search
menu
person

План конспект по истории 7 класс Урок 18. Государственное устройство России в XVII в.

29.01.2019, 22:05

Задачи урока: охарактеризовать государственное
устройство в XVII  в.; рассмотреть основные положения
Соборного уложения 1649 г.
План урока
1. Образ власти.
2. Боярская дума.
3. Приказная система и местное управление.
4. От дворянского ополчения к полкам «нового строя».
ХОД УРОКА
 Проверка и актуализация знаний 
Учитель организует повторение изученного материала
в форме исторического диктанта.
Вопросы исторического диктанта: 1) Слобода, население
которой было освобождено от уплаты государственных
податей, называлась… (белой). 2)  Бессрочный
сыск беглых крестьян был введен в … (в 1649  г.). 3)  Земельное
владение, дарованное дворянину за службу, называлось…
(поместье). 4)  Лично свободные крестьяне,
платившие только государственные повинности, назывались
в XVII в. … (черносошными). 5) Все работы в поместье
феодала (боярина или дворянина) назывались…
(барщиной). 6)  В XVII  в. поземельный государственный
налог был заменен… (подворным). 7) Запрет на дальнейшее
увеличение земельных владений церкви был введен
в … (в 1649 г.). 8) Военное сословие, занимавшееся сельским
трудом и несшее службу на окраинах государства,
называлось… (казачеством).
 Изучение нового материала
1—2.  Учитель характеризует роль центральных органов
в системе управления государством в XVII в.
В 1613—1622  гг. Земские соборы функционировали
постоянно, хотя круг обсуждаемых проблем значительно
сузился. Земский собор собирался в основном для решения
финансовых вопросов (введения новых налогов,
обеспечения армии и т. д.). С 1622 г. более 10 лет он не собирался.
Затем деятельность Собора несколько активизировалась,
особенно в обсуждении и принятии решений
по вопросам внешней политики. Важное место в истории
страны занял Земский собор 1649 г., принявший и утвердивший
новый свод законов — Соборное уложение, и Собор
1653 г., решивший вопрос о принятии Левобережной
Украины в состав России. Однако позже Земские соборы
перестали собираться.
Вопрос и задание: 1) Вспомните, с какой целью Иваном
Грозным был созван первый Земский собор. 2) Какое
место в структуре центральных органов управления в
XVII в. занимали Земские соборы?
Далее семиклассникам предлагается прочитать текст
учебника и определить изменения, которые произошли
в  составе Боярской думы. Учащиеся могут начертить
и заполнить в тетради схему.

3.  Учащиеся вспоминают, когда в России сложилась
приказная система управления. Учитель характеризует
деятельность наиболее важных приказов. Учащимся по
ходу рассказа учителя предлагается определить изменения,
которые произошли в положении приказов.
Учитель рассказывает о системе местного управления
в  XVII  в., характеризуя компетенцию местных органов
управления. Учащимся может быть предложено подготовить
сообщение о том, где находились местные органы
управления в их городе, районе в XVII в.
Далее учащимся предлагается поработать с текстом
исторического документа и охарактеризовать основные
категории служилых людей.
Из записок Григория Котошихина
...4. Думные дьяки. Три или четыре, а больше четырех не бывает;
и в тех думных дьяках бывают из дворян, и из гостей, и из
подьячих; и из тех думных дьяков посольский дьяк, хотя породою
бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех;
а  честию и высочеством те думные дьяки будут таковы, как
в Польше референдариусы.
5. Спальники, которые сидят у царя в комнате, посуточно, по
переменам, человека по четыре; и многие из них женатые люди,
и бывают в том чину многие годы, и с царя одеяние принимают
и разувают; а бывают в тех спальниках изо всех боярских и окольничих
и думных людей дети, которым царь укажет, а иные в такой
чин добиваются и не могут до того прийти; и быв в спальниках,
бывают пожалованы больших бояр дети в бояре, а иных меньших
родов дети в окольничие, кого чем царь пожалует, по своему рассмотрению,
и называют их комнатной боярин или окольничий.
А как царю случится о чем мыслити тайно, и в той думе бывают
те бояре и окольничие ближние, которые пожалованы из
спальников или которым приказано бывает приходити; а иные
бояре, и окольничие, и думные люди в ту палату в думу и ни для
каких… дел не ходят, разве царь укажет.
6. Стольники — боярские ж, и ок ольничих, и думных людей
и московских дворян, и иных чинов людей дети. Служба их
такова: как у царя бывают иных государств послы или власти
и бояре на обедах, и они в то время пред царя, и пред властей,
и послов и бояр носят есть и пить; а ставят на столь еству по одному
блюду всякой ествы, пред царя крайчей, а к иным столам
приставлены бывают ставить окольничие, а с иными ествами
блюда держат стольники на руках, а на стол всех еств вдруг не
ставят. И будет тех стольников числом близко пяти сот человек.
И посылают их в посолства в послех самих, и с послами в товарищах,
и по воеводствам, и для сыскных дел, и бояр спрашивать
о здоровье, как они бывают по службам; а иные на Москве сидят
в приказах у дел и у послов в приставах.
7. Стряпчие; чин их таков: как цар ю бывает выход в церковь,
или в поход на потехи, или в палату в думу и для обедов, и в то
время несут перед ним скипетр, а в церкви держат шапку и платок,
а в походах возят панцирь, саблю, саадак. И посылают их во
всякие ж посылки, кроме воеводств и посольств, чтоб сами
были послы. А будет тех стряпчих с восемь сот человек. А на
Москве они стряпчие и стольники живут для цapских услуг по
полугоду… а другая половина, кто хочет, отъезжают в деревни
свои, до сроку.
8.  Дворяне московские; и тех дворя н посылают для всяких
дел, и по воеводствам, и по посольствам в послех, и для сыскных
дел, и на Москве в приказах у дел, и к служилым людям
в начальные люди, в полковники и в головы стрелецкие.
9. Дьяки; и те дьяки во дьяцы быва ют пожалованы из дворян
московских, и из городовых, и из гостей, и из подьячих. А на
Москве и в городах в приказах, с боярами и окольничими и
думными и ближними людьми, и в посольствах с послами, бывают
они в товарищах; и сидят вместе, и делают всякие дела,
и суды судят, и во всякие посылки посылаются...
11. Дворяне городовые и дети боярс кие; бывают посланы во
всякие ж посылки, и по воеводствам, и в начальные люди к рейтарам
и к солдатам, и в какие чины годятся, и за службы бывают
пожалованы многою честию. И тех детей боярских прозвание
таково: как в прошлых давних летах у Московского государства
бывала война со окрестными государствами, и в то время ратные
люди збираны со всего Московского государства изо всяких
чинов людей, и по покою роспущены по домам, а иные
многою своею службою и полоном освободились от рабства и
от крестьянства, и у кого были поместья и вотчины, и ныне попрежнему
за ними; а у которых людей поместий и вотчин не
было, и им за службы и за полонное терпение поместья и вотчины даваны, жилые и пустые, малые, и служити им было с тех
данных поместий и вотчин против прямых дворян не с чего;
также у которых дворян были поместья и вотчины, а по смерти
их те их поместья и вотчины разделены были детям их и от них
дети потому ж размножились, а дать им было из старых их отцовских
поместий и вотчин и вновь не из чего, потому ж и царских
служб не служивали — и их написали в дети боярские, что
беспоместны и малопоместны.
12. Да в царском ж чину царевичи Си бирские, Касимовские,
крещены в христианскую веру. Честию они бояр выше; а в думе
ни в какой не бывают и не сидят, потому что государства их и
они сами учинилися в подданстве после воинского времени, невдавне,
да и не обычай тому есть; также и опасение имеют от
них всякое. А служба их такова: как на праздники идет царь к
церкви, и они его ведут под руки, да на всякий день бывают пред
царем на поклонении. И даны им поместья и вотчины немалые,
также поженились на боярских дочерях, и имели их за себя с великими
пожитками, и с поместьями, и с вотчинами; а за которым
поместья мало, и ему в прибавку идет царской корм денежный,
помесячно. … А кому царь похочет вновь дати боярство, и
окольничество, и думное дворянство из стольников и из дворян
или дворянина из дворовых всяких чинов и из вольных людей, и
таким дает честь и службу, по своему рассмотрению, кто в какой
чин и честь годен…
13.  Постельничий; и того постельнич его чин таков: ведает
его царскую постелю, и спит с ним в одном покою вместе, когда
с царицею не опочивает; также у того постельничего для скорых
и тайных его царских дел печать. А честью тот постельничий
противо окольничего.
Вопрос и задание: 1) Какие категории приближенных
царя выделяет дьяк Посольского приказа Григорий Котошихин?
2) Выстройте иерархию приближенных.
4. Учитель может организовать самостоятельную работу
учащихся с текстом учебника. Далее учащиеся составляют
и записывают в тетради план ответа на вопрос. Планы
обсуждаются на уроке.
 Закрепление материала
Какие изменения произошли в государственном
управлении и царской власти с начала XVII в. ко второй
половине столетия? С чем они были связаны?
Домашнее задание: §  18, рубрика «Вопросы и задания»,
выполнить задание в рабочей тетради (по выбору
учащихся или учителя). Дополнительное задание: подготовить
проект «Государственные символы XVI—XVII вв.».

Категория: История | Добавил: (29.01.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar