Вопросы по обществознанию 10 класс учебник Кравченко, Хасбулатов Параграф 14









Приведите примеры основных элементов социальной структуры общества.

Среди основных элементов социальной структуры общества выделяют:
Классы
Люди города и деревни
Представители физического и умственного труда
Сословия (имеются в виду социальные группы, чьё место в обществе определено положением в системе социально-экономических отношений, традициями и правовыми актами)
Социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь и т.п.)
Национальные общности – нации, этнические группы

Какие примеры иерархий в истории вам известны?

Составьте по два предложения: 1) о положительных сторонах неравенства; 2) об отрицательных сторонах социального неравенства.

Приведите примеры социального неравенства различных видов.

Социальное неравенство - это форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Например, миллионер может себе позволить отдохнуть на Канары, а какой-нибудь школьный учитель - нет.
Кому-то жемчуг мелковат, а кто-то себе с трудом наскребает на пропитание.
Женщинам дают работу тяжелее, сложнее, неквалифицированнее, менее оплачиваемую (шпалоукладчица) .
Например, таджиков и прочих выходцев из Средней Азии берут в дворники и не берут в машинисты метро.

Укажите символы социального неравенства, отражённые в сюжете фотографии.

Приведите примеры внешнего проявления уровня дохода, образования, объёма власти и престижа.

Как вы думаете, почему социальные страты с течением времени становились всё более открытыми?

Какую роль сыграл П. А. Сорокин в развитии современной социологии?

П.А.Сорокин – один из наиболее выдающихся мыслителей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию.

Как вы думаете, какая перспектива для представителя среднего класса реальнее: стать бедным или богатым? Своё мнение обоснуйте.

1. Когда была проведена первая Всероссийская перепись населения?

1897 год

2. В каких сферах деятельности могут быть использованы данные демографии?

Политика, медицина.

1. О какой особенности развития современного общества идёт речь в тексте?

2. Каким образом это явление сказывается на социальной структуре современного общества?

1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.

2. Как вы думаете, почему люди определённых социальных статусов иногда не выполняют свои социальные роли? Дайте три варианта объяснения.

3. Можно ли сказать, что социальное неравенство и социальная иерархия являются основными признаками социальной структуры общества? Своё мнение обоснуйте.

4. Как вы думаете, есть ли связь между тем, что с течением времени социальные страты становятся всё более открытыми, и тем, что социальное неравенство всё время углубляется?

5. Используя дополнительные источники информации, узнайте, какова доля среднего класса в населении вашего региона.

6. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока.

7. По данным исследований современного американского экономиста Б. Милановича, за 30 лет средний класс крупнейших развивающихся стран мира  — Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР — увеличил свои доходы на 70—80%, а его доля в населении возросла до 25—40%. Богатое население всех стран мира за это же время увеличило свои доходы на 50%. В США и странах Западной Европы доля богатых составляет 3—9%, в остальных странах  — 1—2%. Доходы среднего класса в США, Западной Европе и Японии снизились на 5%, а его доля в населении уменьшилась с 80 до 60%.Какие выводы вы можете сделать, исходя из данной информации относительно изменений в социальной структуре современного общества?

Смотрите также: