ГДЗ по истории России 10 класс Борисов параграф 21









1*. Сопоставьте характерные черты древнерусской культуры (см. § 5) и особенности культуры XVII в. Сделайте вывод о преемственности и различиях в культуре.

Характерные черты Древнерусской культуры:
1. Выделяются две культуры: элитарная и народная.
2. Начинает развиваться зодчество, ремесло, появляется единый архитектурный стиль, развивается устное народное творчество, летописание, возникает ювелирное и художественное искусство.
3. Возникает религиозная (церковная) культура.
Особенности:
1. Храм стал основой политической и культурной жизни, кроме того он служил укрытием при внешней опасности. Поэтому на первый план выходит зодчество. Мозаика, фрески, формируется иконостас.
2. Влияние византийской культуры.
3. Народ является и заказчиком и исполнителем.
4. Уже появились черты церковной культуры, но она еще не стала религиозной.
5. Прослеживается связь человека с природой.
Значение древнерусской культуры:
1. Возникают памятники искусства, которые возвеличивают народ, рассказывают о его истории.
2. Оформляется единый архитектурный стиль: четырехстолбный, трехнефный, однокупольный храм.

2. Как связаны литература, архитектура, живопись и политическая история XVII в.?

В это время в странах Западной Европы происходит процесс секуляризации - отделение католической церкви от государственной власти, утрата ею доминирующих позиций во всех сферах общественно-политической жизни!
В искусстве в это время происходят процессы обращения к античным канонам красоты в искусстве, обращение к древним дохристианским традициям! Для этого периода характерно воспевание человека, красоты его тела, что было совершенно невозможно в эпоху мрачного Средневековья, когда безраздельно господствовала римская католическая церковь!

3. Продолжите перечень «первых» явлений культуры в нашей истории (см. задание 4 к § 18).

Азбука, вырезанная на дощечке, и писало инструмент для письма на дереве и бересте, найденные археологами в Новгороде. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси ??? Долгое время существовало мнение, что письмо на Руси пришло вместе с христианством. Однако согласится с этим трудно. Есть свидетельства о существовании славянской письменности за долго до христианизации Руси. Об этом говорит «житие» славянского просветителя Кирилла . В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая в какой-то, видимо, части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации.

4. Почему в XVI в. местные школы архитектуры исчезают, а в XVII в. появляются вновь?

Потому что в конце XV века Иван III объединил русские земли и всё стало делаться под эгидой Москвы.

5*. Какие процессы в культуре России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I?

Осталось России от стран Европы, у нас не было своего Флота, не было регулярной армии, Он решил прорубить окно в Европу, ввел налоги на бороду, в Европе ее давно не было, бороду разрешали носить крестьянам и священникам

6*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Развитие образования в Российском государстве XVII в.», «Отражение Смутного времени в литературе и искусстве XVII в.», «Выдающиеся иконописцы XVII в.», «Памятник архитектуры XVII в.».

Памятник архитектуры 17 века

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

 Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец  в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре  вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

 

Вопросы и задания к разделу 3

1. Какие элементы модернизации появились и начали своё развитие в экономике России XVI—XVII вв.?

Новое время, зарождение буржуазных отношений: 
1) Восстанавливается существующее ранее сельское хозяйство, а так же осваиваются новые территории. 
2) Быстрее сельского хозяйства развивается так называемая домашняя промышленность (одежда, кожа, лапти и прочие всякие повседневные предметы и предметы быта). 
3) Далее ремесло переходит на более высокий уровень, а именно уровень мелкотоварного и крупнотоварного производства, к примеру отрасль металообработки. 
4) Кажись отдельно от рынка развивались мануфактуры. 
5) Развитие торговли внутри регионов страны.
Но все это держалась до поры до времени на крестьянах. Иными словами в то время, кто жил плохо стал жить еще хуже, и наоборот, богатые крестьяне преуспели и подались в купцы.

2. Какие формы взаимодействия власти и общества победили в России в XVI в.?

3. В чём проявлялись особенности российской сословно-представительной монархии по сравнению с западноевропейскими?

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

4. Чем различались органы государственной власти в России второй половины XV в. и второй половины XVI в.? второй половины XVI в. и второй половины XVII в.?

5. Выделите и сравните этапы развития монархии в XVI—XVII вв.

6. Дайте историческую оценку опричнине.

С исторической точки зрения, опричнина способствовала централизации русского государства. Однако в то же время опричнина нанесла тяжёлый урон государству, были уничтожены знатные фамилии, в опричнину отданы лучшие земли. Опричное войско в основном занималось грабежом и мародёрством, поскольку в битве против татар оказалось слабым. Опричнина была одной из причин смуты.

7. Проследите эволюцию формирования крепостного права в России.

8. Почему именно XVII век вошёл в историю России как «бунташный»?

Этот век называют Бунташным из-за количества народных восстаний и бунтов. Вот некоторые из них:
 

1. Соляной бунт в Москве в 1648 году;

2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1650 году;

3. Медный бунт в Москае в 1662 году;

4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причиной этих восстаний и бунтов было растущее устаревание феодального государства в России, которое уже не справлялось с управлением экономикой и крайне неохотно модернизировалось из-за доминировавших в среде знати консервативных настроений. Следствие - различные непродуманные поверхностные реформы, которые приводили к обнищанию народа, который в отчаянии восставал. Восстания стали происходить значительно реже после глубокой модернизации, проведенной Петром I.

 

9. Как складывались отношения России и соседних государств в XVI в.? Какие изменения произошли в этих отношениях в XVII в.? Какие факторы (события, явления, процессы) лежали в основе этих изменений?

10. В чём заключались положительные и отрицательные последствия церковных реформ середины XVII в.?

11. Охарактеризуйте особенности государственной идеологии России в XVI и XVII вв.

Для идеологии 16 - 17 века, присуще святая вера в царя. В начале 17 века правда данная идеология пошатнулась событиями Смутного времени, но с воцарением Михаила Федоровича первоначальная идеология (власть монарха) вернулась

12. Как развивалась культура России в XVI и XVII вв.? Какие события и процессы оказали на неё особое влияние?

13. Сравните произведения литературы или искусства (архитектура, живопись и т.д.), созданные в XVI и XVII вв.

Смотрите также: