ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский параграф 24









1. Дайте объяснение понятиям и терминам: контрреформы, земский начальник, циркуляр о «кухаркиных детях», марксизм, земский либерализм.

Контрреформа - Система мероприятий, направленных против реформы.
Марксизм - Идеи, понятия и теории, ставшие основой учения, известного как марксизм, были сформулированы Карлом Марксом (Marx) и Фридрихом Энгельсом (Engels) (они сами называли это учение научным социализмом). Взаимосвязь марксизма и социализма.

2. Как характеризуют политические взгляды Александра III манифест «О незыблемости самодержавия» и высказывание на заседании Совета министров 8 марта 1881 г. при обсуждении проекта М. Т. Лорис-Меликова: «Слава Богу, этот преступный шаг к конституции не был сделан»?

А характеризует этот манифест императора так, как консерватора. Александр lll, анализируя деятельность своего отца Александра ll, а именно его ослабление в государстве, а именно Автономию для университетов, некую автономию в судопроизводстве, пришел к выводу о том, что эти же реформы его и погубили, потому как: Университеты стали местом для собраний народников, раз из деревень их в шею гнали. В суде, дело выиграла народница, которая расстреляла на главной площади полицейского. А уж сколько покушений было совершенно народниками на Александра ll? Когда Александр lll узнал о убийстве своего отца, он с такой силой стал ненавидеть этих террористов, народников, что и словами нельзя передать, только если без цензуры. Преимущественно против них он и направил свою внутреннюю политику. Отменил автономию Университетов, Судов, издал указ о кухаркиных детях, по которому дети прачек, крестьян и прочих низких сословий теперь ни коем образом не смогли бы пробиться куда-то выше своего положения. Александр lll дал понять своими действиями, что сейчас, на данный конец 19-го века, он - император, и император ни коем образом не желает отдать или хотя бы ослабить свою власть.

3. Проанализируйте действия Александра III по нейтрализации реформ 60—70-х гг. XIX в. Заполните таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.».

4*. А. А. Корнилов писал: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта, проведённая ими в русской жизни между дореформенной и пореформенной эпохой, стала непроходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к её прежнему, дореформенному положению». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Подтвердите её фактическими данными или опровергните.

Согласен. Обратного пути после петровских преобразований не было, так как выбор пути развития страны был за элитой, а ее новшества устраивали. Например, "верховники" в 1730 пытались ограничить самодержавие (кондиции), но не вернуться в допетровский период, ведь это предполагало бы отказ не только от внешних форм (костюм), но и от европейских армии и флота, от Сената, Академии Наук. Символом реформ стала новая столица-порт, которую так же вернуть в Москву не удалось, хотя Петр II в 1728 и пытался. 

5. Систематизируйте информацию по теме «Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.». Составьте схему, включив в неё различные группы и течения.

6. Какие изменения происходили в 1880-х — начале 1890-х гг. XIX в.: а) в либеральном движении; б) в народническом движении?

7*. Сравните идеи марксистов и революционных народников. Выскажите своё мнение о том, насколько точно оба направления отражали расстановку социально-политических сил и перспективы развития России.

Движущей силой марксистов были рабочие, за народников же выступали крестьяне. Разные были методы борьбы. Марксисты внедряли идеи социализма с помощью революционных методов или за счет отстаивания своих прав рабочими. Народники действовали с помощью пропаганды идеологии, создания тайных организаций, обществ. Также они вели политику террора, направленную на определенных людей, находящих у власти, в правительстве (например, использовали покушения).

8*. Подготовьте и разыграйте один из диалогов: между революционным народником 1870-х гг. и либеральным народником 1880-х гг.; между марксистом и революционным народником; между марксистом и деятелем земского либерального движения.

Смотрите также: