соединяют члены предложения и части сложных предложений
 0
89
Морфология. Орфография. Культура речи
&Z 0
шп5. Слова в, на, до, с, про являются
1) союзами
2) глаголами
3) предлогами
4) наречиями
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. :
(1) Ящик с тигром подвезли к помещению львятника, по- 
том десять человек осторожно его сняли с машины, приста- :
вили к клетке и накрепко привязали к решётке, чтобы он не 
сдвинулся. :
(2) Когда открыли дверь клетки, все думали, что тигр вы- :
скочит сразу. (З)Однако зверь не спешил. (4)Теперь даже не 
стало слышно его глухого рычания. (б)Чувствовалось, что он 
затаился и что-то выжидает. (б)Прошла минута... другая... 
(7)Служитель уже взял крейцер, чтобы поторопить зверя, 
как он вдруг неожиданно, одним прыжком вскочил в клетку 
и тут же, резко повернувшись, со злобным рёвом бросился на ■
решётку. (8)Решётка сотряслась от ударов его могучих лап, 
а на губах зверя показалась кровавая пена. (9)Потом так же неожиданно тигр прижался в угол клетки, и по тому, как он -
отворачивался и прятал голову, было видно, что он старался ■
скрыться от человеческих глаз... \
(Ю)Сначала, когда все вышли из помещения, тигр про- должал сидеть по-прежнему неподвижно в углу клетки. 
(11)3атем встал и подошёл к решётке. (12)Некоторое время 
он стоял не шевелясь, будто к чему-то прислушиваясь, по- 
том вытянул голову и громко, протяжно мяукнул. (13)До 
этого я много раз слышала мяуканье тигра, но такого то- 
скливого — никогда. (14)Казалось, не мяукал, а стонал он, 
глядя куда-то мимо решётки, в пространство. 
(В. Чаплина) \
90
Самостоятельные и служебные части речи
1. Из предложения 9 выпишите все предлоги. <= 
2. Из предложений 2-5 выберите такое, в котором из знаменательных частей речи использованы только существительное и глагол. Запишите номер этого предложения.
3. Выпишите союз, который используется и в предложении
11, и в предложении 12.
<Р sX
91
Имя существительное как часть речи
ТЕСТ 37. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В РАССУЖДЕНИИ.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ,
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
 0
ши
 0
& 0
SZ 0
92
Насть 1
1. Укажите строку, в которой перечислены только одушевлённые существительные.
1) дом, собака, небо
2) кукла, павлин, кошка
3) сирень, яблоня, дуб
4) река, море, земля
2. Укажите строку, в которой перечислены только имена
собственные.
1) (Р/р)одина, (Р/р)оссия, (М/м)осква
2) (В/в)олга, (Е/е)нисей, (Д/д)он
3) (С/с)лива, (Ч/ч)ерешня, (А/а)брикос
4) (Я/я)рославль, (Г/г)ород, (Р/р)остов
3. В какой строке перечислено только то, что относится к
именам собственным?
1) имена, фамилии, профессии
2) названия комнат, названия предприятий, названия
спектаклей
3) географические названия, клички животных, названия
предприятий
4) прозвища людей, отчества, названия животных
4 . И мена собственны е являю тся названиям и
1) единичных предметов
2) групп однородных предметов
3) любых групп слов
4) и единичных предметов, и групп однородных предметов
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
5. Выберите верное утверждение.
1) Имена собственные всегда пишутся с маленькой буквы.
2) Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
3) Имена нарицательные всегда пишутся с большой буквы.
4) Имена нарицательные не используются в современном
языке.
gS 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Когда в лесу (Б/б)елоруссии я разговаривал с бабочками о том, чей нос лучше, бабочка-адмирал, между прочим,
сказала, что есть бабочки, у которых язык на ноге. (2)Если
бы я уже не был подготовлен ко всяким неожиданностям, то,
наверное, и не поверил. (3)Но это, оказывается, действительно так. (4)И еду на вкус такая бабочка пробует ногой! (5)Кто
не верит, пусть наберётся терпения и понаблюдает за траурницей или адмиралом. (б)Наблюдать можно около (Б/б)ерёзы
или (Д/д)уба, у которых на коре ранка. (7)Из ранки вытекает
сладкий сок, который любят многие бабочки. (8)Вот около
такого дерева и надо спрятаться, вооружившись биноклем.
(9)Тогда ты увидишь: подлетел адмирал, сел... (Ю)Как-то
странно сел — прямо на вытекающий сок. (11)Во всяком случае, одна ножка обязательно попадёт в сок. (12)И обязательно средняя или задняя. (13)И только после этого в сладкую
жидкость опустится хоботок. (14)(Б/б)абочка «наступила» в
сок, выяснила: да, это то, что нужно. (15)И тотчас же развернулся свёрнутый в спираль хоботок. (16)3начит, язык — то
есть устройство, которое помогает бабочке выяснить, какая
перед ней еда, — на средней или задней ноге.
(17)Поймай одну из них и подержи дня два-три в коробке без пищи, а потом осторожно посади её на край блюдца с
подслащённой водой. (18)Но держи её так, чтоб ногой она не
смогла дотронуться до воды, а хоботком, при желании, могла бы до неё дотянуться. (19)Бабочка не обратит внимания на
воду. (20)А теперь дай ей возможность «попробовать» воду но-
93
Морфология. Орфография. Культура речи
 cS>
& с>
=>
& 0
т п
ип
е< 0
гой. (21)И ты увидишь, как сразу же после этого развернётся 
хоботок, и голодная бабочка примется сосать сладкую воду.
(22)Тут уж сомнений быть не может — нога «подсказала» ей вкус пищи.
(Ю. Дмитриев) 
1. Какое из выделенных существительных является именем 
собственным? Выпишите его.
2. Какое из выделенных существительных является одушев- лённым? Выпишите его.
3. Какие из предложений 8-16 содержат доказательства 
того, что у бабочки-адмирала язык на ноге? Запишите но- :
мера этих предложений. 
ТЕСТ 38. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. Укажите строку, в которой перечислены только существи- 
тельные.
1) утка, унты, угольный
2) бритва, бодрость, бежевый :
3) труд, трудный, трудиться
4) глупость, гражданство, галоп 
2. Укажите строку, в которой перечислены только существи- 
тельные мужского рода.
1) плетень, перстень, путь 
2) плеть, полено, пельмень 
3) пламень, платье, пряжка
4) полдень, племя, папа
94
Разбор существительного
3. Укажите строку, в которой перечислены только существительные женского рода.
1) лебедь, колодец, дупло
2) вензель, энциклопедия, молодёжь
3) медаль, сирень, Кубань
4) поросль, шампунь, Суздаль
& И
ЭП
4. Укажите строку, в которой перечислены только существительные среднего рода.
1) молоко, повидло, варенье
2) кофе, какао, суфле
3) лимонад, сок, мороженое
4) желе, вода, кисель
& 0
5. Укажите вариант, в котором верно охарактеризовано существительное (по) улице.
1) существительное в род. пад. мн.ч.
2) существительное в предл. пад. ед.ч.
3) существительное в дат. пад. ед.ч.
4) существительное в твор. пад. мн.ч.
 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)В первый день Раджи даже не взял мясо, которое ему
дал служитель. (2)Не ел он несколько дней. (З)Наконец голод
сделал своё дело. (4)Рыча и оглядываясь по сторонам, тигр
крадучись присел на передние лапы и стал есть мясо. (5)Он
ел неспокойно, всё время отрываясь от еды, готовый каждую
секунду броситься.
(б)Раджи ел так всегда, всё то время, которое жил в Зоопарке. (7)Другие тигры, получив свою порцию мяса, тут же
ложились, а этот только приседал. (8)Он ел в клетке так же,
как на свободе.
95
Морфология. Орфография. Культура речи
(9)При каждом резком движении кого-либо из стоявших у клетки людей он с рёвом бросался на решётку.
(Ю)Нескоро понял, что сделать ничего не может, и перестал обращать внимание даже на тех посетителей, которые
его дразнили.
(11)По ночам не спал лишь один Раджи. (12)Он метался по клетке и громко мяукал. (13)Его голос всегда можно было отличить от голосов других тигров — столько в
нём было тоски. (14)Однажды ночью во львятнике, в той
комнате, где готовили для зверей корм, работал печник.
(15)Утром, когда пришёл служитель, печник попросил показать ему зверя, который всю ночь так кричал, что «душу
вывернул». (16)Служитель сразу догадался, что разговор
идёт о Раджи. (17)Повёл печника к клетке и показал ему
тигра. (18) Долго и внимательно разглядывал печник тигра,
его седую голову, жёлтые глаза...
(19) — Видно, по воле тоскует, — сказал он задумчиво.
(В. Чаплина)
■=> 1. Из предложения 5 выпишите существительные в форме
в.п. ед.ч.
 !=> 2. Запишите начальную форму выделенного существительного из предложения 9.
S< <=> 3. Определите род и падеж существительного из предложения 7, которое имеет форму только единственного числа.
96
Число имён существительных
ТЕСТ 39. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,
КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФОРМУ ТОЛЬКО
МНОЖЕСТВЕННОГО ИЛИ ТОЛЬКО
ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ПРАВОПИСАНИЕ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. Укажите строку, в которой все слова — существительные,
имеющие только форму единственного числа.
1) молодость, скорость, трость
2) кость, бодрость, локоть
3) юность, леность, полость
4) мудрость, ловкость, злость
& 0
н а
2. Укажите строку, в которой все слова — существительные,
имеющие только форму множественного числа.
1) брюки, сливки (молочные), санки
2) ворота, колена, глаза
3) сани, сени, тени
4) чернила, удила, колокола
3. Укажите строку, в которой все существительные употреблены в форме множественного числа.
1) игры, стужей, воде
2) (о) фильмах, сторонами, (к) портретам
3) скобками, окраска, (в) вазах
4) леденцов, портретом, (о) книгах
& 0
4. После шипящих и Ц в окончаниях существительных
1) под ударением пишется О, без ударения — Е.
2) под ударением пишется Е, без ударения — О.
3) независимо от ударения — О.
4) независимо от ударения — Е.
& 0
97
Морфология. Орфография. Культура речи
& 0
5. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) над задач..й, под кольц..м, репортаж..м
2) над дворц..м, плащ..м, у горц..в
3) ЮНОШ..Й, из чертеж..й, марш..м
4) гвардейцев, шалаш..м, полотенц..м
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Незнакомый голосок
() В полдневную жару всё стихает и прячется в тень.
(2)Спрятался и я.
(З)Тихо в горах. (4)Вдруг слышу: на опушке леса, в густом
кусту запищала какая-то птичка. (5)И всё на одном месте.
(б)Подхожу ближе и вижу: в кусту, как в тесной клеточке, прыгает рыжегрудая заряночка. (7)Птичка эта мне
хорошо знакома, но голосок такой у неё первый раз слышу. (8)И кричит не вовремя: другие птицы спрятались от
жары и молчат. (9)Заряночка всё прыгала на одном месте,
как привязанная, и голосок у неё был странный-странный.
(Ю)Вдруг она отчаянно вскрикнула, соскочила вниз и
смолкла.
() Я подошёл к кусту, но птичка не вылетела. (12)Я раздвинул ветки и сквозь очки увидел... змею! (13)В пасти её
была зарянка.
(14)Я придавил змею прикладом, схватил её сзади за
шею и поднял на воздух. (15)3мею такую я видел впервые.
(16)Короткая, толстая, как обрубок, и на носу — чешуйчатый рог.
(17)Это была ядовитая гадюка-носорог. (18)Она выворачивалась из моих пальцев, злобно шипела, неподвижные глаза
её устрашающе мерцали.
(19)И я подумал: может, и заряночка увидела змею впервые, заглянула в её мерцающие глаза. (20)3ашлось у неё
98
Склонения существительных
сердчишко от страха, закричала она не своим голосом и стала прыгать вперёд — назад, вперёд — назад, всё ближе и
ближе к чудовищу. (21)Тут змея её и схватила.
(Н. Сладкое)
1. Из предложений 11-15 выпишите существительные, которые имеют либо форму только единственного, либо только
форму множественного числа.
2. Из предложений 17-19 выпишите существительное с орфограммой «О-Е после Ц в окончаниях существительных». Обозначьте условие выбора данного написания.
3. Образуйте форму множественного числа выделенного существительного (предложение 14), не изменяя падежа этого слова. Запишите получившуюся форму.
ТЕСТ 40. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Часть 1
1. В какой строке перечислены существительные 3 склонения?
1) ширь, гладь, синь
2) стынь, наледь, голубь
3) прорубь, конь, боль
4) ноль, король, олень
2. Укажите вариант с правильной характеристикой приведённых слов.
1) удачей — сущ. 1 скл., грозой — сущ. 2 скл.
2) рожью — сущ. 3 скл., (в) журнале — сущ. 2 скл.
3) диван — сущ. 2 скл., кроватью — сущ 2 скл.
4) голубь — сущ. 3 скл., мосты — сущ. 2 скл.
<=> 
<Р 
<=> MS
ms Ш
MS 0
99
Морфология. Орфография. Культура речи
& 0
0
 0
3. В какой строке все слова — несклоняемые существительные.
1) пальто, очки, склон
2) Сочи, кафе, метро
3) глина, горе, поле
4) кофе, желе, жаркое
4. Склонение существительных определяется по форме
1) именительного падежа множественного числа
2) родительного падежа единственного числа
3) винительного падежа множественного числа
4) именительного падежа единственного числа
5. В какой строке приведены примеры существительных всех
типов склонения?
1) арбуз, ангина, Астрахань
2) балет, брошь, Бобров
3) ворон, ворона, Воронеж
4) глина, голубь, Гданьск
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Перепела кричат повсюду. (2)Голоса их перекликаются,
порою даже сливаются в какую-то непрерывную щёлкающую
трель.
(З)Утренняя свежесть и чистота воздуха придают им особую звонкость. (4)Теперь уже совсем не разобрать, у кого
чище голос. (5)Да тут ещё и другие певцы мешают: из приречных кустов, из болотистых зарослей слышатся скрипучие
голоса коростелей. (6)«Дрррр, дрррр!..» — громко скрипят
они, словно раздирают на части туго натянутую материю.
(7)Из болота им вторят горластые лягушки. (8)А с вышины
бесконечной звенящей трелью сыплется песня жаворонков.
(9)Вот и берёзовый перелесок, прямо за ним нужно остановиться.
(Г. Скребицкий)
100
Падеж существительных
1. В каком из предложений 1-4 есть два существительных 3
склонения? Напишите номер этого предложения.
2. Определите склонение существительного — названия птицы из предложения 5.
3. Из предложений 7-8 выпишите все существительные 2 склонения, поставив их в начальную форму.
ТЕСТ 41. ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Часть 1
1. Выберите правильное утверждение.
1) Окончание -Е пишется у существительных 1 скл. в д.п. и
п.п. (кроме существительных на -ИЯ) и у существительных 2 скл. в п.п. (кроме существительных на -ИЙ, -ИЕ).
2) Окончание -И ----Ы пишется у существительных 1 скл.
в р.п. и у существительных 2 скл. в р.п., д.п. и п.п.
3) Окончание -Е пишется у существительных 1 скл. в р.п.
и у существительных 3 скл. в р.п., д.п. и п.п.
4) Окончание -И ----Ы пишется у существительных 1 скл.
в д.п. и п.п. (кроме существительных на -ИЯ) и у существительных 2 скл. в п.п. (кроме существительных
на -ИЙ, -ИЕ).
2. Выберите правильное утверждение.
1) У существительных ж.р. на -ИЯ в р.п., д.п. и п.п.
единственного числа пишется на конце -ИЕ.
2) У существительных ж.р. на -ИЯ в р.п., д.п. и п.п.
единственного числа пишется на конце -ИИ.
<р g.S'
& 171
0 П
101
Морфология. Орфография. Культура речи
0
тп
тп
£$ 0
тп
тп
& и
3) У существительных м.р. на -ИЙ и у существительных
ср.р. на -ИЕ в тв.п. ед.ч. пишется на конце -ИМ.
4) У существительных м.р. на -ИЙ и у существительных
ср.р. на -ИЕ в п.п. ед.ч. пишется на конце -ИЕ.
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
буква Е?
1) о талант.., в столети..
2) в ботинк.., к парти..
3) о парикмахер.., с образованием
4) в случа.., о ванил..
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
буква И?
1) в тетрад.., на тетрадк..
2) по пропис.., о порци..
3) на вол.., к деревн..
4) в арми.., в календар..
5. В какой строке у обоих существительных правильно определён падеж?
1) на станции (п.п.), к цели (д.п.)
2) из города (в.п.), у брата (р.п.)
3) с сестрой (т.п.), о выборе (в.п.)
4) из полиции (д.п.), с шарфом (п.п.)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Язык у некоторых бабочек находится на средней или
задней ноге.
(2) Однако язык на ноге — штука редкая, и есть он не
у всех бабочек, а лишь у бабочек семейства нимфалид. (3)К
этому семейству относится траурница, адмирал, крапивница,
переливница, шашечница, дневной павлиний глаз, ленточник
и перламутровка.
102
Падеж существительных
(4)Ты видел больших ночных бабочек? (5)Ну, например,
бражников, языканов? (6)Если бы они пробовали еду ногой, им обязательно приходилось бы садиться на цветки.
(7)Ну, а какой цветок выдержит такую бабочку? (8)Далеко
не всякий!
(9)Эти бабочки и не садятся на цветки. (Ю)Они пробуют
пищу как-то иначе. (11)И достают нектар на лету, вися в воздухе и опуская в чашечки цветов свой длинный хоботок.
(12)Когда я сам об этом узнал, то почему-то сразу подумал
о бабочке, которая называется большой ночной павлиний
глаз. (13)Сколько же такой громадине — размах её крыльев
достигает 15-16 сантиметров — надо еды?! (14)Оказывается,
эта бабочка всю свою жизнь — а живёт она много дней —
ничего не ест! (15)У неё не только языка на ноге нет — у неё
вообще нет рта.
(Ю. Дмитриев)
1. Из предложения 2 выпишите существительные в форме
родительного падежа.
<р &
2. Определите падеж выделенного существительного (предложение 13).
<= &
3. Из предложений 9-12 выберите такое, в котором есть существительные в.п. и п.п. Запишите номер этого предложения.
Ф 
103
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное
ТЕСТ 42. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО
& 0
& 0
 0
Часть 1
1. Имя прилагательное — это
1) служебная часть речи, служащая для соединения слов
в словосочетания
2) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3) самостоятельная часть речи, которая обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой?
чей?
4) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ч т о делать?
что сделать?
2. Как изменяются имена прилагательные?
1) по родам, числам и лицам
2) по родам, числам и падежам
3) по числам и лицам
4) числам и падежам
3. Укажите неверное утверждение
1) В предложении имена прилагательные могут быть сказуемыми. Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
2) Прилагательные имеют тот же корень, что и имена существительные, от которых они образованы.
3) Прилагательные ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
4) Прилагательных в предложении столько же, сколько и
существительных.
104
Имя прилагательное
4. В какой строке все слова — прилагательные?
1) грациозный, грациозно, громко
2) высокий, высоко, высь
3) беговой, бежать, бег
4) алый, авторский, алтайский
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
буква Е?
1) о цветущ..й вишн.., в последи..м местоимени..
2) к убаюкивающ..й песн.., о пропавш..й телеграмм..
3) о выигравшей команд.., в ближайшем санатори..
4) к весенн..й свадьб.., о дальней авиаци..
& 0
& и
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
() Привезли Раджи зимой 1925 года. (2)В тот первый год,
когда Зоопарк только начал пополняться животными после
тяжёлых лет разрухи и голода. (З)Раджи был первый бенгальский тигр, полученный нами, и, конечно, каждому хотелось его посмотреть...
(4)Около клетки Раджи свисала на шнуре яркая лампа, и
я могла хорошо разглядеть тигра. (5)Самыми интересными
мне показались его глаза. (6)Они были совсем не такие, как
у остальных львов и тигров, которые жили в Зоопарке. (7)У
тех зверей глаза были коричневатые, а у Раджи светлые, будто янтарь. (8)Глаза Раджи невольно обращали на себя внимание и придавали ему выражение неукротимой свирепости.
(9)Хорошо разглядела я и большую седую голову тигра,
его сильное, мускулистое тело и огромный рубец, который
пересекал полосатую спину. (Ю)Судя по рубцу, рана была
страшная, и как он её перенёс, я даже не могла представить.
() Было уже поздно — часы пробили два часа, и я прилегла на скамейку. (12)Не знаю, дремала я или спала, но каждый раз, когда открывала глаза, встречала пристальный взгляд
зверя и слышала его глухое рычание. (13)Он по-прежнему на-
105
Морфология. Орфография. Культура речи
ходился в углу клетки, прижавшись животом к полу, каждую
секунду готовый к прыжку. (14)Прыжком на решётку и диким
рёвом встретил он утром служителя, пришедшего на работу.
(В. Чаплина)
1. В каких предложениях первых трёх абзацев содержится
описание тигра? Запишите номера этих предложений.
g 2. Из предложений третьего абзаца выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», в которых прилагательные помогают описать внешний облик тигра.
3. Определите род, число и падеж прилагательного из предложения 8.
ТЕСТ 43. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ
ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Часть 1
 0
1. В каком варианте ответа указана правильная последовательность действий при определении окончания прилагательного.
A. Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме
Б. Определить, к какому существительному относится
прилагательное
B. Подставить для проверки вопросительное слово какой?
Г. Определить род, число и падеж этого существительного
и прилагательного
106
1) Б, Г, А, В.
2) А, Б, Г, В.
3) В, Г, А, Б.
4) В, А, Б, Г.
Гласные в окончаниях прилагательных
2. Окончания прилагательные в какой форме нельзя проверять
вопросом?
1) в форме женского рода в п.п. и р.п.
2) в форме среднего рода в д.п. и т.п.
3) в форме мужского рода в и.п. и в.п.
4) в формах всех родов и падежей
3. В окончаниях имён прилагательных после шипящих пишется
1) под ударением О, без ударения Е
2) под ударением Е, без ударения О
3) независимо от ударения Е
4) независимо от ударения О
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) о ранн..м картофел.., в утренн..м неб..
2) о вечерн..м ча.., со скорейш..м выздоровлением
3) о поступивш..м распоряжение, об осени..м дождик..
4) о дальн..й деревн.., в соседи..м санатори..
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
буква Е?
1) о весенн..м дожд.., перед решающей встреч..й
2) о завтрашн..м пут.., в син..м мор..
3) о ранн..й слав.., в дальн..м плавани..
4) о трёхсторонн..м союз.., в действующем профилактори..
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Летом на утренней зорьке Володя вставал первый раз в
жизни, и как это было чудесно! (2)Городок ещё спал непробудным сном, даже собаки не лаяли. (З)Они лежали, свернувшись калачиком, возле калиток и только изредка вздрагивали и ворочались во сне.
Морфология. Орфография. Культура речи

 

 

 
Категория: Русский язык | Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.0/1