ГДЗ Всеобщая история 10 класс Алексашкина, Головина глава 12









1. Охарактеризуйте роль университетов в средневековом европейском обществе. Какая карьера ждала в то время людей, получивших университетское образование?

Важную роль в открытии римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии. в сер. 11века в ун-тах начинается изучение и преподавание римского права.

Особую известность приобрел юридический Факультет Болонского ун-та, кот. К 13 в. насчитывал 10 тыс. студентов. Основатель – Ирнерий. Созданная им школа называлась школой глоссаторов. Название установилось потому, что глоссаторы делали свое пояснения, уточнения по тексту в виде глосс, т.е. записей на полях или между строчек. Для учебных целей профессор комментировал классические документы слово за словом, строчка за строчкой. Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших норм, по упорядочению правовых памятников.

Они преодолевали казуальный характер, четко различали личные и вещные права, создали единую концепцию вещного права, выделили институт владения, однако не оказали влияния на практику феодальных судов. Известные представители – Уго, Яков, Мартин, Булгар и т.д. Аккурций разработал «Большую глоссу»школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив место постглоссаторам. Наиболее известными были Синус де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато и т.д. Но самым выдающимся был Бартоло. Возникновение новой школы было связано с потребностью преодоления феодального правового партикуляризма, с с распространением временного и абстрактного права. Постглоссаторы не проявили интереса к классическому праву. Они занимались толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана. В своих работах постглоссаторы нередко отступали от первоначальных конструкций римского права, но провели большую работу по его согласованию с нормами средневекового канонического, гордского и обычного права. Именно в системной обработке римского права, осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки простого «права ученых» и было воспринято судебной практикой в большинстве стран средневековой Зап. Европы.

В начале 16-сер 17 в. активную роль в обработке римского права играла школа гуманистов, которая критиковала бартолистов (постглоссаторов) за искажение римского права и призывала к восстановлению «чистого» классического римского права без интерполяций и более поздних толкований

 

2. В чем выражался сословный характер средневековой культуры? Покажите на примере литературы.

Люди знатного рода не могли заниматься сочинительством это считалось низким занятием отсюда слово о полку игореве писал не князь, а монах, а Шекспир вероятнее всего - Френсис бекон

3. Чем можно объяснить переход от романского стиля к готике в западноевропейской архитектуре?

У западной Европы стало меньше феодальных владений , освобождение городов от великих землевладельцев и потому больше не нужно было строить величественные замки с толстыми стенами и системами обороны . и романс кий стиль изжил готический в котором больше не просматривалась конструкция на случай войны.

4. Дайте описание одного из соборов, построенных в период высокой готики. В чем проявилась его принадлежность к названному стилю? Каковы художественные особенности, отличительные черты этого собора?

Кёльнский собор  — римско-католический готический собор в городе Кёльне

Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со шпилями превышает полторы сотни метров, чтобы попасть на верхнюю площадку башен, нужно взобраться по винтовой лестнице, переступив полтысячи ступеней. Главный зал собора находится в окружении небольших часовен, капелл, галерей. Все здесь украшено лепниной, изящными скульптурами, резными колонами и арками, пол и наружные стены вымощены особым серым рейнским камнем, а внутри стены декорированы старинной мозаикой и позолотой.

Кёльнский собор в свое время был самым высоким храмом в мире, и сегодня является крупнейшим в Европе, здесь собраны уникальные реликвии, огромное количество скульптур и полотен религиозной тематики, старинные культовые предметы. А соборный колокол «Петр» весит двадцать четыре тонны, вылитый он из пушек французской армии, и равных ему нет во всем мире.

На сегодняшний день кельнский собор выглядит следующим образом: его грандиозный интерьер облечен в композиционные формы, привычные со времен французской готики, помимо своего пятинефного строя, отличаясь от них разве лишь несколько большей дифференцированностью отдельных архитектурных элементов — многолопастных опорных столбов и узорчатых ограждений трифориев. Среди особенностей интерьера в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптурных фигур — Христос, Дева Мария и двенадцать Апостолов на ограде хора. Все эти произведения, скорее всего, были созданы во время строительства хора, а в эпоху барокко заменены новыми. Однако к середине XIX века хор был, насколько это возможно, восстановлен в своем прежнем виде. Высоко в верхних рядах окон светятся витражи — окна Королей, а в галерее хора, в боковой капелле, находятся Библейские окна и окна Трех королей. В Мариенкапелле можно восхищаться знаменитым «Поклонением волхвов» — престольным образом работы Стефана Лохнера.

5. Объясните, почему представители итальянского Возрождения отвергали многие идеи и каноны средневекового искусства. Было ли что-либо общее в искусстве Возрождения и предшествующем средневековом искусстве?

Возрождения была связана не только с внутренними процессам развития европейского общества и культуры, но и с переосмыслением античного наследия. Здесь можно говорить как о влиянии арабской культуры, хорошо знакомой с античной философией, так и интерес к собственному прошлому (прежде всего в итальянских государствах). Языческая культура и философия Античности шли вразрез с большинством христианских догматов. Также важно понимать, что к началу Возрождения европейское общество переживало кризис (более известный, как кризис 14 века). Христианство, опиравшиеся в основном на схоластику, было не способно дать ответы на возникающие вопросы, в отличие от античной философии.

6. *Составьте описание Флоренции XV века от имени следующих лиц (по выбору): а) крестьянина, приехавшего на рынок; б) восточного торговца; в) нидерландского художника; г) посланника германского императора. Сделайте это в форме короткого рассказа или письма.

7. Объясните, в чем заключалась связь Возрождения и гуманизма.

Гуманизм, в качестве направления мировоззрения, обрел собственное развитие в период Возрождения. Эпоха Возрождения именуется также Ренессансом, ее развитие пришлась на 14-17 столетия. Гуманизм смог перевернуть всю систему философских взглядов человечества. Многие ученые полагают, что гуманизм Возрождения - культурная и педагогическая программа. 

8. *Сравните сюжеты и художественные особенности произведений Боккаччо и Чосера. Какие черты сходства между ними можно отметить?

9. Многие представители средневековой литературы, искусства были лицами духовного звания. Чем это объяснялось? Как это влияло на их творчество? Приведите примеры.

В то время не было науки в сегодняшнем понимании соответственно и не было отраслей науки. основным источником вдохновения была духовные происки о справедливости мироздании и о Творце.

10. *Подготовьте сообщение (реферат, презентацию) об одном из представителей Высокого Возрождения. Выскажите ваше отношение как современного читателя, зрителя к его творчеству.

Один из самых великих деятелей эпохи Возрождения — флорентинец Леонардо да Винчи ( 1452 - 1519 ). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком : гениальным живописцем и учёным, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.  

    Леонардо да Винчи с детства воспитывал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нём лишь новые силы. Своим ученикам он говорил : “Счастье приходит к тому, кто много трудится”.  

    Живопись Леонардо да Винчи считал главным видом искусства. Он подходил к живописи как исследователь, считая что с её помощью человек познаёт мир.

    В картинах Леонардо отражена жизнь, которую любил и наблюдал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, внимательно всматривался в лица, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны.  

    Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. С помощью светотени он добивался впечатления объёма изображаемых предметов.

    Больше всего Леонардо да Винчи как художника интересовал человек и его чувства. Всему миру известна его картина “Мона Лиза” (или “Джоконда”) — портрет молодой горожанки. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, меняющееся настроение женщины. Многие считают, что в Моне Лизе воплощён размышляющий человек эпохи Возрождения. Она сама рассматривает зрителя, не сводя с него проницательного взора, словно хочет проникнуть в его мысли, постигнуть его характер.

    Леонардо да Винчи в своих научных открытиях и догадках на несколько столетий опередил своё время. Научные выводы он строил на наблюдении. “Мудрость — дочь опыта”, — любил говорить учёный. Он наблюдал приливы и отливы моря, полёт птиц, изучал строение глаза.  

    С помощью науки Леонардо мечтал облегчить труд человека. Современники высоко ценили Леонардо да Винчи как инженера : по его проекту был построен большой канал, снабжавший Милан питьевой водой. Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъёмные приспособления. Леонардо да Винчи разрабатывал устройства парашюта и верталёта, подводной лодки и водолазного костюма.  

Смотрите также: