search
menu
person

17:44
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»

«Не жалею, не зову, не плачу...» (1921)
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Грустные философские размышления о быстротечности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» написано, когда автору было всего 26 лет. Сам Есенин так объяснял это: «Поэту необходимо чаще думать о смерти... только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь».
Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который размышляет о прожитой жизни, об ушедшей юности. Всё лучшее осталось в прошлом: сердце уже «тронуто холодком», в нём всё реже просыпается «дух бродяжий», навсегда утрачена свежесть чувств. Поэт восклицает:
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Очень многое соединилось в простом и обычном, казалось бы, эпитете розовый. Здесь и цвет зари, и оттенок нереальности происходящего, и радостные ожидания, так свойственные юности (вспомним устойчивые сочетания «розовые очки», «жизнь в розовом свете»).
Розовый конь — романтический и символический образ. Это символ восхода солнца, весны, радости, чего-то светлого и чистого.
Но и реальный крестьянский конь, на котором скакал Есенин в юности, тоже становился розовым в лучах восходящего солнца. Однако юность прошла, и теперь сердце лирического героя тронуто холодком безверия и разочарования. Розовый цвет плавно переходит в холодную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Невозможно не заметить также использованный автором приём антитезы — противопоставления. Весенние цветущие яблони поэт противопоставляет осеннему золоту увядания, то есть детство и юность противопоставляет старости, юношеские мечты — разочарованиям взрослой жизни.
В стихотворении много красивых поэтических образов: здесь и «белых яблонь дым», и «страна берёзового ситца», и медь листьев клёнов, и «весенняя гулкая рань».
Самобытны, неожиданны и в то же время близки и понятны метафоры: «золото увяданья», «буйство глаз и половодье чувств», «пламень уст». А слова поэта: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» — воспринимаются теперь нами как афоризм.
Заканчивается стихотворение словами, в которых выражено принятие жизни такой, какая она есть, — с рассветом, увяданием и неизбежным умиранием. И хотя последнее слово в стихотворении — «умереть», акцент в заключительной строфе (и логический и интонационный) приходится на слова «благословенно» и «процвесть»:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Многие стихи Сергея Есенина положены на музыку — так они мелодичны.
Это стихотворение тоже стало известной и многими любимой песней. И дело не только в задушевности содержания — почти каждая строчка этого удивительного произведения инструментована определёнными звуками (например, из гласных в первой строфе преобладает а, во второй — и, в третьей — е, потом опять а и е).
И написано стихотворение тем же самым размером, который обычно использовался в народных песнях, — пятистопным хореем.

Категория: Анализы стихотворений | Добавил: (12.09.2019) Просмотров: 1 | Теги: Есенин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar