ГДЗ по биологии 11 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов § 25. Круговорот веществ в би

Вспомните:

1. В чём заключаются взаимосвязь и различия потоков энергии и вещества в экосистеме?

Принципиальное различие между потоками вещества и энергии в экосистеме заключается в том, что биогенные элементы, составляющие органическое вещество, могут многократно участвовать в круговороте веществ, тогда как поток энергии однонаправлен и необратим. Каждая порция энергии используется только однократно.

2. Какое значение имеет круговорот веществ в экосистеме?

Круговорот веществ в природе обеспечивает все организмы на нашей планете всеми необходимыми для их существования химическими элементами и соединениями, а также обеспечивает их стабильное наличие в окружающей среде, тем самым обеспечивая стабильность отдельных биогеоценозов и всей биосферы в целом.

3. Какие организмы играют основную роль в круговороте веществ в экосистемах?

При рассмотрении круговорота веществ в экосистеме необходимо учитывать три основные группы организмов:

Продуценты (растения)
Консументы (животные)
Редуценты (бактерии и грибы)
Эти группы основаны на том, как организм получает пищу. Продуценты, консументы и редуценты взаимосвязаны в пищевых цепях и пищевых сетях, а также зависят друг от друга для выживания.

4. Какие вещества называются биогенными?

Биогенное вещество — это органогенные осадочные породы, состоящие из продуктов жизнедеятельности живых организмов или представляющие собой их разложившиеся остатки (известняки, ракушечные породы, горючие сланцы, ископаемые угли, нефть и др.).

Подумайте:

К каким последствиям ведёт незамкнутость биогеохимических круговоротов в биосфере? Существует ли взаимосвязь между устойчивостью биогеохимических циклов в биосфере и биоразнообразием организмов в экосистемах? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Незамкнутость антропогенного круговорота веществ приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды.

Нет прямой связи между биоразнообразием экосистем и их устойчивостью, т.е. способностью поддерживать и восстанавливать экологическое равновесие при влиянии на экосистему нарушающих факторов.

Тренируемся

1. В чём заключается главная функция биосферы?

Газовая функция состоит в том, что живые организмы способны влиять на газовый состав атмосферы, Мирового океана и почвы. Все аэробные организмы поглощают во время дыхания кислород, а выделяют углекислый газ. В процессе фотосинтеза растениями и некоторыми бактериями происходит поглощение углекислого газа и выделение кислорода.

2. Какова роль растений в круговороте воды?

Растения нуждаются в воде, чтобы расти и поддерживать свою структуру. Они поглощают грунтовые воды, то есть воду, собранную ниже уровня земли из-за просачивания дождевой воды, через свою корневую систему. Во время выпадения осадков вода, попадающая на землю, глубоко впитывается в почву корнями растений.

Растительность играет важную роль в круговороте воды, предотвращая эрозию почвы и повышая уровень грунтовых вод. В районах с густым растительным покровом лиственный покров нарушает силу осадков, падающих на землю, что в противном случае может вызвать эрозию. Зеленые растения также выделяют водяной пар в воздух в качестве побочного продукта фотосинтеза, вовлекая таким образом грунтовые воды в круговорот воды.

3. Какие организмы участвуют в круговороте азота в биосфере?

Азот — вещество, непрерывно циркулирующее в земной биосфере. В переводе с латинского означает «безжизненный». Представляет собой газообразный элемент, не имеющий запаха, цвета и вкуса. Он чаще других встречается в природе. Это первичный и важный элемент любого живого существа. Круговорот азота — биохимический процесс, обусловленный жизнедеятельностью различных организмов и человека.
Круговорот азота — биогеохимический процесс в биосфере, в котором участвуют организмы-редуценты, а также нитрифицирующие и клубеньковые бактерии

4. Как вы понимаете закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере?

Обязательное свойство биосферы любого этапа развития. Видимо, это непреложный закон ее существования. Особо следует обратить внимание на увеличение доли биологического (а не геохимического) компонента в замыкании биогеохимического круговорота веществ. Это уже закон эволюции биосферы, смыкающийся с законом биогенной миграции атомов.

По сути это тот самый экологический этап развития цивилизации, который следует из теоретической модели развития. Аналогом (преемником) «биологического компонента» является «технологический», т.е. по аналогии можно вести речь о правиле увеличения доли технологического компонента в замыкании вещественно-энергетических циклов. А это определяет основной эволюционный вектор развития технологий — замкнутые производственные циклы и технологические цепочки, копирование природных аналогов (бионика), биотехнологии.

5. Может ли человек оказывать влияние на круговороты веществ в биосфере? Свой ответ обоснуйте.

Влияние человека в общем на природу очень велико, человек влияет на природу как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. Хозяйственная деятельность человека влияет на круговорот горных пород. Распашка полей, орошение, обводнение, осушение и другое. Топливо и их сжигание приводит к изменениям природной среды. Человек также влияет на климат в результате которого увеличивается концентрация углекислого газа в составе атмосферы. Также деятельность человека влияет в том числе и на изменение климата, например, когда вырабатывают энергию которые постоянно растут как и растут потребность в ней. Нагревание атмосферы дополнительной энергией с солнечной энергией может привести к изменению климата к планете. А про воду вообще отдельное эссе можно написать, но кратко можно описать эту проблему так:" Хватит тратить воду не зная меру !!!" С каждым годом увеличивается потребность к воде, строительство водохранилищ и нарушение естественного режима. Конечно к счастью человек не вносил изменения церкуляцию океанических вод. Но при нынешнем потреблении воды и уровне науки и техники мы вполне можем внести изменения и в этот процесс.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: