ГДЗ по биологии 11 класс учебник Данилов § 28. Причины устойчивости и смены экосистем

Какие взаимоотношения могут возникать между организмами экосистемы? Что такое первичная продукция? Какая энергия поддерживает круговорот веществ в природе?

Какое состояние экосистемы называют равновесным? В чём различие молодых и зрелых экосистем?

Равновесие – это состояние экосистемы при котором состав и продуктивность её биотической части (биоценоза) в каждый момент времени наиболее полно соответствует абиотическим условиям – почве и климату; и этот баланс обеспечивает длительное стабильное существование данного природного комплекса.

1. Какое состояние экосистемы является равновесным?

Равновесие – это состояние экосистемы при котором состав и продуктивность её биотической части (биоценоза) в каждый момент времени наиболее полно соответствует абиотическим условиям – почве и климату; и этот баланс обеспечивает длительное стабильное существование данного природного комплекса.

2. Какое значение для устойчивости экосистемы имеет её видовое разнообразие?

Видовое разнообразие является определяющим фактором, обеспечивающим стабильность экосистемы. Чем разнообразнее пищевые цепи и сложнее их переплетение, тем устойчивее биоценоз. Действительно, в сложных цепях с большим видовым разнообразием экологические возможности разных видов дополняют и компенсируют друг друга.

3. Какие связи в экосистемах обеспечивают их устойчивость и способность к саморегуляции?

Долговременное существование экосистем — то есть их устойчивость — обеспечивают взаимодействия между продуцентами, консументами и редуцентами, происходящие благодаря круговороту веществ и поступлению в систему солнечной энергии. Устойчивость экосистемы обусловлена нескольким причинами

4. Каковы причины смены экосистем и как она осуществляется?

Смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.

5. Опишите процесс заселения песчаной дюны.

6. Охарактеризуйте стадии зарастания водоёма. В чём причины этого процесса?

1. Зарастание болота с краев
2. опускание погибших растений на дно и образование торфяных отложений
3. образование сплавины (плавающих растений) по периметру озера
4. обмеление озера и превращение его в болото
5. формирование луга
6. образование экосистемы леса

Причины зарастания водоёмов
- Низкая циркуляция воды в водоёмах или даже полное отсутствие таковой.

- Глобальное потепление (благодаря повышению температуры увеличилось количество организмов, в том числе и тех, которые приводят к зарастанию).

- Стекание в водоёмы вод, содержащих большое количество минеральных солей.

- Загрязнение водоёмов.

- Возведение дамб или деятельность бобров (это по большей части касается рек).

7. Какова роль микросукцессий в природе?

8. Приведите примеры, характеризующие влияние климатических условий на формирование фауны и флоры.

Например, в более северной России (волки, лисы, медведи) имеют толстую шубу, мягкий мех.
Или возьмём тундру. Там растения такие маленькие(карликовые). Это тоже приспособление к климатическим условиям.

9. Дайте общую характеристику водных экосистем.

Среди основных особенностей водных экосистем можно выделить следующие:

Многофакторность влияния внешних условий;
Отсутствие замкнутости;
Неоднородность;
Активный биотический круговорот;
Всеядность организмов в пищевых цепочках;
В нормальных условиях количество живых организмов регулируется или дефицитом ресурсов, или хищниками;
Устойчивость экосистем обеспечивается сложными взаимоотношениями населяющих ее организмов и влиянием внешней среды.

10. По каким причинам происходит саморазвитие сообществ?

Причины саморазвития сообществ в биологии
Основной причиной развития считается формирование определенных изменений, которые могут быть вызваны климатическими условиями
Появление нового сообщества также воздействует на саморазвитие иных сообществ
Все изменения от деятельности сообществ, непременно отражаются на экосистеме, поэтому, формируется немаловажный аспект начала изменения, фактического саморазвития сообщества

11. Когда леса восстанавливаются быстрее — при сплошных или при выборочных рубках?

12. Что такое агроценоз? Приведите примеры. Чем агроценоз отличается от естественных экосистем?

Агроценоз (греч. agros — «поле») — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Пример: поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д. В агробиоценозе складываются те же пищевые цепи, что и в естественной экосистеме: Человек является обязательным звеном этой пищевой цепи.

Агроценозы имеют ряд характерных отличий от естественных экосистем:

в природных экосистемах существует богатое видовое разнообразие; продуценты агроценоза обычно представлены одним сортом сельскохозяйственной культуры, посаженной человеком;
структура природных сообществ формируется в результате действия естественного отбора; в агроценозах отбор и формирование пищевых цепей осуществляет человек;
в естественных экосистемах круговорот веществ и энергии сбалансирован, обеспечивая биоценозу устойчивость; из агроценоза человек изымает часть продукции в виде урожая, и ему приходится восполнять возникший дефицит веществ и энергии (удобрения, вспашка, полив).

1. Чем различаются молодые и зрелые экосистемы? Почему важно сохранять зрелые сообщества?

2. Как будет происходить восстановление елового леса на месте пожарища? Какие последовательные стадии можно выделить в течение этого процесса?

3. Можно ли назвать саморазвитием постепенное превращение степного пастбища в голые пески под влиянием постоянного чрезмерного выпаса?

4. Приведите примеры экологических сукцессий, которые вы наблюдали своими глазами.

Зарастание заброшенных полей (поле зарастает дикорастущими травами и поле превращается в луг, далее появляются кустарники, редкие деревья и через 15 лет деревья полностью смыкают кроны, вытесняют остальную растительность), вырубка леса, территории леса после пожара.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: