search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Урок 13. Разгар Смуты. Власть и народ

29.01.2019, 22:01

Задачи урока: рассмотреть события окончания Смуты
и ее итоги; определить значение Смуты для исторического
развития Российского государства.
План урока
1. Восстание Ивана Болотникова.
2. «Тушинский вор».
3. Семибоярщина. Поиски нового царя.
4. Начало освободительного движения.
ХОД УРОКА
 Проверка и актуализация знаний 
Учитель проводит опрос по домашнему заданию. Далее
учащиеся выполняют тестовое задание.
1. С именем Григория Отрепьева связаны события:
а) опричнина;
б) появление лжецаревича Дмитрия;
в) отмена Юрьева дня.
2. Царевич Дмитрий погиб:
а) в Москве; в) в Новгороде;
б) в Угличе; г) в Муроме.
3. Крестоцеловальную запись боярам подписал:
а) Иван Грозный; в) Борис Годунов;
б) Федор Иванович; г) Василий Шуйский.
4. Восстание в Москве против Лжедмитрия I произошло:
а) в 1601 г.; в) в 1605 г.;
б) в 1604 г.; г) в 1606 г.
5. К внутренней политике Бориса Годунова относится:
а) отмена Юрьева дня;
б) отмена опричнины;
в) введение заповедных лет;
г) отмена созывов Земского собора.
 Изучение нового материала
1. Учитель, используя прием «оживления» карты, рассказывает
учащимся о военных действиях Ивана Болотникова и Лжедмитрия II против Василия Шуйского. Хронологические
рамки активных действий Болотникова
(1606—1607) учащиеся записывают в тетрадь.
Иван Исаевич Болотников был беглым холопом, некоторое
время он находился в турецком плену. Болотникова
называли воеводой «царевича Дмитрия». В 1606  г. он
встал во главе восставших крестьян юга и юго-запада России.
Армия Болотникова, состоявшая из беглых крестьян,
стрельцов, казаков, направилась на Москву. Лагерь восставших
располагался в селе Коломенском. Несколько раз
Болотникову удавалось отбить атаки царского войска.
2 декабря 1606 г. при осаде Москвы восставшие были разбиты
у села Котлы. Болотников с оставшимся войском
отошел к Калуге, а затем перебрался в Тулу. После четырехмесячной
осады царь применил хитрый прием: воспользовавшись
своеобразием расположения Тульского
кремля (он располагается в низине), выше по реке соорудили
плотину. Затем вода была спущена, и произошло
затопление кремля. Восставшие сдались царским войскам.
В октябре 1607 г. Болотникова отправили в ссылку в
Каргополь, где он был убит. Внимание учащихся обращается
к историческому источнику. Автор предлагаемого
текста  — Конрад Буссов, немец, находившийся в Туле
вместе с Болотниковым, оставил наиболее подробное
описание событий, связанных с восстанием.
Из записок К. Буссова о Болотникове
Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе
Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич
Болотников, пройдя со своими силами через Комарицкую волость,
Калугу и далее к Москве до Котлов. Всю область, которую
он прошел, он привел к присяге Димитрию и усилил значительно
свое войско. По рождению Болотников был московитом,
но в юности был взят в плен татарами (против которых московиты
ежегодно были вынуждены воевать) и продан в Турцию.
Там он был прикован на галере и несколько лет должен был исполнять
тяжелую, грубую работу и, наконец, был освобожден
немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезен
в Венецию. Оттуда через Германию он пришел в Польшу и
узнал об удивительных изменениях, происшедших в его отечестве
во время его отсутствия. Когда он узнал, что его государь
царь Димитрий ускользнул от московских убийц, пробрался в
Польшу и теперь находится у воеводы Сандомирского, он представился
ему. После того как тот, который выдавал себя за
Димитрия, его проэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов,
что он опытный воин, тогда спросил он его, не хочет ли он служить
ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников-злодеев.
Когда Болотников ответил, что он готов биться за
своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: «Я не
имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю и
шубу... и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю
Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно
золота и назначит тебя воеводой и командующим над несколькими
тысячами войск, с которым ты начнешь наступать
вместо меня и с помощью Божией попытаешь счастья против
моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в
Польше… видел и говорил со мной и получил из моих рук это
послание».
С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим
путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью,
так как возбужденные путивляне твердо поверили, что
Димитрий (как им говорил князь Григорий) действительно бежал
и жив и что они поэтому тем горячее будут бороться против
изменников и ради него, Димитрия, не пожалеют своей крови и
имущества, хотя это, конечно, не был истинный Димитрий,
а снова поставленный от Польши самозванец. На основании
письма и рассказов Болотников был назначен большим воеводой
(т.  е. верховным главнокомандующим) и с 12 тыс. человек
отправился через Комарицкую волость к Москве, которая была
ими осаждена и была бы, конечно, принуждена к сдаче, если бы
этому не помешали раздоры между двумя командующими.
<...> Московские жители послали в лагерь к Болотникову
своих людей и через них потребовали, что если Димитрий (который
был ранее в Москве) жив и находится при нем в лагере
или где-либо, то он должен его им представить в лицо…
Болотников ответил: «Царь воистину живет в Польше и будет
скоро здесь. Я сам был у его руки, и он лично назначил меня
вместо себя верховным главнокомандующим и отправил меня в
Путивль с письменным приказом». «Нет, — сказали москвитяне,
— это, должно быть, другой: Димитрия мы убили». И усовещивали
Болотникова прекратить проливать невинную кровь,
покориться Шуйскому, их царю: он сделает его знатным господином.
Болотников ответил отказом: «Я дал моему государю торжественную
клятву пожертвовать за него самою жизнью, ее я сдержу,
делайте, как хотите; поскольку вы не намерены сдаться по
добру, я намерен принудить вас к этому. Я навещу вас скоро…»
Вопросы и задание: 1)  Каковы были черты характера
И.  Болотникова, описанные в предложенном тексте?
2)  Как вы думаете, почему Болотников поддержал
Лжедмитрия II? 3) Охарактеризуйте силы и организацию
командования в лагере восставших против Шуйского.
Учитель обращает внимание на цели восставших. Учащимся
предлагается прокомментировать фрагмент из
исторического источника.
Из грамоты патриарха Гермогена. 1606 г.
А стоят те воры под Москвою, в Коломенском, и пишут к
Москве проклятые свои листы, и велят боярским холопам побивать
своих бояр и жен их, и вотчины и поместья им сулят, и…
велят гостей и всех торговых людей побивать и животы их грабить,
и призывают их воров к себе, и хотят им давать боярство,
и воеводство, и окольничество, и дьячество… И государь милостив,
ждет их воров к себе обращения, и чтобы перестала брань
междоусобная, и погибели бы крестьянам не было к ним злодеем
от Москвы ни един же отторжеся, а от них к государю приезжаючи
многие добивают челом, и государь милостив их вины
им оглушает.
Вопросы: 1) Почему Гермоген называет болотниковцев
ворами? 2) Как патриарх оценивает политику царя в условиях
Смутного времени?
2. Учитель рассказывает хронику событий, связанных
с появлением Лжедмитрия  II. Дата его рождения неизвестна.
В 1607  г. Лжедмитрий появился в СтародубеСеверском
и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича,
якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания
1606  г. (Лжедмитрия  I). Получил поддержку от
поляков и части русского боярства, в том числе и от бояр
Романовых.
В мае 1608 г. Лжедмитрий II одержал победу над войсками
В. Шуйского под Болховом. Не сумев занять столицу,
он остановился лагерем в селе Тушино под Москвой,
за что получил прозвище «тушинский вор». Вдова
Лжедмитрия  I Марина Мнишек признала в Лжедмитрии
II своего «мужа». В 1609 г. в связи с открытой польской
интервенцией потерял поддержку поляков и был вынужден
бежать в Калугу, где и был убит.
Вопросы: 1) Почему Лжедмитрия II прозвали «тушинским
вором»? 2)  Какие действия самозванца вызвали
недовольство народа?
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать
пункт параграфа.
Вопросы и задания: 1)  Почему началось вторжение
Польши и Швеции в Российское государство? 2) Запишите
в тетрадь определение понятия «интервенция». 3)  Какие
цели преследовали интервенты? 4) Покажите на карте направления
вторжения польских и шведских войск.
3. Учащимся предлагается вспомнить, кому принадлежала
царская власть с начала Смутного времени. Далее
учитель, опираясь на схему, рассказывает об обстоятельствах
свержения с престола Василия Шуйского и установления
власти Семибоярщины.

Учитель отмечает, что часть московского боярства решила
использовать ситуацию, опереться на силу польского
короля и избрать российским царем его сына Владислава,
оговорив при этом ряд условий (принятие православия,
венчание на царство по православному обряду,
женитьба на православной невесте). Бояре заключили в
августе 1610 г. договор с гетманом Жолкевским о признании
русским королем польского королевича. Историк
В.  О.  Ключевский назвал этот договор «основным законом
конституционной монархии». Однако Владислав не
собирался принимать православие. В Московском Кремле
расположился польский гарнизон.
В октябре 1610 г. русское посольство во главе с патриархом
Филаретом прибыло к польскому королю Сигизмунду
 III под Смоленск. Однако король заявил, что сам
желает стать русским царем. Камнем преткновения в переговорах
стал вопрос об обязательном принятии православной
веры будущим правителем России. Затя нув шие ся
переговоры король прекратил, арестовав послов и отправив
их в Польшу. Для Русского государства наступили
трудные дни. Учащимся предлагается подтвердить примерами
этот вывод.
4.  Учитель организует самостоятельную работу учащихся
с текстом учебника и картой.
Задание: Составьте хронику военных действий Первого
ополчения.
В условиях кризиса власти, междоусобной войны и
внешней интервенции сословно-представительные учреждения
стали складываться в единую систему как на местах,
так и в центре. Так, например, в период Смутного времени
в городах действовали местные выборные органы — городовые
советы, которые состояли из местных дворян, посадских
людей, иногда и вольных крестьян. Высшим сословно-представительным
учреждением являлся «Совет
всея земли», действовавший в течение нескольких месяцев
1611 г. под Москвой. Им был создан своего рода основной
закон — «Приговор всея земли», принятый Земским собором.
Земский собор выбрал своего рода временное правительство
во главе с боярами и военачальниками Д. Т. Трубецким,
И. М. Заруцким, П. П. Ляпуновым, ответственное
перед «всею землею». Под эгидой Земского собора проходила
организация Второго ополчения. Внимание учащихся
обращается к карте.
 Закрепление материала
1. Можно ли назвать Смуту первой гражданской войной
в России?
2. Как вы думаете, почему Первое ополчение потерпело
неудачу?
Домашнее задание: §  13, рубрика «Вопросы и задания».
Выполнить задание из рабочей тетради (по выбору
учащихся). Дополнительное задание: подготовить ответ
на вопрос: «Каким образом история вашего края связана
с историей Смутного времени?» Подготовить сообщения
о К. Минине и Д. Пожарском

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar