search
menu
person


ГДЗ История России 10 класс Павленко

ГДЗ История 10 класс


Решебник по истории за 10 класс издателя Павленко, является одним из важных помощников при написании домашней работы. В этом пособии одиннадцатиклассник найдет решения задач с картинками и комментариями на каждую тему пособия. Здесь дословно изложен механизм решения, с помощью которого, каждый второклассник, не просто спишет упражнение, а также поймет, как оно решалось. Правильное применение ГДЗ История России 10 класс Павленко поможет девятикласснику получить новые знания и усвоить пройденный материал. Для самостоятельного закрепления пройденного материала настоятельно рекомендуем решить двенадцать других похожих примеров, что хорошо отразиться на твоей успеваемости.

В этом пособии частично рассмотрены следующие вопросы:

Глава 1. Древняя Русь 4

§ I. Предыстория народов России 4

1. Как природно-климатические условия повлияли на историю народов, населяющих территорию Древней Руси?

2. Что значит бессинтезный путь возникновения цивилизации? Какие, по вашему мнению, особенности развития он предопределил в нашей истории?

3. Расскажите об истории славянского этногенеза.

4. Как складывались отношения восточных славян с соседями?

5. Что характерно для религиозных представлений восточных славян?

§ 2. Русь в IX — первой половине XII в 12

1. Как современная историческая наука объясняет образование Древнерусского государства? Какие этапы в его становлении можно выделить?

2. Какова роль варягов в образовании Древнерусского государства?

3. Как изменилась система управления государством при Владимире? Чем можно объяснить возникновение лествичной системы управления? Какие преимущества и недостатки она несла?

4. Как соотносились военная сила и власть в Древней Руси? Какие властные органы Древней Руси вы знаете?

5. Что побудило правителей Древнерусского государства отказаться от язычества?

6. В чем значение принятия Древней Русью христианства?

§ 3. Расцвет и упадок Древней Руси 2

3 1. Что дает основание считать правление Ярослава Владимировича расцветом Древней Руси?

2. Какой характер носило Древнерусское государство?

3. Некоторые историки называют Древнюю Русь «дружинным государством». Согласны ли вы с таким понятием?

4. В чем отличие княжеского права от обычного? Почему древнерусское общество уже не могло обойтись нормами обычного права?

5. Какую роль в Средневековье играли династические браки? Почему в эпоху Древней Руси династические связи Рюриковичей с европейскими дворами были чрезвычайно развиты, а в XVI—XVII вв. почти отсутствовали?

6. Как складывались отношения древнерусских князей с кочевниками?

7. Попытайтесь охарактеризовать Древнюю Русь с точки зрения столкновения Востока и Запада, язычества и христианства, кочевников и земледельцев.

8. В чем вы видите уникальный характер древнерусской культуры?

Глава 2. От Руси удельной к Московской Руси 34

§ 4. Древнерусские княжества в начале удельного периода 34

1. Какую роль играл город в Древней Руси?

2. Что общего и в чем отличие древнерусского города от западноевропейского? Как, на ваш взгляд, эти различия сказались на историческом развитии России и Западной Европы?

3. Чем можно объяснить переход от Руси Древней к Руси удельной? Как вы считаете, можно ли было избежать распада Древнерусского государства?

4. Как можно оценить переход к Руси удельной с точки зрения дальнейшего развития страны?

5. Какие модели государственного устройства существовали в удельный период? Свой ответ постарайтесь проиллюстрировать схемой.

6. Сравните монархии Северо-Западной и Южной Руси. Что общего и в чем отличия? Чем можно их объяснить?

7. Чем можно объяснить возникновение на северо-западе Руси республиканских порядков?

8. В чем заключались преимущества и недостатки вечевых порядков в Новгороде?

§ 5. Время тяжелых испытаний 47

1. Чем можно объяснить успехи завоевательных походов Чингисхана и его ближайших преемников?

2. Каковы последствия завоевания монголами русских земель? Охарактеризуйте положение Русского улуса в составе Золотой Орды.

3. Как повлияло ордынское владычество на дальнейшее развитие древнерусских земель?

4. С кем сталкивались русские князья и новгородцы в Юго-Восточной Прибалтике? В чем значение побед, одержанных Александром Невским и Дмитрием Александровичем над немецкими, шведскими и датскими рыцарями?

5. Какое место в отечественной истории занимает князь Александр Невский?

§ 6—7. Возвышение Москвы 54

1. В чем особенности процесса политического объединения земель в Северо-Восточной Руси?

2. Почему процесс объединения русских земель был связан с борьбой против ордынского владычества?

3. Какие альтернативы объединения русских земель существовали? Можно ли считать, что их реализация означала и различие в моделях социокультурного развития?

4. Чем можно объяснить успехи московских князей в борьбе за лидерство в объединении? Кто выступал их конкурентами?

5. Какие этапы в объединении можно выделить?

6. Какое место в истории древнерусских земель занимает Великое княжество Литовское и Русское? Дайте характеристику политическим отношениям, сложившимся в этом государстве.

7. Почему литовским правителям не удалось возглавить процесс объединения земель?

§ 8. Создание державы 68

1. Расскажите о ходе формирования территории единого Русского государства в годы правления Ивана III и Василия III. В чем заключается отличие этого периода собирания земель от предшествующего?

2. В чем значение «угорского стояния»? Какие уроки извлек великий князь из событий 1480 г.?

3. Как формировалась политическая самодержавная доктрина? На какие ценности она опиралась, какие цели преследовала? 4. Как в изменении титула великого князя отражались его политические претензии?

5. Что такое автокефалия? Как ее достижение сказалось на положении Русской православной церкви?

6. Как складывались отношения светских и церковных властей?

§ 9. Иван III — «государь всея Руси» 76

1. Что общего и в чем различие в устройстве московского великокняжеского двора времен Ивана Калиты и Ивана III?

2. Какие задачи должно было решать государство на рубеже XV—XVI вв.? Почему прежнее устройство уже не устраивало московских государей?

3. В чем особенности государственного строительства в годы правления Ивана III и Василия III? В каком направлении происходили изменения? Какие органы управления появились?

4. Какие изменения происходили в структуре русского общества в XV — начале XVI в.? С чем они были связаны?

5. Какие функции возлагались на Государев двор? Кто входил в него? Как строились отношения между членами Государева двора?

6. Охарактеризуйте развитие древнерусской культуры в XIV—XV вв. В чем ее связь с предыдущим развитием? Какие новые темы появились в русском искусстве и литературе?

Глава 3. Московское царство 87

§ 10. Политическая борьба в царствование Ивана IV 87

1. Какие меры, направленные на укрепление государства, были предприняты в правление Елены Глинской?

2. Каковы последствия борьбы за власть в 30—40-е гг. XVI в.? Как эпоха «боярского правления» отразилась на личности Ивана IV?

3. В чем значение венчания Ивана IV на царство? 4. Какие реформы были проведены в 1550-е гг.? Каковы были последствия этих реформ? 5. Есть ли связь между церковными реформами, проведенными митрополитом Макарием, и реформами Избранной рады?

6. Какие сословно-представительные органы появились в середине XVI столетия? Чем было вызвано их появление?

7. В чем заключались особенности формирования Российского государства? Какую эволюцию претерпел государственный аппарат в результате реформ середины XVI в.? 8. Что изменилось в Российском государстве в результате реформ? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей?

§11. Ливонская война и опричнина Ивана Грозного 94 1. Как проходило «Казанское взятие» и каковы его последствия? 2. Расскажите о политических взглядах Ивана IV. Что, на ваш взгляд, не устроило Ивана IV в преобразованиях 1550-х гг.? 3. Против кого была направлена опричнина? Каковы ее последствия? 4. Какие альтернативы развития существовали в середине — второй половине XVI в.? Что между ними общего и в чем различия? Какая модель развития и почему взяла верх?

§ 12. Россия в конце XVI в 101 1. Подведите итоги правления Ивана IV. Дайте общую оценку методов централизации. 2. Охарактеризуйте Ивана IV как личность и государственного деятеля. Почему власть царя можно назвать деспотической? 3. Каковы итоги царствования царя Федора Ивановича? Какие, на ваш взгляд, политические задачи удалось решить, а какие — нет? Почему? 4. Почему введение заповедных лет историки связывают с началом утверждения крепостного права в России? 5. Чем можно объяснить победу Бориса Годунова на избравшем царя Земском соборе 1598 г.?

§ 13. Смутное время в Московском государстве 109 1. В чем причины Смуты? Докажите, что истоки этих причин кроются в истории XVI в. 2. Как вы понимаете определение: главная причина Смуты — системный кризис, переживаемый страной? Почему правительству Годунова не удалось избежать Смуты? 3. Каковы причины успеха и крушения первого самозванца? 4. Определите социальный состав и причины движения И. Болотникова. Как можно определить характер этого выступления? 5. Как отразилось противостояние Василия Шуйского и Лжедмитрия II в 1608—1610 гг. на жизни страны и общества? 6. Какова роль церкви и ее деятелей в годы Смуты? 7. Какую роль сыграла земщина в годы Смуты? 8. Чем можно объяснить победу кандидатуры Михаила Романова на Земском соборе 1613 г.? 9. В чем смысл Смуты? Какие основные этапы в ходе Смуты можно выделить? Глава 4. Россия в XVII в 120

§ 14. Внутренняя политика 120 1. Вспомните, при каких обстоятельствах произошло восшествие на престол династии Романовых. Как это, на ваш взгляд, отразилось на внутренней политике, которую проводили первые государи новой династии? 2. Какая связь существует между Земским собором 1648—1649 гг. и восстанием в Москве? Какие требования восставших нашли свое отражение в решениях Земского собора? 3. Перечислите основные этапы развития крепостного права в России в конце XVI — первой половине XVII в. Какое место и почему занимает в них Соборное уложение 1649 г.? 4. Какие основные сословия сложились в России в XVII в.? Что между ними общего и в чем отличие? 5. Какую торгово-промышленную политику проводило правительство первых Романовых? Чем можно объяснить ее протекционистский характер? Свою мысль обоснуйте. 6. Чем отличается самодержавие времен Алексея Михайловича от времени Ивана Г розного? Что дает основание историкам относить становление абсолютизма к XVII столетию? § 15. Внешняя политика России в XVII в 127 1. Охарактеризуйте международное положение России по окончании Смуты. 2. Назовите основные направления внешней политики России в XVII в. Какие из них были, на ваш взгляд, приоритетными? Свой ответ обоснуйте. 3. Чем завершилась Смоленская война 1632—1634 гг.? Чем можно объяснить поражение России? 4. Как развивались русско-польские отношения в середине и во второй половине XVII столетия? Какое место в них занимал вопрос об Украине? 5. Расскажите о покорении Сибири. Какую роль в истории страны сыграло продвижение на восток? 6. Сравните международное положение России в начале и в конце XVII в. Какие можно сделать выводы?

§ 16. Социальные конфликты 133 1. Какие формы социального протеста народных масс вы знаете? Как они влияли на законодательство и политику государства? 2. Почему восстание в Москве в 1662 г. назвали Медным бунтом? Сравните его с Московским восстанием 1648 г. Что между ними общего и в чем различия? 3. Историки расходятся в оценке выступления Степана Разина, называя его то восстанием, то крестьянской войной. Попытайтесь сформулировать свою оценку этого выступления. Выделите отличительные черты крестьянской войны. 4. Кто, на ваш взгляд, Разин — народный защитник или атаман вольницы, грабитель? 5. Какую роль играли в нашей истории народные выступления? 6. Чем было вызвано противостояние царя Алексея Михайловича и патриарха Никона? Мог ли патриарх Никон одержать победу? 7. Определите роль и место раскола в истории XVII в.

§ 17. Культура и быт в XVII в 140 1. Как вы понимаете термин «переходная эпоха»? Что это значит? Почему XVII столетие — последний век древнерусской культуры? 2. Что нового появилось в сознании людей и в культуре XVII в.? 3. Раскройте понятие «обмирщение культуры». 4. Как процессы обмирщения выразились в литературе, архитектуре, живописи, образовании? 5. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в повседневной жизни людей XVII столетия. Глава 5. Россия в первой половине XVIII в 149

§ 18. Предпосылки преобразований 149 1. Расскажите о формировании личности Петра I. Какие черты личности Петра оказали влияние на проводимые им реформы? 2. Вспомните об увлечениях Петра I. Каким образом эти увлечения отразились на реформаторском курсе? 3. Каковы итоги регентства царевны Софьи? 4. В чем значение Азовских походов и Великого посольства? 5. Какие предпосылки преобразований можно выделить? Какая связь между реформами и предпосылками реформ?

§ 19. Северная война и реформы 154 1. В чем причины Северной войны? Кто был союзником России в этой войне? Как можно оценить поведение союзников и вклад в общую борьбу? 2. Чем можно объяснить неудачи русских войск в начальный период Северной войны? 3. В чем значение Полтавской битвы? 4. Какая существует связь между войной и преобразованиями Петра I? 5. Как отразились война и реформы на положении народных масс? 6. Чем можно объяснить неудачу Прутского похода? 7. В чем причины победы России в Северной войне? Почему ее победоносное завершение дало основание провозгласить Россию империей?

§ 20. Обновленная Россия 162 1. В какой мере можно говорить об идеологии реформ? Что такое «регулярное государство»? Как Петр создавал его? 2. Сравните государственное устройство при Петре и при его предшественниках. Что общего и в чем различие? 3. Какие реформы в преобразованиях первой четверти XVIII в. занимают центральное место? Почему? 4. Как изменилось положение церкви в годы правления Петра? Как можно оценить эти перемены? 5. Как изменилось положение податных сословий? Можно ли считать, что результатом петровских реформ стало дальнейшее упрочение крепостничества? 6. Как изменилось положение дворянства в первой четверти XVIII в.? Какое место в сословной реформе занимает Табель о рангах? 7. Какие изменения в области образования и культуры свидетельствуют о радикальном характере петровских преобразований? 8. Кто выступал противником реформ и почему? 9. Каково историческое значение преобразований, проведенных в России при Петре I?

§ 21. Россия после Петра I (1725-1761) 173 1. Существует мнение, что эпоха дворцовых переворотов в России началась с 1740 г., со смерти Анны Иоанновны. А вы как считаете? Аргументируйте свой ответ. 2. С. М. Соловьев писал, что способности и таланты ближайшего окружения Петра I светили «не собственным светом, но заимствованным от великого человека». Что означают слова историка? Согласны ли вы с ним? Почему? 3. Историк Е. В. Анисимов считает, что после Петра I происходил медленный откат к допетровским порядкам. Согласны ли вы с ним? Почему? 4. Перед приглашением на престол Анны Иоанновны Д. М. Голицын говорил: «Станем писать пункты, чтоб не быть самодержавию». Что имел в виду сановник? Какова судьба этих «пунктов»? 5. Современники утверждали, что правление Елизаветы Петровны являлось возвратом к петровским традициям. Согласны ли вы с этим? Почему? 6. Существует мнение, что России не удалось присоединить Крым в 1735—1739 гг. из-за внезапного нападения на нее Швеции. Так ли это? Назовите свои причины неудач русских армий в Крыму. 7. К какой ситуации в Семилетней войне приложимо высказывание военного теоретика Клаузевица: «Раз одержана крупная победа, то не должно быть речи об отдыхе, передышке... в порядке дня только преследование, нанесение новых ударов, где это понадобится, захват неприятельской столицы»? Глава 6. Российская империя во второй половине XVIII в 180

§ 22. Общая характеристика периода 180 1. Ученые, изучающие историю России, обязательно упоминают об обширности ее территории и суровых климатических условиях. Объясните, почему эти факторы имели такое важное значение для существования страны. 2. Некоторые историки считают, что система просвещенного абсолютизма опиралась исключительно на поддержку чиновничества. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ. 3. Воцарение Екатерины II большинством современников расценивалось как благо для России, спасение страны от неминуемых бед и зол. Согласны ли вы с такой оценкой? Почему?

§ 23. Внутренняя политика правительств в 1761 —1801 гг. 184 1. Историки полагают, что почва для переворота 1762 г. была подготовлена самим Петром III. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте. 2. Известный сановник Н. И. Панин сказал о «Наказе» Екатерины II: «Это аксиомы, способные разрушить стены». Объясните оценку, данную Паниным «Наказу». 3. Говорят, что причинами неудач деятельности Уложенной комиссии стали несогласие аристократии с ее работой и начало войны с Турцией. Так ли это? Обоснуйте свой ответ. 4. В. О. Ключевский писал, что Екатерина II «не трогала исторически сложившихся основ государственного строя». Объясните слова ученого. 5. Историки пишут, что наследник престола Павел Петрович сочувственно относился к польским повстанцам 1793 г., был поклонником идей о самоценности человека, о свободе как главном человеческом сокровище. Объясните, почему Павел I резко изменился к моменту своего вступления на престол.

§ 24. Внешняя политика России в 1761 — 1801 гг. 189 1. Назовите причины, заставлявшие Россию так настойчиво воевать с Турцией из-за Северного Причерноморья и Крыма. 2. Даже после разделов Польши Екатерина II заявляла, что России выгоднее было бы иметь на своих западных рубежах пусть слабую, но формально независимую Польшу. Объясните высказывание императрицы. 3. Участвовала ли Россия в интервенции против революционной Франции при Екатерине II? Какие мероприятия правительств Екатерины II и Павла I, направленные против этой революции, вам известны? 4. Павла I часто называют «странным, загадочным императором». Вспомнив о внешнеполитических мероприятиях этого монарха, подтвердите или опровергните справедливость оценки исследователей.

§ 25. Основные черты социально-экономического развития России в 1725-1801 гг. 193 1. Мемуаристы последней трети XVIII в. свидетельствовали, что дворяне не нуждаются в принудительной службе, так как «всяк сам старается сына своего и сродника в оную вместить, так что едва ли и место желающим службы остается». Почему к концу столетия так изменилось отношение дворянства к службе? 2. По указу 1754 г. все винокуренные заводы закрывались или передавались помещикам. В чем вы видите негативные стороны этого решения? 3. Перечислите факты, свидетельствующие об успешном развитии российской промышленности в середине — второй половине XVIII в. 4. Можно ли считать правительственными мерами в области экономики насильственное введение посевов картофеля, появление протекционистских таможенных тарифов, освоение новых территорий на юге страны? Почему? 5. Все мануфактуры России в XVIII в. являлись крепостническими. Попробуйте назвать их типы и рассказать об отличиях между этими типами.

§ 26. Массовое движение и зарождение общественного движения в России XVIII в 199 1. Соотнесите этапы войны под предводительством Пугачева и те слои населения, которые преобладали на том или ином этапе. 2. Современники говорили о пугачевщине как о «трагедии, с которой одна часть населения связывала несбыточные надежды, другим же были уготованы безмерные страдания». О каких слоях населения идет речь в данном высказывании? Свой ответ обоснуйте. 3. Кому из общественных деятелей, упомянутых в параграфе, могут принадлежать следующие слова: «Государыня Екатерина Великая ...хотела заставить черемис и остяков размышлять и умствовать. Но что произвели сии... законодатели? Прочитайте их журналы. Рожают горы, а родится смешная мышь»? 4. На допросах А. Н. Радищев говорил, что написал «Путешествие из Петербурга в Москву», гоняясь «за пустою славою прослыть писателем». Согласны ли вы с таким объяснением писателя? Свой ответ обоснуйте.

§ 27. Основные направления развития культуры России в 1725-1801 гг. 203 1. При открытии Московского университета М. В. Ломоносов добился того, что 140 студентам и гимназистам было предоставлено казенное содержание. Как вы думаете, для кого ученый требовал 140 стипендий? 2. С середины 60-х гг. XVIII в. Академия наук организовала шесть экспедиций для изучения оренбургских, астраханских и крымских земель. Скажите, с чем, на ваш взгляд, была связана такая активность географов. 3. Есть мнение, что Екатерина II участвовала в сатирическом журнале только для того, чтобы отвечать на критику Н. И. Новикова. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? 4. Об архитекторе Баженове один из искусствоведов написал: «Он мыслил в масштабах ансамбля, города, даже шире — в масштабах страны. Трагедия гениального мастера была в том, что он пошел по этому пути гораздо дальше, чем могло решиться государство». Как вы понимаете слова ученого? 5. Проставьте фамилию художника в известном стихотворении Н. Заболоцкого: Глава 7. Россия в первой половине XIX в 210

§ 28. Общая характеристика периода 210 1. В результате передела посленаполеоновской Европы Россия получила 2000 км2 с населением свыше 3 млн человек. Найдите на карте эти территории и оцените их стратегическую и экономическую ценность. 2. М. М. Сперанский считал, что Александр I слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым. Как вы понимаете слова Сперанского? 3. Многие историки считают триаду С. С. Уварова проявлением псевдодемократизма, опирающегося на веру темной народной массы в высшую справедливость царской власти. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? 4. Фрейлина А. Ф. Тютчева назвала Николая I «Дон-Кихотом самодержавия». Что она хотела этим сказать?

§ 29. Основные внутриполитические мероприятия правительств Александра I и Николая 1 217 1. В воспоминаниях современника войны с Наполеоном сказано: «Во Франции русские были свидетелями свержения тяжкого гнета... утверждения конституционного правления и торжества либеральных идей. Возвращаются в Россию и что видят?» Ответьте на вопрос мемуариста. 2. Современник писал: «Два состояния между собою различные выражены были под одним ярмом: хлебопашца поневолили взяться за ружье, воина за соху». О каком мероприятии правительства здесь идет речь? 3. В стихотворении Д. Самойлова «Декабрист» сказано: Цареубийство мне претит, В том смысл стоянья на Сенатской, Что царь, выигрывая натиск, Утрачивает свой престиж... Объясните, почему Николай I, «выигрывая натиск», утрачивал свой престиж. 4. В 1852 г. один московский учитель похвалил в печати действия правительства Николая I. Учитель немедленно лишился своего места. Почему с ним случилась такая неприятность?

§ 30. Внешняя политика России в 1801 — 1855 гг. 222 1. Осенью 1814 г. родилось следующее выражение: «Русский император любит, король Дании пьет, король Вюртемберга ест, король Пруссии думает, король Баварии говорит, а король Австрии за все это платит». О каком важном европейском событии здесь идет речь? 2. Комитет, определявший в 1830-е гг. позицию России в отношении Турции, полагал, что «выгоды от сохранения Оттоманской империи в Европе превышают невыгоды от него. Разрушение империи было бы противно истинным интересам России». В чем заключались для России выгоды и невыгоды сохранения и разрушения Оттоманской империи? 3. Журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития». Объясните эту фразу.

§ 31. Общественное движение в России в первой половине XIX в. 229 1. Декабрист М. И. Муравьев-Апостол писал: «Допустим даже, что легко будет пустить в дело секиру революции, но поручитесь ли вы в том, что сумеете ее остановить?» Объясните, что он имел в виду. 2. А. А. Лебедев в книге, посвященной событиям 1830—1840-х гг., заметил: «Официальные формы перестали вмещать мысли и устремления людей. Общественное сознание распалось на ритуал казенных установлений, принятых норм поведения и личный образ мыслей». Объясните смысл этой фразы. 3. Из журнальной статьи 1839 г.: «Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою... Западным людям приходится все прежнее отстранять, а все хорошее в себе создавать; нам же довольно воскресить, уяснить свое старое». Как вы думаете, к какому общественному течению принадлежит автор статьи? Почему?

§ 32. Основные направления социально-экономического развития в первой половине XIX в 237 1. В 1815 г. в России один военнослужащий приходился на 45 граждан страны, в Англии — 1 на 140, во Франции — 1 на 110, в Австрии — 1 на 100. Имеют ли эти соотношения какое-либо значение для экономики стран? Какое? 2. Когда в 1801 г. правительство разрешило покупать земельные угодья недворянам, то первое место среди покупателей земли заняли купцы, второе — крестьяне. Откуда у крестьян были деньги на покупку земли? 3. Статистик К. И. Арсеньев подсчитал, что годичный оборот внутренней торговли в России в 1830-е гг. составлял 900 млн руб., а внешней — 235 млн руб. О чем говорят эти цифры? 4. Герой «Мертвых душ» П. И. Чичиков скупал у помещиков умерших крестьян, не попавших в ревизские списки (перепись), то есть считавшихся властями живыми. Зачем он это делал?

§ 33. Просвещение, наука, журналистика в первой половине Х1Хв 245 1. Тираж газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгарина составлял 40 тыс. экземпляров, а интеллектуальной «Литературной газеты» А. А. Дельвига — 100 экземпляров. Тираж романа Булгарина «Иван Выжигин» за два года — 7000 экземпляров, а произведений Пушкина за это же время — 2400 экземпляров. О чем говорят эти факты? 2. В книге о Грибоедове Е. И. Цимбаева пишет: «В январе 1806 г. Настасья Федоровна прекратила домашние уроки и отправила сына в университет... Она заботилась, конечно, не об уровне знаний Александра». О чем же заботилась мать Грибоедова? 3. Императрица Мария Федоровна поручила наставнику великого князя Николая Павловича вычеркнуть все то, что бесполезно или вредно читать юноше в учебнике по истории России. Как вы думаете, какие страницы истории России были вычеркнуты наставником? Почему? 4. Историк, говоря о 1830—1840-х гг., отмечает: «Исторические знания... признавались необходимыми, в сочинениях историков искали ответы на злободневные вопросы. После поражения декабристов история... заменила политику». Объясните смысл этой фразы.

§ 34. Основные направления развития российского искусства 249 1. В начале XIX в. в Петербурге постоянно действовали три театральные труппы: русская, французская и немецкая. В 1809 г. на русскую из бюджета было отпущено 54 600 руб., а на французскую — 175 648 руб. О чем говорит этот факт? 2. Художник А. Н. Бенуа писал: «Сплошным «заказыванием» представляется отношение Николая I к искусству. Он взял на себя обязанность не только найти художественные силы, но и направить их...» Как влияло на искусство такое внимание к нему монарха? Глава 8. Российская империя во второй половине XIX в 256

§ 35. Общая характеристика периода 256 1. Один из создателей США Т. Джефферсон писал: «Наша страна слишком велика для того, чтобы всеми ее делами ведало одно правительство». Приложимы ли эти слова к России XIX в.? Почему? 2. Историк Н. Я. Эйдельман утверждал: «Дело в том, что в России «сверху виднее»... среди министров и царей естественно появление людей, которым виднее интересы их класса, сословия, государства в целом». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? 3. В статье историка В. Г. Чернухи говорится: «Подобная картина наблюдалась и при Николае I, на которого Александр III был очень похож при всем внешнем различии. У них была общая психология — хозяина большого поместья, единолично за все отвечающего...» Действительно ли Александр III был похож на Николая I? В чем?

§ 36. Великие реформы. Их значение и судьба 260 1. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорится: Порвалась цепь великая, Порвалась, расскочилася, Одним концом по барину, Другим по мужику. О каком событии в истории России XIX в. идет речь и каким образом от него пострадали и крестьянин, и помещик? 2. Проводя реформу 1861 г., правительство надеялось, что деревня станет огромным рынком для сбыта промышленных товаров; что сельское хозяйство страны сделает мощный рывок вперед. Оправдались ли эти надежды? Почему? 3. Некоторые историки считают, что Александр III не собирался сворачивать реформы своего отца, проводить контрреформы. Он лишь хотел наладить работу государственного аппарата в новых условиях, добиться согласия в стране. Согласны ли вы с тем, что Александр III по-своему продолжил дело Александра II? 4. При Николае I православная церковь официально стала именоваться «Ведомство православного вероисповедания». О чем говорило изменение привычного названия церкви?

§ 37. Внешняя политика России в 1860—1880-е гг. 265 1. Историк М. Д. Давыдов пишет о проконсульстве генерала А. П. Ермолова на Кавказе: «Осуждая азиатские нравы с позиций европейских, он боролся с ними такими же азиатскими, «нецивилизованными» средствами». Что имеет в виду ученый? 2. Вскоре после заключения Парижского мира (1856) руководитель российской дипломатии А. М. Горчаков заявил: «Россия не сердится, она сосредотачивается». На чем же сосредоточивалась Россия? 3. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк писал: «Все эти племена охотно принимали русскую помощь для освобождения от турок; однако, став свободными, они не проявляли никакой склонности принять царя в качестве преемника султана». О каких «племенах» здесь идет речь? Правда ли, что русский монарх хотел стать «преемником султана»?

§ 38. Общественное движение в России в 1860—1880-е гт. 271 1. Историки считают, что в царствование Александра II в развитии гласности и ограничении власти монарха были заинтересованы и консерваторы, и либералы, и революционеры. Почему интересы всех этих общественных сил в данном случае совпали?

2. По мнению С. Г. Нечаева, насилие может применяться и по отношению к тем «униженным и оскорбленным», ради которых и совершается революция. В чем причина столь странного убеждения?

3. В исторической литературе высказывается мнение, что народовольцы стали «террористами поневоле». Согласны ли вы с таким утверждением? Почему?

4. Историки считают, что террор народовольцев устрашал правительство, заставляя его колебаться, подрывал престиж власти. Но «он же в определенной степени подрывал и авторитет партии, начертавшей на своем знамени идеалы демократии и социализма». Каким образом террор подрывал престиж «Народной воли»?

§ 39. Основные тенденции социально-экономического развития пореформенной России 278

1. В 1881 г. в сберегательных кассах России общая сумма вкладов составляла 10 млн руб., а в 1894 г. — 330 млн руб. О чем говорит этот факт?

2. В 1882 г. самостоятельно выкупили свой надел и освободились от «временнообязанных отношений» только 1,4% общего количества бывших крепостных крестьян. Как вы объясните эти данные?

3. В 1880-е гг. урожайность зерновых в России повысилась на 0,3%, но на каждого едока страны приходилось меньшее, чем раньше, количество хлеба. О чем говорит этот факт?

§ 40. Быт и повседневная жизнь различных слоев населения России в XIX в 286 1. Историки пишут, что в течение трех с половиной столетий до середины XIX в. состав крестьянства был стабилен. Что обеспечивало эту стабильность?

2. Исследователь Б. Н. Миронов отмечает: «Среди русского духовенства на долю монахов приходилось около 10% всего духовенства, но именно они занимали командные позиции в Русской православной церкви». Объясните этот факт. 3. В России XIX в. многие чиновники оставались безбрачными или женились очень поздно и были малодетными. О чем говорит этот факт?

§ 41. Просвещение и наука в России второй половины XIX в 290

1. Среди окончивших классические гимназии в 1879—1881 гг. более половины были 19—20 лет от роду; более четверти — 21 года. Почему выпускники гимназий в этот период были такими великовозрастными? 2. В обширной Казанской губернии в 1860-е гг. выписывалось 1800 экземпляров газет и журналов. По сословиям подписка распределялась так: дворянство — 625 экз., присутственные места — 465, купцы — 440, духовенство — 205, мещане — 50, крестьяне — 15 экз. Прокомментируйте эти данные.

3. Министр народного просвещения Д. А. Толстой сделал строжайший выговор директору Таганрогской гимназии за портрет В. Г. Белинского, висевший в учительской. Почему портрет критика вызвал такой гнев министра? § 42. Основные направления развития художественной культуры России в пореформенный период 295 1. Художники в пореформенной России стали работать под девизом: «Внимание публики должно быть устремлено на новое и содержательное. Пусть это будут делать неумелые руки учеников, было бы главное сделано!» Что значит «новое и содержательное»? И что значит «главное»?

2. В 1899 г. А. П. Чехову было пожаловано дворянство и орден Святого Станислава III степени. Однако писатель тщательно скрывал этот факт, и исследователи узнали о наградном указе только в 1930 г. Объясните поведение Чехова.




14.09.2018, 17:28
Категория: История | Добавил: (14.09.2018) Просмотров: 1 | Теги: Павленко | Рейтинг: 2.4/11
Всего комментариев: 0
Смотрите также:

решебник история 10 класс Павленко


avatar