ГДЗ Всеобщая история 10 класс Алексашкина, Головина глава 9









1. Охарактеризуйте политический строй Византии. Какими были взаимоотношения власти и общества? В чем они выражались?

Если охарактеризовать политический строй Византии одним словом, то это будет монархия. Во главе государства стоял император. После 10 века произошла административная реформа, которая разделила государство на военно-административные единицы фемы. После этого политический строй можно охарактеризовать, как феодальная монархия.

Византия долгое время являлась центром христианства, позже центром православия. И хоть религия и религиозное влияние этого государства были существенными в политической жизни, к политическому строю религия не относилась. Был Вселенский патриархат с центром в Константинополе, во главе церкви стоял патриарх, он номинально никому не подчинялся. Назвать Византию теократической монархией нельзя, но по полномочиям церкви она очень похожа на этот строй.

2. *Рассмотрите проблему. Константинополь называли Вторым Римом. А Третьим Римом, согласно распространенному преданию, провозгласили свою столицу московские государи. Используя знание отечественной истории, выскажите мнение, что могло стать основанием для подобного утверждения. Какое значение имела Византия для Руси?

Византия имела большое влияние на Русь. Именно из Византии к нам пришла православная вера, русичи также перенимали византийскую культуру и обычаи. Из Византии к нам пришла греческая религиозная письменность, которая была переведена на старославянский.

3. Сравните положение христианской церкви в раннее Средневековье в Западной Европе и Византии. В чем заключались различия? Было ли что-то общее?

 Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство "установлено богом". Тем самым церковь тормозила общественное развитие. В. И. Ленин писал: "Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, - идей закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Христианство, как и всякая сложившаяся религиозная идеология, представляет собой определённую систему взглядов и соответствующих им учреждений. Феодальный строй держался не одними только средствами насилия. Церковь потому и играла в средние века крупную социальную роль, что в её распоряжении были тонкие и универсальные средства принуждения - специфические религиозные способы идеологического воздействия. Церковь внушала людям, что человек от природы склонен к греху и не может без помощи церкви рассчитывать на "спасение", на получение "блаженства" после смерти в потустороннем мире. Библейская сказка о грехопадении Адама и Евы, соблазненных дьяволом и ослушавшихся веления бога, за что все их потомки (т. е. всё человечество) осуждены нести на себе тяжесть этого преступления, а также учение о грехах, совершаемых каждым человеком, стали в руках церкви орудием духовного террора. Она учила (и учит) , что всех людей ждут после смерти страшные кары за "грехи" и что лишь церковь обладает сверхъестественной силой ("благодатью") , которая позволяет ей избавлять человека от загробных мук и обеспечивать ему райское блаженство после смерти.

4. Каковы были причины раскола христианства на западную и восточную церкви?

1) Усиление влияние восточной церкви в странах вост. Европы.
2) Не желание Константинопольского патриарха делить доходы с папой Римским.

5. Чем вы объясните быстрое распространение ислама в странах Азии и Северной Африки?

Причины укоренения ислама на Востоке и в Африке многоплановы.
Ислам легко воспринимался самыми различными социальными группами и слоями. Благодаря простоте, доступности его догматов и обрядов не требовалось никакой подготовки для их усвоения, кроме того, нормы шариата совпадали во многом с традиционными обычаями. В то же время ислам, сохранив свою специфически восточную обрядность, сам ограничил область своего распространения Востоком и Северной Африкой, завоеванной и вновь заселенной арабскими бедуинами. Здесь он мог стать господствующей религией, на Западе же нет. Процесс формирования ислама как господствующей идеологии в обществах Ближнего и Среднего Востока завершился к XIII в.

6. Какие особенности земельных отношений в мусульманских государствах в сравнении со средневековыми государствами Западной Европы вы можете назвать? Чем можно объяснить эти особенности?

Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.

Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покоренных земель, как правило, теряло свои собственнические права, которые переходили государству. Землевладельцы же рассматривались теперь как арендаторы и обязаны были платить тяжелый налог (харадж).

7. Используя текст главы и приводимые ниже документы, дайте оценку характера и последствий Крестовых походов.

Крестовые походы имели важные последствия для всей Европы. Неблагоприятным их результатом было ослабление восточной империи, отдавшее её во власть турок, а также гибель бесчисленного количества людей. Но гораздо значительнее были следствия, благотворные для Европы. Для Востока и ислама крестовые походы далеко не имели того значения, какое принадлежит им в истории Европы: они изменили весьма немногое в культуре мусульманских народов и в государственном и общественном их строе. Крестовые походы несомненно оказали известное влияние (которого, однако, не следует преувеличивать) на политический и общественный строй Западной Европы: они содействовали падению в ней средневековых форм. Численное ослабление барониального рыцарского класса, являвшееся следствием отлива рыцарей на Восток, продолжавшегося почти непрерывно в течение двух столетий, облегчало королевской власти борьбу с оставшимися на родине представителями феодальной аристократии. Небывалое дотоле развитие торговых отношений содействовало обогащению и усилению городского класса, который в Средние века был опорой королевской власти и врагом феодалов. Затем, крестовые походы в некоторых странах облегчили и ускорили процесс освобождения вилланов  от крепостной зависимости: виланы освобождались не только вследствие ухода в Святую землю, но и методом выкупа свободы у баронов, которые нуждались в деньгах при отправлении в крестовый поход и поэтому охотно вступали в такие сделки. В крестовых походах принимали участие представители всех тех групп, на которые делилось население средневековой Зап. Европы, начиная от крупнейших баронов и кончая массами простых виланов; поэтому крестовые походы содействовали сближению всех классов между собой, как и сближению различных европейских народностей. Крестовые походы впервые соединили в одном деле все общественные классы и все народы Европы и пробуждали в них сознание единства. С другой стороны, приводя в близкое соприкосновение различные народы Западной Европы, крестовые походы помогали им уяснить свои национальные особенности. Приведя западных христиан в близкое соприкосновение с иноплеменными и иноверными народами Востока (греками, арабами, турками и так далее), крестовые походы содействовали ослаблению племенных и религиозных предрассудков. Близко ознакомившись с культурой Востока, с материальной обстановкой, нравами и религией мусульман, крестоносцы приучались видеть в них себе подобных людей, начинали ценить и уважать своих противников. Те, кого они сначала считали полудикими варварами и грубыми язычниками, оказывались, в культурном отношении, выше самих крестоносцев. Крестовые походы наложили неизгладимый отпечаток на рыцарский класс; война, служившая ранее феодалам лишь средством к достижению эгоистических целей, в крестовых походах получила новый характер: рыцари проливали свою кровь по идейным и религиозным побуждениям. Идеал рыцаря, как борца за высшие интересы, борца за правду и за религию, образовался именно под влиянием крестовых походов. Самым важным следствием крестовых походов было культурное влияние Востока на Западную Европу. Из соприкосновения на Востоке западноевропейской культуры с византийской и особенно с мусульманской вытекли чрезвычайно благотворные последствия для первой. Во всех областях материальной и духовной жизни встречаются в эпоху крестовых походов или прямые заимствования с Востока, или явления, обязанные своим происхождением влиянию этих заимствований и тех новых условий, в какие стала тогда Западная Европа.

8. Чем вы объясните то, что в различных государствах Средиземноморья, Ближнего Востока предпринимались усилия по сохранению памятников предшествующих культур? Какое значение это имело?

9. *Раскройте, в чем заключался вклад Византии в мировую культуру (рекомендуется сделать это в форме сообщения или реферата). Аналогичную работу целесообразно посвятить культурным достижениям арабов.

Итак, в X-XII вв. в искусстве Византии сложилась классически стройная художественная система, устойчивый иконографический канон спиритуалистических образов, стабильная иерархия основных духовных ценностей. Благодаря своей универсальности византийское искусство приобрело некий надэтнический характер, впитав культуру многих народов. Это послужило основой его широкой экспансии в различные страны. Византийское искусство стало непререкаемым эталоном для искусства православного мир. К нему обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие многих стран средневековой Европы. Византийское искусство не только многократно оживляло западное, на его основе взошло и расцвело искусство Болгарии, Сербии, Древней Руси. Вместе с тем оно оказало значительное влияние на формирование итальянского Ренессанса, внесло крупный вклад в становление культуры реформационной Европы.

После IV крестового похода (1204г.), приведшего к падению Константинополя, Византия фактически превратилась в аграрно-сырьевой придаток итальянских городов. Реальным наследием византийской эпохи стало становление греческого народа и новогреческого языка, культурно-религиозной общности православного мира.

Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.

Смотрите также: