search
menu
person


ГДЗ по информатике 11 класс учебник Босова

ГДЗ Информатика 11 класс


В 11 классе по информатике ученики будут работать с учебником Босовой. В ходе курса учащиеся познакомятся теорией графов, информацией и ее безопасностью, всемирным интернетом, поисковыми системами, базами данных и другими интересными темами. Для закрепления пройденной темы в учебнике имеются практические задания в которых необходимо выполнить описанные действия. Также имеется ряд самостоятельных работ которые продемонстрируют уровень знаний по пройденной теме. Чтобы полностью изучить параграф, в конце него представлены вопросы на которые необходимо ответить, в некоторых заданиях предстоит использовать персональный компьютер, а в некоторых понадобится интернет и дополнительная литература. Чтобы проверить ответы на вопросы можно воспользоваться ГДЗ по информатике 11 класс учебник Босова, в этом решебнике подготовлены ответы на вопросы и даны решения к некоторым заданиям. Конечно мы позаботились об учениках и дали им возможность ответить на некоторые задания самостоятельно.

В этой книге расмотренны следующие вопросы:

1. Что понимают под табличным процессором и электронными таблицами?

2. Сравните интерфейс известных вам текстового и табличного процессоров. Что у них общего? Чем они различаются?

3. Что такое адрес (имя) ячейки ЭТ? Как задаётся адрес ячейки, адрес диапазона ячеек?

4. Выясните, куда в табличном процессоре перемещается табличный курсор при нажатии клавиш Home, End, PageUp, PageDown. Куда перемещается табличный курсор при нажатии комбинации клавиш: Ctrl + →, Ctrl + ↓, Ctrl + ←, Ctrl + ↑, Ctrl + Home, Ctrl + End? Проведите аналогию с перемещениями текстового курсора в текстовом процессоре.

5. Какие типы данных могут быть занесены в ячейку ЭТ?

6. Какие существуют особенности ввода числовых значений в ЭТ?

7. Вспомните основные правила ввода формул в ЭТ. Где вы уже встречались с аналогичными правилами ввода арифметических выражений?

8. В чём суть принципа относительной адресации в ЭТ? Что происходит при копировании формул, содержащих относительные ссылки?

9. В каких случаях в формулах используются абсолютные ссылки?

10. В чём заключается преимущество использования ссылок в формулах?

11. На основании чего можно судить о том, что табличный процессор интерпретировал введённые в ячейку данные как текст? Как число?

12. Сравните приёмы копирования и вставки данных в текстовом и табличном процессорах. Что у них общего? Чем они различаются?

13. Как осуществляется автозаполнение ячеек?

14. Как ввести следующее четверостишие А. Ерикеева в одну ячейку электронной таблицы?

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

15. Значение переменной х находится в ячейке А1, значение переменной у — в ячейке А2, значение переменной z — в ячейке АЗ. Запишите формулы для вычисления в электронных таблицах значений выражений:

1) (х + у + z) : 3;
2) 5х3 + 4у2 - 3z.
16. Только путём ввода последовательностей составьте таблицу умножения:

За сколько операций вам удалось это сделать?

17. Дан фрагмент электронной таблицы:

Чему будет равно значение ячейки С2, если скопировать в неё формулу из ячейки С1?

18. В ячейке ВЗ записана формула =C$2+$D3+2. Какой вид приобретёт формула после копирования её в ячейку В2?

19. Измерьте длину, ширину и высоту кухни, прихожей и жилых комнат вашей квартиры. Создайте в табличном процессоре таблицу с результатами измерений. Вычислите площадь пола, площадь стен и объём каждого из помещений, а также общую площадь всех помещений.

20. В табличном процессоре создайте таблицу вида:

Занесите в таблицу информацию о десяти странах, имеющих самую большую численность населения. Введите в соответствующие ячейки формулы для вычисления:

1) общей площади и общего количества населения этих десяти стран (предусмотрите соответствующие ячейки под созданной таблицей с данными);
2) плотности населения в каждой из этих стран;
3) процентов, которые составляет население каждой из этих стран по отношению к общему количеству населения в мире.
21. В табличном процессоре вычислите значения функции у = х2 + х - 12 на промежутке [-5; 5] с шагом 0,5.

22. Подготовьте краткое сообщение о первых электронных таблицах.

 

1. Какие операции можно отнести к операциям редактирования данных? К операциям редактирования книги? К операциям редактирования электронной таблицы?

2. Перечислите основные операции, выполняемые с листами книги.

3. Как вставить в электронную таблицу пустые строки (столбцы)?

4. Как удалить из электронной таблицы строки (столбцы)?

5. Как можно изменить размеры ячеек, столбцов, строк электронной таблицы? Назовите несколько способов.

6. Для чего предназначено скрытие строк (столбцов)? Как это можно сделать? Как отобразить скрытые объекты?

7. Какие способы вызова окна Формат ячеек вам известны?

8. Дайте краткую характеристику форматам Общий, Числовой, Денежный, Дата, Процентный, Текстовый. Как их можно установить?

9. Исследуйте вкладку Выравнивание окна Формат ячеек. Значения каких свойств данных в ячейках можно установить с её помощью? Каким ещё способом можно это сделать?

10. Введите в электронную таблицу необходимые данные и оформите их по образцу:

11. Значения каких свойств символов в ячейках можно установить на вкладке Шрифт окна Формат ячеек? Каким ещё способом можно это сделать?

12. Значения каких свойств ячеек можно установить на вкладке Границы окна Формат ячеек? Каким ещё способом можно это сделать?

13. Значения каких свойств ячеек можно установить на вкладке Заливка окна Формат ячеек? Каким ещё способом можно это сделать?

14. Введите в электронную таблицу необходимые данные и оформите их по образцу (название цвета определяет цвет его шрифта и цвет фона ячейки справа от него):

15. Значения каких свойств ячеек можно установить на вкладке Защита окна Формат ячеек? Каким ещё способом можно это сделать?

16. Как можно скопировать формат ячейки на другие ячейки?

1. Раскройте суть математического понятия «функция». Что такое аргумент функции? Какие функции вы знаете из курса алгебры?
2. Что представляют собой функции в электронных таблицах? На какие категории они подразделяются?
3. Выясните, чему равен результат функции ОКРУГЛ, если заданное число разрядов больше нуля, меньше нуля, равно нулю.
4. Сколько аргументов могут иметь функции в электронных таблицах? Приведите примеры.
5. Данные каких типов могут быть аргументами функций? Приведите примеры.
6. Какие функции относятся к категории логических?
7. Какие значения будут в ячейках диапазона А2:В5 в результате вычисления по соответствующим формулам?
8. Прочитайте формулу: =ЕСЛИ(А1=100; "Всегда"; ЕСЛИ(И(А1>=80; А К 1 0 0 ); "Обычно"; ЕСЛИ(И(А1>=60; А К 8 0 ); "Иногда"; "Никогда"))).
Постройте фрагмент блок-схемы, соответствующий формуле.
9. Какие формулы надо использовать, чтобы для заданных значений переменной х вычислить соответствующие значения функции?
10. Десять спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по пяти видам спорта: бег на 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег на 800 м. На квалификационном этапе по каждому виду спорта спортсмен может набрать от 0 до 30 очков. Спортсмен проходит в группу финалистов, если он набирает в сумме 100 и более очков. Создайте электронную таблицу следующего вида:
Введите данные и выполните необходимые расчёты. 
11. Как изменится цена некоторого товара, если сначала её увеличить на 25% , а затем уменьшить на 25% ? 
12. Клиент хочет выяснить, какие условия вклада в банк выгоднее ему: 10,5% годовых с начислением процентов ежемесячно или 12% годовых с начислением процентов каждые полгода. К акая функция нужна для решения этой задачи?

13. Для чего в табличный процессор включены текстовые функции?

§ 4. Инструменты анализа данных 46
1. Для чего предназначены диаграммы? Какой анализ числовых данных можно выполнить с их помощью?
2. Назовите основные типы диаграмм, которые могут быть построены в электронных таблицах.
3. Назовите основные объекты диаграмм и их свойства.
4. Опишите виды гистограмм. Для чего предназначен каждый из этих видов?
5. Для чего предназначены круговые диаграммы?
6. Для чего предназначены графики?
7. Перечислите основные операции редактирования диаграмм.
8. Перечислите основные операции форматирования диаграмм.
9. По представленной ниже информации составьте таблицу распределения суши и воды на поверхности земного шара.
Площадь поверхности Земли — 510 072 тыс. кв. км, в том числе площадь суши — 148 940 тыс. кв. км (29,2%), площадь водной поверхности — 361 132 тыс. кв. км (70,8%). При этом суша большей частью лежит в Северном полушарии, а водная поверхность — наоборот, в Южном.
В Северном полушарии водная поверхность занимает 61%, а поверхность суши — 39%; для Южного полушария эти соотношения таковы: 81% воды и 19% суши.
По данным полученной таблицы постройте следующие диаграммы:

1) гистограмму с группировкой;
2) гистограмму с накоплением;
3) нормированную гистограмму с накоплением;
4) объёмную гистограмму с накоплением;
5) круговую;
6) линейчатую с группировкой.
10. Дан фрагмент электронной таблицы:
 
Какое целое число должно быть записано в ячейке С1, чтобы после выполнения вычислений диаграмма, построенная по значениям диапазона ячеек А2:С2, соответствовала рисунку?
11. Можно ли построить круговые диаграммы для данных, содержащих отрицательные числа? Подкрепите свой ответ примерами.
12. В табличном процессоре постройте график функции  , на отрезке [-2; 2] с шагом 0,2.
13. В табличном процессоре на одной диаграмме постройте графики трёх функций у = sinx, у = 2sinx, у = sin2x на отрезке  .
14. На интервале [-1; 1] с шагом 0,1 решите графически систему уравнений:
 
15. Что называют сортировкой? Для чего она используется?
16. Сформулируйте правила, определяющие порядок сортировки данных разных типов по убыванию.
17. Какой порядок сортировки можно задать для числовых данных? Для текстовых данных?
18. Что называют фильтрацией? Для чего она используется?
19. Сравните операции сортировки и фильтрации. Что у них общего? Чем они различаются?
20. Используя возможность подбора параметра, решите квадратное уравнение х2 + 2х - 15 = 0.

Глава 2. АЛГОРИТМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 63
§ 5. Основные сведения об алгоритмах 64
1. Перечислите основные свойства алгоритмов и проиллюстрируйте их примерами.
2. Почему кулинарный рецепт приготовления торта нельзя считать алгоритмом? Какими свойствами алгоритма он не обладает?
3. Переформулируйте описание способа проведения перпендикуляра к прямой в заданной точке так, чтобы оно стало алгоритмом.
4. Есть двое песочных часов: на 3 и на 8 минут. Для приготовления эликсира бессмертия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать?
Придумайте систему команд исполнителя Колдун. Запишите с их помощью план действий исполнителя по приготовлению эликсира.
5. Исполнитель Вычислитель получает на вход целое число х и может выполнять с ним преобразования по алгоритму, состоящему из любого количества команд: 1) прибавить 5; 2) вычесть 2.
Сколько разных алгоритмов, состоящих из пяти команд, можно составить для этого исполнителя? Сколько из них будут приводить к одинаковым результатам для заданного числа х?
6. Как известно, для каждого исполнителя набор допустимых действий всегда ограничен, иначе говоря, не может существовать исполнителя, для которого любое действие является допустимым. Докажите это утверждение, предположив, что такой исполнитель существует.
7. Перечислите известные вам способы записи алгоритмов.
8. Приведите примеры задач и оптимальных способов записи алгоритмов их решения.
9. Исполнитель Автомат получает на вход четырёхзначное число. Это число он преобразует по следующему алгоритму:

1) вычисляется сумма первой и второй цифр числа;
2) вычисляется сумма второй и третьей цифр числа;
3) вычисляется сумма третьей и четвёртой цифр числа;
4) из полученных трёх чисел (сумм) выбирается и отбрасывается одно — не превышающее двух других чисел;
5) оставшиеся два числа записываются друг за другом в порядке неубывания без разделителей.
Так, если исходное число 9575, то, преобразуя его, автомат создаст суммы: 9 + 5 = 14, 5 + 7 = 12, 7 + 5 = 12. Сумма, не превышающая двух других, 12. Оставшиеся суммы: 14, 12. Результат: 1214.
Опишите систему команд этого исполнителя.
Могут ли результатом работы этого исполнителя быть числа 1610, 1010, 1019?
Укажите минимальное и максимальное значения результата работы этого исполнителя.
При обработке некоторого числа х автомат выдаёт результат 1418. Укажите наименьшее и наибольшее значения х, при которых возможен такой результат.
10. Подготовьте краткое сообщение об одном из учёных (А. Тьюринг, Э. Пост, А. Н. Колмогоров, А. А. Марков и др.), внёсших вклад в развитие теории алгоритмов.
11. В чём отличие шага алгоритма от команды алгоритма? Приведите пример.
12. Что такое сложность алгоритма? От чего она зависит в наибольшей степени?
13. Подсчитайте сложность алгоритма перемножения двух натуральных чисел «столбиком» при условии, что одно из них состоит из n, а второе — из m десятичных цифр.
14. Какой алгоритм считается эффективным?
15. Постройте эффективный алгоритм возведения числа х в степень n = 152.

§ 6. Алгоритмические структуры 76
1. Какая алгоритмическая конструкция называется последовательной?
2. Петя приглашён в гости к однокласснику Васе, живущему в квартире № 362 шестнадцатиэтажного десятиподъездного дома. Петя забыл, в каком подъезде и на каком этаже живёт Вася, но знает, что в доме на каждой лестничной площадке по 4 квартиры. Помогите Пете узнать, в каком подъезде и на каком этаже находится нужная ему квартира.
3. Какая алгоритмическая конструкция называется ветвлением? Как она связана с последовательной?
4. Как на блок-схемах изображается полное ветвление? Неполное ветвление?
5. Автомат по продаже напитков имеет только две кнопки (А и В), но должен продавать 4 напитка: горячий кофе, горячий чай, холодный яблочный сок и холодную газировку. Представьте в форме блок-схемы алгоритм работы такого автомата.
6. Разработайте и составьте в словесной форме инструкцию для школьного охранника: в какой последовательности и что он должен проверять (наличие пропуска, соответствие фотографии, есть ли сменная обувь и т. п.) и как реагировать на выявленные нарушения (вызвать милицию, отправить домой, сделать замечание, но пропустить, и т. д.).
7. Какая алгоритмическая конструкция называется циклической? Как она связана с ветвлением?
8. Водитель автобуса, в котором К мест, продаёт билеты и по одному пропускает пассажиров в автобус. Он должен завершить посадку и уехать либо когда в автобус войдут все желающие, либо когда все места будут заняты. Составьте алгоритм действий водителя.
9. Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразует её. Редактор может выполнять две команды. Команда нашлось (v) проверяет, встречается ли цепочка v в строке, поданной на вход исполнителя. Команда заменить (v, w) заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w. Дана программа для исполнителя Редактор:
 
Какая строка получится в результате применения приведенной выше программы к строке, состоящей из:

1) 500 идущих подряд цифр 3;
2) 500 идущих подряд цифр 2;
3) 300 идущих подряд цифр 3 и следующих за ними 200 идущих подряд цифр 2.

§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования 85
1. Что такое язык программирования? Опишите состав и интерфейс среды разработки программ на используемом вами языке программирования.
2. Приведите примеры структур данных, используемых в языке программирования Pascal.
3. Кратко охарактеризуйте основные элементы языка программирования Pascal.
4. Опишите структуру программы на языке Pascal.
5. Для чего предназначены трассировочные таблицы?
6. Вещественные числа х, у, z являются исходными данными для следующего алгоритма:

1) переменной m присвоить значение х;
2) сравнить значения m и у: если у больше m, переменной m присвоить значение у;
3) сравнить значения m и z: если z больше m, переменной m присвоить значение z.

Выясните, какую задачу решает этот алгоритм. Запишите его на языке программирования Pascal. Решите аналогичную задачу для чисел х, у, z и w.
7. Определите значение переменной n, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
 
8. Определите значение переменной s, которое будет получено в результате выполнения следующей программы:
 
9. Требуется выяснить, какое число будет выведено в результате выполнения следующей программы:
 
10. Получив на вход число х, приведённая ниже программа выводит два числа — m и n.
 
Известно, что при некотором значении х были выведены числа 4 и 8. Укажите наибольшее и наименьшее из таких чисел х. Сколько всего существует таких х?
11. Напишите программу, выводящую на экран все чётные трёхзначные числа.
12. Напишите программу, подсчитывающую сумму квадратов всех чисел от 1 до n.
13. Напишите программу, позволяющую определить, входит ли заданная цифра в некоторое целое неотрицательное число.
14. Разработайте программу перевода десятичного натурального числа n в троичную систему счисления.
15. Разработайте программу, которая выводит сообщение «Да», если точка с координатами (х, у) принадлежит закрашенной области, и «Нет» в противном случае.
 
16. Шифр кодового замка является двузначным числом. Буратино забыл код, но помнит, что сумма цифр этого числа, сложенная с их произведением, равна самому числу. Напишите все возможные варианты кода, чтобы Буратино смог быстрее открыть замок. Решите задачу методом перебора.
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы 102
1. Приведите примеры задач поиска информации в больших массивах данных.
2. Почему важно уметь решать задачи, связанные с обработкой массивов, путём однократного просмотра массива?
3. Программист написал программу суммирования элементов массива, но допустил в ней ошибку.
 

1) Что получится в результате выполнения этой программы, если в качестве элементов массива ввести числа: 1, -2, 3, -4, 5, -6, 7, -8, 9, -10?
2) Придумайте пример такого массива, обработка которого с помощью этой программы приводила бы к правильному результату.
3) Найдите ошибку, допущенную программистом.
4. Программист написал программу нахождения произведения элементов массива, но допустил в ней ошибку.
 

1) Что получится в результате выполнения этой программы, если в качестве элементов массива ввести числа: 1, -2, 3, -4, 5, -6, 7, -8, 9, -10?
2) Придумайте пример такого массива, обработка которого с помощью этой программы приводила бы к правильному результату.
3) Найдите ошибку, допущенную программистом.
5. На блок-схеме представлен алгоритм одновременного поиска максимального и минимального значений элементов массива:
 
Реализуйте этот алгоритм на языке программирования и выполните программу для массива из задания 6.
6. Имеется одномерный целочисленный массив из семи элементов:
 
Каким будет результат преобразования массива по следующему алгоритму?
 
7. Имеется ли разница между операциями вставки в массив элемента на место с индексом k и замены значения элемента массива с индексом k? Обоснуйте свой ответ.
8. Имеется одномерный целочисленный массив из семи элементов:
 
Каким будет результат преобразования массива по следующему алгоритму?
 
9. Дана программа:
 
Что получится в результате выполнения этой программы? Какую задачу решает эта программа?
10. Дано натуральное десятичное число n <= 32 000. Напишите программу, в которой:

1) из цифр данного числа формируется одномерный целочисленный массив;
2) определяются наибольшая и наименьшая цифры данного числа;
3) находятся сумма и произведение цифр, образующих данное число.
11. Требуется упорядочить по весу в порядке неубывания тг непрозрачных банок с чаем, имея в своём распоряжении только чашечные весы без гирь. Опишите возможный алгоритм решения этой задачи.

§ 9. Структурное программирование 119
1. В чём заключается сущность структурного программирования? Какие преимущества обеспечивает эта технология?
2. Какой алгоритм называется вспомогательным?
3. Вспомните, в чём состоит суть метода последовательного построения (уточнения) алгоритма. Как он называется иначе?
4. Опишите основные шаги разработки программы методом «сверху вниз».
5. Дан прямоугольный параллелепипед, длины рёбер которого равны а, b и с.
 
Требуется определить периметр треугольника, образованного диагоналями его граней. Какой алгоритм целесообразно использовать при решении этой задачи в качестве вспомогательного?
6. Какой вспомогательный алгоритм называется рекурсивным? Что такое граничное условие и каково его назначение в рекурсивном алгоритме?
7. Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n — натуральное число, задан следующими соотношениями:
 
Требуется выяснить, чему равно значение функции F(10).
8. Исполнитель Калькулятор имеет следующую систему команд:

1) прибавь 1;
2) умножь на 2.
С помощью первой из них исполнитель увеличивает число на экране на 2, с помощью второй — в 2 раза.

1) Выясните, сколько разных программ, преобразующих число 1 в число 20, можно составить для этого исполнителя.
2) Сколько среди них таких программ, у которых в качестве промежуточного результата обязательно получается число 15?
3) Сколько среди них таких программ, у которых в качестве промежуточного результата никогда не получается число 12?
9. Попробуйте найти рекурсивные синтаксические структуры:

1) в поэме А. Блока «Двенадцать»;
2) в стихотворении М. Лермонтова «Сон»;
3) в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
4) в фольклоре.
10. Найдите информацию о таких геометрических фракталах, как Снежинка Коха, Т-квадрат, Н-фрактал, кривая Леви, Драконова ломаная.
11. Напишите программу вычисления значения функции F(n), рассмотренной в примере 4 этого параграфа. Вычислите с её помощью значение функции F(7).
12. Напишите программу вычисления   Используйте подпрограмму.
13. Дана программа:
 
Не выполняя программу на компьютере, выясните, что получится в результате работы этой программы.
Проверьте свой результат, выполнив программу на компьютере.

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 132
§ 10. Модели и моделирование 132
1. Что такое модель? Что такое моделирование? В каких областях науки и техники оно применяется?
2. Какие модели называются натурными? Приведите примеры натурных моделей.
3. Какие модели называются информационными? Приведите примеры информационных моделей. Какова роль информатики в информационном моделировании?
4. Создайте информационную модель одной из комнат вашей квартиры с целью оклейки её обоями. Представьте информационную модель в знаковой и графической формах.
5. Какие модели называются компьютерными информационными моделями?
6. Опишите основные этапы компьютерного моделирования.
7. Приведите примеры линейных структур данных. Чем очередь отличается от стека?
8. Муравьи идут друг за другом по неровной лесной тропе. На их пути встречаются ямки, в которые могут провалиться несколько Муравьёв. Когда ямка заполняется муравьями, остальные муравьи проходят через неё, а затем по одному вытаскивают провалившихся. Например, вот как четыре муравья проходят через ямку, вмещающую двух Муравьёв:
 
Пусть по тропе идут 8 Муравьёв. В каком порядке они будут идти после преодоления участка с четырьмя ямками, вмещающими 2, 4, 5 и 1 муравья соответственно?
 
Какую структуру данных иллюстрирует данный пример?1)
________________________________________
1) По материалам международного конкурса по информатике «Бобёр» (bebras.ru).


9. Выясните, что представляет собой обратная польская запись, и вычислите значение записанного с её помощью выражения:  
10. Что такое граф? Какой граф называется ориентированным? Какой граф называется неориентированным? Какой граф называется взвешенным? Приведите примеры.
11. Что такое дерево? Какое дерево называется бинарным? Приведите примеры.
12. Почему графы и деревья считаются многоуровневыми структурами данных?
13. Информация о родственных связях в некоторой семье представлена следующим образом:
 
Запись   означает, что А является родителем В. Нарисуйте генеалогическое древо этой семьи. Сколько у Ирины племянников и племянниц?
14. В кладовке хранятся ёлочные игрушки — большие и маленькие красные и золотые шары и звёзды. При этом игрушки разного размера, цвета и формы хранятся в отдельных коробках. Например, в одной коробке — большие красные звёзды, в другой — маленькие красные звёзды и т. д. Известно, что среди игрушек нет ни маленьких шаров, ни маленьких золотых звёзд. Всего звёзд 25, а шаров — 17. Всего больших игрушек — 32; красных игрушек — 28. Золотых звёзд на 2 больше, чем золотых шаров. В скольких коробках хранятся игрушки? Сколько игрушек в каждой коробке?
Постройте граф, представляющий состав игрушек. Используйте его для решения задачи. Представьте эту же информацию в табличной форме.
15. Что с вашей точки зрения более наглядно представляет структуру системы: граф или таблица? Какая форма представления информации предпочтительна для компьютерной обработки данных?
16. Решите следующую задачу, составив двоичную матрицу. Ваня, Кирилл, Петя и Саша учатся в 5, 6, 7 и 8 классах. Как-то они отправились в лес за белыми грибами. Шестикласснику не повезло — он не нашёл ни одного гриба, а Петя с пятиклассником нашли много грибов. Ваня и семиклассник нашли куст малины и позвали Кирилла полакомиться ягодами. Восьмиклассник, шестиклассник и Кирилл объясняли Саше, как ориентироваться на местности. В каком классе учится каждый из мальчиков?
17. Как осуществляется переход от ориентированного графа к дереву решений?
18. Найдите кратчайший путь от вершины А до вершины F в ориентированном графе:
 
19. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько разных путей существует из города А в город J?
 
20. На рисунке представлена схема дорог, связывающих населённые пункты А, В, С, D, Е, F, G. В таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах). Схему и таблицу создавали независимо друг от друга, поэтому в них используются разные обозначения. Необходимо выяснить длину пути в километрах из пункта Е в пункт F.
 

§ 11. Моделирование на графах 148
1. В решении каких прикладных задач используются алгоритмы нахождения кратчайшего пути между заданными вершинами в графе?
2. С помощью алгоритма Дейкстры найдите кратчайший путь между вершинами А и G следующего графа:
 
В материалах международного конкурса по информатике «Бобёр» есть такая задача, предложенная разработчиками из Нидерландов.
Бобёр Билли любит жёлуди. Он хочет поплыть по течению и собрать все жёлуди на островах, мимо которых будет проплывать. Увы, течение реки настолько сильное, что он может плыть только вниз по течению. Какое максимальное количество желудей он сможет собрать?
 
Решите эту задачу, воспользовавшись методом динамического программирования.
4. На столе лежит 25 спичек. Играют двое. Игроки по очереди могут взять от одной до четырёх спичек. Кто не может сделать ход (т. к. спичек не осталось), проигрывает. Другими словами, выигрывает взявший последнюю спичку. Выясните, у кого из игроков есть выигрышная стратегия.
5. Выясните, у кого из двух игроков есть выигрышная стратегия в такой игре: начальная позиция — на столе лежит 107 спичек, за один ход можно брать 1 или 2 спички. Выигрывает тот, кто взял последнюю спичку.
6. Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 2, во второй — 3 камня. У каждого игрока неограниченное количество камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает число камней в какой-то куче в 3 раза, или добавляет 3 камня в любую из куч. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 35. Кто выигрывает — игрок, делающий ход первым, или игрок, делающий ход вторым?
7. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру1). Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу 1 камень или 5 камней. Например, имея кучу из 10 камней, за один ход можно получить кучу из 11 или 15 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 47. Победителем считается игрок, сделавший последний ход, т. е. первым получивший кучу, в которой будет 47 или больше камней.
В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 46. Выполните следующие задания, в каждом случае обосновывая свой ответ.

1) Укажите все такие значения числа S, при которых Петя может выиграть в один ход. Обоснуйте, что найдены все нужные значения Б, и укажите выигрывающие ходы.
2) Укажите такое значение S, при котором Петя не может выиграть за один ход, но при любом ходе Пети Ваня может выиграть своим первым ходом. Опишите выигрышную стратегию Вани.
3) Укажите два значения S, при которых у Пети есть выигрышная стратегия, причём Петя не может выиграть за один ход, но может выиграть своим вторым ходом независимо от того, как будет ходить Ваня. Для указанных значений S опишите выигрышную стратегию Пети.
4) Укажите значение S, при котором у Вани есть выигрышная стратегия, позволяющая ему выиграть первым или вторым ходом при любой игре Пети, однако у Вани нет стратегии, которая позволит ему гарантированно выиграть первым ходом. Для указанного значения S опишите выигрышную стратегию Вани. Постройте дерево всех партий, возможных при этой выигрышной стратегии Вани.

§ 12. База данных как модель предметной области 161
1. Для чего нужно упорядоченное хранение данных?
2. Что такое информационная система? Каково основное назначение информационных систем?
3. Имеете ли вы опыт использования каких-либо информационных систем?
4. Что такое база данных? Как связаны информационная система и база данных?
5. Что такое предметная область? Как представляются объекты предметной области и их свойства в информационной модели предметной области?
6. Что такое сущность? Что такое экземпляр сущности? Приведите примеры.
7. Что называют моделью «сущность-связь»?
8. Постройте модель «сущность—связь» для предметной области «Концертный зал».
9. Назовите типы связей между сущностями предметной области.
10. Определите тип связей между сущностями:

1) КЛИЕНТ и ЗАКАЗ в интернет-магазине;
2) МАШИНА и ЧАСТИ МАШИНЫ;
3) УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК в школе;
4) КОМНАТА и ГОСТЬ в отеле;
5) ГРАЖДАНИН и ПАСПОРТ.
11. Что такое модель данных? Для чего она создаётся?
12. Опишите иерархическую модель данных.
13. Опишите сетевую модель данных.
14. Опишите реляционную модель данных.
15. Опишите таблицу реляционной БД.
16. Что такое ключевое поле? Каковы требования к ключевому полю?
17. Какого типа связи могут быть установлены между таблицами реляционной БД? Охарактеризуйте каждый тип связи.
18. Во фрагменте БД представлены сведения об участниках выставки:
 

1) Охарактеризуйте связь между представленными таблицами БД.
2) Художники из скольких стран представили на выставке пейзажи?
3) Представьте всю имеющуюся информацию о выставке в одной таблице.
4) Представьте всю имеющуюся информацию о выставке в форме графа.
19. Во фрагменте БД представлены сведения о родственных отношениях:
 
Представьте имеющуюся информацию в форме графа и ответьте на следующие вопросы.

1) Сколько внуков у Решко Д. А.?
2) Информация о скольких супружеских парах представлена в таблицах?
3) Какой идентификационный номер (ID) у дяди Решко В. А.?

§ 13. Системы управления базами данных 178
1. Вспомните основные этапы решения задачи на компьютере и этапы компьютерного моделирования. Сопоставьте их с этапами разработки БД. Какие выводы вы можете сделать?
2. Охарактеризуйте суть каждого из этапов разработки БД.
3. Как взаимодействуют специалисты в области разработки БД и специалисты из предметной области, для которой разрабатывается БД, а также предполагаемые пользователи этой БД? Попытайтесь представить схему этого взаимодействия графически.
4. Какие данные могут получить ученики и родители в БД «Электронный журнал»? Одинаковые ли права доступа к данным имеют учителя, ученики и родители?
5. Недостатками каких СУБД являются необходимость устанавливать иногда достаточно дорогие полные версии программ на каждый компьютер, высокая загруженность сети во время передачи данных, необходимость в достаточно мощных компьютерах на рабочих местах клиентов?
6. СУБД какого типа (файл-серверные или клиент-серверные) обеспечивают более высокую надёжность, доступность и безопасность при работе с данными?
7. Чем отличаются локальные СУБД от распределённых СУБД?
8. Подготовьте небольшое сообщение об использовании в мобильных устройствах встраиваемых СУБД. Используйте ресурсы сети Интернет.
9. На протяжении многих лет одной из самых популярных в мире является СУБД Microsoft Access. Найдите информацию о том, когда была выпущена первая версия этой программы.
10. Что понимается под структурой БД?
11. Что понимается под структурой таблицы БД?
12. Перечислите основные типы данных СУБД Microsoft Access.
13. Определите тип данных для следующих полей некоторых БД: номер дома, возраст человека, номер телефона, количество учеников в классе, наличие у ученика персонального компьютера, наименование товара, дата изготовления товара.
14. Что вы понимаете под целостностью данных? Почему целостность данных является одним из важнейших свойств БД?
15. Для чего в БД используются формы?
16. Как вы можете объяснить многообразие типов форм и инструментов их создания?
17. С помощью имеющейся в вашем распоряжении СУБД создайте БД «Мои учебники», содержащую две таблицы:

1) таблицу «Форма», состоящую из одного поля и содержащую список форм (печатная, электронная);
2) таблицу «Фонд», имеющую поля: «Код» (П - <порядковый номер> для учебников в печатной форме и Э - <порядковый номер> для учебников в электронной форме), «Наименование учебника», «Автор», «Форма», «Год издания», «Титульная страница».
Определите и установите типы полей для обеих таблиц; установите связь между таблицами. Введите в БД данные обо всех учебниках, которыми вы пользуетесь в 11 классе.
18. Что такое манипулирование данными? Какие инструменты манипулирования данными имеются в СУБД?
19. Что такое фильтр?
20. Что такое запрос?
21. БД «Страны» содержит сведения по различным странам мира: название; численность населения; дата переписи; процент населения страны от всего населения Земли; площадь в км2; название материка, на котором расположена.
 
Укажите количество записей, удовлетворяющих условиям:

1) (Процент > 2) И (Процент < 5);
2) (Материк = "С. Америка") ИЛИ (Материк = "Ю. Америка");
3) ((Население > 80 000 000) И (Дата > 01.01.2012)) ИЛИ (Площадь < 500 000).
22. Что такое отчёт?
23. С помощью имеющейся в вашем распоряжении СУБД создайте БД «ОТДЫХ», содержащую две таблицы следующей структуры:

• Тур (Страна, Вид отдыха, Продолжительность, Стоимость, Название фирмы);
• Фирма (Название фирмы, Адрес, Телефон, Наличие системы скидок, Процент скидок).
В первой таблице должно быть не менее 20 записей; во второй — не менее 5 записей.
Создайте запрос для отображения информации о фирмах (название, адрес телефон), предлагающих пляжный отдых. Создайте на его основе отчёт.

Глава 4. СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 193
§ 14. Основы построения компьютерных сетей 193
1. Что такое компьютерная сеть? Какие возможности она предоставляет?
2. Какие функции выполняет компьютер-сервер в сети? Какой компьютер называют клиентом?
3. По каким основаниям можно классифицировать компьютерные сети?
4. Какую сеть называют одноранговой? Что представляет собой сеть с выделенным сервером?
5. Назовите виды компьютерных сетей по территориальной распространённости.
6. Кроме LAN и WAN по территориальной распространённости выделяют также сети BAN, PAN, CAN и MAN. Найдите в дополнительных источниках информацию об этих сетях и подготовьте о них краткое сообщение.
7. Какие среды передачи данных могут использоваться в компьютерных сетях? Приведите примеры.
8. Выясните, каковы максимальные скорость и расстояние передачи данных, обеспечиваемые в беспроводной сети Wi-Fi. Используйте дополнительные источники информации.
9. Какие аппаратные компоненты компьютерных сетей вам известны?
10. Найдите в дополнительных источниках информацию о функциях, внешнем виде и характеристиках сетевых адаптеров, повторителей, концентраторов, коммутаторов, мостов и маршрутизаторов. Представьте найденную информацию в форме презентации.
11. Музыкальный фрагмент был записан в формате стерео (двухканальная запись), затем оцифрован и сохранён в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи за 60 секунд. Затем тот же музыкальный фрагмент был повторно записан в формате моно и оцифрован с разрешением в 2 раза выше и частотой дискретизации в 2 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б. Пропускная способность канала связи с городом Б в 3 раза ниже, чем канала связи с городом А. Сколько секунд длилась передача файла в город Б?
12. Какое программное обеспечение используют в компьютерных сетях? В чём суть клиент-серверного программного обеспечения?
13. Что представляют собой сетевые протоколы? Для чего они нужны?
14. На основе какого стека (набора) протоколов осуществляется передача данных в современных сетях? Назовите его составляющие и опишите их функции.
15. Какая сеть называется локальной?
16. Что такое топология сети? Какие бывают топологии локальной сети? Какая топология является наиболее распространённой в наше время?
17. Исследуйте локальную сеть кабинета информатики в вашей школе. Эта сеть одноранговая или с выделенным сервером? Какая у неё топология? Как организовано подключение к сети Интернет?
18. Какие сети называются глобальными?
19. Что такое Интернет?
20. Составьте «Топ-10» стран по числу пользователей Интернета. Как вы можете объяснить полученные результаты?
21. Что представляет собой IP-адрес в стандарте IPv4? Почему каждое из фигурирующих в нём четырёх десятичных чисел заключено в диапазоне от 0 до 255?
22. Восстановите IP-адрес по его фрагментам:
 
23. Чему равен адрес сети, если IP-адрес узла равен 211.64.254.139, а маска равна 255.255.240.0?
24. Для узла с IP-адресом 117.191.84.37 адрес сети равен 117.191.80.0. Какой в этом случае может быть маска?
25. Что называется доменным именем? Приведите примеры доменных имён.
26. Назовите виды и приведите примеры доменов верхнего уровня.
27. Объясните назначение DNS-серверов.
28. Каковы основные вехи в истории появления и развития компьютерных сетей? Подготовьте презентацию на эту тему.
29. Найдите в дополнительных источниках информацию и подготовьте небольшое сообщение о Всемирном дне Интернета.

§ 15. Службы Интернета 210
1. Что понимается под службой Интернета?
2. В чём различие между информационными и коммуникационными службами Интернета?
3. Назовите известные вам информационные службы Интернета и объясните их назначение.
4. Как устроен универсальный указатель ресурса в Интернете? Для чего он предназначен?
5. Доступ к файлу http.txt, находящемуся на сервере www.net, осуществляется по протоколу ftp. Запишите URL этого ресурса.
6. Исследуйте достоинства и недостатки облачных хранилищ данных. Подготовьте небольшое сообщение на эту тему.
7. Назовите известные вам коммуникационные службы Интернета.
8. Сравните электронную почту и обычную (бумажную) почту по составу элементов и принципам работы.
9. Сравните возможности доступа к почте по протоколам POP3 и IMAP. Укажите достоинства и недостатки каждого из них.
10. Выясните происхождение слов «телеконференция» и «форум» .
11. Сравните понятия «телеконференция» и «видеоконференция ».
12. Что представляют собой социальные сети?
13. Что такое сетевой этикет? Каковые его основные правила?

§ 16. Интернет как глобальная информационная система 216
1. Что представляет собой веб-страница с точки зрения пользователя и с точки зрения её разработчика?
2. В чём, по вашему мнению, состоит одно из основных отличий веб-страницы от обычного текстового документа?
3. Кому принадлежит идея гипертекста? Подготовьте краткое сообщение на эту тему.
4. Назовите два основных веб-стандарта. Для чего предназначен каждый из них?
5. Какие способы поиска документа во Всемирной паутине вам известны?
6. Что такое поисковая система? Что такое поисковая машина?
7. Какие типы поисковых систем можно выделить в зависимости от принципа их действия?
8. Почему, если мы не можем найти что-либо в одной поисковой системе, имеет смысл поискать нужный материал в другой?
9. Может ли случиться так, что поисковая система найдёт документ, который не существует?
10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросе используется символ «|», а для логической операции И — «&». Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.
 
11. Известны запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:
 
Чему равен х, если все запросы выполнялись практически одновременно, т. е. во время выполнения запросов набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменился?
12. Зная, что такое точность информации, дайте определение парному понятию «информационный шум».
13. Зная, что такое полнота информации, дайте определение парному понятию «потери информации».
14. Какая информация называется релевантной? Как связаны полнота и точность с качеством (эффективностью) поиска?
15. Можно ли безоговорочно доверять такому популярному ресурсу, как Википедия?
16. Кто такие блогеры? Можно ли безоговорочно доверять публикуемой ими информации?
17. В чём суть основных способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет?
18. Найдите в сети Интернет не менее трёх авторитетных источников, содержащих информацию по одной из следующих тем:

• «Системы искусственного интеллекта и машинное обучение»;
• «Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей»;
• «Представление о системах автоматизированного проектирования».
Почему вы считаете, что этим источникам можно доверять? На основе найденных материалов подготовьте небольшое сообщение по выбранной теме.

Глава 5. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ 228
§ 17. Информационное общество 228
1. Какие социально-экономические стадии прошло человечество в своём развитии? Какой критерий может быть использован для определения стадии общественного развития?
2. Что такое информационное общество? Назовите его основные черты.
3. Работая в группе, вспомните и дайте краткую характеристику основных этапов информационного развития общества. Подготовьте презентацию, иллюстрирующую эти этапы.
4. Поясните смысл термина «ресурс». Какие бывают ресурсы?
5. Что называют информационными ресурсами?
6. Что представляют собой государственные информационные ресурсы? Выясните, что такое информационный кризис. Используйте дополнительные источники информации.
7. Выясните, что такое компьютерная зависимость и каковы её основные симптомы. Используйте дополнительные источники информации.
8. Выясните, что такое информационное неравенство. Используйте дополнительные источники информации.
9. Что такое информационный продукт? Чем информационные продукты отличаются от других продуктов?
10. Что такое информационная услуга? Приведите примеры. Пользовались ли вы информационными услугами лично?
11. Опишите структуру рынка информационных ресурсов и услуг.
12. На рынке информационных продуктов и услуг, как и на любом другом рынке, есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Кто может быть поставщиком информационных продуктов и услуг? Кто может быть покупателем информационных продуктов и услуг? Приведите примеры.
13. Подготовьте и проиллюстрируйте мультимедийными материалами сообщение на одну из следующих тем.

1) Мир ИТ-профессий.
2) «Поход» за покупками в онлайн-магазин.
3) «Умный дом» — будущее или реальность?
Укажите адреса сайтов, где вы нашли информацию по выбранной вами теме. На основании чего вы считаете возможным доверять этой информации?
14. Знаете ли вы о том, что ещё 50 лет тому назад выпускнику среднего или высшего учебного заведения было достаточно полученных им знаний для успешной профессиональной деятельности практически на протяжении всей жизни? Согласны ли вы с тем, что в наше время это не так? Будьте готовы обосновать свою точку зрения.
15. Опишите идеальный электронный учебник, с которым было бы интересно работать современному школьнику.
16. Какие образовательные ресурсы называются открытыми?
17. Назовите ключевые события, определяющие развитие информационного общества в России.
18. Назовите основные направления государственной программы «Информационное общество (2011-2020)».
19. Выясните, что представляет собой индекс готовности регионов России к информационному обществу (eregion.ru). Что учитывается при его расчёте? Назовите пять регионов-лидеров в рейтинге по готовности к информационному обществу. Какое место в этом рейтинге занимает ваш регион?
20. Проанализируйте адреса сайтов, имеющиеся в разделе 17.4 этого параграфа. Почему информацию на этих сайтах можно считать достоверной?

§ 18. Информационное право и информационная безопасность 241
1. Какие права принадлежат собственнику информационного объекта?
2. Кто считается владельцем информации?
3. Кто считается потребителем информации?
4. Каким законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации?
5. К каким объектам приравнены компьютерные программы и базы данных? Чем регулируются права на эти информационные объекты?
6. В каком случае использование программного обеспечения является законным?
7. Что такое лицензия на программное обеспечение? Какие виды лицензий вам известны? Приведите примеры известных вам продуктов, имеющих лицензии разных видов.
8. Какие деяния Уголовный кодекс РФ классифицирует как преступления в сфере компьютерной информации?
9. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
10. Что такое информационная безопасность информационной системы? За счёт чего она достигается?
11. Что понимается под доступностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
12. Что понимается под целостностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
13. Что понимается под конфиденциальностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
14. В чём, на ваш взгляд, проявляются доступность, целостность и конфиденциальность при взаимодействии:

1) между поликлиникой и пациентом;
2) между школой и родителями (законными представителями) ученика;
3) между банком и его клиентом?
15. В чём заключаются интересы личности, общества и государства в информационной сфере? Для ответа на вопрос используйте Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.
16. Что относится к национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере?
17. Найдите в электронных словарях и проанализируйте определения понятий «концепция», «парадигма», «хартия», «доктрина». Что общего в этих понятиях? В чём основное различие между ними?
18. В чём заключается защита информации?
19. Чем отличается несанкционированное воздействие на информацию от непреднамеренного воздействия на информацию? В чём их опасность?
20. Какие меры следует принимать для защиты информации на своём личном компьютере?
21. Какие меры по защите информации принимаются в вашей школе?
 




29.09.2019, 19:59
Категория: Информатика | Добавил: (29.09.2019) Просмотров: 1 | Теги: Босова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Смотрите также:

решебник информатика 11 класс учебник Босова


avatar