Вопросы по биологии 10 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов параграф 5









1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?

Физическое тело-материальный объект, имеющий массу, форму, объём; и отделенный от других тел внешней границей раздела.

Вещество — одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное.

2. Что такое система? Чем открытые системы отличаются от закрытых?

Система - целостная система компонентов, выполняющих определенную функцию в живых системах.

Биологические системы являются открытыми системами с постоянным обменом веществ и энергией с окружающей средой. Эти открытые системы стремятся к устойчивому состоянию, проходя через серию последовательно сменяющихся биоценозов, пока не возникнет стабильный биоценоз, находящийся в равновесии с окружающей средой он называется климаксом.

3. О чём говорят законы сохранения массы вещества и превращения энергии, открытые в результате естественнонаучных исследований?

Закон сохранения массы: в процессе химической реакции не происходит образования или разрушения атомов.

Закон сохранения энергии: если сумма двух реакций представляет собой новую, третью реакцию, то теплота третьей реакции равна сумме теплот первых двух реакций. Говорят, что тепловые эффекты реакций аддитивны. Более подробно о законе сохранения тепла вы узнаете в конце данной главы, где все станет просто и ясно.

4. Какие уровни организации живого выделяют в биологии?

Уровни организации жизни — иерархически соподчинённые уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения. Чаще всего выделяют восемь основных структурных уровней жизни:
молекулярный
клеточный
тканевый
органный
организменный
популяционно-видовой
биогеоценозный
биосферный

5. Что является материальной основой существования биологических систем?

6. Что такое генетическая информация и какое значение она имеет для биологической системы любого уровня организации? Приведите примеры.

Для начала определим что же такое генетическая информация. Это последовательность нуклеотидов в нуклеиновых кислотах ДНК и РНК. они разделены на участки - гены. И каждый из этих генов несет информацию о своем конкретном признаке - цвете глаз, кожи и о многих других других не столь заметных, но не менее важных, например, будут или нет у организма болезни передающиеся по наследству. То есть, грубо говоря, наследственная информация это "инструкция пользования" конкретным организмом. В ней хранятся все данные вплоть до протекающих в организме процессах. Потому знание и умение обращаться с данным источником информации имеет огромную важность. Как было выше сказано ранняя расшифровка на эмбриональной стадии развития конкретного организма позволит выявить и в некоторых случаях предотвратить наследственные заболевания. Кроме того умение изменять генетическую информацию лежит в основе такой науки как селекция. Именно за счет изменения исходных генетических кодов организмов возможно выведение новых пород животных и сортов растений, повышение их жизнеспособности. Именно потому, что знание генетической информации необходимо и возникло такое инновационное направление биологической науки, как генная инженерия которая занимается расшифровкой генотипа организмов и изучением возможности их изменения.

7. Что позволяет компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое? Какие механизмы лежат в основе этих процессов?

8. Какая фундаментальная идея лежит в основе научного объяснения единства и многообразия жизни?

9. Используя рисунок 9, опишите последовательность, изображающую восходящую иерархию биологических систем, начиная с молекулярного уровня. Например, «молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом».

10. Какое значение имеет изучение свойств биологических систем на различных уровнях организации?

11. Почему владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки, как правило, позволяет оценить достоверность биологической информации, получаемой из различных информационных источников?

12. Лабораторная работа № 1 «Механизмы саморегуляции».

Ход работы:

1. Измерьте собственный пульс, находясь в состоянии покоя. Запишите результат в тетрадь.

2. Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.

3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Смотрите также: