ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 6









Вопросы

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

Значения слова "знание":

  1. Обладание какими-либо сведениями.
  2. Познания в какой-либо области.
  3. Совокупность данных, составляющих какую-либо науку, или ее отрасль.

Близость этих значений в том, что все они относятся к области информации о чем-либо, известном человеку.

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Агностик это человек, который живет по принципу теории Агностицизма, который из себя представляет невозможность познания любых предельных и абсолютных основ реальности. Можно сказать, что агностики отрицают вариант познания мира. Я думаю что в меру это хорошо, когда человек не приходит к выводу о чем то, только по своему субъективному мнению, но отрицать все поголовно, даже то что доказано миллионами людьми, то это уже слишком.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

4. В чём особенности рационального познания?

Для человека характерны два вида познания - чувственное и рациональное, а также некое иррациональное познание, которое иногда называют предчувствием или интуицией. Чувственное познание опирается на ощущения, которые мы получаем от органов чувств. Рациональное познание использует разум для осознания данных передаваемых чувствами и выстраивает обобщенную картину мира на основе частных наблюдений.

Можно выделить три основные особенности рационального познания - это опора на те данные, которые получены с помощью чувств, создание общей картины, обобщение, проникновение во внутренний смысл происходящих явлений и событий, и абстрактность, отвлеченность от предмета познания.

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Сенсуализм - пропагандирует изучение окружающего мира через чувства. Происходит от латинского слова "восприятие".

Рационализм - от латинского слова "разум". И именно разум и логика являются истинными основаниями бытия.

Сенсуализм считает, что сначала человек чувствует, потом обдумывает и действует.

Рационализм же считает, что людьми руководит интеллект и дедукция.

Многие философы пытались объединить эти два течения в науке. Но на практике получается, что "чувства" и "логика" противоречат друг другу.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Рассмотрим понятие истина в нескольких словарях.

Истина - это подтверждаемость, непротиворечивость и эффективность.

Истина - правильные знания, подтвержденные на практике.

Истина – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Во всех определениях можно выделить два признака истины:

1) Достоверность

2) соответствие знаний действительности

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Понятие истины в разных сферах имеет различное же значение - в логике, философии, науке. Если говорить об обобщенном понятии - то это характеристика (один из критериев) мышления (интеллекта) по отношению к предмету.

Насколько согласен интеллект с реальной вещью, настолько она "истинна".

Проще говоря, если что-то кажется нам абсолютно правильным, логичным, подтвержденным научными исследованиями, то это воспринимается как истина. Если же появляется иной взгляд на эту вещь - путем ли научных открытий или иных причин, то старые установки на "истину" отменяются как несостоятельные.

В нашей жизни все постоянно меняется, и даже в науке огромное количество белых пятен и просто неисследованных областей, поэтому говорить о том, что истина окончательна и абсолютна, не приходится.

8. В чём состоят особенности научного познания?

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальные знания - это анализ общественных процессов и влияние в них закономерных, повторяющихся явлений.

Гуманитарные знания - это анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Социальное входит в гуманитарное, т.е. является его частью.

Здания

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

Конечно, его позиция близка к рациональному познанию мира, нежели другое, чувственное познание.
Как и все философы - рационалисты (Декарт, Спиноза Лейбниц, Кант, Гегель) А. Пуанкаре (в конце 19-ого века) признавал Разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.
В то время сенсуалисты возвышают чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущерб рассудку и разуму.

Относительно традиционной Евклидова геометрии то она как и все наши теории, у которых свои постулаты и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными по своим личному восприниманию и рассуждению. . Поэтому не всегда эти теории способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности.
В этом контексте геометрия Лобачевского имеет противоположные походы к познанию мира, т. к. Евклидова геометрия не смогла не перерасти в неевклидову, пока в одну геометрию Лобачевского в настоящее время.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Нет, я считаю, что разумность есть холодный ум и неподверженность спонтанным идеям, которые наверняка будут иметь негативные последствия.

ибо для знания истины хватит и просто ума, ее многие принимают просто на веру, для красоты достаточно зрения, оно само передает в мозг позитивные импульсы от увиденного, а для желания блага достаточно просто доброты.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь...» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Описание исторических событий без интерпретаций возможно, но слова прозвучавшие без разъяснения, для многих слушателей будут пустыми. Поэтому иногда что- то интерпретировать на современный лад, сравнить события прошедшего времени с событиями настоящего, тогда ваше сказание будет не только понятно. но и интересно многим кто вас слушает, или читает.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

В основе сенсуализма и его представителей основой познания истины являются исключительно органы чувств (несёт эмпирический характер), а в основе рационализма - разум, с помощью которого можно постичь истину. Это два противоположных течения, сподвижники каждого из которых считаю содержание своего философского направления единственно верным и неопровержимым в достижения истины. Но это не так. Критерии и этапы каждого из направлений являются разными. Невозможно с помощью органов чувств ощутить предмет и составить о нём исчерпывающее представления, не зная по каким критериям он работает и действует, в равно степени как и невозможно без опоры на эмпирические составляющие предмета с использованием лишь теоретических знаний изложить информацию о нём в полноценной уверенности, что это будет абсолютная истина. По-моему мнению, есть законы, по которым развивается какой-либо объект, которые не всегда можно объяснить. Есть в нём процессы, которые будут понятны нашему разуму и которые будут схоже с знаниями получены через органы чувств, но эта истина будет лишь относительна.

Смотрите также: