ГДЗ по Истории России 11 класс Левандовский, Щетинов параграф 16









1. В чём заключались политические, экономические и социальные истоки кризиса 1921 г.? В чём состояла его опасность для большевиков?

Политические-революция (1917-1918 гг.),Первая Мировая Война (1914-1918 гг.),Кризис правящей элиты того времени, борьба за власть, гражданская война. Экономические - уничтожение промышленности России, национализация, военный коммунизм, уход от рыночной системы, ослабление рубля и т.д. Социальные - различного рода конфликты, иностранные интервенции, гражданская война, развитие по пути социализма.

2. Определите цели, противоречия нэпа и результаты этой политики во второй половине 1920-х гг.

ЦЕЛИ НЕПа:

- восстановление хозяйства, выход из кризиса;

- привлечение крестьян на сторону Советской власти;

- предоставление экономических свобод, поощрение предприимчивости,

инициативы

МЕРОПРИЯТИЯ НЕПа:

- замена продразверстки продналогом, разрешение свободной частной тор-

говли;

- перевод гос. предприятий на хозрасчет;

- допущение гос. капитализма (аренда, концессия), кооперация;

- переход от натуральной к денежной оплате труда;

- денежная реформа («золотой червонец») - конвертируемость рубля

Противоречия НЭПа

Политическая монополия большевиков

Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов

Курс на строительство социализма в одной стране

Необходимость активизации внешне­экономической деятельности, усиления контактов с внешним миром

Проведение индустриализации, создание мощного военно­экономического комплекса

Отсутствие инвестиций в промыш­ленность из отечественных и зарубежных источников

Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости

Усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

 

3. Сравните цели и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина и новой экономической политики.

Столыпинская реформа была направлена на то, чтобы смягчить старые противоречия в Российской Империи, возникшие в результате противоречивой и неоконченной реформы по отмене крепостного права: крестьяне были освобождены, но без земли, и остались экономически неустроены. Столыпин пытался найти способы наделить их землей, не отнимая ее у помещиков.

 

Реформы же НЭПа были направлены на то, чтобы создать новое хозяйство в стране без помещиков. Общее между этими реформами то, что они многое отдавали на откуп рынку: столыпинская реформа переводила сельское хозяйство с феодальных рельс на рыночные, НЭП вводил рынок на месте военного коммунизма.

 

Результат аграрной реформы Столыпина был малоудовлетворителен: вместо наделения землей большинства крестьян возникла прослойка сельских капиталистов - кулачества. При НЭПе кулаки сохраняли свои позиции, несмотря на неодобрительное отношение Советской власти к ним, и были уничтожены как класс только при коллективизации.

5. Можно ли считать нэповскую экономику рыночной? Аргументируйте свою позицию, используя знания, полученные при изучении курсов обществознания и экономики.

Дело в том, что нэп - это попытка совмещения государственной и рыночной экономики, то есть он двойственен по сути своей, и лишь до того момента сохраняется, пока существуют, взаимодействуют и борются обе эти линии в рамках единой политики. Такое понимание нэпа позволяет построить и его периодизацию. Первый период продолжался примерно до 1922 - 1923 гг., в течение которого сформировались основные принципы нэпа, сложились вышеназванные линии, получившие максимальное развитие на втором этапе, длившемся до 1927 - 1928 гг. Переход к господству одной из линий, лишивший экономическую политику двуединства, завершился в начале 30-х гг. (По вопросу о завершении нэпа нет единства мнений: в течение долгого времени господствовало мнение о совпадении конца нэпа с окончанием социалистического строительства в СССР, однако сегодня большинство историков указывают на 1929 г., как на время, когда нэп был насильственно прерван сталинским руководством).

 

6*. Примите участие в ролевой игре. Оцените новую экономическую политику с позиций одного из персонажей: крестьянина-середняка, батрака, рабочего, владельца небольшого магазина в городе, учителя городской школы, партийного работника.

7*. Поработайте в группах. Проанализируйте одно из высказываний: «Вез фундамента новой экономической политики невозможно было проводить индустриализацию в СССР», «Курс на индустриализацию в СССР противоречил основным принципам новой экономической политики», «Или нэп, или индустриализация», «Успех индустриализации зависел от сохранения нэпа». Обсудите результаты работы, сформулируйте выводы.

8*. Составьте терминологический словарь «Язык нэпа». Найдите в исторических источниках и включите в него слова, которые появились в период осуществления нэпа. Например: нэпман, совбур, смычка, перерожденец, фининспектор и др.

Смотрите также: