search
menu
person

17:51
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Хорошее отношение к лошадям (1918)
Били копыта,
Пели будто:
—    Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась, и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
—    Лошадь упала! —
—    Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошёл и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась, течёт по-своему...
Подошёл и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...
И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребёнок.
Пришла весёлая, стала в стойло.
И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.
Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революционного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстановлению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», символизирующую положение «униженных и оскорблённых».
Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, грабежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.
В стихотворении можно чётко выделить вступление, основную часть и заключение.
В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия — улицу:
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — означает, что лёд покрыл улицу, как бы обул её, поэтому она стала скользкой. Использована ещё и метонимия: на самом деле не «улица скользила», а поскальзывались прохожие.
Следует отметить также, что улица в раннем творчестве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы (например, в стихотворении «Нате!»).
В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу ещё и праздной, и разодетой: «штаны пришедшие Кузнецким клёшить».
Клёшить — неологизм Маяковского от слова «клёш». Клёш (то есть модные в то время широкие брюки) служит средством социальной характеристики толпы.
Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились означает: собрались в кучу, как стадо. Страдания животного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.
Далее автор использует антитезу, противопоставляя лирического героя толпе:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Поэт удручён увиденным. Его взволнованность передана паузами: «Подошёл / и вижу / глаза лошадиные...». Тоска переполняет душу лирического героя.
Противопоставление поэта толпе не случайное — Маяковский рассказывает не только о происшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её. Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:
Деточка,
все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась — сгрудились — подошёл — рванулась — пошла — пришла — стала (в стойло).
Оптимистичны завершающие строки стихотворения:
И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить, и работать стоило.
Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии — тему одиночества.
Но поэт делает это по-своему — в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.
Стихи, с помощью графики разбитые на интонационные отрезки, получают свободную непринуждённость.
Автор использует самые разные виды рифм: усечённые неточные (плоше — лошадь; зевака — зазвякал); неравносложные (в шерсти — в шелесте; стойло — стоило); составные (в вой ему — по-своему; один я — лошадиные; в няньке — на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагательное) — пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два мира — мир поэта и мир равнодушной, чёрствой толпы.
Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.
 

Категория: Анализы стихотворений | Добавил: (12.09.2019) Просмотров: 1 | Теги: маяковский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar