ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 12









Вопросы

1. Чем отличается должностная инструкция от морального кодекса (например, рыцарского) или профессиональной этики врача?

Должностная инструкция и моральный кодекс имеют несколько общих черт. И то и другое — это свод определенных обязанностей, правил и норм поведения в различных ситуациях.

Главное их отличие состоит в том, что:

  • Должностная инструкция — это официальный документ, с которым работник знакомится под личную роспись и который имеет юридическую силу.
  • Моральный же кодекс не является официальным и утвержденным законодательством документом. Это свод норм морали, представляющих собой исторически сложившиеся требования и правила поведения человека, принятые в определенном сообществе. Нормы морали — это установленные обществом стереотипы и образцы нравственности. Следует заметить, что моральные устои могут отличаться в зависимости от страны, географических особенностей, региона, города и даже коллектива.

2. Можно ли сказать, что за последние годы у многих россиян изменились представления о добре и зле, истине и справедливости? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я согласна с тем, что у многих россиян изменилось представление о добре и зле, истине и справедливости. Думаю, это связано с нынешней политической повесткой дня. Например, новости перестали иметь форму факта, им обязательно дают оценочное суждение, которое потом выходит в массы. Таким образом, податливые люди перенимают то, что было сказано из "авторитетного" издания, на федеральном канале и так далее. Им кажется, что "там" знают лучше, потому что они богаче, их образование лучше и так далее. И категории добра и зла, истины и справедливости у таких людей стерлись. Они знают только то, что удобно для политиков прямо сейчас, они оценивают происходящее только в том виде, который удобен для государства, но не для них.

3. Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?

Мораль не является универсальным критерием поскольку является субъективной и потому оценивать объективные или иные субъективные формы общественного сознания она не может.

4. Что является основным показателем действенности морали, показателем нравственной зрелости личности?

Согласование на перспективу вопросов и умение находить выход какой бы не была ситуация, успешная социализация, наличие определенных принципов по жизни и следование им, а также осознание ответственности за свои поступки, также зрелую личность определяет стремление к созиданию. Соответственно, нравственно - творить, безнравственно - ломать. Это касается как материального, так и духовного созидания.

5. Как вы понимаете смысл известного изречения «Не суди, да не судим будешь» применительно к морально-этическим ситуациям?

Морально-этические нормы конкретного сообщества — не объективно существующий неизменный кодекс, а общее соглашение членов сообщества о том, как следует и не следует поступать, меняющееся со временем. Если некий человек считает, что "вот так поступать не нужно" и выражает своё мнение, в том числе и осуждая поступившего — он редактирует это общее соглашение в своём сообществе. Появляется новый "моральный закон". И если потом этот человек захочет сам поступить так, как поступил тот, кого он осудил - его тоже осудят. Если таких "моральных законов" оказывается слишком много, жить становится тяжело. Поэтому конструктивнее — не создавать их без необходимости. Не осуждать кого-то за то, что, возможно, и сам захочешь сделать.

6. В чём, на ваш взгляд, заключается сила общественного мнения?

Сила общественного мнения в том, что оно (хочешь ты того или нет) влияет на твое внутреннее настроение и состояние, а значит и на твое вскоре мировоззрение и поступки, даже если ты его открыто отвергаешь.

И тогда или подстраиваешься под мнение других, или открыто не отстаиваешь свои противоположные взгляды ("молчишь в тряпочку"), или ищешь новое окружение (место жительства).

Ещё Ленин писал, что

Поэтому или как Лыковы в тайгу или "в деревню к тетке, в глушь, в Саратов"

Здания

1. Предложите своё определение морали. Скорректируйте его, пользуясь словарями обществоведческих терминов.

Мораль- это нравственное средство управления поступками людей.

в словарях даются понятия:

мораль -  принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения...

мораль- понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей долженствования.

поэтому конечное определение:

мораль- исторически сложившаяся система представлений о правильном поведении и нравственности.

2. Какие кодексы профессиональной этики вам знакомы? Охарактеризуйте их ключевые положения.

многие профессии имеют кодексы профессиональной этики. Приведу в пример профессию адвоката.

 -адвокат должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности

-адвокат не вправе действовать вопреки законным интересам доверителя

- адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон.

-адвокат обязан выполнять решения органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятые в пределах их компетенции.

3. Из параграфа вы узнали, что в Древних Афинах городская полиция состояла из рабов, так как свободные граждане считали зазорным для себя применять насилие к другим свободным гражданам. В наши дни в России в течение ряда лет наблюдалась иная картина. Работники МВД часто подавали заявления об уходе со службы по охране общественного порядка, ссылаясь на низкие оклады, ненормированный рабочий день, бытовую неустроенность, а также учитывая риск для жизни при регулярных столкновениях с нарушителями общественного порядка и закона. Используя материалы СМИ, покажите, что делается сейчас для того, чтобы поднять престиж полицейской службы в глазах граждан России и вместе с тем ликвидировать все возможные случаи сговора сотрудников полиции с преступниками, пособничества или участия в криминальных группировках и коррупции.

 

4. Нужны ли, на ваш взгляд, уже сегодня особые нравственные нормы, регулирующие поведение пользователей Интернета?

Такие нормы не просто возможны, а даже необходимы.   Собственно, какая-то их часть уже наработана. У космонавтов, работающих на МКС, выработался свой свод неписанных правил поведения, позволяющих не допустить конфликтов в этом замкнутом пространстве. В Интернете сложнее - на отдельных ресурсах неписанные правила вырабатываются достаточно быстро, но то, что неприемлемо на одном сайте - может быть распространённой практикой на другом.

5. Ознакомьтесь с материалами Третьего гуманистического манифеста, опубликованного в 2003 г. и подписанного известными учёными и общественными деятелями, среди которых 21 лауреат Нобелевской премии. Этот манифест включает шесть основных тезисов-убеждений:

- познание мира происходит в результате наблюдения, экспериментирования и рационального анализа;

- человеческие существа являются неотъемлемой частью природы, результатом эволюционного изменения, который никем не предопределён;

- этические ценности происходят от тех человеческих потребностей и интересов, которые проходят проверку опытом;

- жизнь приобретает смысл в служении личности гуманным идеалам;

- человеческие существа социальны по своей природе и находят смысл во взаимоотношениях между собой;

- работа на благо общества максимизирует счастье индивидуума.

Согласны ли вы с каждым из выдвинутых положений? Какого взгляда на происхождение моральных ценностей придерживаются авторы манифеста?

Смотрите также: