ГДЗ Всеобщая история 10 класс Алексашкина, Головина глава 5









1. Каково принципиальное различие между Пелопоннесской и греко-персидскими войнами?

Греко-персидские войны велись между молодой полисной Греческой цивилизацией и мировой древневосточной деспотией Ахеменидов с 500-449гг до н.э. К концу войны греки смогли отстоять свою страну, цивилизацию и свой путь развития благодаря достигнутому единству полисов – афиняне, спартанцы и их союзники разгромили превосходящие их по силе войска персов.
В Пелопоннесской войне – Спарта и дружественные ей полисы объявили войну недавнему союзнику в персидских войнах – Афинам. При этом поддержку Спарте оказала третья заинтересованная сторона – Персия.
Т.е. в период Греко-персидских войн произошло объединение Спартанского и Афинского полисов против общего врага, то в период Пелопонесской войны произошел раскол внутри страны на 2 враждующих лагеря.

2. Какие главные черты полиса были утрачены в IV в. до н. э.? Как реалии древнегреческой жизни противоречили сущности полиса?

Полис (др. гр. – город) – античная форма хозяйственной и социально-политической организации общества. Полис – не просто город-государство, это община живущих в нем свободных, равноправных и экономически не зависимых граждан-земледельцев-воинов. Полис гарантировал права граждан и регулировал отношения между ними.
К IV веку до н.э. в результате интенсивного развития торговли, товарно-денежных отношений, развития рабовладения за счет привозных рабов, развития новых ремесел, роста крупных торговых городов, основание новых колоний на Средиземном и Черном морях, распространение купли-продажи земли - помимо земледельцев-воинов, появились новые слои населения – судовладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских, при этом произошло резкое расслоение общества – деление на богатых и бедных, т.е главная черты полиса – равноправие и экономическая независимость всех граждан – были утрачены. Также, в связи с тем, что многие свободные люди разорились, они не могли вооружаться за свой счет и охранять полис, что привело к появлению отрядов профессиональных наемных воинов. Появилась потребность в иной форме государства. Со временем, это привело к появлению эллинистических монархий.
3. *Греция не создала великих империй, но ее роль в мировом историческом процессе и мировой культуре исключительно велика. Объясните, в чем это выражается.

Греция никогда не была империей - единым централизованным государством с единым правителем – она представляла собой совокупность небольших, независимых и замкнутых полисов, каждый из которых имел свою историю, законы, устройство, органы управления и.т.д.
Но, несмотря на это, Греция оказала огромное влияние на дальнейшее развитие европейской и мировой истории и культуры.
1. В Греции возникли первые демократические общества.
2. Грецией, как представителем Европейской цивилизации, впервые было оказано мощное сопротивление Персидской оккупации, что в дальнейшем повлияло на развитие новой мировой державы Александра Македонского.
3. Развитие науки, и в частности, математики, философии и астрономии.
4. Греческое искусство, архитектура и скульптура, на протяжении многих столетий, вплоть до наших дней, считаются классическим эталоном в плане планировочных решений, пропорций, ордерной системы, орнаментики и.д., и практически все последующие стили взяли за основу элементы именно греческой культуры: Древне-Римская цивилизация, Возрождение, классицизм и т.д.

 

4. Сравните территории ахеменидской Персии и державы Александра Македонского. Чем они различались?

В состав ахеменидской Персии входили следующие территории: Египет, Вавилон, Ассирия, Персида, Мидия, греческие города на территории малой Азии, государства вокруг реки Амурдарьи.

В состав державы Александра македонского входило большее количество территорий, помимо выше перечисленных территорий Персидского царства, еще часть территорий вокруг реки Инд, также от Македонии зависели и греческие государства.

5. Составьте характеристику Александра Македонского как правителя и как человека (используйте, наряду с информацией учебника, научно-популярную и справочную литературу). Что в этой характеристике вы назовете типичным для того времени, а что — индивидуальными чертами Александра?

Александр Македонский (Александр Великий)(356 – 324 года до н.э.) – царь, великий полководец, основатель империи.
С самого детства в биографии Александра Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.
После убийства царя Македонии в 336 году до н.э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями в биографии Македонского на столь высоком государственном посту стали отмела налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией.
После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией. Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского,последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.
В 331 году до н.э. в биографии Македонского произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь. В 329 году до н.э, когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н.э воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, но поход на Индию оказался неудачным. За несколько дней до похода в Карфаген Александр заболел, а 10 июня 323 года до н.э. скончался.


Исходя из краткой биографии Александра Македонского и воспоминаний современников, можно сделать следующие выводы относительно особенностей его характера:
1. Александр получил прекрасное образование - с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне, как и многих отпрысков царских фамилий.
2. Был человеком противоречивым, с одной стороны – честолюбивым, мужественным, харизматичным, прекрасным организатором, гениальным полководцем. И, что было совершенно нетипичным для человека того времени, мечтающим объединить все земли в одно государство, и всех людей в один народ.
Но при этом – жестким, вспыльчивым, необузданным, эмоционально-неустойчивым, склонным к самообожествлению, кровавым расправам и выпивке.
В нем на протяжении всей его жизни боролись две силы — любовь к созиданию и дух разрушения.

Смотрите также: