ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов § 13. Наука и образование









Вопросы

1. Что такое наука, каковы её главные функции?
Наука - сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Функции науки:
1) Познавательная (познание природы, человека и общества в целом)
2) Мировоззренческая (наполняет мировоззрение человека об окружающем мире)
3) Производственная (наука - это основа совершенствования и модернизации производства)
4) Социальная (это, например, человек изучает науки и социально развивается)
5) Культурная (эту функцию я не могу объяснить).
И вот это всё, существует 5 основных функций науки.

2. Каковы основные черты большой науки?

Основные черты современной большой науки:

1)наличие разделения и кооперации научного труда;

2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования;

3)наличие методов научно-исследовательской работы;

4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории);

5)наличие стройной системы научной информации;

6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.

3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?

Потому что творчество помогает изменять стереотипы, а крупный коллектив генерировать и  обрабатывать большее количество новых идей. При этом большинство идей обычно индивидуально, но вот готовое решение - это уже коллективное достижение. Яркий пример - метод "Мозгового штурма": принимаются все идеи, даже самые глупые, а потом абсолютно серьезно рассматриваются, и иногда самые бредовые воплощаются в жизнь.  Коллектив разрабатывает решение только  одной проблемы или ряда проблем. В коллективе намного легче найти "золотую середину" (решения проблемы, которое достоверно и готово к использованию) , что сказывается на развитии науки.

4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.

На данный момент общество очень сильно обеспокоено состоянием экологии и окружающей среды в мире. Поэтому наука старается внедрить новые технологии в электроэнергетику, автомобилестроение и другие сферы производства. Постоянно увеличивается количество ветряков и солнечных станций, автомобили переходят на экологические виды топлива.  Кроме того, постоянно разрабатываются новые программы и приложения на мобильные телефоны и компьютеры, которые помогают людям в общении с близкими, дают информацию о погоде и новостях со всего мира.

 5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?

По другому еще можно назвать "двигатель" .

Так ка наука тянет за собою весь технический прогресс, как локомотив поезд.

В науке появляются какие-либо открытия, достижения и в прогрессе появляются новые оборудования, которые благодаря науке могут работать, существовать.

6. Каковы основные положения этики учёных?

К основополагающим положениям научной этики можно отнести следующие аспекты: - Ученые должны стараться изобретать то, что не навредит человечеству, а наоборот; - Человек науки должен основываться на проверенных фактах, а не домыслах; - Любой ученый обязан осознавать свою ответственность за личные исследования и открытия; - Работа должна нести добросовестный характер - ученые не должны воровать идеи друг друга, а целью научной деятельности должно быть желание найти истину.

7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?

Наука и образование являются разновидностями духовной культуры, которые непосредственно взаимодействуют друг с другом: наука производит объективные знания о мире, а через образование человек приобщается к этим знаниям.

8. Какова роль образования в современном обществе?

В современном обществе уровень образования человека служит показателем его достижений. В Москве сейчас даже в дворники берут охотнее людей с высшим образованием. Ведь высшее образование - это не просто сумма усвоенных знаний. но и показатель культурного уровня человека, возможно и духовного.

Поскольку технический и пр. прогресс идет непрерывно и по возрастающей, то без самообразования - никуда. Нужно читать периодическую и специальную литературу, знать о новинках и достижениях, овладеть компьютерными программами и т.д.. иначе полученные в ходе учебы знания быстро устаревают. А культурой каждый овладевает только в процессе самообразования. Никто не водит за ручку студентов в галереи, музеи, на выставки... В этом должна быть потребность у человека. Как и научиться правильно вести себя за столом, если попадешь в высшее общество - не опозориться, особенно если ты имеешь достойное образование.

9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Залогом успешной профессиональной деятельности является самообразование. Развитие лежит в основе. Знания, единожды полученные в школе или университете не охватывают всего. Это лишь начальная ступень. Общество развивается, идет информатизация, залогом успешности является концепция самообразования. А самообразованием, в свою очередь, является свободная деятельность личности, направленная на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышению культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

Здания

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?

Фундаментальные науки в широком смысле изучают те проблемы, которые они сами себе ставят: структура атома, структура Вселенной, математические законы и т.д. Прикладной характер наука приобретает тогда, когда она призвана решить какую-либо практическую задачу. Взаимосвязь этих наук может быть подчас неожиданной. Например, долгое время электромагнетизм не имел никакого практического значения и считался одним из видов фундаментальных исследований. В XII один итальянский математик (Фибоначчи) сформулировал ряд чисел, который сегодня носит его имя: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... Спустя много лет ученые обнаружили, что это чисто абстрактное построение неожиданным образом соприкасается с природой: числа Фибоначчи можно найти в таких структурах, как раковина улитки, подсолнух, крыло стрекозы и т.д. Бывает и обратное движение -- от прикладной науки к фундаментальной. Что касается условности деления наук на фундаментальные и прикладные, то сегодня большинство ученых склоняется считать это деление чисто методологическим, а меньшинство считает, что фундаментальная и прикладная науки практически не соприкасаются.

2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.

 

3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников — гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.

Жёсткое профилирование школ возможно только для тех учеников, кто чётко определился с выбором будущей профессии. Но как быть с теми, кто до сих пор находится в поиске? Для таких учеников эта система может сослужить плохую службу. Человек, по окончании средней школы, получает аттестат о среднем образовании, значит он считается средне образованным. А раз так, то я считаю, что такой человек должен быть всесторонне образован, а жёсткое профилирование исключит такую возможность.

4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент — основанная на науке ...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.

- основанная на науке - Техника. По мнению А. Печчеи техника основывается на науке и её достижениях. Ведь техники и орудий, предметов труда не существовало, если бы этому не предшествовало знание или открытие в этой области.

Из этого следует, что каждый этап развития техники сопровождается открытиями и полученными знаниями. Технические средства появившиеся  до и вне сформулированных научных закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают знание.

Смотрите также: