ГДЗ по истории России 10 класс Павленко, Андреев § 8. Создание державы









1. Расскажите о ходе формирования территории единого Русского государства в годы правления Ивана III и Василия III. В чем заключается отличие этого периода собирания земель от предшествующего?

1) При Иване 3м состоялась битва на р.Угре (1480г) с татаро - монголами во главе с ханом Ахматом. Ее последствием стало полное освобождение Руси от Орды.

2) В 1471 г. состоялась битва на р. Шелони с новгородцами. В 1478 г. боярская Новгородская республика перестала существовать, поскольку Иван 3й вывез вечевой колокол из город и насильно присоединил Новгород.

3) В 1485 г. такую же учесть, что и  Новгород, постигла Тверь.

В этом же году Иван 3й объявляет себя "государем всея Руси".

  Василий 3й.

1) Подобно отцу вывез вечевой колокол из Пскова в 1510 г.

2) В 1514 г. присоединяет Смоленск.

3) В 1521 присоединяется Рязань.

 

2. В чем значение «угорского стояния»? Какие уроки извлек великий князь из событий 1480 г.?

В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:
- согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
- отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
- удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

3. Как формировалась политическая самодержавная доктрина? На какие ценности она опиралась, какие цели преследовала?

Основные положения государственной доктрины были разработаны в конце XV — середине XVI в. В соответствии с духом времени она была пронизана религиозным восприятием мира. Важным ее элементом стала идея преемственности мировых христианских империй. Московские интеллектуалы возводили власть государей к византийским императорам. Даже сами символы власти в их интерпретации были присланы киевским князьям из Константинополя: Владимир Мономах, «прародитель» московских князей, получил драгоценные регалии от своего деда, императора Константина Мономаха. Напомним, что выдаваемая за шапку Мономаха великокняжеская корона была сделана на Востоке. Исследователи предполагают, что она оказалась в великокняжеской казне при Иване Калите, получившем ее как дар от хана Узбека. Эта «подмена» имеет символический смысл: пытавшаяся облачиться в пышные византийские одеяния великокняжеская власть на самом деле переняла многие черты восточной деспотической власти, ставшей привычной на Руси за долгие десятилетия ордынского владычества.

4. Как в изменении титула великого князя отражались его политические претензии?

Рядом с московским великим князем, принявшим титул государя всея Руси, стояли подчиненные ему подданные-князья, наделенные в своих владениях долей власти. Не случайно церковный писатель Иосиф Волоцкий называл Василия III «всея Русский земля государем государь». То была точная фиксация сложившихся реалий: под высокой рукой московского государя продолжали властвовать над своими подданными «государи» рангом ниже. Иными словами, до подлинного единства было далеко. Его предстояло создать, полагаясь не только на ход самой жизни с ее развитием городов, хозяйства, торговли, социальных отношений, но и прилагая целенаправленные усилия.

5. Что такое автокефалия? Как ее достижение сказалось на положении Русской православной церкви?

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от греч. αὐτός, «сам» + греч. κεφαλή, «голова» ) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно независимая поместная церковь, во главе которой стоит епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.

6. Как складывались отношения светских и церковных властей?

Поскольку церковь в течение всего своего существования претендовала на власть над принадлежащими к ней мирянами (и чаще всего такой властью обладала) , то вопрос отношения церкви и клира со светскими властями и государством являлся причиной множества споров и, зачастую, войн.

На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями:
Примат светской власти над духовной (Цезаропапизм) , существовавший в Византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой) : он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. Такое положение возникло в Восточной Римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством) , в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. Окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора Юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора».
Примат духовной власти над светской (Папацезаризм) , то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях Западной Римской империи после её распада. Впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом Аврелием Августином в его труде «О граде божием» (лат. «De civitate Dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами Рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства Римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы Геласия I императору Анастасию I, получившем название по своему началу «Duo Sunt». В этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.

Смотрите также: