Вопросы по обществознанию 10 класс учебник Кравченко, Хасбулатов Параграф 18









Приведите примеры различных видов социальной мобильности.

Социальная мобильность - это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

Вертикальная мобильность предполагает перемещение из одной социальной страты в другую.
 Примеры:
1)служба в армии и получение высшего воинского звания
2)образование и получение звания доктора наук
3)активная работа, принесшая повышение в должности
4)брак с представителем высшего класса
5)партийная деятельность

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне
Примеры:
1)смена места жительства
2)смена места работы без повышения
3)смена религии
4)смена семьи
5)смена гражданства

Какой тип социальной мобильности отражён в сюжете этой фотографии?

Как отмена крепостного права повлияла на дистанцию, объём и диапазон социальной мобильности в российском обществе?

В 1861 году отмена крепостного права создала условия для вынужденной мобильности крестьян. Строительство промышленности и железных дорог требовало много рабочих. Начался исход крестьян с неплодородных земель.

По самостоятельно определённым критериям сравните индивидуальную и групповую социальную мобильность. Какие выводы вы можете сделать из этого сравнения?

Индивидуальная мобильность представляет собой изменение положения индивида в системе стратификации, а групповая предполагает изменения положения группы в социальной стратификации. Индивидуальная мобильность распространена в тех обществах, где ценятся личные усилия индивидов, приводящие к повышению социального статуса.
 

Является ли социальным лифтом искусство играть на фортепьяно?

Можно ли утверждать, что в современном обществе образование является одним из основных каналов вертикальной социальной мобильности? Своё мнение обоснуйте.

Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

1. Можно ли сказать, что в современном обществе миграция относится к числу основных каналов вертикальной социальной мобильности? Своё мнение обоснуйте.

2. Какие каналы вертикальной социальной мобильности характерны для современного общества?

Основными каналами вертикальной мобильности являются: армия, церковь, школа, семья, собственность.

Как вы думаете, отражает ли сюжет этой гравюры один из типов социальной мобильности? Своё мнение обоснуйте.

1. Опираясь на текст в начале параграфа, сформулируйте главный вопрос урока.

2. Сформулируйте собственное определение понятия «социальная мобильность».

Социальная мобильность - это умение индивида перемещаться из одного социального слоя в другой. 

3. Вам поручено сделать доклад на тему «Социальная мобильность в современной России». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете раскрывать эту тему.

I Социальная мобильность

II Виды социальной мобильности

1) Индивидуальная

2)Групповая

3)Межпоколенная

4)Внутрипоколенная

5)Организованная

6)Стихийная

7)Структурная

III Типы социальной мобильности

1)Горизонтальная

2)Вертикальная нисходящая

3)Вертикальная восходящая

IV Стратификация современного Российского общества

V Социальная мобильность в современной России.

4. Какие каналы вертикальной социальной мобильности являются самыми эффективными в современном обществе? Своё мнение обоснуйте.

В настоящее время, особую важную роль в современном информационном обществе имеет образование. Например, чтобы быть востребованным специалистом в какой-либо сфере необходимы определённые знания и навыки.

5. Какие ещё каналы социальной мобильности, не указанные в параграфе, вам известны? Объясните, как они действуют.

Статус семьи в обществе;
Вступление в брак;

Ведение бизнеса, предпринимательство;
Владение собственностью, имуществом;
Продвижение по карьерной лестнице;
Политическая карьера, активное участие в политической жизни страны;
СМИ;
Искусство;

6. С опорой на дополнительные источники информации узнайте, что такое дауншифтинг. Можно ли считать его каналом социальной мобильности? Своё мнение аргументируйте.

Дауншифтинг  – переход с высокооплачиваемой, но связанной с чрезмерным стрессом и нагрузками работы на более спокойную, хотя и низкооплачиваемую работу.

7. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос урока.

8.Известно, что Россия занимает третье место в мире (после США и Германии) по привлекательности для мигрантов. Какие выводы вы можете сделать, исходя из этой информации относительно социальной мобильности в российском обществе?

Думаю что можно сделать вывод о том что Россия привлекает мигрантов своей большой территорией, и то что страна предоставляет все возможные удобства мигрантам и заботится о них.

Смотрите также: