Вопросы по биологии 10 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов параграф 9









1. Из — за какой особенности строения углеводы получили своё название?

Углеводы - это особые органические вещества, которые используются живыми организмами в процессе жизнедеятельности. Главная функция углеводов - обеспечения организма энергией. Они состоят из углерода и водорода. От этого и произошло название. Главный источник энергии для большинства живых организмов - глюкоза. Она создается внутри клеток автотрофных организмов. Для создания глюкозы необходим углекислый газ и вода. Также, необходимо наличие солнечного света. Процесс создание органических веществ под действием солнечного света называется фотосинтезом. 

2. Какие продукты питания имеют сладкий вкус? Как вы думаете, почему?

Сладкий вкус – это сахар, крахмал, зерновые, молочные продукты, масла (топлёное масло – ги) и, как ни странно, алкоголь.

3. В результате какого процесса на Земле образуются углеводы?

С точки зрения химии углеводы являются органическими веществами, содержащими неразветвленную цепь из нескольких атомов углерода, карбонильную группу, а также несколько гидроксильных групп.
В зеленых листьях растений углеводы образуются в процессе фотосинтеза — уникального биологического процесса превращения в сахара неорганических веществ — оксида углерода (IV) и воды, происходящего при участии хлорофилла за счёт солнечной энергии.

4. Какой состав имеют молекулы углеводов? Приведите общую химическую формулу углеводов. Возможны ли исключения?

Углеводы — органические соединения, состав которых, как правило, можно выразить формулой Cn(H2O)m, где n и m равны трем и более. Таким образом, соотношение атомов водорода и кислорода в молекулах большинства углеводов такое же, как и в воде (2 : 1), что и отражено в названии этих веществ. Однако известны углеводы, состав которых не соответствует приведенной формуле.

5. Какие моносахариды имеют наибольшее значение в природе и почему?

Из мо­но­са­ха­ри­дов наи­боль­шее зна­че­ние имеют:

1. Ри­бо­за -  вхо­дит в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот РНК, АТФ. 
2. Дез­ок­си­ри­бо­за  - вхо­дит в со­став ДНК. 
3. Глю­ко­за - слу­жит ос­нов­ным ис­точ­ни­ком энер­гии в клет­ке. Яв­ля­ет­ся мо­но­ме­ром мно­гих оли­гос­а­ха­ри­дов и по­ли­са­ха­ри­дов, на­при­мер крах­ма­ла, трост­ни­ко­во­го са­ха­ра, клетчатки. 
4.  Фрук­то­за - один из мономеров оли­гос­а­ха­ри­дов, на­при­мер са­ха­ро­зы. В сво­бод­ном виде со­дер­жит­ся в клет­ках рас­те­ний. 
5. Га­лак­то­за- вхо­дит в со­став мо­лоч­но­го са­ха­ра – лак­то­зы.

6. Почему даже здоровым людям важно контролировать уровень глюкозы в крови? Для кого это жизненно необходимо?

Для усвоения глюкозы необходим инсулин. У здорового человека уровень сахара в крови регулируется с помощью инсулина, за синтез которого отвечает поджелудочная железа. Таким образом, уровень глюкозы (сахара) в крови поддерживается в пределах нормального диапазона. Поскольку при диабете 1 типа запасы инсулина в организме истощены, а при диабете 2 типа инсулин либо не вырабатывается в достаточном количестве, либо не используется организмом, клетки испытывают недостаток энергии, а уровень глюкозы выходит за пределы нормального диапазона. Таким образом, для принятия адекватных мер пациенту с диабетом крайне важно контролировать уровень глюкозы.

7. Какова роль (функции) полисахаридов в природе и жизни человека?

Полисахариды играют важную роль в жизни человека. Во-первых, полисахариды – это источник углеводов. Из полисахаридов делают бумагу, синтетические волокна и ткани (вискозный, ацетатный, медно-аммиачный шёлк, искусственный мех), фото- и киноплёнку, и даже взрывчатые вещества (бездымный порох).

8. Напишите формулу четырёхуглеродного сахара (тетрозы).

C4(H2O)4, или C4H8O4.

9. На основе текста параграфа и анализа иллюстраций составьте схему, отражающую классификацию углеводов, исходя из их структурных особенностей.

10. Составьте сравнительную таблицу горения органических веществ и их биологического окисления.

11. Посчитайте, сколько молекул кислорода потребуется для полного окисления молекулы сахарозы (С12Н22О11) и лауриловой (додекановой) жирной кислоты (С12Н2402). Напишите уравнения обеих реакций.

12. Определите, сколько мономеров (С6Н10О5)n, т. е. чему равно число n в молекулярной формуле следующих полимеров:

а) хлопкового волокна (Mr = 1 750 000);

б) льняного волокна (Mr = 5 900 000).

13. Почему в клетках в качестве запасных углеводов откладываются полисахариды (крахмал и гликоген), а не моносахарид глюкоза?

14. Почему после лечения крупного рогатого скота антибиотиками падают надои молока (у молочных пород) и привес (у мясных пород)? Что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?

15. Лабораторная работа № 3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции».

Ход работы:

1. К 10—12 каплям 1 % — ного раствора крахмала прибавьте каплю раствора Люголя. Запишите результат.

2. Осторожно нагрейте раствор на водяной бане (100°С). Отметьте, что произошло с раствором. Запишите результат.

3. Аккуратно поставьте пробирку в холодную воду со льдом. Что происходит с раствором по мере его охлаждения?

Сделайте вывод. Объясните сущность наблюдаемых процессов.

Смотрите также: