ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 263-268









Лингвистический анализ

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество

Несмешные истории

У истоков лирической драмы

Пьеса «Вишнёвый сад»

Грустная лирическая комедия

Страница 263

Вопросы и задания 

1. Как в чеховских рассказах соотносятся понятия «личность» и «среда», «быт» и «бытие»? Что такое «футлярность» и в чём её губительность для человека?

А. П. Чехов более всего ненавидел пошлость и обывательство, то есть то, что отключает конкретному человеку мозги и заставляет его плыть по течению коллективного сознания. Личность - это человек думающий, тонко чувствующий, которому частенько достается от общества за то, что он живет не по правилам этого самого общества. Он, в общем-то и не революционер вовсе, а просто имеет собственное мнение, не боится его высказывать и называет вещи своими именами. Среда и быт - это соответственно те самые условия, в которых живет человек и которые на него так или иначе влияют. Бытие - это то, что находится за рамками быта, это Вечность, для жизни в которой готовится человек и что мы постоянно упускаем из вида, занятые бытом. А про футлярность уже в принципе все сказано.
 

2. В рассказе «Ионыч» показана значительная часть жизни героя. Почему автор предпочёл «сжать» эпос до рамок рассказа, а не написать роман? Какова позиция автора по отношению к своему герою?

Эпос - это рассказ о подвигах героев.

Ничего героического в жизни доктора Старцева не происходило. То же самое, что у всех, у большинства с прочерком между датами как рассказом об их жизни. . Ионычу выпал шанс сделать выбор и он его сделал. Вот и получается рассказ об упущенных возможностях что-то в жизни совершить.

3*. Каков философский подтекст рассказа «Студент»? Проследите, как внутренне развивается образ Ивана Великопольского на протяжении рассказа. О чём хотел рассказать автор?

Иван хоть и учится в духовной академии, но всего лишь сын бедного дьячка,. Настроение у него -дрянь, нищету и убогость видит он как в своей жизни, так и вокруг.. Он голодный (пост) и хмурый, дома ничто не радует, отец болен, а сам он нарушил завет, идя в Страстную пятницу на охоту вместо молитв. Иван думает о себе и судьбе России: "такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше".
Встреча у костра с вдовами меняет настроение Ивана. Видя их лица, он вспоминает о евангельских вдовах, преданных Христу женщинах. Иван -богослов, его рассказ у костра вдовам напоминает исповедь, а слёзы вдов очищают и его душу. Озарение и просветление в душе приходит на смену угрюмой тоске, в сердце Ивана вернулись Божественная любовь и вера.
Не зря Чехов даёт Ивану фамилию Великопольский, возможно, Ивана ждут ещё великие духовные дела, ведь он молод, наполнен верой, состраданием и милосердием.

4. Как в пьесе «Вишнёвый сад» соотносятся внешнее и внутреннее действие («подводное течение»)? Почему герои пьесы «уклоняются» от очевидного, внешнего конфликта?

Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев) , набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня) . Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное.

Внутренний сюжет и внутренний конфликт. За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы, ее второй план. Чеховский театр строится на полутонах, на недоговоренности, «параллельности» вопросов и ответов без подлинного общения. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания, прислушивания к подземному гулу грядущих потрясений.

 

5. Какова роль различного типа ремарок в «Вишнёвом саде»? Какую функцию в чеховской пьесе выполняют звук, свет, деталь?

6. Что делает героев чеховской пьесы «недотёпами», неспособными реализовать свой духовный потенциал? Какова, по Чехову, мера ответственности личности перед эпохой, народом, культурой?

Можно сказать, что в пьесе Вишневый сад большинство персонажей - недотепы.

Однако сами они считают таковыми лишь Петю Трофимова, о котором так говорят за глаза и даже в глаза, да Епиходова, который шагу не может ступить, чтобы не попасть в неловкое положение. Последнего кличут "двадцать два несчастья".

Но разве сама Раневская не "недотепа"? Раздает последние деньги направо и налево, даже совсем посторонним людям. У нее нет желания думать о том, как же она будет жить-то дальше, привыкла пускать все на самотек, надеяться на авось.

Таков же ее брат Гаев, который изъясняется бильярдными фразами.

Симеонов-Пищик, который постоянно просит в долг, сдал англичанам в аренду участок с ценными ресурсами (а самому заняться нельзя?). Ну хоть платят ему иностранцы, есть какой-то смысл.

Дуняша, которая изображает образованную барышню, а сама связалась с циничным лакеем Яшкой вместо того чтобы выбрать надежного, хотя и "недотепу", Епиходова.

В пьесе Чехова просто коллекция разного рода "недотеп", видимо, поэтому пьесу автор определил комедией.

7. Как представлена тема будущего в комедии? Что позволяет рассматривать её как «пьесу-предупреждение», приглашающую к раздумью над «общими» вопросами российской жизни?

8. В чём необычность авторского определения жанра «Вишнёвого сада»? Прокомментируйте, пользуясь материалом пьесы, понятие жанрового синтеза применительно к чеховской комедии.

Жанр пьесы "Вишнёвый сад" определяют по-разному. А.П. Чехов называл назвал произведение комедией, Станиславский - трагедией, а современники именовали произведение драмой. Действительно, в "Вишневом саду" соединены воедино все три жанра. В этом и заключается жанровое своеобразие пьесы. Почему комедия?В "Вишнёвом саду" много комических ситуаций: фокусные трюки и речь Шарлотты Ивановны, неудачи Спиходова.  Такой герой, как Петя Трофимов - тоже является комическим, о чем свидетельствуют эпитеты ("вечный студент", "смешной человек", "облезлый барин" ). Автор часто ставит Петю в нелепые ситуации. Моменты, когда он падает с лестницы, ищет старые галоши сваляются комичными. Почему трагедия?В персонажах пьесы много трагического. Так, Шарлотта Ивановна, с одной стороны, кажется смешной и нелепой женщиной, но с другой стороны — она одинока.. Фирс может казаться смешным со своей глухотой, но и его судьба трагична. Его забыли в заколоченном доме. Это тарагичная судьба крепостного человека. В пьесе нет счастливых людей: Варя переживает безответную любовь к Лопахин, он в конце пьесы на ней так и не женился. , Сам Лопахин, не смотря на богатство, выглядит несчастным. Он не способен понять красите Вишневого сада. Петя так и остаётся бездеятельным мечтателем с утопичными мечтами .Почему драма?Жизнь персонажей протекает нескладно, не приносит никому ни радости, ни счастья. Герои не слышат друг друга (мотив глухоты). Такие герои, как Раневская и Гаев, застыли в прошлом. Они не могут отпустить вишневый сад,  не хотят идти вперед. С другой стороны, они бездеятельны, отстоять сад они тоже не могут. Беспомощная Раневская зачастую просто плачет. В конце концов, Лопахин выкупает сад под дачные участки. 

9*. Как в творчестве Чехова отразились реалии «переходной» эпохи рубежа веков?

Вишневый сад в пьесе Чехова для их владельцев – это просто иллюзия, самообман, воспоминания о счастливом детстве, безмятежной жизни. Наступает новая эпоха – капитализация всего, что можно продать. Все стоит денег. И тут главный герой – Лопахин. Потомок крепостных из сострадания предлагает владельцам имения удачный вариант спасти свое благосостояние – разбить сад на участки и сдать в аренду под дачи.  Но для Раневской и Гаева это неприемлемо, это ниже их достоинства. Они не могут продать воспоминания. Но воспоминания не приносят дохода, и они проживают последние гроши. И теряют все, что у них есть. Их время закончилось. Пришла власть денег. Время Лопахиных.

Вопросы для обобщения по курсу

Страница 268

1.         Что роднит и что различает две литературные эпохи — первой и второй половины XIX века? Приведите примеры влияния пушкинских, гоголевских и других традиций на творчество писателей нового поколения.

2.         Какие факторы исторической и культурной жизни нации обусловили расцвет русского романа во второй половине XIX столетия? Укажите основные жанровые и содержательные признаки романов Гончарова, Тургенева, Чернышевcкого, Л. Толстого, Достоевского.

Эта пора названа "золотым веком", именно тут литература взяла самые большие высоты, а роман предстал перед читателем в новом свете.

Во второй половине 19 века идеалы романа меняются. Авторы стараются показать не скрытые "реалии человеческого общества". Еще одна жанровая особенность сюжетная незавершенность (Преступление и наказание).

Достоевский затрагивает наиболее острые проблемы социума, образ "лишнего человека", первое место за представителями общества, а затем идет и народ -судьба которого уже мало, что значит.

Романы Гончарова ("Обломов", "Обрыв")

В романе "Обломов", Гончаров показывает не только лень Ильи, но и тут же его добрую и широкую душу, что свойственно настоящему русскому человеку.

Толстой "Война и Мир", роман который раскрывает судьбы людей, ее изменение. Картина войны и картина мира. Так же в произведении, используется "мир одухотворенный" присущий любви.

Великое произведение о конфликте поколений, который будет всегда актуален олицетворяет нам роман Тургенева "Отцы и дети". 

Роман Чернышевского "Что делать?", направляющий читателя на философский путь размышлений.

3.         По мнению многих историков литературы, значимость той или иной литературной эпохи подтверждается наличием в ней «большого» эпоса. Справедливо ли это по отношению к русской литературе XIX века?

Да тем что в этот момент истории жило очень много всяких писателей которые открывали сущность жизни и показывали как правильно жить на всём своём свете. А так же высокая грамотность и очень интересная полемика в разговорной речи.

4.         Что нового внесли в русскую поэзию Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет?

Тютчев - великий философ и самый великий дипломат Европы 19го века... Философичность есть и в любовной лирике. её не скроешь. Некрасов привнес корявые формы в поэзию Алексей Толстой адаптировал похабщину до приемлемого для цензуры варианта и ещё привнес Козьму Пруткова Фет - великий лирик

5.         Чем объясняется расцвет драматургии в переломные моменты отечественной истории? В чём заключалась «своевременность» появления таких гениев, как А.Н. Островский и А.П. Чехов? Каково влияние их творчества на развитие современного театра?

Третий том "Истории русской литературы" посвящен литературе второй половины прошлого века (1856-1881), эпохе могучего расцвета русского реализма и его мировой славы. Одна из главных задач тома - показать, как глубоко своеобразная, чрезвычайно сложная по своей структуре и необыкновенно динамичная в своем развитии эпоха, наступившая после 1861 г., определила в конечном счете новаторский характер всей системы реализма 60-70-х гг. и сформировала новый тип писателя. Он активно и творчески вторгался в решение самых животрепещущих проблем современной ему жизни. Наследие классиков того времени стало фактором социального и духовного прогресса, "революцией до революции" - все более и более возрастающим давлением на антинародный правопорядок полукрепостнической,

Варварская реформа 1861 года оставила крестьян без земли и нисколько не улучшила их благосостояния. "Но падение крепостного права, - писал В. И. Ленин, - встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило его самого искать выхода, самого вести борьбу за полную свободу".  Эта борьба затронула все сферы "духовного производства" и оказала, в частности и в особенности, глубочайшее воздействие на характер литературного развития.

6.         Какое развитие во второй половине XIX века получили традиционные темы русской классики: тема старого и нового, тема «отцов и детей» и т.д.?

Середина 19 века. Начало промышленного переворота. Наступает и время формирования нового человеческого мышления. После французской революции (конец 18 века, но все ещё не подвластно распространению) и (особенно масштабных для России) зарубежных походов русской армии зачинаются новые общественные движения. Так и выходит, что молодое поколение развивается в эпоху установления различных общественных оценок и позиций, среди которых большое значение имеют течения, направленные на свержение крепостного права и, в радикальных мерах, монархии. Соотвественно, старшее поколение (берём в счёт, конечно, дворянство) в основном придерживается старых устоев, более близких и знакомых, на которых построена их жизнь -> крепостнический гнёт, монархия, незыблемость правил. Молодое же дворянство все больше подвергается современному положению и участвует в развитии новой общественной мысли справедливости. Появляются и новые течения философии и определения личности : нигилизм (особо яркого представителя нигилизма Вам опишет Тургенев в романе «Отцы и дети»), экзистенциализм (из-за двери выглядывает Родион Раскольников) и т.п.

Общественное движение и развитие «новой эпохи» не стоят на месте, подвергаются разрушению старые, неактуальные устои, но «закаленное» дворянство не принимает нововведений, которые так восхваляют юные умы. Крах прежнего жизнеустройства дворянского гнёзда и зарождение нового света демонстрирует Антон Павлович Чехов в пьесе «Вишневый сад».

7.         Как выбор общественной позиции в сложное историческое время повлиял на литературную судьбу писателей-классиков? Назовите произведения второй половины XIX века, в которых нашла своё отражение та или иная идеологичеcкая платформа (либерализм, революционно-демократичеcкие идеи, почвенничество, народничество и т.п.). Приведите примеры идейной полемики между писателями, выразившейся в прямой перекличке их героев и произведений.

8.         Как в литературе названного периода отразилось внутреннее богатство и многообразие народного характера? Какие явления русской жизни отразились в героях Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского и других художников слова?

9.         Какова роль христианских образов и мотивов в произведениях писателей второй половины XIX века? В чём сущность религиозно-философских идей, нашедших своё воплощение в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.?

10.       Какие традиции русской сатиры получили своё творческое развитие в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова?

11.       Каким предстаёт образ России в творчестве писателей-классиков? Что, по вашему мнению, составляет критерий народности литературного творчества?

Образ России – страны громадной мощи и энергии – в творчестве Александра Блока.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли «в красе заплаканной и древней» слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты; горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей, фабричные трубы и гудки, пожар войны и братские могилы. Такой была для Блока Россия.

 

Родина в жизни и творчестве Сергея Есенина.

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот так в есенинские песни о родине нет –

нет да и проскальзывают

задумчивые и печальные нотки,

 как легкое облачко грусти на

 безоблачно – синем небе его

юношеской лирики.

 Поэт не жалел красок, чтобы ярче

 передать богатство и красоту

 родной природы. Изображение

человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной особенностью любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. В стихах они наделены почти человеческими чувствами.

Итоги эволюции темы Родины в лирике Сергея Есенина

Так, рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема Родины вбирает в себя русские пейзажи и песни, и в поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и «песенное слово» - сливаются воедино. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь Советскую», чувство единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» - такова эволюция темы родной земли в лирике Сергея Есенина.

12.       Что обусловило расцвет литературной критики второй половины XIX века? Прав ли исследователь Б.И. Бурсов, утверждавший, что «только той критике, которая одновременно является и литературой, по силам постигнуть литературный процесс»? Приведите примеры критических работ подобного уровня.

13.       В чём проявилось стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия? Каковы отличительные черты тургеневского стиля, стиля Достоевского, Л. Толстого и др.?

В девятнадцатом столетии русская литература обрела небывалое художественное совершенство. Её отличительной чертой была самобытность.

Отличительные особенности языка Толстого - это сложные синтаксические конструкции, отражающие глубокую мыслительную деятельность, внутреннюю "жизнь", наполненность сознания.

Тургенев, например, любил такой знак препинания, как точка с запятой. У него тоже часто можно встретить довольно сложные предложения. Сам Тургенев любил простоту и "плавность линий", его стиль вообще считают одним из лучших в литературе девятнадцатого века.

Для Достоевского характерны многоголосие, напряжённость, эмоциональность героев. Вероятно, можно сказать, что это находит отражение и в стилистке: герои Достоевского всегда переживают некую внутреннюю борьбу. Можно наблюдать напряжённость в их внутренней речи, в их монологах, действиях.

14.       Какими литературными направлениями, течениями, группировками представлена русская классика XIX века? В чём заключалась логика их смены и взаимодействия в рамках общелитературного процесса и в масштабах творчества кретного художника? Какая художественная тенденция явилась доминирующей в русской литературе на пороге XX столетия?

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова. Творчеством Ф. И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

Наряду с поэзией начала развиваться проза.

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека» , образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека» , который показан Н. В. Гоголем в его повести «Шинель» , а также А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель» .

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер.

Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В. Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?» , а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. Вот как-то так что ли?

Смотрите также: