ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Кравченко, Хасбулатов § 15. Социальные нормы и соци









Приведите примеры социальных норм различных видов.

Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

Приведите примеры девиантного и деликвентного поведения.

Девиантное:

1) алкоголизм (сосед напился и уснул в подъезде)

2) наркомания (сосед употребил и умер в подъезде)

3) суицидальное поведение (дочка соседа резала вены на улице)

Деликвентное поведение:

1) преступление (убийство, вандализм и т.д.) ; (одноклассник украл колу в магазе)

2) неисполнение трудовых обязанностей (коллега пришёл на работу в пьяном виде)

3) административное правонарушение ( мелкое хулиганство: громкая нецензурная брань, приставание к гражданам и другие действия, нарушающие общественный порядок) ; ( бабка пристала к тебе на улице и требовала купить не бусы)

Приведите примеры социальных санкций различных видов.

Предупреждение
Штраф
Лишение специального права
Изъятие предмета, который применялся при совершении административного правонарушения
Для иностранцев и лиц без гражданства – выдворение из страны
Лишение должности
Административный арест

Можно ли назвать совесть средством самоконтроля?

Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Приведите примеры осуществления своих функций агентами первичной и вторичной социализации.

Примеры агентов первичной социализации: близкие и дальние родственники (родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки и др.), учителя, друзья, няни, тренеры, лидеры молодёжных организаций.

Примеры агентов вторичной социализации: сотрудники вузов, предприятий, журналисты, телеведущие, представители государственной администрации, сотрудники суда, служители церкви, представители администрации школы, представители полиции.

Как вы думаете, какое средство социализации эффективнее: поучение или наглядный пример? Своё мнение обоснуйте.

1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.

2. Составьте по самостоятельно определённым критериям и заполните в тетради таблицу «Виды социальных норм».

3. Вам поручено сделать доклад на тему «Роль социальных санкций в жизни общества». Составьте сложный план, согласно которому вы будете раскрывать эту тему.

4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Составьте одно предложение о том, какие социальные институты участвуют в социализации, и одно о том, какую роль в процессе социализации играют её агенты.

Социализация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социокультурных норм и образцов поведения. Она бывает первичная и вторичная. Люди и учреждения, ответственные за обучение человека нормам, называются агентами социализации.

5. Есть ли связь между многообразием социальных норм и многообразием девиантного поведения? Своё мнение обоснуйте.

Взаимосвязь социальных норм и девиантного поведения заключается в том, что девиантное поведение не существует в рамках социальных норм, поскольку нарушает их, за чем, собственно, следуют общественные санкции. Социальные нормы – общеприняты и обеспечивают порядок, девиантное поведение нарушает этот порядок и потому не является общепринятым образцом.

6. Какую пользу можно извлечь из фактов отклоняющегося (девиантного) поведения?

7. Какие формы социального контроля являются наиболее эффективными — внешний или внутренний? Своё мнение обоснуйте.

Внутренний и внешний контроль различаются направлением и своей эффективностью. Наиболее надежным, по моему мнению является внутренний контроль. Такой вывод основан на множестве примеров позитивных изменений личностных качеств после использования принципов внутреннего самоконтроля.

8. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока.

9. Охарактеризуйте с точки зрения социализированности персонажи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову. Сравните их характеристики. Какие выводы вы может сделать из этого сравнения?

Напишите эссе на следующую тему: «Что делать с бесчисленными менеджерами, которых готовят разнообразные школы бизнеса? С одной стороны, это желание убрать молодёжь с рынка труда  — пусть лучше учатся. С другой  — это поиск ниши на рынке труда для преподавателей, которых эта система в больших количествах готовит». (Г. М. Дерлугьян, российский социолог)

Смотрите также: