Вопросы по истории 10 класс учебник Горинов, Данилов, Моруков параграф 7









Каковы основные причины и итоги Гражданской войны в России?

  1. Приход к власти большевиков, разгон Учредительного собрания, введение большевиками диктатуры пролетариата.
  2. Недовольство бывших господствующих классов, которые лишились своей власти и богатства (офицеры, зажиточные крестьяне).
  3. Жёсткая политика военного коммунизма большевиков.
  4. Политика большевиков, которая была направлена против церкви (выпущен декрет 1918 года, который отделил церковь от государства; у церквей забирались земли).
  5. Человеческие потери в Первой мировой войне, продовольственный голод в стране.
  6. Унизительные для России условия Брестского мира, по которому она теряла и территорию, и ресурсы, и выплачивала бывшим врагам деньги (репарации).
  7. Участие других государств во внутренней политике России (иностранная интервенция).

Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался А.А. Брусилов, публикуя в газете «Правда» это письмо?

С этим призывом Брусилов обращался к белогвардейцам. Он уговаривал их перейти на сторону Красной Армии, предлагал объединиться против общего врага. Это было связано с тем, что как только в России началась Гражданская война, другие страны начали принимать активное участие в жизни нашей страны, что было чревато.

1. Дайте определение Гражданской войны.

Это крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства.

2. Выделите этапы Гражданской войны в России.

Первый этап (октябрь 1917 г. – май 1918 г.). 

Второй этап (май – ноябрь 1918 г.).

Третий этап (ноябрь 1918 г. – весна 1919 г.).

Четвертый этап (весна 1919 г. – апрель 1920 г.).

Пятый этап (май – ноябрь 1920 г.).

3. В чём состояли основные различия позиций левых эсеров и большевиков?

Обе партии представляли интересы низших слоёв населения и были сторонниками радикального переустройства общества. Однако между этими партиями были и разногласия. Камнем преткновения между двумя партиями был вопрос о заключении мира с Германией. Левые Эсеры считали что заключение мира с приведёт к поражению революции, и что немецкий пролетариат надо освободить "силой русского оружия". Руководство большевиков же акцентировало внимание на том, что Россия не в состоянии продолжать войну. Позднее эти разногласия углубились различием между федерализмом эсеров, и демократическим централизмом большевиков.

4. Как в 1918 г. была установлена однопартийная диктатура большевиков?

В стране стал трудится на ее благо такой человек как Феликс Дзержинский, который возглавил комиссию, которая называлась - Всероссийская чрезвычайная комиссия. Сутью ее было то, что она вычищала и объявляла врагами всех тех, кто были против революции. Такой шаг, уже де факто есть создание однопартийности и гласит он о том, что все кто не снами, те против нас.

Затем они уже официально, на законодательном уровне, внесли в конституцию 1918 года закон, который провзглашал только советскую власть единственно правильной в стране, а произошло это летом этого года. И с тех пор в стране стал строится социализм и коммунизм как его высшая точка развития.

5. Каков был социальный состав антибольшевистских сил?

Их составляло русское офицерство (свыше 125 тысяч офицеров служили в белых армиях). Также многие бывшие чиновники, политически активная либеральная и демократическая интеллигенция, представители привилегированных классов.

Опираясь на карту, расскажите о важнейших военных действиях в ходе Гражданской войны в 1918, 1919, 1920, 1921-1922 гг.

1. В чём суть политики террора?

Террор - это метод устрашения конкурентов, врагов, оппозиции, народа и тд.

2. Определите по документам, какие его методы использовали противоборствующие стороны.

1. Используя дополнительные источники информации, составьте сборник различных высказываний о Гражданской войне в России. Представьте себе, что вы присутствуете при споре учёных. Какую позицию поддержали бы вы и почему?

В худшие периоды жестокой и хаотичной гражданской войны 1918—1920 годов Советская Россия уменьшилась до клочка территории в Северной и Центральной России где - то между Уралом и теперешними прибалтийскими государствами с незащищенным перстом Петрограда , указующим на Финский залив. Единственными важными преимуществами, которые имел новый режим, из ничего создавший победоносную Красную армию, являлись неавторитетность и разобщенность « белых » , восстановивших против себя российское крестьянство, и вполне обоснованные подозрения западных держав по поводу отправки своих мятежных солдат и матросов на войну с революционными большевиками

2. Почему, несмотря на временные успехи и значительную помощь из-за рубежа, Белое движение потерпело поражение, а красные сумели одержать победу?

Прежде всего, значительная помощь Белому движению из-за рубежа - это не более чем миф, сильно растиражированный в советское время. Надо же было как-то объяснять советским гражданам, почему советская власть почти пять лет валандалась с небольшими по численности белыми армиями. На самом деле, как все мы уже сегодня знаем, западные страны никогда особо не любили бесплатно делиться оружием и боеприпасами. Вот и белые армии они снабжали исключительно в объёмах, достаточных для продолжения борьбы, но никак не для победы. В то же самое время, большинство оружейных заводов было изначально сосредоточено в регионах страны, с самого начала контролируемых большевиками. Говоря проще, у белых просто не было ресурсов, чтобы победить хорошо вооружённую Красную армию, опиравшуюся на индустриально развитые регионы.

Опять же, Красные имели возможность призвать в армию сколько угодно призывников из густонаселённых губерний Центральной России, в то время как белые действовали на слабо заселённых окраинах империи, да и первое время они вообще пополняли свои армии по добровольному принципу. При этом, как это не удивительно, малочисленные белые отряды, больше похожие на партизан, в первые годы войны, действительно, частенько обращали в бегство более многочисленные красные армии. Но, в конце концов, грубая сила, хорошее снабжение и лучше организованная пропаганда сделали своё дело.

Да, есть ещё один миф - о 14 странах-интервентах, которые якобы изо всех сил душили молодую советскую республику. Так вот, все эти страны-интервенты, кроме, пожалуй, Японии, реально практически не воевали. Да, они захватили десяток стратегически важных портов,вывезли кое-чего, обозначили своё присутствие, да и эвакуировались, как только запахло жареным. Так что войну с Красными вели только плохо вооружённые белые армии.

3. Сформулируйте и запишите в тетради причины победы красных в Гражданской войне.

Причины победы красных в гражданской войне: Подчинение всей жизни общества интересам вооруженной борьбы: политика “военного коммунизма” позволила в тяжелых условиях вести борьбу. Использование противоречий в рядах противника, у которого отсутствовало военное, идейно-политическое и социальное единство.

4. Подготовьте доклады об известных участниках Гражданской войны.

Буденный Семен Михайлович

Советский военачальник, один из первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, кавалер Георгиевского креста всех степеней. Командующий Первой конной армией РККА в годы Гражданской войны, один из ключевых организаторов красной кавалерии, благодаря чему образ его и его соратников, красных казаков Евразии, получил широкое распространение в рамках советской и антисоветской пропаганды, а также многочисленных книг, фильмов и картин. Бойцы Первой конной армии известны под собирательным названием «будёновцы»

5. Организуйте дебаты по теме «Гражданская война в России: была ли она неизбежной».

К сожалению, гражданскую войну в России можно назвать неизбежной. В тот период времени революционная волна захватила всю страну. В такие моменты всегда появляются враждующие между собой лагеря. Иногда их появление можно пресечь и успеть решить все до того момента, как начнутся прямые боестолкновения. Однако в этот раз ситуация вышла из-под контроля, так как все происходило слишком быстро и не было времени на дипломатическое решение проблем.

6. Используя дополнительную литературу и Интернет, найдите материалы о планах стран Антанты по отношению к России во время Гражданской войны. Реальной ли в тот период была угроза потери нашей страной независимости? Как на этот вопрос отвечают разные современные историки и публицисты?

Каждый участник Антанты относился к положению дел в России по разному. Тем не менее, у каждого была общая цель : как можно сильнее ослабить Россию на будущее, побороть коммунистические, зеленые и прочие движения, а затем обратно втянуть в Первую Мировую.

 Рассмотрим конкретно Великобританию. Все Белые движения твердили и верили в то, что они восстановят "Единую и Неделимую", в тоже самое время Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании с декабря 1916 года по октябрь 1922 года, выступая в парламенте, заявил:

«Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании»

Если рассмотреть Японию и Францию - их отношение к гражданской войне не ясно. Однако, можно предположить что Франция просто поплелась за Великобританией, а Япония, под ощущением триумфальной победы над Германией в Азии и России в прошлом предприняла попытку повторить тот самый триумф и аннексировать Дальний Восток.

Тем не менее, Первая Мировая закончилась, Антанта потеряла интерес к России и вывела войска, а Великобритания по каким-то причинам не поддержала своих вчерашних союзников и не позволила спастись многим очень видным сторонникам Белого движения (и не только, из-за решения Георга V, монарха Великобритании в то время, погибла вся царская семья).

 На вопрос "Могла ли Россия потерять независимость" - можно дать твердый ответ, и этот ответ - нет, не могла. Однако, тем не менее, Россия лишилась прежней могущественности и влияния. Все также благодаря британским войскам. В 1919 году английские торпедные катера пробрались в Кронштадтскую гавань и уничтожили несколько крупных кораблей, в том числе были выведены из строя крейсер «Память Азова» и броненосец «Андрей Первозванный». В результате Балтийский флот, который оставался единственной силой, способной противостоять Великобритании в северных морях, потерял боеспособность.

Когда началась Первая Мировая Война - студенты всех гимназий просили провести им ускоренные экзамены, чтобы те могли пойти на фронт и защитить свое государство. Вчерашние ученики, сегодняшние военные - сражались браво и отважно, за государство.

А вот их преемники - дети, участники гражданской войны, сражались уже не столь как за государство, как за жизнь. Антон Гулюк, Антон Харашкевич, Илья Трофимов, Кира Башкирова, Харинтон Жук (самый младший из списка), Коля Зуев, Владимир Соколов (последние два точно воевали за Белое Движение), Иван Казаков и Антон Пшеводский, Иван Егоров - это имена детей, повидавших войну. Увы, сведений о их подвигах очень и очень мало, однако сам факт что были юные солдаты - факт.

Материал для самостоятельной работы

Каковы были особенности установления советской власти на окраинах бывшей Российской империи? Какие новые государства там возникли?

На окраинах страны Советская власть продвигалась трудно. В Прибалтике, Финляндии, на Украине и на Кавказе сильны были националистические и сепаратистские настроения, здесь немалая часть народа мечтала не о социализме, а о создании собственных государств. В Средней Азии сильны позиции родовой знати и исламского духовенства. В Сибири и на Дальнем Востоке рабочий класс малочисленен, а крестьянство в целом жило здесь лучше и богаче, чем в других регионах страны. В казачьих районах идеи коммунизма вызывали массовое отторжение. Поэтому социальная база большевиков на окраинах была слабее, что создавало дополнительные трудности для продвижения Советской власти.

Выясните происхождение этого слова.

Происходит от узб. басмачи, от басма «налет» + суф. -чи. Слово заимствовано в эпоху гражданской войны в Средней Азии; суфф. -чи воспринят русскими как показатель мн. ч., откуда новая форма ед. ч. басмач.

Почему большинство населения Украины не поддерживало национальные правительства?

1. Какое влияние оказали германские оккупационные власти на создание на территории бывшей Российской империи национальных государств?

Еще в годы Первой Мировой Войны германская разведка активно общалась с представителями западных частей Российской Империи, давно одержимых идеей создания независимых государств на территориях Польши, Украины и Прибалтики. До этого германская поддержка сводилась к денежной помощи в обмен на шпионаж, однако после отречения Николая II и Февральской Революции роль Империи на восточном фронте заметно поубавилась, и немецкая армия, заняв эти территории, активно помогала национальным движениям прийти к власти, присматривая за порядком в новообразованных странах. Во власти на Украине пришел Скоропадский, в Польше - Пилсудский, а Прибалтика поделилась на несколько независимых государств - Латвию, Литву и Эстонию

2. Как развивались события в Закавказье?

Февральскую революцию 1917 года встретили в Азербайджане, как и по всему Кавказу, восторженно. Повсеместно проходили митинги и собрания, приветствовавшие свержение самодержавия.

Стремясь сохранить старый государственный аппарат и предупредить возможные массовые выступления, наместник царя на Кавказе Н. Романов поспешил признать Временный Комитет Государственной Думы. 22 марта 1917 года Временным правительством для управления Закавказьем (т.е. Южным Кавказом) был создан Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ), состоявший из депутатов Государственной Думы от данного региона. В состав этого органа вошли: В. Харламов (председатель), М. Джафаров, М. Пападжанов, А. Чхенкели и К. Абашидзе.

ОЗАКОМ был органом власти крупной буржуазии и не пользовался достаточным авторитетом на Кавказе. Этот комитет вынужден был делить власть на местах с различными национальными комитетами и организациями, среди которых была и партия «Мусават». 29 марта был создан Временный Комитет Бакинских мусульманских общественных организаций, председателем

3. Объясните термин «федерация». Как складывалась советская федерация? Каковы были принципы её устройства?

Слово "федерация" образовано от латинского слова, означающего "объединение, союз".

Форма государственного устройства, при котором отдельные регионы (субъекты федерации) могут иметь определенную самостоятельность. У них могут быть  свои конституции, парламенты, суды. Но во всей федерации действует положения, которые едины для всех субъектов: конституция, органы государственной власти, гражданство, валюта, язык.

После гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовался ряд государств, которые были хоть и формально, но все же независимыми: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская федерация ( Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР ). Объединение этих государств было экономически выгодно. Также была цель утвердить советскую власть в этих регионах.

4. Как проходило установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике?

Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. В ноябре 1918 г. Немецкие войска были изгнаны из Прибалтики. Здесь были провозглашены советские республики.31 декабря 1918 г. было создано рабоче-крестьянское правительство в Минске и 1 января провозглашена БССР. Несмотря на помощь России советская власть в Прибалтике продержалась недолго–здесь при помощи Запада были реставрированы буржуазные республики. Части Латышской стрелковой дивизии в походе.

5. Какие советские социалистические республики были образованы на территории Закавказья? Какие политические силы встали во главе республик?

6. Какие цели преследовало басмаческое движение? Как советская власть боролась с басмачеством?

Первые значительные очаги этого движения возникли после разгрома в 1918 г. большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания — на территориях современных Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии, ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков. Крупные организованные вооружённые отряды представителей этого движения именовались в советских средствах массовой информации как басмачи́. Сами себя участники этих вооружённых формирований называли моджахедами, то есть участниками джихада — священной войны мусульман против неверных, то есть немусульман.

2. Покажите на карте вновь образованные на территории Российской империи национальные государства, национальные автономные республики и области.

Какие планы по отношению к национальным окраинам бывшей Российской империи выдвигали правящие круги США?

1. Сравните процесс установления советской власти на разных окраинах России. Выделите основные отличия национально-государственных образований.

2. Выпишите в тетрадь названия народов, которые вам встретились в тексте. Подумайте, какое значение для этих народов имел опыт национальной независимости.

Названия народов, которые встретились в тексте материалов для самостоятельной работы: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, греки, армяне, евреи, караимы, турки, ногайцы, казахи.

Для этих народов взаимное влияние на культуру друг друга имеет большое значение. Происходит взаимное обогащение культур, развитие хозяйства и государства.

3. Используя дополнительные материалы, выясните, какие привилегии получали территории, приобретавшие в рамках советской федерации статус автономных.

4. Используя дополнительные материалы, выясните, каким образом процессы самоопределения отразились на национальном самосознании народов бывшей Российской империи. Напишите эссе на примере одного из народов.

5. С помощью дополнительной литературы, Интернета выясните, каков современный статус территорий, о которых идёт речь в материалах учебника.

В военном деле 15-16 веков были следующие изменения:

  • была построена крепость Свияжск для взятия Казани. Также строились другие каменные крепости в Москве, Смоленске, в Зарайске.
  • Была развита артиллерия и инженерное дело.
  • Появилась пехота. Сначала было шесть полков по 500 человек. Они пользовались огнестрельным оружием.

 

6. Подготовьте электронную презентацию «Становление Советской Федерации в 1918—1920 гг.». Используйте краеведческий материал (в группе).

Смотрите также: