ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 21-73









Алексей Константинович Толстой

Песни чистой души

Страница 21

Вопросы и задания 

1. Каков круг основных тем в лирике А.К. Толстого? Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?

Круг основных тем в лирике Алексея Константиновича Толстого: любовная лирика, где автор говорит о красоте своих чувств, о своей безграничной любви, ” шириной как море”, ставшей для него частью вечной мировой любви и красоты. Пример:” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” народная лирика; в ней писатель пишет о всей русской истории человечества, жившего народа, на свой лад оценивая все дела Петра Великого Пример: “Государь ты наш батюшка….” природная лирика( лирика красоты природы); Примеры: “Колокольчики мои….”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…” В данных произведениях автор изображает своего лирического героя в качестве сильного, здорового и весьма веселого человека, который без ума любит родную природу. К тому же, этот герой представляется перед нами в образе чисто русского, с национальным характером, человека. “Когда природа вся трепещет и сияет….” Данные произведения полностью пронизаны любовью, восторгом и пониманием. В них также присутствует и своя скрытая философия. Автор через лирику природы хочет донести до читателя, что в ней нет зла, он благодарит ее за живую, вечную и настоящую жизнь, которую она дарует каждому человеку при рождении. романсы

 

2. Как в любовной лирике А.К. Толстого переплетаются интимные и философские мотивы? В чём видится поэту красота человеческих отношений? Как она перекликается с красотой мира?

А.К.Толстой считает, что у любви есть своя логика, он видит в любви Отблеск вечной красоты, дарованной миру при его сотворении. В своей любовной лирики Алексей Константинович Толстой принимается к высокой философией, размышляет о смысле красоты, которая проявляет себя через любовь и становится главной животрепещущий иглой мироздания.

 

3*. Что сближает пейзажную лирику А.К. Толстого с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. ТютчевА.А.А. Фета и в чём её своеобразие? Приведите конкретные примеры.

Александр Сергеевич Пушкин: В его произведениях полно воплощены его богатая духовная жизнь, а также благородство и красота внутреннего мира. Александр Сергеевич Пушкин- поэт действительности, он хорошо умел облагородить любую обыденную повседневность и сделать ей превосходной . Афанасий Афанасьевич Фет: Русский поэт считал, что настоящий поэт должен воспевать, прежде всего, настоящую красоту, то есть любовь и природу. Вся его поэзия сама по себе чувственна и импульсивна, а образы неопределенны и расплывчаты по своей натуре. Алексей Константинович Толстой: Сам же Алексей Константинович Толстой был очень близок к народу, он использовал психологический параллелизм и отражал русский национальный характер, чем и нравился большинству количества народа.

 

4. Как представлена в лирике поэта историческая тема? В чём близость сатиры А.К. Толстого на русскую историю народной русской «точке зрения»? Как это отражается на жанровой структуре его произведений? Приведите примеры использования поэтом элементов фольклора в сатирических пародийных произведениях на тему русской истории («Государь ты наш батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

На протяжении всей своей жизни Алексей Константинович Толстой проявлял большой интерес к старине, философским проблемам истории и неприятию к политической тирании, а также любовь к природе родного края. Всё это мы можем проследить во всех его творениях. Например, поэма “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева…”

 

В данном произведении автор показывает всю многовековую русскую трагедию человечества через комедию и сатиру. Он снижает высокие образы, высмеивает глупых царей и императоров.

 

 

5. Как в лирике А.К. Толстого заявлена его гражданская и писательская позиция? Что определяет тематику и пафос стихотворений «Двух станов не боец…» и «Против течения»?

Алексей Константинович Толстой всегда откликался на злободневные события своей эпохи, все свои мысли и чувства он выражал в своих произведениях. Например, “Двух станов не боец…”.В данном стихотворении переданы автор выражает свою главную этическую установку- он там, где истина. Он не следует какой-либо идее только потому, что она преследуема его кругом друзей или родственников.

 

“Против течения” - оно в форме диалога и как бы “обращается “ к тем, для кого мечта играет важную роль в его жизни, к тем, кто способен воспринять всю невероятную красоту этого мира.

 

 

6*. Как в лирике А.К. Толстого проявились черты позднего романтизма? Что сближает и что отличает её от романтической поэзии начала ХIХ века?

Творчество данного поэта, При всём его своеобразие, всегда стояла как будто в стороне от основных литературных процессов, которые бурно развивались в середине девятнадцатого века. более того, в конце сороковых, шестидесятых годов писатель упорно не занимал какой-то определённой позиции, позволяющей причислить его какому-либо течению того времени.

 

 

Лингвистический анализ текста 

Сравните язык русских народных песен с языком песенной лирики А.К. Толстого (повторы, риторические вопросы, олицетворения, обращения к неживым предметам, словообразовательные модели и т.д.). Что свидетельствует о бережном отношении автора стихотворений к традициям народной поэзии? Свои наблюдения оформите как индивидуальное исследование (см. «Коллективные и индивидуальные проекты»).

 

Николай Гаврилович Чернышевский

Буревестник из духовной семинарии

Роман «Что делать?»

Руководство к действию

Идейный мир романа

Искания «новой женщины»

Четвёртый сон Веры Павловны

«Новые люди» в романе

Страница 47

Вопросы и задания 

1. В чём необычность жанра романа «Что делать?» и каков идейный смысл его названия?

жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

2. Обратите внимание на композиционное своеобразие романа Чернышевского. Как в едином повествовании сходятся черты авантюрного романа, сатирического памфлета, утопии и социально-философского трактата?

3. Что представляют собой образы «новых людей», вынесенные в подзаголовок романа? Может ли воплотиться в реальной жизни теория «разумного эгоизма», исповедуемая Лопуховым, Кирсановым и Верой Павловной?

4. Как в романе решается «женский вопрос» и каковы отличительные черты «свободной женщины» Веры Павловны? Сравните героинь Чернышевского с женщинами-эмансипе в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: в чём различие авторских позиций в их изображении?

5. Чем отличается «особенный человек» Рахметов от «новых людей»? Соотнесите этот персонаж с тургеневским Базаровым. Присутствуют ли в романе Чернышевского черты скрытой полемики с Тургеневым?

Новые люди в романе Чернышевского - посредники между пошлыми и высшими людьми. “Рахметовы - это другая порода, - говорит Вера Павловна,- они сливаются с общим делом так, что оно для них необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь. А нам, Саша, недоступно это. Мы - не орлы, как он”. Создавая образ профессионального революционера, Чернышевский тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные свойства людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой. Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и переход к профессиональной революционной деятельности. Во-вторых, на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных занятиях, и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физическую работу, снискав себе прозвище легендарного волжского бурлака Никитушки Ломова. И теперь у него “бездна дел”, о которых Чернышевский специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру. Главное отличие Рахметова от новых людей заключается в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно для новых людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например,- свой человек. Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым одновременно призвано подчеркнуть и широту воззрений героя на жизнь, и предельную близость его к народу, чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеческих потребностей. Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. “Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней - теин в чаю, букет в благородном вине; от них сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

По социальному происхождению База­ров, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна — типичные разночинцы. Все они с детства приучены к труду, в жизни они привыкли полагаться только на собственные силы. Так, Чернышевский рассказывает о своих геро­ях: «Лопухов с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание; Кирсанов с 12 лет помогал от­цу в переписывании бумаг, с IV класса гим­назии тоже давал уже уроки. Оба грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу». Тургенев ничего не рассказывает о сту­денческих годах Базарова, но «...надо пола­гать, — писал Герцен, — что то была жизнь бедная, трудовая, тяжелая... Евгений Васи­льевич содержал себя... собственными тру­дами, перебивался копеечными уроками и в то же время находил возможность гото­вить с е б я к будущей деятельности». Базарову и «новым людям» присуще стремление к образованию, к изучению ес­тественных наук. В романе «Что делать?» не только Лопухов и Кирсанов занимаются ме­дициной, но и Вера Павловна. Базаров так­же уделяет много времени естественным наукам. Он часами просиживает за своим микроскопом, ставит опыты. Аркадий гово­рит о Базарове: «Главный предмет его — естественные науки». Базаров отрицает красоту природы, искусство, любовь. Он говорит Аркадию: «Природа не храм, а мас­терская, и человек в ней работник». «Новые люди», в отличие от Базарова, чувствовали красоту природы, признавали существова­ние любви.

6. Какова роль «Четвёртого сна Веры Павловны» в общей идейной концепции романа? В чём полемичность представлений, высказанных в этой главе?

Николай Гаврилович Чернышевский при помощи снов Веры Павловны раскрывает свой замысел и описывает свое видение будущего страны. Поскольку книга написана в условиях цензуры Российской Империи, писатель пытается донести свои социалистические взгляды через своих героев. В четвертом сне он описывает страну со справедливым, по его мнению, общественным строем и укладом жизни. Это - утопическое описание коммунистического будущего России, которое представлял себе автор.

 

7. Не все современники приняли утверждающий пафос «Что делать?»: Салтыков-Щедрин критиковал «детальную» картину будущего за утопизм, а критик М.Н. Катков назвал «новых людей» «Маниловыми нигилизма». В чём, по вашему мнению, сила и слабость позиции Чернышевского?

Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее возможно и несомненно. Он отвечал на самый главный и живой вопрос эпохи: что делать людям, ненавидящим старое, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное историческое завтра своей родины и всего человечества?  В романе публицистически явственно выносится, говоря словами эстетики Чернышевского, и "приговор о явлениях жизни". Этот приговор произносится картиной новых семейственно-бытовых отношений.

    Чернышевский задумал роман "Что делать?" как "учебник жизни" и блестящим образом реализовал этот замысел.  

Поставив в центре сквозного сюжета наиболее  тяжкий  случай  (поскольку  для женщины  восхождение  из  "трущоб"   к   сознательной   общественно-трудовой деятельности было куда труднее, чем для мужчины), Чернышевский тем самым еще раз подчеркивает, что предлагаемая им  программа  действия  ("Что  делать?")

доступна _каждому_ разумному человеку разночинской среды.

Вопреки  распространенному   мнению,   Н.   Г.   Чернышевский   и   его положительные герои отнюдь  не  устанавливают  никаких  "правил  поведения", пригодных для любого  случая  жизни.  Но  каждый  порядочный  человек  вовсе  не  счел  бы  геройством поступить на месте этих изображенных мною людей точно так же, как они  <...>

и много раз поступал не хуже в случаях не менее или даже  и  более  трудных" 

 Единственное  "правило"  нравственной   жизни,   признаваемое   героями Чернышевского, вовсе не открытие романиста; оно  опирается  на  многовековую традицию нравственной культуры: счастье для "порядочного человека"  заведомо невозможно, если оно достигнуто за счет другого человека. Именно из-за этого Кирсанов "борется со страстью к замужней женщине, да еще  целых  три  года".

Из-за этого Лопухов заставляет Кирсанова прекратить борьбу. Это же "правило" заставляет Веру Павловну негодовать против собственного сердца  и  долго  не признавать факта своей любви к  приятелю  мужа.  

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ: Противоречивость просветительского мировоззрения  Чернышевского  в  его

романе сказалась явственнее, чем в публицистике и критике. Некоторые  слабые стороны романа связаны с непоследовательностью  его  концепции  человека,  с ограниченностью просветительского материализма. Это проявилось, например,  в трактовке  индивидуального  своеобразия  характеров,   которое,   по   мысли Чернышевского, проявляется не в труде и не в  наслаждении  (это  сферы,  где действуют общие законы человеческой природы), а по  преимуществу  в  способе отдыхать. Однако вопреки собственным рассуждениям Чернышевский показывает  в романе  характеры  своих   героев   в   их   постоянном   взаимодействии   с социально-историческими обстоятельствами,  так  что  "натура"  выступает  не только как нечто "заданное" природой, но как те природные  задатки,  которые развиваются или заглушаются в ходе жизни. В этом взаимодействии с  условиями времени складывается человеческая индивидуальность, которая, таким  образом, и формируется и проявляется отнюдь не только в сфере "отдыха".

Вера Павловна добивается огромных успехов в основании мастерских ,но мы не видим , как именно в них идет работа , Чернышевский этого не описывает)

Не вполне преодоленное метафизическое представление о "натуре", понятой как продукт природы, а не истории, все же сказывается в художественной ткани романа. Так, например, обязательным  условием  счастливой  и  прочной  семьи оказывается полное тождество, совпадение индивидуальных  склонностей  -  тех самых, которые  проявляются  в  способе  отдыхать.  В  этих  звеньях  сюжета возникают   элементы    иллюстративности    и    та    несколько    слащавая сентиментальность,    которая    снижает    художественную    убедительность изображения, в особенности в образе Веры Павловны.

Салтыков-Щедрин писал: "Читая роман Чернышевского "Что делать?", я пришел к заключению, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался практическими идеалами. Кто знает, будет ли оно так! И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными?

Сильные: Вместе с тем роман "Что делать?" оказал огромное влияние на развитие русской литературы в том смысле, что он никого из русских писателей не оставил равнодушным. Как мощный бродильный фермент, роман вызвал писательскую общественность России на размышления, споры, подчас на прямую полемику. Отзвуки спора с Чернышевским хорошо прослеживаются в эпилоге "Войны и мира" Толстого, в образах Лужина, Лебезятникова и Раскольникова в "Преступлении и наказании" Достоевского, в романе Тургенева "Дым", в произведениях писателей революционно-демократического лагеря, в так называемой "антинигилистической" прозе.  Роман рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Не восхищаться, а думать серьезно и сосредоточенно,- вот к чему приглашает читателя Чернышевский. Как революционер-просветитель, он верит в действенную, преобразующую мир силу рационального мышления, освободительных идей и теорий. Чернышевский надеется, что его роман заставит русских читателей пересмотреть свои взгляды на жизнь и принять истину революционно-демократического, социалистического миросозерцания как руководство к действию. В этом секрет поучающего, вразумляющего читателя пафоса этого романа. В известном смысле расчет Чернышевского оправдался: русская демократия приняла роман как программное произведение, Чернышевский проницательно уловил возрастающую роль идеологического фактора в жизни современного человека, особенно разночинца, не обремененного богатыми ккультурными традициями, выходца из средних слоев русского общества.  

Смотрите также: