ГДЗ по Истории России 11 класс Левандовский, Щетинов параграф 22









1. Заполните таблицу «Страна победившего социализма»: Конституция и реальность». Линии сравнения: а) политическая основа СССР, сущность политической власти; б) экономическая основа; в) социально-классовая структура; г) участие граждан в политической жизни, права и свободы.

а) политическая основа СССР, сущность политической власти;  

Политическая система Советского Союза сформировалась в рамках однопартийной социалистической республики, которая характеризовалась превосходящей ролью Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), единственной партии, разрешенной Конституцией. Идеологией Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) был марксизм-ленинизм, идеология централизованной командной экономики с авангардистским однопартийным государством для реализации диктатуры пролетариата. С 1918 по 1980 годы Коммунистическая партия Советского Союза была монолитной, монополистической правящей партией, которая доминировала в политической, экономической, социальной и культурной жизни СССР. Конституция и другие правовые документы, которые якобы предписывали и регулировали правительство Советского Союза Союз фактически были подчинены политике КПСС и ее руководства. Конституционно Советское правительство и КПСС были отдельными органами, но практически все высшие правительственные чиновники были членами партии, и именно эта система взаимосвязанного двойного членства в партийных и правительственных органах позволила КПСС и вырабатывать политику, и следить за ее исполнением правительством.

б) экономическая основа;  

Советские экономические институты были сформированы в период с 1917 по 1934 год. В экономике советская политика глубоко изменила распределение ресурсов, подавив потребление гражданами для финансирования промышленных и военных проектов. Одним из результатов была огромная военная промышленность, организованная для массового производства вооружений. Когда началась Вторая мировая война, Советский Союз уже соперничал с Германией в качестве одного из двух ведущих мировых поставщиков оружия. Новые экономические ветки для ядерного оружия, космических ракет и радиоэлектроники были добавлены во время и после войны.

в) социально-классовая структура;  

Западные социологи обычно делят советское общество на четыре основные социально-профессиональные группы: политико-правительственная элита и культурная, научная интеллигенция; белые воротнички; синие воротнички; крестьяне и другие сельскохозяйственные рабочие. Советская идеология утверждала, что советское общество состоит только из двух неантагонистических классов - рабочих и крестьян. Те, кто занимался не ручным трудом (от бухгалтеров до партийных функционеров), составляли слои в обоих классах.

г) участие граждан в политической жизни, права и свободы

Гражданам СССР гарантировалась свобода совести, то есть право исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, а также проводить религиозное богослужение или атеистическую пропаганду. Также были права на свободу слова, свободу прессы и свободу собраний. Кроме того, Конституция предусматривала свободу художественного творчества, защиту семьи, неприкосновенность личности и жилища и право на неприкосновенность частной жизни. Но, Советский Союз был диктатурой, и на практике все было по-другому. Права советских граждан были формально разделены на три категории: социально-экономические, политические и личные. В основе социально-экономических прав лежит право на труд, которое связано с правом на доступ к вселенной благосостояния и определенному уровню жизни. Политические права были продемонстрированы правом голоса. Личные права включали в себя такие гарантии, как свобода совести. Эта основа была разработана в идеологии, законодательстве и повседневной жизни, но она была оспорена. Диссиденты задавались вопросом, как эти права могли логически существовать в условиях диктатуры с таким наследственным пороком.  

 

2. Сравните социальную политику середины 1920-х гг. и периода форсированной модернизации. *С чем были связаны происходившие изменения?

Форсированная модернизация была направлена на распространение и развитие политических институтов, установлением новой, более эффективной политической структуры в максимально кратчайшие сроки.

Социальная политика 20-х годов была направлена на разгребание послевоенного времени ( НЭП)

3. Поработайте в группах. Подсчитайте ежедневный рацион московского рабочего по карточным нормам. Используя источники, расскажите о жизни представителей одной из социальных групп крестьянства: раскулаченных, единоличников, колхозников. Охарактеризуйте положение узников ГУЛАГа.

4*. Обсудите коллективно: почему в СССР не было массовых выступлений против власти?

Легкий вопрос. В СССР любое выступление против власти каралось наказанием и преследованием, в лучшем случае недовольные эмигрировали, а в худшем - расстрел (как при Сталине). Люди боялись противостоять власти.

5*. Привлекая сведения из курса обществознания, дайте характеристику режима личной власти И. В. Сталина. Сопоставьте его режим с политическим режимом ленинского периода.

6. Какими достижениями нашего народа в 1930-е гг. мы с полным правом можем гордиться?

Построены первые заводы по производству синтетических каучуков в Ярославле и Воронеже, построена Днепрогэс, построен ЗИЛ, построены машиностроительные заводы, пущены доменные производства в Магнитогорске и Кузбассе. ликвидирована безработица, открыты новые высшие учебные заведения, начала создаваться оборонная промышленность и многое другое.

7*. Используя дополнительные источники и материалы Интернета, напишите краткое историческое эссе на одну из тем: «ГУЛАГ как средство устрашения советского общества», «ГУЛАГ и социалистическая экономика».

 

Смотрите также: