ГДЗ по истории 10 класс учебник Начало XX - начало XXI века Волобуев параграф 7-8









1. Кто и почему выступил против большевиков весной—летом 1918 г.?

Против большевиков выступали зажиточные крестьяне, представители буржуазии, дворянство – все сословия, которые ранее считались привилегированными. Связано это было с тем, что большевики выступали за равенство всех, уравниловку во всем, построение социализма. Это все предполагало, что буржуазия может лишиться своих капиталов, дворянство – привилегий, которыми оно пользовалось. Большевиков поддерживали простые крестьяне, рабочие, потому что их программа удовлетворяла все их интересы.

2. Раскройте причины начала полномасштабной Гражданской войны.

Причины начала Гражданской войны нужно искать в Октябрьской революции 1917-го года. Дело в том, что большая часть российского общества была против, в результате чего и началась гражданская война. Кто-то смог выехать за границу, но не все могли или хотели покидать Родину, поэтому стали с оружием в руках бороться против новой власти.

1. Чем объяснялась острая нехватка продовольствия в городах весной 1918 г.? Как большевики попытались решить эту проблему?

Нарушение процесса торговли между городом и деревней теснее весной 1918 г. принудило Советское правительство приступить к новенькому тесту: организации прямого размена продуктами и компромиссу с кооперативами. Начиная с лета 1918 г. и в следующий период штатская война очень обострила эту делему, а в неком смысле и упростила ее, принудив правительство сконцентрировать свои усилия на более насущных и простых нуждах. Период военного коммунизма характеризуется несколькими верно выраженными характерными чертами в области торговли и распределения: безграничное внедрение способов изъятия заместо размена с целью получения продовольствия, в котором остро нуждалось государство; дальнейшее развитие естественного размена; обширное внедрение твердых цен и рассредотачивание продуктов в виде пайков; приспособление кооперативов к русской системе в качестве главного прибора сбора и рассредотачивания товаров кормления и рост quot;черного базараquot;, существовавшего бок о бок с официальными каналами торговли в окончательном счете превзошедшего их как по своим масштабам, так и по значимости.

2. Охарактеризуйте особенности политики военного коммунизма.

Централизация управления экономикой, система ВСНХ ( Высший совет народного хозяйства), главков.

Национализация промышленности, банков и земли, ликвидация частной собственности. Процесс национализации собственности в период гражданской войны носил название «экспроприация».

Запрет наёмного труда и аренды земли

Продовольственная диктатура. Введение продразвёрстки (декрет СНК январь 1919г)- продовольственной развёрстки. Это государственные мероприятия по выполнению планов сельхоззаготовок: обязательная сдача государству установленной («развёрстанной) нормы продуктов (хлеба и др.)по государственным ценам. Крестьяне могли оставить только минимум продукции для потребления и хозяйственных нужд.

Создание на селе «комитетов бедноты» ( комбедов), которые занимались продразвёрсткой. В городах из рабочих создавались вооружённые продотряды для изъятия хлеба у крестьян.

Попытка введения коллективных хозяйств (колхозов, коммун).

Запрещение частной торговли

Свёртывание товарно-денежных отношений, снабжение продукцией производилось Наркомпродом, отмена оплаты за жильё, отопление и пр., то есть бесплатные коммунальные услуги. Отмена денег.

Уравнительный принцип в распределении материальных благ ( выдавались пайки), натурализация зарплаты, карточная система.

Милитаризация труда (то есть его направленность на военные цели, защиту страны). Всеобщая трудовая повинность (с 1920 г.) Лозунг: «Кто не работает, тот не ест!». Мобилизация населения на проведение работ общегосударственного значения: лесозаготовки, дорожные, строительные и другие работы. Трудовая мобилизация проводилась с 15 до 50 лет и приравнивалась к военной мобилизации.

3. Существовал ли другой способ решения продовольственной проблемы весной 1918 г., кроме установления продовольственной диктатуры? Почему споры о возможности альтернативного пути продолжаются среди историков до настоящего времени?

История становления советского государства была подсвечена не только политическим, но и экономическим террором. В памяти последующих поколений, помимо «раскулачивания», остались продовольственная диктатура и продразверстка – действенные меры обеспечения страны продуктами в условиях жесточайшего экономического коллапса.
Продразверстка – система продовольственных заготовок, при которой каждая область должна сдавать государству зерно и другую сельскохозяйственную продукцию в соответствии с установленными центром нормами. Входила в комплекс мер, декларированных продовольственной диктатурой, наряду с централизацией снабжения и монополией на торговлю хлебом.

1. Благодаря чему (и кому) большевики смогли создать боеспособную Красную армию?

На момент прихода большевиков к власти под их контролем находились территории, где располагались военные склады с продовольствием, оружием, боеприпасами и снаряжением. Изначально содержимое этих складов предназначалось для обеспечения нужд армии и флота на фронтах I Мировой войны.

Вопрос с рекрутами решался благодаря громким лозунгам защиты Отечества и революции. 

Уклонистов и дезертиров ждала жестокая расправа.

Одним из главных организаторов Красной армии является Лев Троцкий, который по возможности привлекал для командования офицеров царской армии.

2. Поставьте себя на место одного из лидеров Белого движения. Каких ошибок вы постарались бы избежать?

1. Объясните причины «малой Гражданской войны» (восстания 1920—1921 гг.) и её отличия от фронтовой войны между красными и белыми.

"Малая гражданская война" — период крестьянских выступлений 1920 — 1921 гг. Одна из наиважнейших причин: Страшный голод, вызванный природными факторами (засуха) и высокие планы по продразверстки. Это вызывало недовольство крестьян, которые стали объединятся в союзы и вести борьбу с властью большевиков.

2. Почему Кронштадтский мятеж столь сильно напугал советское руководство? Почему это выступление было трудно подавить?

3. Охарактеризуйте и объясните эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства. Какую роль эта политика сыграла в победе большевиков в Гражданской войне?

1. Назовите мероприятия большевиков, способствовавшие их победе над белыми.

Особую роль в победе большевиков над белыми сыграла аграрная политика. РКП(б) скорректировала в 1919 г. на VIII съезде свою политику по отношению к среднему крестьянству, подкрепив решение о соглашении с ним рядом военно-организации.

2. Какие действия большевиков в годы Гражданской войны вызывают у вас симпатию, а какие — неприязнь? Почему?

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

2. Дайте характеристику Белого движения (цели, участники, методы борьбы). Кто и почему поддержал и не поддержал белых генералов?

Белая армия, или Белое движение (также используются названия «Белая гвардия» , «Белое дело» ) — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших большевикам в годы Гражданской войны.
Участники движения именуются «белогвардейцами» . К белогвардейцам не относят анархистов (Махно) и так называемых «зелёных» , которые воевали и против «красных» , и против «белых» , и националистические вооружённые формирования, создававшиеся на территории бывшей Российской империи с целью завоевания самостоятельности тех или иных национальных территорий.
Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка. «Белыми» их стали называть большевики, чтобы связать их в сознании масс с прежней монархистской Россией ([1]) — сами сторонники белого движения называли себя иначе, например, добровольцами или Русской армией. По окончании Гражданской войны разрозненные группы бежавших за границу участников Белого движения, совершавших нападения на приграничные районы Советской России, именовали «белобандитами» . При именовании иностранных вооружённых подразделений, оказывавших поддержку белогвардейским войскам или действовавших самостоятельно против советских войск, также использовался корень «бело-»: «белочехи» , «белофинны» , «белополяки» , «белоэстонцы» .
Основа Белого движения — офицерство старой Русской армии; руководство — представители старого генералитета: Л. Г. Корнилов, М. А. Алексеев, А. И. Деникин, А. В. Колчак, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель и другие.

3. Почему эсеры, меньшевики и многие национальные лидеры в 1919 г., несмотря на отрицательное отношение к большевикам, выступили против Белого движения или заняли нейтральную позицию?

Эсеры и меньшевики в качестве своей социальной базы или партийного электората опирались на крестьян (эсеры) и рабочих (меньшевики). За белогвардейцев были прежде всего буржуа и временное правительство. Национальные лидеры поддерживали большевиков, потому что, большевики предоставляли значительную Национальную автономию, в частности, Польша и Финляндия в итоге просто вышли из России. В целом, все поддерживали большевиков или просто не шли против них, потому что, реальная власть была в их руках Петроградский Совет, Красная Армия, а белогвардейцы опирались на казаков и интервентов. Кстати, появились и так называемые зеленые (Мохно). Они были вообще против всех.

4. Дайте характеристику красных в годы Гражданской войны (цели, участники, методы борьбы).

5. Составьте характеристику (исторический портрет) одного из лидеров Белого движения или военачальников Красной армии в годы Гражданской войны. (Используйте интернет-ресурсы и другие источники информации.)

6. Подготовьте сообщение на тему «Правда и вымысел в фильмах и книгах о Гражданской войне (на примере конкретного произведения)».

7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока (можно в форме таблицы).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. Что стало причиной и поводом к вооружённому выступлению Чехословацкого корпуса против советской власти?

2. Что происходило в вашем крае в период Гражданской войны?

3. Какие знамёна и другие символы использовали враждующие стороны в Гражданской войне?

4. Как появились субботники? Почему Ленин назвал их «великим почином»?

5. Кто и против кого применял отравляющие газы в годы Гражданской войны?

Смотрите также: