ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 23









Каким образом влияло на выбор путей развития стран Азии и Африки противостояние двух сверхдержав - США и СССР?

Назовите три этапа в изменении соотношений сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе в экономической области. 

Какова роль Вьетнама в развитии ситуации в Индокитае, каким странам Вьетнам смог дать отпор? 

Покажите на карте страны мировой социалистической системы. 

Объясните, почему список наименее развитых стран мира почти не изменился за 
последние более чем сорок лет. 


 

1. Назовите этапы деколонизации после Второй мировой войны.

Причины деколонизации:

1 Ослабление метрополий после Второй мировой войны  2.Рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов).    3.Развертывание массового национально-освободительного движения  4.Отрицательное отношение к колониализму общественного мнения в  странах-метрополиях  и мировой  общественности  «Холодная война», отрицательное отношение к колониализму ведущих стран мира США и СССР

Этапы:

На первом этапе(1943-1956 гг) процесс деколонизации охватил главным образом Азию и Северную Африку.На первом этапе колонизаторы пытались сохранить под своей властью значительную часть владений.

 На втором этапе (Конец50-х-60-е годы) процесс деколонизации охватил в основном Африку. В 1957 г. Англия предоставила независимость Гане, Малайзии, а в 1958 г. - Гвинее.

Во время третьего этапа (70-егода) упала последняя старейшая колониальная империя - португальская.

 

2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки? На какие страны они ориентировались и почему?

Пути развития – капиталистический и социалистический. В 1950-60-е гг. большинство стран выбрало социалистический путь развития. В Африке в результате и внутриафриканскими межгосударственными, расовыми и межплеменными конфликтами. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. А последствия применения опыта «реального социализма» оказались отрицательными.

 

3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Покажите их на карте.

Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусулъманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последнюю четверть XX в. превратился в мощную мировую экономическую силу с центром в Японии. Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Южная Корея («молодые тигры») совершили скачок в экономическом развитии. Объяснение этому можно найти в конфуцианской традиции и культуре. И еще одно — примером для региона стала Япония, в которой в послевоенный период были проведены преобразования.

Мусульманский мир — обширная по территории зона влияния ислама, одной из великих религий. Регион охватывает североафриканское Средиземноморье (страны Магриба), Ближний Восток, страны Среднего Востока (Иран, Пакистан, Афганистан) и частично Юго-Восточную Азию. В этом регионе определились две основные модели взаимодействия внешних влияний и исламской традиции. Первая модель. Ее особенность в том, что традиционные исламские структуры, испытывая воздействие европейской цивилизации, вынуждены приспосабливаться. Длительный процесс модернизации политических институтов и экономики характерен для Египта и Турции, ряда стран Магриба и Леванта (страны «светского ислама»).

Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.

 

4. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.

Мусульманский мир — обширная по территории зона влияния ислама, одной из великих религий. Регион охватывает североафриканское Средиземноморье (страны Магриба), Ближний Восток, страны Среднего Востока (Иран, Пакистан, Афганистан) и частично Юго-Восточную Азию. В этом регионе определились две основные модели взаимодействия внешних влияний и исламской традиции. Первая модель. Ее особенность в том, что традиционные исламские структуры, испытывая воздействие европейской цивилизации, вынуждены приспосабливаться. Длительный процесс модернизации политических институтов и экономики характерен для Египта и Турции, ряда стран Магриба и Леванта (страны «светского ислама»).

Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.

 

5. Какие страны и стороны противостояли друг другу в Индокитае? Какие цели они преследовали?

Испания, Франция, Англия. 16-18 веках - Англия. В экономический целях: нужны были ресурсы и рабочая сила. Люди всегда были жадны до новых завоеваний и различных богатств, европейцев данный порок стороной не обошёл тоже. Одним из их благочестивых мечтаний было покорение далёкой Индии. В то время, еще до открытия европейцами Индии, в самой Европе происходил упадок: общее истощение ресурсов, рост безработицы и бедности, рост налогов и сокращение жизненного пространства. Тогда и пошли слухи о несметно богатой индийской земле. Люди верили, что Индия настолько богата, что золото там лежит повсюду, пряностям (которые тогда были едва не дороже золота) нет числа, а драгоценными камнями вымощены все дороги. Именно поэтому каждый европеец мечтал найти эти земли и овладеть богатствами. Восточная страна не оправдала надежды Европейцев. Там также царило нищенство. Индия не могла противостоять натиску Европы тоже из-за нищеты и огромного количества бездомных.

 

6. На какой период приходятся попытки построения социализма в странах Африки и Азии?

 

7. В какие годы в странах Африки и Азии начался процесс демократизации?

Начавшись в странах Южной Европы, с конца 1970-х и на протяжении 1980-х гг. волна демократизации перемещается в Латинскую Америку, Азию и Африку. В 1980 г. после 20 лет военной диктатуры в Перу произошла реставрация демократически выбранного правительства. Война за Мальвинские острова привела к падению военной хунты в Аргентине и приходу к власти демократически избранного президента. За Аргентиной в 1983 г. последовал Уругвай, а в 1984 г. — Бразилия. К концу десятилетия диктатуры А. Стресснера в Парагвае и А. Пиночета в Чили уступили место избранным властям. В начале 1990-х гг. Сандинистское правительство Никарагуа уступило место демократическому правительству Виолетты Чаморро.

1. Объясните, почему, по вашему мнению, разрыв между развитыми государствами и бедными странами только увеличивается в последние десятилетия. 
2. Прокомментируйте и обсудите точку зрения, согласно которой бедность многих 
стран в истории всегда была нормой, необычным было богатство отдельных стран. Согласны ли вы с таким мнением? Можно ли преодолеть отсталость? 

 

Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия.

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности

С чем связаны особенности развития мусульманских стран? 

Какую роль в Иране играет шиитское духовенство после Исламской революции 
1979 г.? 

В чём главные отличия политики Г Насера от политики А. Садата? 

В чём состояли главные отличия демократического режима от режима «направляемой демократии»? 

1. Какие общие проблемы встают перед современными странами Востока 
независимо от моделей их развития?

Бангладэш - перенаселение
Китай - загрязнение окружающей среды
Япония - перенаселение, недостаток ресурсов
Индия - классовое расслоение
Таджикистан - мало работы
КНДР - санкции Запада

2. В результате каких действий против Ирана были введены международные санкции и почему они были сняты?

3. Почему сторонники возвращения к традициям одержали верх в борьбе против шахского режима в Иране?

4. Какие силы выступили вместе в революции января - февраля 2011 г. в Египте?

5. Сторонники каких идей противостояли друг другу после 
революции января - февраля 2011 г в Египте?

6. Что общего в политике Насера и Ас-Сиси, почему семья Насера поддержала его на выборах 2014 г.?

7. Почему демократический режим не смог утвердиться в Индонезии в 1945-195 7 гг.? 
8. Сравните режимы «направляемой демократии» и «нового порядка». Выделите 
их общие и особенные черты.

9. Какие реформы были проведены после падения режима Сухарто в 1998 г в Индонезии?

10. В чём главное отличие умеренного ислама от радикального фундаменталистского ислама?

1. Проанализируйте названия трёх культурно-цивилизационных зон стран 
Востока и назовите критерии, которые лежат в основе их определения.

2. Опишите роль армии в истории Турции и Египта, против каких сил она выступала? Сравните роль армии в этих странах с ролью военных в истории Латинской Америки. Выделите общее и различное.

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Роль армии в современной истории стран 
Востока».

4. Сравните исторические пути двух или нескольких мусульманских стран 
(Турции, Ирана, Египта, Индонезии). Выскажите своё мнение об особенностях их 
развития. Найдите общее в их историческом пути. 

Смотрите также: