ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 1 Страница 80-155









«Умом — Россию не понять...»

Страница 80

Вопросы и задания 

1. В русле какой поэтической школы развился уникальный лирический дар Тютчева?

Если все прозаики вышли из "Шинели"Гоголя, то все поэты вышли из лирики Пушкина. И у Тютчева такая же лёгкость, воздушность строки, как будто его поэзия не давались ему с трудом, а снизошла просто с поэтического Олимпа и легла на бумагу .Точность, лаконично, проникновенность. Истины, которые вечны во все времена. Всё то, что мы называем "классикой"

2*. Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в своё время привлекло Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?

  *«Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов. Не потому только, что он был им всем почти сверстник по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот же исторический признак, которым отличается и определяется поэзия этой эпохи», – писал И.С. Аксаков.

Выдвижение Тютчева-поэта профессорами Московского университета свидетельствует, что его раннее творчество полностью отвечало требованиям университетских профессоров, и Мерзлякова, прежде всего, в среде которых воспитывались поэтические вкусы начинающего поэта. Поэтому чтение стихов Пушкина в литературной учебе Тютчева играет важную, но не решающую роль, только предвещая будущее освобождение его вкусов от университетских канонов, но, что самое важное, заставляя его обратиться к решению важнейших политических и нравственных вопросов времени, заставляя задуматься о месте и роли поэта в жизни страны.

Разницу между собой и литераторами типа Тютчева косвенно отметил и сам Пушкин, говоря в 1830-е годы о характерной черте литераторов «московской школы», во многом выросшей из Общества друзей Раича: занятия философией и литературой удалили московскую молодежь «от упоительных и вредных мечтаний, которые имели столь ужасное влияние на лучший цвет предшествовавшего поколения». Очевидно, что сам Пушкин по своему отношению к действительности гораздо ближе к «предшествовавшему поколению», т. е. декабристам, чем к «московской школе», к которой в этом отношении близок Тютчев. Таковы точки соприкосновения начала творческого пути Тютчева с поэзией Пушкина. Имя Пушкина возникает в самые важнейшие моменты формирования творческого облика Тютчева-поэта, хотя само это формирование идет в направлении, отличном от направления творческих поисков Пушкина.

     *Писатель Гагарин: «Тут же решено было, что пять или шесть стихотворений будут напечатаны в одной из книжек пушкинского журнала, т. е. появятся через три или четыре месяца, и что затем постараются издать ваши стихотворения небольшой книжкою. Пушкин также знаком с ними, – я его видел после этого, он ценит ваши стихи как должно и отзывается мне о них весьма сочувственно...». Таково первое свидетельство о впечатлении, произведенном на Пушкина и его друзей тютчевскими стихами. В последствии Пушкин отвел «Стихотворениям, присланным из Германии» первое место в своем журнале. В 1836 году Пушкин напечатал в «Современнике» стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», представляющее собой хвалу одухотворенной природе, великой душе и матери человечества. Это защитительная речь, страстная и убедительная, произносимая поэтом публично, как бы с трибуны, и обращенная не только к читателям, но и к тем, кто отрицает вечную жизнь и одухотворенность природы, у кого «нет веры к вымыслам чудесным». И это вероисповедание великого лирика, его художественная философия, а точнее религия природы подверглись цензурному вмешательству, из текста стихотворения исключены и, увы, безвозвратно утеряны две важнейшие строфы. Читавший их Пушкин понимал значение тютчевских строф и настоял на их замене строками точек. Пустота в центре стихотворения ощутима. Но само обвинение осталось, оно достигает поистине державинской величавой силы, выдержано в стиле библейских псалмов и обличительных речей пророков. Ведь в этом стихотворение Тютчев защищает не только природу, но и человека. Речь идет о понимании и назначении поэзии. Поэт хотел доказать, что не может быть чистой лирике природы, она пишется человеком и для человека, в ней отражается духовный мир личности.

Стихи Тютчева, которые печатает Пушкин, не всегда гармоничны, но зато всегда проникнуты абсолютной истиной чувства и никак не могут заслужить упрека в «надутости», напыщенности или неточности описания, которых Пушкин так не приемлет в поэзии.  И, наконец, сама близость Тютчева к немецкой, а не французской поэтической стихии в это время должна была быть отмечена Пушкиным: его журнал боролся с чопорностью и неестественностью французской поэзии, которая в своем стремлении к изысканному украшательству никогда не назовет слона – слоном, а лошадь – лошадью, надевает шелковые перчатки, срывая землянику, и с увлечением играет в игру «отгадай – не скажу». Следовательно, печатание в журнале тютчевских стихов показывает схожесть  взглядов Пушкина и Тютчева на поэзию того времени.

3. В чём своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу? Найдите в лирике поэта черты философского пантеизма, то есть обожествления природы («всё есть Бог»). Что, по Тютчеву, составляет трагедию человека как части природного мира, Вселенной?

Тютчев в отличие от своих прешественников видит разлад и в душе человека и в природе. У него мир дневной и ночной. Но мир дневной скрывает в себе первородный хаос. Гармонии не может существовать. Дневной мир это лишь обман "золототканная завеса, наброшенная на бездну".  По Тютчеву 2 хаоса один в природе, другой в душе челоека. А душа человека мечтатет слиться с первородным хаосом, но слияние это происходит только в момент смерти. 

4. Как в тютчевской лирике представлена тема любви? Почему поэт называет любовное чувство «убийственным», видя в нём «губительное начало»? Что сближает и что отличает интимную лирику Тютчева от любовных стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова? Подберите примеры.

Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба» , «рок» , «предопределение» , «страсть» .

Две души сочетаются, сливаются и долж­ны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями» :

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!

( «Близнецы» ) страстного чувств
~~=====~~~~~~======~~~~~~~
~~=====~~~~~~======~~~~~~~~
В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек.. .

(«В разлуке есть высокое значенье...»

5. Каков взгляд поэта на Россию, её духовные корни и социальные язвы? В чём сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру?

Федор Иванович Тютчев великий русский поэт и мыслитель, один из тонких и проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру в том, что у него была непоколебимая вера в Россию и ее великую историческую миссию. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, ее быт, весь религиозно-нравственный уклад русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, вовсе не похожий на западный шаблон, выросший на почве средневекового феодализма, римского права, оппозиционного парламентаризма и воинствующего латинского христианства. Эти начала, вскормившие европейскую цивилизацию, чужды русскому самосознанию, которое развивалось и крепло под влиянием идей иного порядка, и в первую очередь — Православия и Царского Самодержавия. И в то время, как на Западе, в течение долгих столетий, шла ожесточенная распря между Церковью и светской властью, в России царь и патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили и устроили «тот светлый храм, ту мощную державу, ту новую, разумную ту Русь» , которая, к великой зависти ее западных соседей, как бы невзначай, раскинулась на двух материках, .

 

6. Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: «У него не то что мыслящая поэзия —  а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее —  а мысль чувствующая, живая».

«Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)

Мне кажется, что здесь подразумевается следующая мысль: поэзия Тютчева заставляющая о многом задуматься, но и красивая по звучанию и "правильно" построенная, логичная.
 

Лингвистический анализ текста 

В своей лирике Ф.И. Тютчев стремится передать особое состояние мира, природы, человека. При этом важную роль играют глаголы. Определите художественную функцию глаголов с семантикой состояния в тютчевских стихотворениях, рассмотренных вами в данной теме.

 

Александр Николаевич Островский

«Он начал необыкновенно...»

Комедия «Свои люди — сочтёмся!» («Банкрот»)

В царстве обмана

«Мораль на всё купечество...»

«У нас есть свой русский национальный театр»

Страница 100

Самостоятельный анализ текста* 

Прочитайте комедию А.Н. Островского «Лес» (1870) и самоcтоятельно проанализируйте её, опираясь на следующие вопросы и задания:

1. Как в расстановке действующих лиц пьесы отразились особенности времени её написания? Чем объясняется столь пёстрое «смешение» сословий в пределах одной дворянской усадьбы?

2. Как в экспозиционной части пьесы переплетаются проблемы материального, имущественного характера и нравственные коллизии? Каким образом диалоги Аксюши и Буланова со слугой Карпом в начале I действия подготавливают знакомство с Раисой Павловной Гурмыжской —  одной из основных участниц будущей интриги?

3. Какую роль в развитии действия играет сцена обсуждения Гурмыжской и её гостями письма Несчастливцева (4—5 явления I действия)? Как содержание письма и комментарии присутствующих подготавливают возможное развитие отношений между Гурмыжской и её племянником?

4. В чём перекликаются две основные сцены II действия: разговор Аксюши и Петра и появление Несчастливцева и Счастливцева? Как в упомянутых сценах раскрывается проблема взаимоотношений человека и жестокого мира, нравственного выбора личности перед лицом суровых обстоятельств?

5. Как соотносятся фамилия Несчастливцева и его судьба в прошлом и настоящем? Что стоит за фразой героя: «Подлости не люблю, вот моё несчастье»? С кем из героев русской классики можно сравнить Несчастливцева? Каких легендарных героев мировой литературы напоминает этот герой? Обоснуйте это сходство.

6. В чём смысл основной интриги, «подталкивающей» действие? Как соотносятся в ней трагическое и комическое начала? Какой «спектакль» разыгрывает Гурмыжская и какое действо разворачивают Несчастливцев и Счастливцев? К какому жанру вы бы отнесли каждое из «представлений»?

7. Как в сознании Несчастливцева соотносятся мир искусства и реальная жизнь? Можно ли отнести Несчастливцева к категории романтических героев и «укладывается» ли он в романтическую схему?

8. Как в V действии комедии реализуется упомянутый ранее «принцип качелей» (обсуждение Милоновым и Бодаевым письма Несчастливцева в начале пьесы и финальная отповедь Несчастливцева обитателям «леса» русской жизни)? В чём смысл цитируемого Несчастливцевым монолога Карла Моора из «Разбойников» Шиллера?

9. Каково социальное звучание семейного конфликта в «Лесе»? Обрёл ли кто-нибудь из героев счастье? Какую роль играет в пьесе традиционный для русской классики мотив дороги, странничества?

 

Драма «Гроза»

«...На высоком берегу Волги»

Домострой «из-под неволи»

Куда ведёт Красота?

«...Всё это наше русское...»

Страница 16

Вопросы и задания 

1. Какие новые «материки» нанёс на литературную карту России А.Н. Островский? Каковы отличительные черты его творчества?

После опубликования в 1847 году "Записок замоскворецкого жителя" Александра Николаевича Островского стали называть Колумбом Замоскворечья. В данном словосочетании Колумб - синоним слову "первооткрыватель", а Замоскворечье - район Москвы, расположенный на противоположном от Кремля берегу Москвы-реки.

Замоскворечье это купеческий район со своим бытом и нравами, которые изобразил А.Н. Островский в своих пьесах. Домостроевские порядки и косность обывателей этого сословия впоследствии были названы критиком Н.А. Добролюбовым "тёмным царством".

Как Колумб считается открывателем нового материка под названием Америка, так и Островский является первооткрывателем литературного материка Замоскворечье. Никто до него в русской литературе не обращался к теме русского купечества.

 

2. Какие социальные слои русского общества стали объектом изображения в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Ревизоре» Н.В. Гоголя? Почему в своей первой комедии Островский обратился к быту и нравам купечества?

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя.

Островский первый увидел в своеобразной, отличной от быта дворянства жизни купечества выражение исторически сложившихся особенностей развития русского общества в целом. В этом состояла одна из новаций комедии «Свои люди — сочтемся!» . Вопросы, которые в ней ставились, были очень серьезны и касались всего общества. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива! » — с грубой прямотой обратился к русскому обществу Гоголь в эпиграфе к «Ревизору» . «Свои люди — сочтемся! » — лукаво посулил зрителям Островский. Его пьеса была рассчитана на более широкого, более демократического зрителя, чем предшествовавшая ей драматургия, на зрителя, для которого трагикомедия семьи Вольтовых — дело близкое, но который способен в то же время понять ее общее значение. Семейные отношения и отношения по имуществу выступают в комедии Островского в тесной связи с целым комплексом важнейших социальных вопросов. Купечество, сословие консервативное, сохраняющее древние традиции и обычаи, в пьесе Островского рисуется во всей самобытности своего жизненного уклада. Вместе с тем писатель видит значение этого консервативного класса для будущего страны; изображение жизни купечества дает ему основание поставить проблему судьбы патриархальных отношений в современном мире. Первая комедия Островского задолго до падения крепостного права показала неизбежность развития буржуазных отношений, историческую и социальную значительность процессов, происходивших в купеческой среде. Многие пьесы драматурга, последовавшие за его первой комедией, явились новыми художественными открытиями, а их постановки стали этапами в жизни русской сцены. Сохраняя единство художественных устремлений и проблематики, Островский почти в каждом крупном своем произведении открывал непроторенные пути, являлся как бы новым и «спорным» автором. Островский обращался не только к миру купечества, и именно это и придавало общенациональный смысл. В своих произведениях Островский широко охватил русскую жизнь в её прошлом и настоящем. В различных пьесах автор обращался к различным социальным средам, исследовал их быт, мышление, нравы. Островский не останавливался на создании бытовых зарисовок, ярких картин из жизни той или иной среды. Каждый раз в разных ситуациях он находит проявление закономерных процессов, происходящих в жизни, тем самым показывая конфликты. общенационального масштаба.

3. Обратите внимание на неторопливую, «эпическую» экспозицию комедии «Свои люди —  сочтёмся!». Какую художественную задачу она выполняет?

4. В 8 явлении I действия пьесы «Свои люди —  сочтёмся!» Рисположенский рассказывает притчу о «маститом старце». Какое значение имеет этот рассказ для понимания дальнейших событий? Для чего автору понадобилась эта сюжетная «подсказка»?

1) раскрытие образа "Банкрота" т. е. у Большова происходит нечто похожее. Он надеется не на себя, а не других и из-за этого остается не с чем; 2) она является сюжетной подсказкой т. е. в ней заключена тот же смысл, что и во всей пьесе: "За собственные ошибки приходится расплачиваться самому", ну или что-то подобное И не всякий случай краткий сюжет: Большов (отец Апполинарии или, как ее называют, Липочки; богатый КУПЕЦ) решает сделать себя банкротом (одного из первых названий было таковым) для того чтобы гос-во выплатило ему еще больше денег. Но для этого ему необходимо переписать всё имущество на другого человека. В этот же момент его дочери Липочки понадобился жених. Так, они и решили использовать Подхалюзина (работал на Большова). После свадьбы и переписи имущества Подхалюзин с Липочкой отказываются возвращать деньги, и Большов остается не с чем.

5*. Столкнувшись с цензурными запретами, Островский вынужден был изменить финал «Своих людей…»: в дом Большовых является квартальный, который уполномочен препроводить Подхалюзина к следственному приставу по делу о мошенничестве. Что менял такой финал в общем звучании комедии? Сравните его с финалом комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф».

6. Найдите в пьесе «Гроза» черты классицизма. Чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?

черты классической драмы: не понятая любовь и смертельный исход в конце. переход оправдан тем, что у него душа болела за русское общество, которое он называл "темным царством", а Катерину считал "лучом света", т. к. она взорвала рутинность болота домостроя, мещанства.

7. Ознакомьтесь с основными положениями критических статей Н.А. Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», 1859) и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы», 1864), посвящённых пьесе «Гроза». Соотнесите трактовки образа Катерины в этих работах. В чём сильные и слабые стороны двух критических концепций? Каковы, на ваш взгляд, истоки характера главной героини?

8. Авторское определение жанра «Грозы» —  драма. Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие её как «народную трагедию»?

Есть множество аргументов в защиту и первого, и второго мнений. Признаки драмы: наличие внутрисемейного конфликта, который раскрывается с помощью диалогов и монологов персонажей, социально-бытовая тематика. Автор, назвав свою пьесу драмой, просто не мог дать ей другое определение, ведь в те времена трагедия ассоциировалась с именами Софокла или Шекспира. Особенность жанра "Грозы" указывает на то, что она, безусловно, является трагедией. Это практически первая русская трагедия, которая была создана с использованием социально-бытового материала. Следует добавить, что это трагедия не только главной героини, но и всего социума, который в те времена находился в критической стадии своего формирования.

9. Обратите внимание на песни, звучащие в I и III действиях «Грозы». Какую роль они играют в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы? В чём символический смысл образа Волги в пьесе?

В самом начале пьесе Кулигин поет песню, в которой затрагиваются проблемы и вопросы смерти человека и придается особое место символическому значению грозы в жизни человека того времени. А также поднимаются мотивы одиночества, которые на протяжении всей пьесы являются неотъемлемой частью души главной героини.

В третьем действии звучит песня Кудряша, в которой говорится о грехе и каре за их свершение, а также о мольбах прощения за них. Именно грех и чувство стыда для Катерины являются ведущим фактором в принятии дальнейших решений.

Символизм Волги в пьесе заключается в том, что эта широкая, прозрачная, глубокая река является образом свободы, чистоты духовной и физической, освобождением от проблем и тяжести душевного груза.

 

10. Каково значение массовых сцен в «Грозе»? Как предcтавлена калиновская толпа и её «голоса» в ключевых сценах пьесы?

Почему Островский в афише пьесы указывает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»? Сопоставьте Бориса и Тихона.

Массовые сцены с пьесе "Гроза" имеют также большое значение, как и остальные сцены. В массовых сценах в основном говорят о надвигающейся грозе, как бы предвидя что-то плохое, страшное, бедственное. Катерина также слышит разговоры людей на площади о надвигающемся бедствии, и она принимает эти слова на себя. Устрашающие слова людей наталкивают её на совершение самоубийства.

Борис был человеком молодым и резко выделялся среди остальных тем, что был "одет не по-русски", что означало, что он одевался модно, экстравагантно.

 

11*. Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с христианской культурой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется родник исконно русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования. Посмотрите, как молится Катерина, "какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится". Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Но излучающая духовный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее молитва — светлый праздник духа, пиршество воображения: "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится". Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали. Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, просыпающейся природы: "Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут". В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь: "Отчего люди не летают!. . Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела". Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры.

12. Каким образом гнёту самодуров противостоят Кудряш и Варвара? Почему такой путь невозможен для Катерины?

Варвара и Кудряшов представлены в драме "вольными птицами". Они слишком бойкие и смелые по характеру. Они никого ничего не бояться. Кудряш смелый, резкий, сильный и крепкий молодой парень. Он работает конторщиком у Дикого и не боится его, тогда, как все люди боятся.

Варвара тоже схожа по характеру с Кудряшом, поэтому они полюбили друг друга.

Путь Варвары и Кудряша невозможен для Катерины, потому что Катерина девушка робкая и тихая. Она бы не смогла поступить также вольно, как Варвара и убежать с возлюбленным. К тому же она была замужем, и это также ее останавливало.

 

13. В чём сходны, а в чём противоположны нравственные представления Кабанихи и Катерины? Можно ли соотнести воззрения Марфы Кабановой с поучениями Домостроя?

Смотрите также: