ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов § 10. Духовная культура общества









Вопросы

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура — это совокупность продуктов  духовной деятельности человека.  Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную,  философско-мировоззренческую, правовую, нравственную,  художественную культуру.  Особое место в системе духовной культуры занимает религия.  компоненты художественного творчества  (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература,  публицистика, музыка и пр. ) ;  компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные  заведения, библиотеки, издательства и т. д. ) ;  философская и политическая мысль (религиозная философия,  религиозные политические системы и партии) ;  мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Среди основных:

  • Время формирование культуры
  • Этническое происхождение
  • Религиозная основа
  • Основные элементы культуры
  • Виды культуры, изобразительное, музыкальное и тд
  • Распространение в наше время
  • Влияние культуры на общество, в котором культура возникла

 4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура - это культура определённых социальных групп, объединившихся по профессиональным, территориальным, религиозным признакам . Например - староверы, мормоны . Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Термин контркультура ввёл американец Т, Роззак для характеристики молодёжных движений Запада в 60 х годах 20 века. Тогда представителями контркультуры были хиппи, затем - панки, сейчас как пример - ЭМО, готы.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

На данный момент все основные виды культур взаимодействуют между собой и переплетаются. Сюда относятся:

  • высокая культура
  • народная культура
  • массовая культура

Здания

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

Исходя из того, что период с названием "первобытное общество" заканчивается изобретением письменности, а духовная культура включает в себя письменность, как обязательный элемент, говорить о богатой духовной культуре не стоит. В то время  в обществе только закладывались и развивались народы, народности, а духовная культура подразумевает культурно-историческое единство. Человек  ещё только овладевал технологией металлов. Царило насилие и поклонение силам природы. Человек не понимал природы явлений. В то время создавался базис, на основе которого и развилась позднее эта культура.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Житель древних Афин преклоняется пантеону богов, которые ответствены за всю окружающую среду, природные явления и жизнь человека в целом. Жизнь человека в древнего Афин связана с богами, поэтому афиняне строят храмы. Афинские храмы – жилище богов, в нем размещалась статуя бога. Пример этого – Акрополь.  

 

У каждого основного занятия афинян был свой бог. Несмотря на божественное происхождение всего, с чем была связана жизнь афиняна, он знал о демократии, и верил в свободы и права граждан. Поэтому афиняне собирали Народное собрание, а высшая власть была в руках совета. И даже совет собирался на холме, который посвящен богу войны Аресу. Совет имел законодательные и судебные функций и состоял из архонтов: верховный жрец, судья, командующий афинским войском.  

 

Картина мира афиняна также включает социальную дифференциацию, знать и рабов. Например, все наиболее плодородные земли были захвачены знатью, а все не греки обращались в рабство.  

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры выступает фактором, определяющим единство глобального, мирового культурного процесса. Так, хотя первые бумажные деньги появились в Китае, они и сегодня остаются значимым явлением культуры во всех так называемых цивилизованных странах.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функций духовной культуры:  

•          Образовательно-воспитательная функция  

Потому что человек осваивает знания, язык, ценности в ходе социализации и черпает все свои личностные качества из культуры также; социализируясь, человек приобщается к культуре + духовная культура включает и образование, и воспитание

 

•          Интегративная и дезинтегративная функция

Духовная культура позволяет человеку осознать, что он имеет общую культуру с целым народом, и так он к ней приобщается – то есть духовная культура сплачивает людей, но в случае с субкультурой все обстоит иначе

•          Регулирующая функция  

Нормы и образцы поведения, ценности и идеалы в культуре формируют и регулируют поведение человека.

•          Функция передачи социального опыта

Культура преемственна, передается из поколения в поколение, передает социальный опыт предыдущих поколений новому.

•          Познавательная функция

Связана с передачей социального опыта, со способностью накапливать знания о мире, которое общество использует.

•          Нормативная функция

Духовная культура влияет на поведение человека и регулирует его действия посредством идеалов, ценностей, норм.  

•          Знаковая функция  

Нельзя постичь культуру пока не постигнешь ее язык, знаки; например, нельзя понимать ничего в музыке, живописи и театре, не зная их «особенный» язык.

•          Ценностная функция

Качественное состояние духовной культуры, ведь культура – система ценностей.

Смотрите также: