ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский §12. Реформы Александра I









1. Какие новые понятия появились в сфере государственного управления и социальной сфере в царствование Александра II?

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды

2*. Как характеризуют личность будущего императора строки из письма к жене: «Но когда же придёт мой черёд, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы постепенно создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я... удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им»?

По школьной истории: это письмо показывает, что Александр был полон либеральных идей, которые хотел осуществить. По реальной: что можно сказать о человеке - убийце своего отца? Конечно, он очень переживал по этому поводу на протяжении всей жизни, убийства он не хотел. Да и в поговаривают, что он не умер, а ушел жить скитальцем-старцем

 

3. Какую роль в истории российского реформаторства сыграл Негласный комитет?

При Александре 1 действовал неофициальный совещательный орган, состоящий из друзей правителя, Негласный комитет. Данный орган способствовал проведению прогрессивных либеральных реформ в разных сферах жизни общества. Соратники Александра 1 содействовали его инициативам. Под эгидой Негласного комитета было проведено множество реформ в налоговой, крестьянской, военной, образовательной деятельности. Указ о вольных хлебопашцах стал важным шагом на пути к освобождению крестьян. Но многие помещики отказались это делать за выкуп. Реформы свидетельствуют о либеральной политике первого этапа правления.

4. Нарисуйте схему центральных и местных органов управления после реформы государственного управления, проведённой Александром I. Укажите достоинства вновь созданных и реформированных органов. Было ли поколеблено этими нововведениями самодержавие?

По реформе:

• Совет при высочайшем дворе был заменен на Непременный совет, который потом стал Государственным советом (состоял из 1 общего собрания и 4х департаментов: военного, по гражданским делам, духовным и по законам)

• Государственная канцелярия во главе со Сперанским организовывала деятельность Государственного совета

• Сенат становился верховным органом

• Святейший Синод теперь возглавлял обер-прокурор, а не священнослужитель

• Были учреждены министерства (иностранных дел, морских сил, внутренних дел, военно сухопутных сил, юстиций, финансов, коммерции, народного просвещения.

• Министр решал вопрос и был ответственнен перед императором

По проекту Сперанского:

• Власть делилась на 3 ветви: законодательную (Гос Совет, губернские и прочие думы), исполнительную (министерства и так далее), судебную (Сенат и суды)

• Общество делилось на сословия: дворяне имели все гражданские права и политические (нет обязанностей), сословие среднего состояния (купцы, государственные крестьяне и мещане) имели только гражданские права (могли иметь собственность, учиться, свободно передвигаться и выступать в суде, защищая себя), рабочий народ имеет общие гражданские права (свобода личности).

В целом, реформа кажется полностью положительной и все достоинства перечисленны выше.

Да, реформа немного взбудоражила самодержавие, но не поколебило: 1) реформа установила и организовала только законодательную и исполнительную ветви, судебная же осталась нетронутой. 2) император оставался выше всех. 3) положение дворян осталось неизменным.

 

5. Сравните план М. М. Сперанского, основные идеи «Записки о древней и новой России» Н. М. Карамзина, результаты реформы государственного управления. Сделайте вывод.

6. О каком указе современными историками было сказано: «Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил вековую монополию дворянства»? Оцените соответствие замыслов законодателя российской реальности.

7. Проанализируйте положения и дайте оценку указа о «вольных хлебопашцах». Почему по этому указу в царствование Александра I было заключено только 160 сделок?

Указ желал лучшего т.к. отпустить крестьян за плату можно было лишь по желанию помещика.

8. В 1809 г. Александр I отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, в 1816 г. ликвидировал крепостное право в Эстляндской губернии, в 1817 г. — в Курляндии, в 1819 г. — в Лифляндии. В 1822 г. он же утвердил положение Сената, снова разрешавшее помещикам ссылать крестьян в Сибирь. О каких явлениях свидетельствуют приведённые факты?

Александр 1 стремился отменить крепостное право,но делал он это неумело т.к. если разрушить одну конструкцию(отменить крепостное право) порушится и вся крепость(нарушится работа и функции Сената)

9. Каково значение реформы образования Александра I?

Проведение реформы образования позволило значительно увеличить количество и качество учебных заведений, что привело к повышению уровня культуры общества. Было положено начало высшему специальному образованию. Расширена система военного образования, преимущественно через кадетские корпуса — закрытые средние военные учебные заведения для детей дворян. Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.

10*. Сравните планы Александра I до восшествия на престол (см. задание 2) и его реформаторскую деятельность. Как вы думаете, почему последняя оказалась гораздо более ограниченной?

Учителем Ал.I был Лагарп, а нам, как известно, он был сторонником либерализма. После чего и говорил маленькому Саше, что правильно, что нет, тем самым настраивая его против самодержавия.

Напомню, что либерализм - объединение, соединяющее людей, которые боролись за права человека, т.е. за свободу. (Мягко говоря, они презирали позорная пятно крепостничества).

Так вот, после того, как Ал.I вступил на свой пост, он сразу же решил провести эти реформы.

Но не так то и легко, просто взять и отменить крепостное право. Ведь мы забыли про очень важное сословие - помещики. Ведь, если произойдёт отмена крепостного права, то произойдёт дворцовый переворот. А, отца Ал.I убили из-за этого.

Как обычный молодой человек, он не захотел умирать в столь раннем возрасте, побоялся смерти, помещиков. Поэтому был открыт только Государственный совет в 1810.

И никакие идеи либерализма так и не были проведены.

 

Смотрите также: