ГДЗ по истории России до 1914 года 11 класс Кириллов, Бравина параграф 24









1. Какие основные тенденции развития были свойственны русской культуре в XVII в.?

XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени. Этот процесс становления новой культуры занял два с половиной столетия и завершился только в эпоху либеральных реформ Александр IIАлександра II.

XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;

человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;

вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;

заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

2. Что такое «обмирщение культуры»?

Обмирщение, или по-другому секуляризация - это отход культуры от религиозных сюжетов к светским. Произведения искусства стали больше повествовать не о боге и житиях святых, а об обычных людях, о жизни, об обществе и государстве, о том, как жить здесь и сейчас, а не на небесах.

 

3. Можно ли считать Славяно-греко-латинскую академию аналогом европейских университетов? Свой ответ аргументируйте.

В славяно-греко-латинская академия была создана по образцу западноевропейских университетов. Академия  была первым высшим учебным заведением в России.

Общее с европейскими университетами:

1) всесословный характер образования: в академии учились не только дети аристократии и духовенства, но и дети торговцев, и даже крестьян;

2) светское (нерелигиозное) образование: в академии можно было выучиться не только на богослова, но и на медика или переводчика;

3) европейские преподаватели: зарубежных преподавателей приглашали на работу в академию России, т. к. они были хорошо знакомы с практикой образования.

Разное:

1) первый университет появился гораздо позже, чем в Европе (Болонский университет открылся в 11 веке, академия — в 17).

2) несмотря на то, что в академии давалось в том числе и светской образование, со временем он попал под влияние церкви. В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования, Академия была преобразована в Московскую духовную академию.

4. Барокко стал первым художественным стилем, привнесённым в Россию из Западной Европы. Каковы его особенности?

Благодаря Растрелли появился уникальный стиль, не имеющий аналогов в западной культуре. Он получил название растреллиевское барокко, или монументальное рококо. Этот стиль объединил строгость классицизма, динамику барокко и орнаменты рококо. Характерными приёмами Растрелли стали контрастное сопоставление форм, ритм вертикалей, эффект колебания плоскости стены, использование сдвоенных колонн и ризалитов, а также использование статуй и вазонов.

5. Какие новшества появились в домашнем обиходе зажиточных людей в XVII в.?

Среди новшеств в обиходе знати появились зеркала и часы. На стенах хором можно было увидеть картины, гравюры, географические карты. Входила в моду заграничная мебель.

Смотрите также: