ГДЗ по истории 10 класс учебник Горинов, Данилов, Моруков § 29. Идеология, наука и культур









Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?

Подумайте, чем можно объяснить борьбу с «космополитизмом».

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Гуманитарные науки подверглись гонениям, т.к. многие из них противоречили марксистско-ленинской идеологии.

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.

2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?

Во-первых, снижение числа учащихся в школах - в школу пошли дети военных лет рождения, а их было немного.
Во-вторых, в 1958 г. был осуществлен переход на всеобщее восьмилетнее обучение вместо 7-милетнего. 
В-третьих, открытие в сельской местности школ-интернатов, что создало больше удобств в обучении в условиях сел и деревень.
В-четвертых, изменились правила приема в ВУЗы - после школы нужно было проработать некоторое время на производстве, получить рабочий трудовой стаж и только с ним уже в ВУЗ поступать. 

3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?

4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

Вторая Мировая война доставила много проблем Советскому Союзу, в том числе в сфере культуры. Были разрушены до основания многие театры, кинотеатры, киностудии и другие объекты массовой культуры в СССР. Государству приходилось нелегко с восстановлением всего хозяйства, но культуре уделялось немало внимания. И в первую очередь из пропагандистских целей. После войны особое внимание уделялось героизации советских людей, победивших такого сильного врага, как фашизм. Создавались многочисленные фильмы, как художественные, так и документальные, повествовавшие о вкладе советских людей в разгром фашизма и их героизме. Так были созданы фильмы "Подвиг разведчика", "Молодая гвардия", "Летят журавли", "Судьба  человека", и др.

Развивалась литература, также воспевавшая подвиги советских людей. Так были созданы произведения советских писателей Ю.В.Бондарева «Батальоны просят огня», К.М.Симонова «Живые и мертвые», Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Вместе с тем, особенно в первые послевоенные годы, партийные органы насаждали деятелям культуры образ вождя и культ личности И. Сталина. Резко пресекались любые попытки инакомыслия. К примеру, в 1058 году за роман "Доктор Живаго" писатель Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии, однако советская репрессивно-пропагандистская машина осудила писателя за инакомыслие, его исключили из Союза писателей СССР и принудили отказаться от Нобелевской премии.

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?

4. В 1949 г. оргкомитет совещания по подготовке разгрома квантовой механики и теории относительности провёл 42 заседания. По воспоминаниям И.Н. Головина (заместителя И.В. Курчатова), Л.П. Берия спросил Курчатова: «Правда ли, что теория относительности и квантовая механика — это идеализм?» Курчатов ответил: «Мы делаем атомную бомбу, действие которой основано на теории относительности и квантовой механике. Если от них отказаться, придётся отказаться и от бомбы». Берия доложил Сталину, и тот дал команду не проводить совещания. Что же определяло научную политику в СССР?

5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».

2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

 

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».

 

Смотрите также: