ГДЗ по истории 11 класс Волобуев, Пономарев параграф 21









1. В чём суть теории относительности А. Эйнштейна? Почему взгляды учёного считаются революционными?

В том, что отличить равномерное и прямолинейное движения от состояния покоя нельзя не только механическими, но и вообще никакими опытами. В том числе и опытами по электромагнитным явлениям (например, по измерению скорости света) .
Фактически это старый добрый принцип относительности Галилей, просто обобощённый на случай ВСЕХ физических явлений. Ну а раз все физические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах - значит, в них во всех одинаковая и скорость света.

Вот и всё. Всё остальное - это уже СЛЕДСТВИЯ из этой формулировки принципа относительности. В частности, постоянство скорости света во всех системах, даже движущихся относительно друг друга автоматом означает, что не выполняется формула сложения скоростей (v = v1+v2, но при этом c = v1+c. Значит, исходная формула НЕВЕРНА).

2. Какие крупнейшие открытия были сделаны учёными XX столетия в физике и химии?

На исходе XIX в. были сделаны три открытия, позволившие учёным проникнуть в невидимый глазу физический микромир. Немецкий учёный В. Рентген обнаружил неизвестные ранее лучи, названные его именем. Во Франции А. Беккерель открыл радиоактивность урана (явление атомного распада), а супруги П. Кюри и М. Склодовская-Кюри посвятили свою жизнь изучению радиоактивных веществ (открытие радия). Их исследования проложили путь к познанию микромира. После того как англичанин Дж. Томсон доказал существование электронов, человек смог «заглянуть» внутрь атома. Английский учёный Э. Резерфорд и датчанин Н. Бор разработали планетарную модель атома. За несколько десятилетий физиками разных стран было открыто множество мельчайших частиц.

3. Чем новая естественно-научная картина мира отличается от мировидения предшествующих веков?

Научная картина мира Нового времени была намного более логичной и развитой, чем средневековая. Средневековый человек знал только десять наук: грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию, медицину, право и теологию. Теология считалась самой главной из наук, она определяла всю картину мира, сотворенного Богом. Естественных наук в этом списке не было; они появились позднее, как заимствованные с Востока (названия таких наук, как алхимия и алгебра - арабские, что свидетельствует об их заимствованном характере), и изучались под общим названием "натурфилософии" как разновидность богословия, так как считалось, что мир и его законы созданы Богом.

В Новое время главной из наук стало естествознание (натурфилософия), которое разделилось на множество естественных наук: физику, химию, биологию и другие. Картина мира была построена уже не вокруг Бога, а вокруг природы и человека. Поэтому среди людей нового времени очень распространился так называемый деизм - религия без религии, в которой признавалось существование Бога, но считалось, что после сотворения мира Бог больше не участвует в его жизни. Появились и первые атеисты, совершенно отрицавшие существование Бога; атеистические взгляды приняли самые смелые и радикальные философы Нового времени.

 

4. Чем вы можете дополнить материал учебника о развитии одной из научных областей (на выбор — физика, астрономия, биология и др.)?

Одной научной политики не достаточно. Для того чтобы страны могли самостоятельно справляться со стоящими перед ними проблемами и должным образом участвовать в научной и технической жизни мирового сообщества, им необходимо на всех уровнях укреплять образование в области науки и техники и развивать свой исследовательский потенциал.

Высокий потенциал в области науки, технологий и техники необходим странам для того, чтобы справляться с трудностями на пути к устойчивому развитию, в том числе в таких областях, как здравоохранение, сельское хозяйство, коммуникации, энергетика, развитие промышленности и инфраструктуры. При этом вкладывать средства следует не только в национальные системы управления и рациональную научную политику, но и в укрепление исследовательского потенциала, который подразумевает высокий уровень научного образования на всех его ступенях, эффективное инженерное образование и высокое качество университетов и исследовательских центров. Научные знания и умения, независимо от того, получены ли они в результате исследований местного и национального значения или обмена технологиями, играют решающую роль в разработке и принятии адекватных мер в ответ на многочисленные проблемы, с которым сталкивается современное общество на пути к устойчивому развитию.

Инженерный потенциал, подразумевающий использование науки и техники для создания полезных товаров и услуг, играет важную роль в решении стоящих перед той или иной страной проблем. Особое значение такой потенциал имеет для Африки, где наблюдается острая нехватка инженеров. В частности, образовательные программы по подготовке инженеров должны быть более ориентированы на поиск устойчивых решений в таких областях, как, например, транспорт. Кроме того, следует привлекать к инженерным профессиям талантливых молодых людей и особенно женщин.

Одним из факторов устойчивого развития является поиск и освоение источников возобновляемой энергии. Для построения устойчивых и процветающих обществ следует укреплять потенциал, необходимый для разработки национальной политики в области возобновляемых источников энергии и развития технологий с их использованием. Создание научных сетей и облегчение доступа к научной информации имеют большое значение для формирования прочной научно-исследовательской базы, интегрированной в международные научные общества. В этом отношении возрастает роль информационно-коммуникационных технологий.

 

5. На основе материала параграфа и знаний по другим предметам составьте таблицу научных открытий и достижений XX — начала XXI в. (графы могут соответствовать рубрикации параграфа или учебным предметам).

1915 год в США Альберт Эйнштейн ввел понятие теории относительности и вывел формулу энергии и массы.

1924 год во Франции Луи де Бройль представил миру волновые свойства частиц.

1953 год в США Розалин Франклин и Мориса Уилкинс открытие структуры новой спирали ДНК.

1947 год в США Джон Бардин, Уильям Шокли и Уолтер Браттейн открыли транзисторы.

1961 год в СССР Юрий Гагарин был первым человеком, который отправился в космос.

1915 год в США Карл Шварцшильд выдвинул гипотезу о существовании области времени и пространства, а затем открыл черные дыры.

6. Какими достижениями отмечено изучение Мирового океана и морских глубин?

Во второй половине XX в. шло ос­воение новых ресурсов Мирового океана. Одним из направлений ра­боты являлась шельфовая нефтедобыча. Активно развивается добыча нефти и газа в норвежском и английском секторах Северного моря, в бассейне Каспийского моря и других шельфовых местах. Со­здание морских нефтепромыслов требует обслуживания не только на поверхности моря, но и в его глубинах. С этой целью используются специальные подводные аппараты.

Несмотря на то, что первые водолазные костюмы появились дав­но, по-настоящему начало изучению морских глубин было положе­но двумя изобретениями 1940 г. — акваланга и батискафа. Изобре­тателями акваланга были французы Ж. И. Кусто и Э. Ганьян. Кусто, один из зачинателей подводных исследований с помощью техни­ческих средств, посвятил жизнь океанологии. Он получил извест­ность благодаря своим экспедициям (с 1951 г.) на исследовательском судне «Калипсо», разработке технологии подводной телевизионной съёмки, экспериментам по проживанию человека в подводном доме. При содействии князя государства Монако Кусто основал там пер­вый в мире Океанографический музей с уникальным аквариумом.

Швейцарский физик О. Пиккар начинал научную карьеру как первый исследователь стратосферы (подъём на высоту 15 800 м в 1931 г.). В 1953 г. на созданном им подводном самоходном аппара­те — батискафе «Триест» — он спустился вместе с сыном Жаком на глубину свыше 3 тыс. м. В дальнейшем Ж. Пиккар на том же батис­кафе достиг рекордной глубины 10 900 м в районе Марианской впа­дины (Тихий океан). В настоящее время глубины исследуются с помощью подводных аппаратов разных конструкций, в том числе и специальных подводных лодок. Это позволило сделать ряд откры­тий — так, например, был обнаружен целый мир глубоководных жи­вых организмов.

Благодаря аквалангам и различного рода подводным аппара­там появилась новая отрасль — подводная археология. Значитель­ные археологические открытия были сделаны в бассейне Средиземно­го моря, в частности при исследо­вании бухты города Александрия в Египте, где находилось одно из семи чудес античного мира — знаменитый маяк.

Всё большее значение приобре­тают аквакультуры — разведение уст­риц (Франция, Япония и др.) и рако­образных, рыбоводство (в том числе выведение из икры мальков, которых выпускают в море), выращивание морских водорослей (съедоб­ных, как ламинарии, кормовых или технических, как агар-агар).

Многие страны снаряжают океанографические экспедиции, проводят глубоководные исследования, изучают возможности про­мышленного использования морских ресурсов.

Смотрите также: