ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский параграф 21









1. Дайте объяснение понятиям и терминам: земское собрание, земская управа, курия, гласные, мировой суд, коронный суд, судебная палата, кассация, присяжный поверенный, присяжный заседатель, классические гимназии, реальные гимназии.

Земские собрания — земские собрания — уездные и губернские, распорядительные органы земства в России, состояли из гласных. Утверждали раскладку земских повинностей, отчеты земских управ, ходатайства перед правительством.

Земская управа - губернские и уездные исполнительные органы земского самоуправления.

Курия - особый разряд избирателей, класс или группа населения, выбирающая своих депутатов в представительные органы отдельно от других классов.

Гласные — выборные члены уездных и губернских земских собраний, городских дум в Российской империи

Мировой суд - низшее звено судебной системы. 

Коронный суд - суд для рассмотрения важных дел, выходящих за компетенцию мирового судьи.

Судебная Палата — судебный орган в России в 1864-1917.

Кассация - Способ обжалования и пересмотра высшим судом не вступивших в законную силу судебных решений и приговоров.

Присяжный поверенный - адвокат в Российской империи при окружном суде или судебной палате. Звание существовало в период с 1864 и по 1917 год.

Присяжные заседатели — это судьи-непрофессионалы, обычные граждане, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей.

Классические гимназии – это «элитные» образовательные учреждения, предназначенные для особо одаренных детей, основной целью которых является подготовка к дальнейшему поступлению и обучению в вузе.

Реальная гимназия в России, среднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и вместо классических (греческий и латынь) изучались живые иностранные языки.

2. О чём свидетельствует многообразие и комплексность проводимых реформ? Какие стороны общественной жизни и почему не были затронуты преобразованиями?

3. Объясните, как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было утверждено императором 1 января 1864 г. и через семь дней опубликовано для всеобщего сведения. 25 мая 1864 г. были утверждены «Правила о порядке приведения в действие «Положения о земских учреждениях». Нормы, содержащиеся в этих документах, составили основу земского избирательного права.

Ведению земских учреждений подлежали дела местного хозяйства, в частности, «устройство и содержание» зданий, сооружений и путей сообщения, «меры обеспечения народного продовольствия», заведование благотворительными учреждениями, развитие местной торговли и промышленности, «попечение о народном образовании», медицинская помощь населению, развитие взаимного страхования, а также другие, в том числе, «производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений» (4).  

Выборы в земские учреждения проводились по куриальной системе, использовавшейся еще при избрании органов городского самоуправления, а еще раньше — при избрании состава Земского собора по разрядам, «по чинам», по сословным группам.

Земские гласные (депутаты) в уездные земские собрания избирались от трех курий: от уездных землевладельцев, от городских обществ, от сельских обществ. Сами выборы происходили на съездах уездных землевладельцев, городских избирателей и на съездах выборных от сельских обществ. В самом общем виде можно сказать, что избирателями могли быть мужчины не моложе 25 лет. Но нельзя не сказать отдельно о многочисленных нюансах, которые следует обязательно учитывать, чтобы картина была максимально полной.

Так, женщины, располагавшие необходимым имущественным цензом в качестве землевладелиц или владельцев городской недвижимости, могли уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятьев и родных братьев. Причём эти уполномоченные мужчины не должны были обязательно обладать необходимым имущественным цензом. Таким мужчинам — родственникам состоятельных женщин — достаточно было достичь 25 лет от роду, не находиться под уголовным следствием или судом, не быть опороченным по суду или общественному приговору, а также не быть иностранным подданным.

Для участия в выборах своих родственников-мужчин женщины-верители составляли доверенность на гербовой бумаге. Доверенность подписывали два свидетеля, подпись верителя удостоверялась полицией, ближайшим начальством или мировым посредником (позже — мировым судьей). Лица, явившиеся на избирательный съезд с доверенностями, писанными на простой бумаге, допускались к участию в съезде не раньше, чем после уплаты гербовой пошлины.

Сыновья, не отделившиеся от своих отцов и по общему правилу не участвовавшие в голосовании, могли участвовать в выборах по уполномочию своих отцов. Предусматривалась возможность участия в выборах арендаторов земли, если лицо, у которого земля арендуется, само не могло лично присутствовать на уездном избирательном съезде и передавало свой голос арендатору. Но при этом арендатор мог получить такое право участия лишь в том случае, если участок земли арендовался по законному контракту, заключенному не менее чем на шесть лет, за два года до выборов и если до истечения контракта оставалось не менее трех лет. Таким образом, картина индивидуального избирательного права была достаточно сложной, пестрой и вполне отражала ситуацию в российском обществе.

В избирательных съездах участвовали поверенные от богоугодных, благотворительных, учебных и других учреждений, от обществ, кампаний и товариществ, владеющих недвижимым имуществом в размерах, дающих право на участие в земских выборах. Размеры пространства земли, достаточного для участия в выборах, применительно к каждому конкретному уезду определялись специальным документом. Другое недвижимое имущество, владение которым позволяло участвовать в избирательном съезде, должно было оцениваться не менее чем в 15 тыс. рублей. Такую же стоимость должно было иметь промышленное и хозяйственное заведение претендента на активное избирательное право по первой курии.

 

4. Составьте схему местного управления после проведения земской и городской реформ.

5. Дайте оценку роли земства в обществе. Свою точку зрения аргументируйте. Почему губернская администрация всячески препятствовала земской активности?

Роль земств в общественной жизни должна была быть огромной, а именно на них возлагалось практически все:

1)      Содержание зданий, сооружений, железных дорог в надлежащем порядке.

2)      Забота о продовольствии (продуктах питания)

3)      Все благотворительные заведения и церкви теперь были на содержании и попечении земств.

4)      Земства должны были бороться с нищенством

5)      Отвечали за местную торговлю и промышленность.

6)      Должны были заботиться о здоровье и условиях существования, заключенных в тюрьмах.

Иными словами, земства теперь контролировали все отрасли народного хозяйства и отвечали за них перед государством.

 

6. Какие нововведения появились в российском суде? Дайте оценку этим нововведениям с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности.

Судебная реформа Александра II — реформа судопроизводства, объявленная Александром II 20 ноября 1864 года. В российской историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути модернизации Российской империи. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов) . Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

7. Покажите различия мирового и коронного судов.

Мировой суд - это первая инстанция судебных разбирательств во многих государствах. В данном суде рассматривают всевозможные уголовные и гражданские дела, также подлежат рассмотрению дела административных правонарушений.
Коронный суд - суд для рассмотрения важных дел, выходящих за компетенцию мирового судьи. Может заседать как с присяжными, так и без присяжных.

8. Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы 1864 г.

 

9. Назовите мероприятия военной реформы и дайте им оценку.

Создание вольного казачества, казаческих поселений, сократили срок службы в армии по призыву до 6 лет

10. Какие изменения произошли в системе просвещения?

Изменения в области образования и просвещения в начале 20 века:

1)      С 1900-1915 годы – увеличились государственные расходы на народное образование (более, чем в пять раз);

2)      Городские школы и сельские школы постепенно вытесняли церковно-приходские;

3)      Число гимназий и реальных училищ росло;

4)      Основной упор в гимназиях теперь делался на изучение естественно – математических предметов, т.к. нужны были технические специалисты;

5)      После окончания реального училища появилась возможность поступать в высшие технические учебные заведения;

6)      Если выпускник реального училища пожелал сдать дополнительный экзамен по латинскому языку, то он мог быть зачислен на физико-математический или медицинский факультет университета;

7)      Создавались и коммерческие училища, там тоже давали общеобразовательные знания и спец. предметы. Отличие коммерческих училищ от государственных гимназий заключалось в том, что обучение здесь было совместным: девушки и юноши учились вместе;

8)      С каждым днем росло количество технических ВУЗов;

9)      Открывались педагогические институты и женские курсы.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство хорошо вложилось в образование. Теперь учиться могли все, а не только студенты, принадлежащие к дворянскому сословию, как было ранее. Все эти изменения в сфере просвещения были вызваны высокими требованиями модернизации, стране необходимы были квалифицированные специалисты технических профессий.

 

11*. Используя «Судебные уставы» 1864 г., проведите судебный процесс, в ходе которого подвергните разбирательству реформы 60—70-х гг. XIX в. — земскую, городскую, военную, финансовую, в области просвещения и цензуры. Предоставьте возможность присяжным заседателям оценить соответствие реформ принципам гражданского общества и правового государства.

Смотрите также: