ГДЗ по истории России 10 класс Борисов параграф 14-15









1. Объясните выражения: «крестьянские деревни разделены на сохи» (документ 1), «они [крестьяне] принадлежат тому, кому захотят» (документ 1), «царь Фёодор Иоанович... выход крестьянам заказал» (документ 2).

2. Проанализируйте характеристику поведения простого народа (документ 3). Согласны ли вы с мнением автора о последствиях притеснения крестьян?

3. Проанализируйте извлечения из послания А. Курбского (дополнительная информация содержится в § 18). Прокомментируйте слова Н. М. Карамзина: «Бегство не всегда измена... но горе гражданину, который за тирана мстит отечеству».

 

3. Данная переписка, как мы понимаем с самого начала, не просто личные переговоры Иоанна и Курбского. Эта переписка явно должна была стать достоянием общественности, опубликована и не раз прочитана народу. Это следует даже по названиям писем, особенно по первому письму Ивана Грозного.

    Очень важно отметить, что оба письма как минимум на 70% состоят из упоминаний Бога, Иисуса, дьявола, Страшного Суда и другой религиозной тематики.

    Так, например, первое письмо Ивана Грозного начинается с красноречивого обращения к Богу.

    «Бог наш троица, всегда бывший и ныне сущий...».

    Каждый из оппонентов аргументирует и подкрепляет свой рассказ божьим словом, в особенности это делает Грозный, он неоднократно приводит цитаты из Библии. Иван именем Господа проклинает, уличает в измене, клятвоотступничестве и иноверии:

    «Ибо сказал Христос: Вы дети дьявола и хотите...».

    Курбский же спокойно и обдуманно высказывает все царю и подкрепляет это заповедями и христианскими исповедями:

    «Читал в Священном писании, что пущен будет...».

    Очень важно то, что в своем первом письме Иван Грозный доказывает Курбскому, что он должен был принять мученическую смерть, и что «нет власти не от Бога», что он не должен был никогда его ослушаться.

    «Зачем ты презрел апостола Павла, говорящего: Всякая душа повинуется властям; нет власти не от Бога...».

    Грозный также упоминает слугу Курбского, отдавшего свою жизнь, не преступив клятвы своему хозяину.

    «Как же ты не устыдился раба своего Васьки Шибанова? Он ведь и у порога смерти сохранил свое благочестие...».

    Кстати о благочестии. Иван все время повторяет свои риторические издевки.

    «Так ли обучен ты, христианин, служить христианскому государю?».

    Курбский же с самого первого письма в самом начале задает риторические вопросы, вопрошает царя о своей и общей вине перед ним.

    «То ли нам, бедным, воздал, всячески губя нас? Или ты думаешь, что ты бессмертен, царь?»

    Теперь о лексике. Андрей Курбский, хоть и ненавидит царя и высказывает ему всю полноту своей обиды, не бранится при этом, не позволяет себе грубости. Он скорее пишет это письмо с горестным недоумением, горьким разочарованием, болью.

    Царь, напротив, преисполнен ненависти, яростен, бранится, причем довольно грубо.

    «Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься? Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?»

    В этой переписке, само собой, мы видим разные версии одних и тех же событий, с разных точек зрения. Так, например, Курбский считает свой побег вынужденным, а Иван обвиняет его в измене.

    В целом, данная переписка представляет большую ценность для историков, ведь она отражает лексику того времени, те политические события, взгляды на разные проблемы и личное отношение к чему либо.

Смотрите также: