ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 199-251









Иван Сергеевич Тургенев

Народ: от поэзии к правде

Путь к социальному роману

Роман без героя

Роман «Отцы и дети»

Страница 199

Самостоятельный анализ текста* 

Прочитайте тургеневское стихотворение в прозе «Проклятие» (1878) и проанализируйте его, используя следующую систему вопросов:

1. Как в начале стихотворения задаётся его исходная тема («Я читал байроновского Манфреда...»)? Какую окраску придаёт повествованию авторская отсылка к философской драме Дж. Байрона?

2. Как меняется стиль повествования, когда герой стихотворения обращается к другому воспоминанию («Но тут мне вспомнилось иное...»)? Какие слова приходят на смену «высоким» выражениям («таинственное заклятие», «трепет» и т.п.)? Какую роль играет здесь приём контраста (жизнь за границей и воспоминания о России, «книжные» впечатления и реальная народная жизнь)?

3. В чём отличие драмы, разыгравшейся в доме крестьянина, от сцены из «Манфреда»? Как передано внутреннее состояние старика отца? Ощущается ли здесь присутствие тургеневского «тайного психологизма»? Почему стариковское «изволь, Петровна...», сказанное «глухим голосом», показалось лирическому герою ужаснее «манфредовского» проклятия?

4. Обратите внимание на начальную и финальную строки стихотворения («Я читал байроновского Манфреда...» —  «Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице —  и вышел вон»). Как их соотнесённость отражает движение авторской мысли в стихотворении?

5. Подытожьте свои наблюдения над содержанием, композицией и образами стихотворения. В чём своеобразие жанра тургеневского произведения? Как соотносятся в нём лирическое содержание и прозаическая форма? Прав ли был Тургенев, давая следующее напутствие читателю «Стихотворений в прозе»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет —  и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?

 

Портрет поколений

Исповедь поэтической души

Страница 203

Вопросы и задания 

1. Как в «Записках охотника» представлены «поэзия» и «проза» русской жизни, многообразие типов людей из народа? Выделите приёмы словесной пластики Тургенева в рассказах «Хорь и Калиныч» и «Певцы». В чём проявляется лиризм ранней тургеневской прозы?

Автор «Записок охотника» поэт в прозе, тонкий мечтательный лирик романтической школы Жуковского, певец русской природы.
«Записки охотника» — это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. И вся её поэзия связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных.
Книгу открывает знаменитый рассказ «Хорь и Калиныч» . Чем же он всех читателей потряс при первом своём появлении в журнале? Это портреты двух друзей, эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и весёлого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева — такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом Гёте, а Калиныча — с другим великим немецким поэтом, но лириком — Шиллером. Поэтом и философом изображён и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн, умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа.
Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая народное спокойное долготерпение грешная и святая Лукерья из «Живых мощей» . Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно. В «Певцах» проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» .
«Бежин луг» — гениальное стихотворение в прозе о мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках, а о дворянах и их жизни таких поэтических страниц написать нельзя. Крестьяне же живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.
Тургеневская книга полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Всё здесь объёмно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Французский писатель Альфонс Доде оценил богатство лирической прозы своего русского друга: «У большинства писателей есть только глаз, и он ограничивается тем, что живописует. Тургенев наделён и обонянием и слухом. Двери между его чувствами открыты

2*. Как в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» отразилась проблема поиска положительного идеала в среде русской интеллигенции? Что разнит и что сближает финалы двух романов?

«Онегин сменился Печериным, Печерин – Бельтыным и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему приемника» -Чернышевский.

 

К работе над романом «Рудин» Тургенев приступил в разгар Крымской войны. Смерть Николая I возродила надежды передовых людей России на перемены, открыла возможность писателям более глубокого изображения жизни страны.

 

Рудин должен был явиться, по мысли автора, типической фигурой передового дворянского интеллигента сороковых годов со всеми сильными и слабыми сторонами его натуры. «В нем все ново, от его идей до его поступков, от его характера до его привычек», — писал Чернышевский о Рудине.

 

Тургенев, по моему мнению, наградил Рудина гениальностью, умением вести красноречивые разговоры, взамен забрав натуру. Такой тип человека не способен на действие, а лишь предрасположен к бесплодным разговорам. Тургенев в корне против революций и считает, что деятели нужны, но не в России, и эту идею он воплощает в образе Рудина.

 

Духовная жизнь Рудина гораздо разностороннее и богаче по сравнению с внутренним миром его предшественников. Он широко образован, впитал в себя философские мысли того времени, ему близки важные интересы современного общества.

 

Тургенев подвергает своего героя испытанию любовью. Юная Наталья Ласунская готова идти за Дмитрием Рудиным безоглядно на любые жертвы, так как принимает полные энтузиазма речи героя за его дела. Но Наталья ошибается: годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души.

Время сгладило остроту первого страдания Натальи, но жизнь самого Рудина не сложилась. Богатые задатки его натуры, его ум, способности, знания пропадали впустую. Он не умел найти им правильного применения, не знал, как претворить в жизнь свои идеи, да и в самих идеях его не было ясности. Рудин замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии; сделать судоходной реку, не считаясь с интересами владельцев маленьких мельниц на ней. Это была не вина, а беда его. «Нас бы очень далеко повело, — говорится в романе, — если бы мы хотели разобраться, отчего у нас являются Рудины».

 

Но вывод напрашивается сам собой: таких, как Рудин, создала эпоха, среда, исторические условия. В главном герое отразилась судьба человека тургеневского поколения, воспитанного философским немецким идеализмом. Этот идеализм окрылял, рождал веру в прогресс. Но уход в отвлеченное мышление не мог не повлечь отрицательных последствий: умозрительность, слабое знакомство с практической стороной человеческой жизни.

 

Несчастье людей типа Рудина заключалось в том, что они были оторваны от своего же народа, задавленного рабством и нищетой. Все планы и замыслы Рудина рушились один за другим. В конце романа он предстает перед нами бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

 

В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». И судьба Рудина трагична, но не безнадежна. Своей гибелью герой отстаивает ценность поиска истины и высоту героического порыва.

 

Роман Тургенева «Дворянское гнездо» — это очередная попытка писателя найти героя своего времени в дворянской среде. Федор Иванович Лаврецкий воплощает в себя лучшие качества патриотически настроенного русского дворянства.

 

!Перелом намечается в первом Тургеневском романе «Рудин» (1855), написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему «Лишнего человека» он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни.

 

!Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности. Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности «цепей долга», о самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое обоснование в романе «Дворянское гнездо» (1858).

 

2.Финал романа «Рудин» героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный своей «гениальности» без «натуры», он появляется здесь тогда, когда восстание уже подавлено. Дмитрий Рудин поднимается на баррикаду с красным знаменем в одной руке и с кривой и тупой саблей в другой. Сраженный пулей, он падает замертво, а отступающие рабочие принимают его за поляка.

 

Несчастье людей типа Рудина заключалось в том, что они были оторваны от своего же народа, задавленного рабством и нищетой. Все планы и замыслы Рудина рушились один за другим. В конце романа он предстает перед нами бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

 

В письмах к друзьям Тургенев не раз подчеркивал, что ни над одним из прежних произведений он не хлопотал и не трудился с таким усердием, с такой «любовью и обдуманностью», как над «Рудиным». И судьба Рудина трагична, но не безнадежна. Своей гибелью герой отстаивает ценность поиска истины и высоту героического порыва.

 

И все же грустен и финал романа «Дворянское гнездо»: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: вот он «вышел в сад... и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-И все же грустен и финал романа «Дворянское гнездо»: ведь одновременно, как песок сквозь пальцы, утекла в небытие почти вся жизнь. Поседевший Лаврецкий посещает усадьбу Калитиных: вот он «вышел в сад... и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

 

И вот герой приветствует молодое поколение, идущее ему на смену: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы... Жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака...»

 

Лаврецкому грустно от воспоминаний, а не от того, что рядом с ним беспечно веселится молодость. Эта черта Лаврецкого превосходно выражена в эпилоге. Литературный критик Писарев видел в ней свидетельство моральной силы героя Тургенева, его полной победы над мелким и завистливым эгоизмом. Современники Тургенева такой финал воспринимали как прощание автора с дворянским периодом русского освободительного движения. В «молодых силах» читатели увидели «новых людей», разночинцев, которые идут на смену дворянскому сословию в деле преобразования общества.

3. Что характеризует историческую ситуацию, отражённую в романе «Отцы и дети»? Чем объясняется обилие точных дат в романе?

Отцы и дети, уже по названию видно, что главная тема, затронутая в произведении, касается проблемы различий двух поколений. Потому так важно показать времена "отцов" и времена "детей". А вообще, без дат было бы сложно составить хронологию событий, может поэтому они там и присутствуют в таком большом количестве.

4. Что объединяет и что различает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторский тезис «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса»?

Братья Кирсановы - аристократы. Тургенев писал: «Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в «родовое гнездо» Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Их конечная цель - это «принесение возможно большей пользы человечеству». Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России. Закончить сочинение мне хотелось бы словами: Конфликт «отцов» с «детьми» Залог тех непрерывных изменений, В которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений.

5. Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется её проверка на жизненность? В чём трагизм фигуры главного героя «Отцов и детей»?

Нигилизм - это опровержение всех взглядов. Базаров все отвергает. «Я ни чьих взглядов не разделяю, я имею свои». Трагичность Базарова в том, что идеи нигилизма, только начавшие распространяться в России, мало принимались обществом; его не понимали.

6. Охарактеризуйте два «круга» движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественна дуэль Базарова с Павлом Петровичем?

В нем меняется практически все, ну так говорить нельзя, поэтому конкретизирую

Во-первых, он сталкивается с поистине светлым и сильным чувством - любовью, которую, до этого отрицал, он понял, что даже для самого истинного нигилиста не чуждо это чувство. Во-вторых, в нем раскрываются ранее дремавшие чувства - он проявляет заботу к матери, утешает ее, когда сам уже лежит присмерти. Он по-настоящему любил своих родителей, но вот эта его "оболочка" нигилизма, если можно так сказать, скрывала их. А все то светлое, что в нем пробудилось (именно пробудилось) случилось благодаря Ане Одинцовой, ведь это именно она выкопала из глубины его души тот самый клад. Клад - истинную способность Базарова любить, чувствовать в этом мире множество прекрасных вещей, он понял, насколько глубоко заблуждался, считая его чем-то безвкусным. Баразов понял, что мир горадно шире и интереснее его представления о нем. Смерть его случайна...хм, ну я бы так не сказала. Тургенев убил своего героя, потому что понимал, что время его еще не пришло. И Базаров это тоже понимал - он отступил, но не отказался от своих мыслей, он сам понимал, что время таких людей еще не наступило. Он - человек нового времени, у него нет единомышленников. Аркадий - он лишь подражал Базарову, ему хотелось выглядеть как его друг, товарищ, но на самом деле был совершенно другим человеком. Одинцова...она тоже не единомышленник, для нее в жизни самое главное спокойствие, вспомним, как у нее обустроен дом...какой у нее распорядок дня...все четко и как по расписанию. Вот это тоже является одной из причин ухода Базарова. Он понимал, что для его любимой женщины самое главное в жизни - это спокойствие и уравновешенность, а с ним ей бы пришлось кардинально изменить свою жизнь. Он оставил ее с этим покоем..., по-моему, это достойный поступок. Впервые у Тургенева испытание любовью прошел мужчина. Ведь в Асе молодой человек испытания не прошел...и в других произведениях тоже. А здесь все по-другому. А насчет дуэли...единственное что могу сказать - дуэль тоже показала, что Базаров все-таки хороший человек. Он бросил пистолет и помчался спасать своего врага. Это не каждый сможет...он его не бросил, а по-настоящему, искренно хотел ему помочь, помочь выжить. Я уверена, что Базаров - герой положительный. Это произведение - одно из моих любимых, тут изображаются серьезные вещи, над которыми стоит задуматься...

 

7. Как раскрывается Базаров в «объятьях Любви и Смерти»? В своих рассуждениях используйте фрагменты критической статьи Д.И. Писарева «Базаров» (1862).

Базаров полностью меняет вое мировоззрение перед смертью. Он начинает верить в любовь, внимательнее становится к родителям, начинает ценить каждую минуту, прожитую им.  

 

8. Каковы философские итоги романа? Меняется ли внутреннее звучание его названия? Определите смысловое наполнение тургеневской антитезы и особенности её разрешения на житейскобытовом, социально-политическом и философском уровне.

Конфликт “отцов” и “детей” разворачивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель как бы предоставляет его разрешение будущему. В том, как умирает Базаров, сказываются общечеловеческие убеждения писателя. Герой умирает мужественно, с достоинством. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его смерти.

Герой понимает, что с его смертью мало что изменится. Он говорит Одинцовой: “Живите долго, это лучше всего”. В эпилоге Тургенев рассуждает о вечной природе, о бесконечной жизни, которую не в силах остановить ни политические, ни иные идеи. Связь между настоящим и будущим возможна лишь на основе любви.

Таким образом, поставив перед собой цель показать в романе столкновение “отцов” и “детей”, Тургенев выражает свое отношение к различным вопросам жизни, задумывается над вечными философскими проблемами. Ряд важных вопросов, поднятых в романе, объединяет проблема “отцов” и “детей”, которая сама является лишь частью той бесконечной естественной борьбы старого с новым. За кем будет победа, решит будущее.

9*. Как в «Отцах и детях» и других произведениях Тургенева реализуется авторский принцип «тайной психологии»: «Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления —  в их расцвете или увядании»?

10. В чём своеобразие тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя? Совпадают ли художественные принципы романиста Тургенева и Тургенева-поэта?

 Своеобразие цикла заключается с особой

стилистике, почерке писателя.

 

Все темы, так или иначе поднятые в стихотворениях

уже затрагивались Тургеневым в его прозаических

произведениях.

 

"Стихотворения в прозе"-- не закатный жанр, а лучшая

и красивейшая лебединая песня.

 

Стихотворение в прозе не размер, а литературный жанр. Это не стих, так как в нем нет главного — деления на соизмеримые отрезки. В тексте могут быть аллитерации, ассонансы и другие способы сделать прозу благозвучной, но нет постоянного размера, как в ритмизованной прозе. Возьмем, например, стихотворение Тургенева «Старик»:

 

СТАРИК

Настали темные, тяжелые дни…

Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Всё, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, — никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.

На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже — но зелень его та же.

Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, всё еще свежей зеленью и лаской v силой весны!

Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!

 

Можно заметить, как меланхолия отражена в звучании: «тёмные, тяжелые», «под гору пошла дорога». Звучание здесь отвечает содержанию, может придавать певучесть в других стихах, но стихотворение в прозе не содержит размера и, тем более, само не является размером. Краткость, обособленность и поэтическое содержание делают его самостоятельным литературным жанром.

Лингвистический анализ текста 

Речь героев романа «Отцы и дети» окрашена особенностями личности говорящего, его социальным положением и принадлежностью к определённой культуре. Сравните с этой точки зрения лексический состав речи двух героев-антагонистов – Базарова и Павла Кирсанова (свои наблюдения можно представить в виде наглядной таблицы). К каким выводам привело вас это сопоставление?

Смотрите также: