ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 252-262









Николай Алексеевич Некрасов

«Его послал бог Гнева и Печали...»

Стихотворение «В дороге» как пролог к «некрасовской теме»

«Мерещится мне всюду драма»

Поэт и гражданин

На пути к русскому эпосу

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма без эпилога

«Покой, богатство, честь...»

«Эй, счастие мужицкое!»

«Сбирается с силами русский народ...»

Страница 252

Вопросы и задания 

1. Какое влияние на формирование эмоционального строя некрасовской лиры оказали детские годы поэта? Проследите, как развивается тема материнства и образ матери в лирике Некрасова разных лет. Прочитайте и прокомментируйте стихотворение «Внимая ужасам войны...» (1856). Что даёт основание считать его одним из шедевров русской лирики?

2*. Каковы художественные особенности некрасовских «лирических новелл»? Покажите это на примере стихотворений «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня» и др. (по выбору).

3. Что отличает некрасовскую сатиру? Какими приёмами пользуется поэт в создании сатирического портрета? (На примере стихотворений «Нравственный человек», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.)

В русской литературе сатира всегда была карающая, поэты как бы развенчивали героев. Некрасов же старался подстроиться к самооценке героя, проникнуться его взглядами. В его поэзии, например "Нравственный человек", "Современная ода" ..., герои сами говорят о себе, сами себя разоблачают.

 

4. Каким предстаёт в творчестве Некрасова образ Музы? Проанализируйте наиболее значимые стихотворения поэта, посвящённые «Музе мести и печали».

Музой для Некрасова является простая русская женщина, испытывающая все невзгоды крестьянской жизни, проводящая время в вечных трудах и заботах о семьи и о детях. Его Муза – женщина-союзница, которая поддержит и утешит.  Самоотверженная любовь, которой помогает противостоять всем жизненным ударам и препятствиям.

Образ женщины-Музы проходит через все произведения Некрасова, повсюду он воспевает сильную и гордую женщину, идущую по жизни с высоко поднятой головой. И это не только женщины-крестьянки, но и женщины дворянского звания, так же способные на героические поступки, готовые ради любимого человека отказаться от собственного благополучия и спокойной жизни.

Все творчество Некрасова – это единение с Музой, для которого она является в жизни всем – и сострадательной подругой, и безжалостной мучительницей, но всегда Муза для поэта является единственным верным другом, к которой он обращается в трудные периоды жизни.

Для Некрасова женщина, мать, Родина, Муза – неразрывно связаны, и составляют единое целое с поэтом, также как боль и страдание.

5. Как в гражданской лирике Некрасова соотносятся идеал и действительность? Можно ли считать спор Поэта и Гражданина в одноимённом стихотворении завершённым?

6. В чём заключается своеобразие некрасовской любовной лирики? Что вкладывает поэт в понятие любовной «прозы»? Какие мотивы характеризуют так называемый «панаевский» цикл? Сравните его с «денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева, выделив общее и индивидуальное в творческом почерке каждого из поэтов.

7*. Почему стихотворение «Элегия (А.Н. Е<рако>ву)» считается продолжением пушкинской темы в лирике Некрасова? Найдите в тексте стихотворения соответствующие образы и мотивы. Чем обусловлено обращение Некрасова к пушкинской традиции именно в этот исторический период?

8*. Выделите черты классической эпопеи в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему в ней присутствуют такие жанры, как сказка, былина, притча, историческая песня, плач, легенда?

1. Начало поэмы: В каком году.... и т. д. очень похоже на : в некотором царстве, в некотором государстве.. . 2. Количество основных персонажей - 7 человек. Семёрка на Руси издревеле и до сих пор считается счастливой цифрой. Ср. Цветик-семицветик, семеро по лавкам, и т. д. 3. Происхождение персонажей - крестьяне-лапотники, временнообязанные. 4. Вопрос, который попытались решить крестьяне, не решён на Руси до сих пор! Этот вопрос стоИт в ряду таких же нерешаемых для России, как и вопросы "Что делать? " и "Кто виноват? ". 5. В поэме сделана попытка "объять необъятное" - т. е. показать послереформенную Россию 70-80-х годов Девятнадцатого века. Эпопеи обычно такими и бывают. И эти попытки, как правило, заканчиваются неудачамми. Присутствие вышеперечисленных жанров в поэме объясняется тем, что Некрасов в совершенстве "владел пером". Кроме того, он сам был выходец из народа, и знал жизнь и быт крестьянства не по наслышке. А одной из составляющих крестьянской жизни как раз и были всевозможные "преданья старины глубокой". Сказки, былины, легенды - это, строго говоря, одно и то же. Плач и историческая песня также являются неотъемлемыми частями Русского народа.

9. В чём необычность сюжетно-композиционного строения некрасовской поэмы? Что мешает странникам придерживаться определённого ими маршрута поисков счастливого?

10. Как в поэме отображена диалектика исторического момента, уподобленного «цепи великой», ударившей «одним концом по барину, другим по мужику»? Как соотносятся в поэме народная и барская Русь —  помещики, труженики, «люди холопского звания», народные заступники? В чём заключается трагикомизм содержания главы «Последыш»?

11. Как перекликаются в поэме тема женской доли и проблема народного богатырства? Почему странники в своих поисках особо выделили вопрос о «женском счастье»?

О счастье сказано очень много, но тема эта просто неисчерпаема. Каждый человек стремится к счастью, ищет его всю жизнь. Этой проблеме так или иначе уделяет внимание вся мировая литература. Не являются исключением и русские писатели. Тему счастья можно встретить и в народном фольклоре, немало пословиц и поговорок посвяще-но ей: «Не родись красивой, а родись счастливой», «Счастье — это быть кому-нибудь нужным» и много других. Далеко не одинаково подходили русские писатели к этой немаловажной теме. Некрасивое, мелочное, эгоистичное счастье видим мы в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник» и совсем другое — народное счастье в «Войне и мире» Л. Н.Толстого. Особое место в этом вопросе занимает поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семеро простых русских мужиков решили, что не будет им спокойного житья, пока не найдут они счастливого человека, и они отправляются в путь на поиски народного счастья.

 

12. Найдите в некрасовской поэме авторские отступления, вторгающиеся в общий ход повествования. В чём их смысл и какова их эмоциональная окраска?

13. Каково композиционное значение и смысл названия главы «Пир —  на весь мир»? Что роднит Гришу Добросклонова с другими народными персонажами поэмы и чем он отличается от них?

В поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" последняя глава "Пир на весь мир" - главная в плане понимания идеи произведения. Эта поэма - ответ на все вопросы, поставленные в предыдущих главах.

Песни и вставные новеллы, образ Гриши Добросклонова позволяют автору открыто сказать: русскому народу нужна свобода. А счастье человека - в том, чтобы на родине каждому жилось вольготно.

"Пир на весь мир" - это не только конкретный праздник по поводу избавления крестьян от князя Утятина. Это будущее счастье социальной справедливости и равного существования, без господ и рабов:

"Как будто выносила их

Могучая волна

Co дна бездонной пропасти

На свет, где нескончаемый

Им уготован пир".

Смотрите также: